Воспитательный процесс на уроках ОБЖ
статья по обж на тему

Мокрицкая Елена Евгеньевна

В данной статье описывается актуальность патриотизма, как части воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный процесс на уроках ОБЖ.

(статья)

Воспитательный процесс на уроках ОБЖ базируется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, нравственного, воинского воспитания обучающихся. Воспитательная работа является основной частью общеобразовательного процесса.

        Я считаю, что воспитательная работа является основной частью общеобразовательного процесса. Воспитание на уроках ОБЖ и внеурочных мероприятиях  базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации.         

        Эффективность  воспитательного процесса достигается созданием необходимых условий для учебы,  всесторонним информационным обеспечением и требовательностью к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная, как коллективная, так и индивидуальная работа с учащимися.         

В моём понимании преподаватель-организатор ОБЖ - не просто предметник, а прежде всего воспитатель, играющий важную роль в формировании личностных качеств обучающихся.

Поэтому ему нужна своя, разработанная с учетом содержания и специфики преподаваемого учебного предмета программа воспитания - целенаправленная система мероприятий, нацеленная на формирование личности безопасного типа поведения, подготовку старшеклассников к военной службе, воспитание патриотизма, толерантности, милосердия, пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, наркомании, токсикомании. Эта воспитательная программа должна обеспечивать единство воспитания и обучения, быть тесно взаимосвязанной с разрабатываемой преподавателем-организатором ОБЖ рабочей программой. Важное место в процессе формирования гражданина и патриота у обучающихся занимает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Чтобы каждый урок и внеурочное мероприятие стали для школьников решением важных и интересных актуальных проблем, касающихся их личных интересов, которые их волнуют. Для более  достоверной  информации по вопросам, изучаемым в рамках курса ОБЖ необходимо привлекать специалистов: медицинских работников, представителей органов внутренних дел, МЧС, военкомата, других государственных и общественных структур.

        Я считаю, что моя работа, только тогда имеет положительный результат, когда изученные нормы и правила применяются моими учениками в повседневной жизни. Формирование патриотических чувств и сознания у обучающихся формируется за счет разнообразных форм патриотического воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, оборонно-спортивная направленность).

Основные направления воспитательной работы, используемые мною, как преподавателем - организатором  ОБЖ.

  • Безопасность;
  • Патриотизм;
  • Гражданственность;
  • Нравственность;
  • Интеллект и общение;
  • Здоровье и ЗОЖ.

Основные  цели воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:

1.Содействовать разностороннему развитию личности, в том числе активной гражданской позиции и чувству патриотизма.

2.Воспитывать чувства  ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

2.Формировать готовность к самостоятельному нравственному и профессиональному выбору на основе гражданско-патриотических и  духовных ценностей.

3.Развивать потребность и способность к самосовершенствованию и самореализации, необходимых гражданину для прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

4.Формировать у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Основные  задачи воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:

1.Через  систему уроков и внеурочных мероприятий воспитывать патриотическое  отношение к историческому и героическому наследию  России, своей национальной культуре.

2.В проводимой воспитательной работе акцентировать внимание на воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

3.Обеспечивать развитие черт личности необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; создавать условия для проявления  творческих способностей и личностной самореализации школьников.

4.Формировать у учащихся в учебной и внеурочной работе целостное миропонимание на основе современного научного мировоззрения.

5.Формировать в учебной  деятельности основы культуры здоровья и ведения здорового образа жизни.

Составной частью подготовки по курсу ОБЖ  и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений я считаю, призвано стать патриотическое  воспитание обучающихся.

Актуальность патриотизма и его  необходимость во все времена очень точно выразил известный русский педагог и общественный деятель Л.В.Вахтёров: «Любовь к родине — это потребность всякого здорового сердца». Мужество, жертвенность, героизм, любовь к Отчизне, народу - основные качества патриотизма.

Главной задачей патриотического воспитания является формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина-патриота. Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ не может быть оторвано от патриотического воспитания в школе в целом (уроки истории, обществознания, литературы). Но курс ОБЖ занимает  главенствующее место в патриотическом воспитании учеников.

В школе организована система военно-патриотического воспитания, которая включает: 

  • усвоение курса ОБЖ;
  • знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
  • общефизическую подготовку;
  • занятие военно-прикладными видами спорта;

Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, которое включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к народу и его героическим свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Формирование патриотизма необходимо начинать, как можно раньше, учитывая возрастные особенности обучающихся.

Составные части патриотического воспитания:

Военно-патриотическое воспитание:

  • Взаимодействие с организацией ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинами-интернационалистами, военкоматом района, воинской частью,  с правоохранительными органами.

Гражданско-патриотическое  воспитание:

  • Взаимодействие с правоохранительными органами, организациями ПСО, ГО, МЧС,  ГИБДД. Изучение основ законодательства.

Культурно-патриотическое  воспитание:

  • Воспитательное  воздействие российской культуры,  искусства и образования. Экскурсионная  программа, посещение музеев,  выставок,  концертов.

Образование - как часть патриотического воспитания:

  • Введение патриотического компонента в рамках  учебных предметов, таких как история, обществознание,  русская литература,  ОБЖ.

В нашей школе проводится следующая работа по формированию военно-патриотических качеств личности:

  • Особое внимание уделяется отечественным достижениям в науке, культуре и т.д. Проведение целевых уроков посвященных знаменательным  событиям и датам, выдающимся личностям Отечества. Проведение викторин, конкурсов во время предметных недель (исследовательские работы учащихся, разработки буклетов, презентаций).
  • Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. (обучающиеся школы активно участвуют в районных соревнованиях по пулевой стрельбе из мелкокалиберной винтовки, «Кроссе наций», «Лыжне России», «Военно-спортивном ориентировании», «Военно-спортивных тестах», где неоднократно становились победителями и призерами соревнований.
  • Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над памятниками павшим воинам на Богородском кладбище; мемориальная акция «Свеча памяти», вахта памяти - возложение цветов к Пискаревскому мемориалу; проведение митингов и т.п.).
  • Проведение экскурсий, уроков Мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и тыла к Дню Победы, акция «Солдатский треугольник» и др).
  • Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях (встречи с воинами-интернационалистами, ветеранами Великой Отечественной войны и др) .
  • Особую роль в воспитании патриотизма играет семья. Пример родителей, старшего поколения родственников, гордость за их отвагу и доблесть позволяет осознать принадлежность к судьбе  Отечества, с гордостью относиться к светлым событиям и славным историческим победам (Акция «Бессмертный полк» и др.)

        Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина и этнической родины.  Опросив старшеклассников (69 чел.) мы получили следующие результаты,   из       которых   можно   сделать   вывод,    что   патриотическое воспитание в нашей школе, находится на высоком уровне. Большинство учащихся считают себя патриотом (75%) и гражданином (88%)своей Отчизны.

Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина, хотя Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Патриотизм в России является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности

Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности....

Гуманитаризация учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства

В статье раскрываются вопросы о проблеме, которая была актуальна во все времена, а именно, о воспитании в подрастающем поколении высоконравственных качеств через призму изобразительного искусства....

Использование дифференцированных методов в воспитательном процессе на уроке немецкого языка

Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга.    В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен п...

Воспитательный процесс на уроках ОБЖ

Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей личности. Патриотизм в России является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в кач...

Игра как воспитательный процесс на уроках английского языка

В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательного потенциала урока английского языка.Также обсуждается игра как метод обучения и воспитания на уроках английского языка....

Учителя и ученики в учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеурочное время).

Педагогический процесс уникален по многим причинам. Одна из главных − субъект-субъектный характер обучения и воспитания. Никакого положительного результата нельзя достигнуть без учета личностног...