РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине « БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка по обж (11 класс) на тему

Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Организация учебного процесса. Самостоятельная работа студентов. Контроль усвоения, рубежный и итоговый контроль знаний.
Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии СПО учебного заведения..
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b.m.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  

Республики Адыгея

Майкопский политехнический техникум

                                                                                                               Утверждаю

Зам. директора по УМР

И.В. Зозуля

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по учебной дисциплине

«  БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Профессии: мастер общестроительных работ, повар-кондитер,

Разработал:  руководитель ОБЖ

Безусько Максим Викторович

Рассмотрено на заседании

МК __________________

протокол №___

от «____» ______201__г.

Председатель МК ___________

г.  Майкоп

                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  « БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

со сроком обучения 2 года 10 месяцев

                                            Содержание учебной дисциплины.

                                                                Введение 
    Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Организация учебного процесса. Самостоятельная работа студентов. Контроль усвоения, рубежный и итоговый контроль знаний.
Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии СПО учебного заведения..
                                                          Методические указания
Цель дисциплины БЖД - обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
                                     
Необходимо представлять научные задачи БЖД:
- теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавания и количественная оценка) опасных и вредных факторов;
- комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека;
- оптимизация условий деятельности и отдыха;
- реализация новых методов зашиты;
- моделирование чрезвычайных ситуаций.
                                                 
Практические задачи  БЖД:
- выбор принципа зашиты;
- разборка и рациональное использование средств защиты человека и природной среды от негативных воздействий техногенных источников и стихийных явлений.
    Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
Студент должен знать аксиому о потенциальной опасности, основополагающем постулате БЖД - потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного пути и особо выделить актуальность проблем БЖД.

     БЖД - это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности.

     Нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны  и др.
   Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня среднего профессионального образования.

    Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она основана на представлении о целостности системы «человек - среда его обитания - применяемая техника». Безопасность жизнедеятельности обеспечивается охраной труда, техникой безопасности в производственной и бытовой сферах и охраной окружающей среды,  предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
  Целью изучения дисциплины, входящей в цикл обще профессиональных дисциплин, является получение выпускниками теоретических знаний и приобретение практических умений в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы  для:
- организации безопасных условий жизнедеятельности;
- участия     в     реализации     мер     по     защите     населения     и производственного     персонала    технических    объектов    в    условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и при ликвидации их последствий.
   Раздел программы «Основы военной службы» введен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным специальностям.

                                 Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД) 

    В результате изучения раздела студенты должны  иметь представление:
- об основных законодательных и нормативных актах РФ в области БЖ;
                                                                       
знать:
- отражение требований законодательных и нормативных актов в области БЖ в должностных инструкциях специалистов различных категорий;
                                                                     
уметь:
- пользоваться документацией по БЖ, применяемой на предприятиях;
- проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе со средствами измерений в сфере профессиональной деятельности.

                      Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
   Основные цели, задачи и принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС). Силы и средства ликвидации ЧС.
                                                  Методические указания
    Необходимо уяснить Российскую систему предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначение, структуру и задачи, роль и место гражданской обороны (ГО) по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
   В целях зашиты населения, природной среды осуществляется комплекс мероприятий: создание благоприятных условий жизнедеятельности, комфортных условий труда, защита природных сред и рациональное природопользование, защита населения и   территорий от ЧС, оповещение и информирование населения об опасности по местному телевидению и по местному радио, приведение в готовность средств защиты, проверка готовности систем и средств управления, подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики, проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.
   Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают сигналы оповещения гражданской обороны  «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

                                Обеспечение БЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и
                                                              военного времени.
  Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из  районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка.
                                                         
Методические указания.
    В этой теме студент должен разобраться в классификации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного происхождения и военного времени (стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение в случае войны различных видов оружия), причинах аварий и катастроф на промышленных объектах (вследствие воздействия внешних, природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов, нарушение правил техники безопасности).
   Следует рассмотреть чрезвычайные ситуации естественного происхождения - стихийные бедствия и способах защиты от них.   При изучении темы необходимо представлять, какое значение имеет охрана природы на современном этапе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов - одна из важнейших экономических и социальных задач государства. Необходимость охраны природы закреплена в Конституции РФ.

                          Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 
   Здоровье человека и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни. Питание, двигательная активность и закаливание организма. Режимы труда и отдыха, правила личной гигиены.
   Факторы, формирующие и разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления вредными и опасными психоактивными веществами.
  Ситуации, при которых необходима первая медицинская помощь. Виды ран и травм. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
                                                           Методические указания.
   В этой теме студент должен уяснить, как оказать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, электротравмах, утоплении, повреждении головы и позвоночника, повреждении грудной клетки.
   Простейшими способами реанимации: искусственное дыхания, массаж сердца…
                                                               Практические занятия
   Первая медицинская помощь при травмах, ожогах, ранениях. Транспортирование пострадавших в укрытие.

                                                     Основы военной службы 

   В результате изучения раздела студенты должны  иметь представление:
- об основных требованиях Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ;
                                                                     знать:
- нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;
- основные требования к уровню подготовки призывников;
- права и обязанности военнослужащего;
                                                                    уметь:
- выполнять нормативы физической подготовки;
- выполнять элементы
 строевой подготовки.

       В результате освоения программы дисциплины студент должен иметь представление:

  1. о взаимодействии человека со средой обитания, о результатах воздействий опасных и поражающих факторов;
  2. об организации основных мер по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  3. структурно-функциональную организацию человека с точки зрения взаимодействия и окружающей средой;
  4. техногенные, природные, социальные, комбинированные опасности, их источники и порождаемые ими опасные, вредные и поражающие факторы

                                                           знать и уметь использовать: 
- основы применения экобиозащитной техники и рациональных условий труда, идентификации опасных и поражающих факторов в условиях ЧС;
- принципы организации единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций;
- основные задачи единой государственной системы предупреждения в чрезвычайных ситуациях;
- роль и место гражданской обороны по защите населения в чрезвычайных ситуациях;
- порядок оповещения и информирования населения об угрозе аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- особенности радиоактивного заряжения местности, воздуха и воды;
- бактериологическое оружие, способы и признаки его применения, химическое оружие;
-современные обычные средства поражения;
- борьбу с пожарами;                      
- грамотное поведение населения в чрезвычайных ситуациях по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- положение военной доктрины как составной части комплекса нормативных, правовых, концептуальных и программных политических документов;
- Федеральный Закон о воинской обязанности и воинской службе;
- структуру  Вооруженных Сил РФ, их боевые традиции и символы воинской чести;
- пользоваться теоретическими знаниями для решения практических вопросов в сложных   чрезвычайных ситуациях;
- выбирать системы и средства защиты, применяемые в профессиональной деятельности;
- оказывать помощь при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, ожогах,  
- извлекать раненых и пострадавших из полуразрушенных зданий, защитных сооружений  ;
-пользоваться средствами индивидуальной защиты;
-использовать защитные свойства местности;
                                                         
владеть навыками:
-наложение жгута при кровотечении;
- наложение бинтовых повязок при ушибах, ранах и переломах на различные части тела;
- искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;

    Изучение   материала по всем темам закрепляется проведением практических занятий,  или выполнением контрольно-тематических работ. Изложение учебного материала  проводится с применением технических средств и аудиовизуальных средств обучения.
После каждого семестра проводится зачет с выставлением оценок.

     В соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службы» изучение раздела «Основы военных знаний» является обязательным для лиц мужского пола. В настоящее время Вооружённые Силы РФ комплектуются за счет призыва, в том числе и на контрактной основе, и профессия военного становится престижной,  как для граждан мужского, так и женского пола. В связи с этим программа тематического плана предусматривает совместное обучение юношей и девушек. 

 

                                                      Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации,
  2. Федеральные законы РФ: "Об образовании", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
  3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школы; НМЦ СПО, 2000.– 357 с.
  4. Гетия И.Г., Гетия С.И, Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учеб. пособие для среднего проф. образования / Под. ред. И.Г. Гетия. - М.: Колос, ИПР СПО, 2002.
  5. Костров А. М. Гражданская оборона: Учебник. / А.М. Костров. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности "Экономика и бухгалтерский учет":Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин и др.; Под ред. А.И. Гомолы. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 352 с.
  7. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: Изд. Центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.

Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учеб. заведений среднего проф. образования. - М.: Просвещение, 2003.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                               Общие понятия

     В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и  на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требует изучения вопросов безопасности жизнедеятельности (БЖД) на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.
    БЖД - это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности.

      Нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны  и др.
    Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня среднего профессионального образования

     Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она основана на представлении о целостности системы «человек - среда его обитания - применяемая техника». Безопасность жизнедеятельности обеспечивается охраной труда, техникой безопасности в производственной и бытовой сферах и охраной окружающей среды  и предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
    Целью изучения дисциплины, входящей в цикл обще профессиональных дисциплин, является получение выпускниками теоретических знаний и приобретение практических умений в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы  для:
- организации безопасных условий жизнедеятельности;
- участия     в     реализации     мер     по     защите     населения     и производственного     персонала    технических    объектов    в    условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и при ликвидации их последствий.
    Раздел программы «Основы военной службы»  введен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным специальностям.

                                        Содержание учебной дисциплины
    Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Организация учебного процесса. Самостоятельная работа студентов. Контроль усвоения, рубежный и итоговый контроль знаний.
    Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии техника, эксперта и техника-метролога.
                                                         
Методические указания
     Цель дисциплины БЖД - обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
                                    Необходимо представлять научные задачи БЖД:
- теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавания и количественная оценка) опасных и вредных факторов;
- комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека;
- оптимизация условий деятельности и отдыха;
- реализация новых методов зашиты;
- моделирование чрезвычайных ситуаций.
                                                 
Практические задачи  БЖД:
- выбор принципа зашиты;
- разборка и рациональное использование средств защиты человека и природной среды от негативных воздействий техногенных источников и стихийных явлений.
    Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
    Студент должен знать аксиому о потенциальной опасности, основополагающем постулате БЖД - потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного пути и особо выделить актуальность проблем БЖД.

     Изучение   материала по всем темам закрепляется проведением практических занятий,  или выполнением контрольно-тематических работ. Изложение учебного материала  проводится с применением технических средств и аудиовизуальных средств обучения.
    После каждого семестра проводится зачет с выставлением оценок.

     В соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службы» изучение раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность» является обязательным для лиц мужского пола. В настоящее время Вооружённые Силы РФ комплектуются, в том числе, и на контрактной основе, и профессия военного становится престижной как для граждан мужского, так и женского пола, в связи с этим программа тематического плана предусматривает совместное обучение юношей и девушек. Кроме того, в конце учебного года для учащихся мужского пола проводятся пятидневные учебные сборы в объёме 35 часов, сочетающие разнообразные формы организации теоретических и практических занятий.

 

                                                   ПРОГРАММА

                                       учебной дисциплины БЖД                                                        

                                                             Раздел 1

             Государственная система обеспечения безопасности населения.

                                                             Введение

Управление и правовое регулирование БЖД

Тема 1. Правила поведения в условиях ЧС.

1.1. Принципы обеспечения устойчивости объектов н/х, прогнозирования развития и оценки последствий при ЧС.

1.2. Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и быту. Производственный травматизм. Требования безопасности.

1.3. Краткая характеристика опасных и ЧС региона. Правила действий и поведения по сигналам оповещения.

1.4. Порядок и правила оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Тема 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

2.1. ГО, основные понятия, задачи и основные мероприятия ГО.

2.2. Современные средства поражения. Очаги поражения и действия в ОП.

2.3. Правила проведения полной и частичной санитарной обработки. Ветеринарная обработка животных, обеззараживание продуктов.

2.4. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. Средства пожаротушения.

2.5. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2.6. Отработка нормативов:

- правила поведения при получении сигналов оповещения;

- оказание первой медицинской помощи;

- использование ИСЗ.

2.7. Контрольная работа

                                                                  Раздел 2.

                                                 Основы военной службы

     Тема 3. Воинская обязанность граждан РФ

Основные мероприятия подготовки допризывной молодежи к военной службе, согласно получаемой профессии СПО.

3.1. Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Воинский учет, военно-учетные специальности (родственные, получаемым специальностям СПО).

3.2. Основные виды вооружения, военной техники и спецснаряжения, состоящих в войсках, в которых имеются ВУС, родственные профессиям СПО.

3.3. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.

3.4. Способы бесконфликтного общения  и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях прохождения военной службы.

3.5. Оказание первой медицинской помощи на поле боя.

3.6. Отработка нормативов:

-вынос, вытягивание раненного с поля боя;

- оказание ПМП.

3.7. Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус»

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :       - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социальной ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей СПО технического профиля

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей СПО технического профиля...

Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», по специальности СПО111801...

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 101101 Гостиничный сервис и с учетом Примерной прог...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07  Механизация сельского...

Рабочая программа общепрофессиональной подготовки учебной дисциплины: ОПД 06 «Безопасность жизнедеятельности» (код и наименование профессии) 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.01.03 «Автомеханик» укрупненной группы пр...