Разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия"
методическая разработка по обж (8 класс) на тему

Щербакова Светлана Николаевна

В разработке очень подробно и пошагово описывается весь урок по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия" К этому материалу есть рабочая презентация и карта ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.66 КБ
Файл Презентация к уроку1.42 МБ
Файл карта ученика19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Карта урока по ОБЖ

Урок №13 «Аварии на гидротехнических сооруженияхи их возможные последствия»

Класс:8.

Тема: Аварии на гидротехнических сооруженияхи их возможные последствия

Продолжение учебного занятия: 40 мин.

Цели и задачи учебного занятия:

Образовательные:

  • Формирование основных понятий ГТС;
  • Возможные причины и последствия аварий на  гидротехнических сооружениях.

Развивающие:

  • Умение логически мыслить;
  • Рассуждать, анализировать, и давать грамотные ответы по теме.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
  • Воспитание ценного отношения к своему здоровью и жизни.

Оборудование:  мультимедийный проектор, стационарный компьютер.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент

1.Приветствие учащихся.

2. Проверка отсутствующих на уроке.

Присутствие уч.-ся

  1. Актуализация изучаемого предмета

-На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Аварии на взрывопожароопасных объектах » И сейчас мы  проверим, как вы усвоили данную тему. Выполнение тестового задания по теме «Аварии на взрывопожароопасных объектах»

–Работать вы  будете самостоятельно,  на слайдах будут появляться задания,внимательно читайте и давайте ответ (тестирование на 2 варианта)

После окончания теста поменяйтесь работами с соседом, проверьте работу, оцените в соответствии с критериями.

Дети отвечают на поставленные вопросы письменно в заготовленных карточках.

  1. Изучение новой темы урока.

 - На слайде аббревиатуры:

ХОО; РОО; ГОО (Дать расшифровку аббревиатур.С какой вы ещё не знакомы. Связать с предстоящей темой урока)

– На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение темы   «Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия» и вы узнаете о том, что такое гидродинамические аварии, гидродинамически опасные объекты и гидротехнические сооружения.

- В России довольно поздно появилась необходимость в строительстве гидротехнических сооружений. В отличие от других стран из-за богатства водных ресурсов Русь не испытывала дефицита воды. Как вы думаете почему?

- Совершенно верно. Многочисленные полноводные реки и озера вполне удовлетворяли потребность населения в воде. Еще одна особенность Руси — утоление жажды из родника, колодца. Поэтому очень многие поселения имели свои родники, которые служили для людей главным источником водоснабжения. Многочисленные реки и озера были источниками добычи рыбы, являлись связующими водными путями, по которым шли караваны с товарами в заморские страны.

- Первые гидротехнические сооружения, в основном, возводились как оборонительные сооружения, в виде каналов вокруг крепостей и городов. Учитывая огромные пространства России и удаленность многих областей от морских путей, реки явились связующими водными путями, которые позволили самым отдаленным уголкам участвовать в жизни страны. Те богатства, которыми владела Русь, встречались именно на реках, по которым шли караваны с грузом, товарами. Судоходство на Руси требовало улучшать имеющиеся водные пути или искать новые.  Такие работы проводились уже в XII веке. В основном каналы строились, чтобы миновать коварные пороги на реках, которые невозможно было преодолеть груженым кораблям, или для соединения бассейнов рек. Учитывая, что в те времена судоходство осуществлялось волоком, бурлаками, предпринимались попытки спрямить русла рек для уменьшения пути следования товаров.

Все эти водные сооружения называются гидротехническими сооружениями. (см видеоролик) Какими они бывают посмотрим из видео:

  • Водоподпорные;
  • Водопроводящие;
  • Водозаборные;
  • Водосбросовые;
  • Регуляционные;
  • Специальные.

Аварии на всех ли перечисленных ГТС могут привести к катастрофическим последствиям?

Авария на таком ГОО (гидродинамически опасный объект) называется ГДА.

ГДА (гидродинамическая авария)– это  чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

Зона катастрофического затопления – это зоназатопления, возникшая в результате гидродинамической аварии, случившейся на гидротехническом сооружении, в пределах которого произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительно повреждены или уничтожены здания и различные сооружения. 

Волна прорыва – это…

Численность населения, проживающего в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью, при возможных авариях на этих объектах превышает 7 млн человек.

Крупнейшие ГЭС России:

  1. Саяно-Шушенская ГЭС
  2. Красноярская ГЭС
  3. Братская ГЭС
  4. Усть-Илимская ГЭС
  5. Зейская ГЭС
  6. Нижегородская ГЭС
  7. Жигулёвская ГЭС              
  8. Волжская ГЭС                    
  9. Саратовская ГЭС

На территории нашей области функционирует Саратовская ГЭС.

История знает много примеров катастрофических последствий аварий на ГТС из-за разрушения плотины. Рассмотрим самую последнюю аварию на Саяно-Шушенской ГЭС 11 августа 2009 года. (см. презентацию и сообщение)

Динамическая пауза!!!

Давайте рассмотрим возможные причины аварий на ГОО и возможные последствия (заполнить таблицу)

Возможные причины аварий

Возможные последствия

  • Природное воздействие (землетрясение, ураган и т.д.)
  • Воздействие человека (теракты, военные действия и т.д.)
  • Ошибки в проектировании
  • Конструктивные дефекты
  • Нарушение эксплуатации ГТС

1.Прекращение функционирования ГТС (материальный ущерб и т.д.)

2.Вред здоровью и жизни людей

3.Катострофическое затопление обширных территорий, прекращение судоходства и.т.

Дети формулируют тему урока, цель урока и задачи.

Просмотр видеоролика.

Нет. Только на тех, которые сдерживают огромные массы воды (ГЭС, шлюзы, дамбы, водохранилища и т.д.)

Записывают определения в тетрадь.

Рассмотреть карту, с зоной катастрофического затопления.

Записывают определение.

Сообщение ученика с презентацией.

Дети разминаются, гимнастика для глаз и т.д.

Работа с учебником (стр.122-123)

  1. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы:

 - Что такое гидродинамическая авария?

 - Какие причины могут вызвать разрушение гидротехнического сооружения?

- Какие гидродинамические сооружения, функционируют в нашей области?

Дети дают ответы

  1. Домашнее задание

1.Изучите § 5.8, на листках подготовить информацию о каких-либо ГДА на ГТС.

  1. Рефлексия

Поставьте на карточках смайлики: веселого или грустного

Рисуют

VII.Самооценивание

Оцените свою работу на уроке

Делают самооценку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа 28. 04.17г

Слайд 2

Проверка знаний: I вариант II вариант К взрывопожароопасным объектам относятся (выбрать неверный ответ): А) нефте - и газопроводы; Б) предприятия нефтехимической промышленности; В) предприятия ядерного топливного цикла А) атомные электростанции; Б) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности; В) транспортный танкер по перевозке нефтепродуктов

Слайд 3

Проверка знаний: I вариант II вариант 2. Возможными причинами аварий на взрывопожароопасных объектах могут быть (выбрать верный или верные ответ( ы )): А) сильный ветер; Б) террористический акт В) высокая степень износа оборудования А) нарушение трудовой дисциплины Б) гололед В) террористический акт

Слайд 4

Проверка знаний: I вариант II вариант 3. Перечислить возможные последствия аварии на ВпОО : А)загрязнение окружающей среды Б)вред жизни и здоровью людей В)вред растительному миру А)вред жизни и здоровью людей Б)загрязнение окружающей среды В)вред животному миру

Слайд 5

Проверка знаний: I вариант II вариант К взрывопожароопасным объектам относятся (выбрать неверный ответ): А) нефте - и газопроводы; Б) предприятия нефтехимической промышленности; В) предприятия ядерного топливного цикла А) атомные электростанции; Б) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности; В) транспортный танкер по перевозке нефтепродуктов Возможными причинами аварий на взрывопожароопасных объектах могут быть (выбрать верный или верные ответ( ы )): А) сильный ветер; Б) террористический акт В) высокая степень износа оборудования А) нарушение трудовой дисциплины Б) гололед В) террористический акт Перечислить возможные последствия аварии на ВпОО : А)загрязнение окружающей среды Б)вред жизни и здоровью людей В)вред растительному миру А)вред жизни и здоровью людей Б)загрязнение окружающей среды В)вред животному миру

Слайд 6

Аббревиатуры: ХОО - РОО - ГОО -

Слайд 7

8 класс Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия

Слайд 8

Гидротехнические сооружения

Слайд 9

Гидротехнические сооружения: Водоподпорные; Водопроводящие; Водозаборные; Водосбросовые ; Регуляционные; Специальные.

Слайд 10

На всех ли ГТС аварии могут привести к катастрофическим последствиям?

Слайд 11

Гидродинамические опасные объекты (ГОО) - это сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после него (нижний бьеф) , аварии на которых могут привести к катастрофическим последствиям.

Слайд 12

Гидродинамическая авария - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

Слайд 13

Зона катастрофического затопления - это зона затопления, возникшая в результате гидродинамической аварии, случившейся на гидротехническом сооружении, в пределах которого произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительно повреждены или уничтожены здания и различные сооружения.

Слайд 14

Численность населения, проживающего в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью, при возможных авариях на этих объектах превышает 7 млн человек. Крупнейшие ГЭС России: Саяно-Шушенская ГЭС Красноярская ГЭС Братская ГЭС Усть-Илимская ГЭС Зейская ГЭС Нижегородская ГЭС Жигулёвская ГЭС Волжская ГЭС Саратовская ГЭС

Слайд 16

Гидродинамическая авария на Саяно-Шушенской ГЭС (сообщение)

Слайд 17

Динамическая пауза!!!

Слайд 18

Работа с учебником (стр.122-123) Причины гидродинамических аварий Возможные последствия гидродинамических аварий

Слайд 19

Ответить на вопросы: - Что такое гидродинамическая авария? - Какие причины могут вызвать разрушение гидротехнического сооружения? - Какие гидротехнические сооружения, функционируют в нашей области?

Слайд 20

Домашнее задание: § 5.8, на листках подготовить информацию о какой-либо ГДА на ГТС.

Слайд 21

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Карта обучающегося (йся)_____________________________________ класса _________

Задание 1 «Проверка знаний»:

  1.  –
  2.  –

Оценка за тестирование

Задание 2 «Рефлексия»

Задание 3 «Самооценка за урок»

Самооценка

Карта обучающегося (йся)_____________________________________ класса _________

Задание 1 «Проверка знаний»:

  1.  –
  2.  –

Оценка за тестирование

Задание 2 «Рефлексия»

Задание 3 «Самооценка за урок»

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

План-конспект урока в 6 классе по теме “Здания и сооружения: Эмпайр Стейт Билдинг”.

Подробный план-конспект урока в сопровождении красочной презентации и приложения "Мини-тест"....

Разработка урока для 9 класса по ИЗО на тему"Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства"

Цель. Формирование представления о фотографии как одном из изобразительных возможностей искусства.Задачи:познакомить с этапами развития фотографии, становлением фотографии как искусства;вырабатыв...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

ОБЖ_8 класс_11-Аварии на гидротехнических сооружениях

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для 8 классов средней общеобразовательной школы....