План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе. Тема: "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

Тема урока : "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте.

Задачи урока: 

1. Формирование представления об анатомно - физиологических особенностях организма.

2. Изучение  показателей физического развития в подростковом возрасте

3. Ознокомление с правилами личной гигиены в подростковом возрасте.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_obzh.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  школа № 10

План-конспект  урока

по основам безопасности жизнедеятельности

в 7 классе

Тема: «Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте»

Подготовил:  Учитель физической культуры и ОБЖ

Матвеев Эдуард Васильевич

Кулебаки, 2017 год

Тема урока: Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Дата проведения: -----17 г.

Тип урока: комбинированный урок

Технология урока: Технология интегрирования учебных дисциплин

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте

Задачи:

1. Формирование представления об анатомо-физиологических особенностях организма;

2. Изучение показателей физического развития в подростковом возрасте;

3. Ознакомление с правилами личной гигиены в подростковом возрасте.

Планируемые  результаты:

1. Сформируется представление об особенностях развития подросткового возраста;

2. Умение определять уровень своих показателей физического развития;

3. Формирование личной гигиены.

Основные термины, понятия: Подростковый возраст, физическое развитие.

Оборудование: ИКТ, учебная литература.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводная часть урока.

Приветствие. Проверка списочного состава класса. / 1-2 минуты

Сообщение темы и цели урока. / 2-3 минуты

Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя). / 8-10 минут

Основная часть урока. / 20 минут

Рефлексия. / 8 минут

Домашнее задание. / 2 минуты

Оросить старосту на предмет наличия обучающихся в классе. Сделать пометки в журнале.

Познакомить учеников с новой темой

Выделить с учениками основную цель урока.

Опрос по теме домашнего задания. При необходимости внесение корректировок

Учитель: Подростковый возраст – период жизни человека с 12-13 до 18 лет. Это возраст, когда происходит биологическая, психическая и социальная перестройка организма, ведущая к зрелости.

Грани перехода от детства к зрелости условны. Так, древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» в буквальном смысле означало «не имеющий права говорить». В словаре В. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» - около 14-15 лет, а юноша – как «молодой», «парень от 15 до 20 лет и более».

В подростковом возрасте происходит половое созревание человека, сопровождающееся ускоренным физическим развитием.

В это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем

(Показ презентации). 

Происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей, что обусловлено главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Однако темпы роста разных частей тела неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений – появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят.

Развитие организма – сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях.

Основными внешними показателями физического развития подростка является длина, масса тела и окружность грудной клетки. Большое значение имеют также состояние осанки, степень развития мускулатуры, мышечный тонус, развитие подкожной жировой клетчатки.

В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. В этот период у мальчиков начинают проявляться контуры мускулатуры спины и груди, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей.

У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается, у них заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бёдра, от чего фигура девочки выглядит более округлой.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и у детей одного пола.

Как правило, дети с интенсивным ростом раньше вступают в период полового созревания и быстрее его проходят. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, однако чрезмерная масса тела – истинное ожирение – тормозит половое созревание.

В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов. Часто в этом возрасте наблюдается повышение кровяного артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль. Чаще отклонения в работе сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой, или, наоборот, при чрезмерных физических нагрузках, не соответствующих возрасту.

Нередко в подростковом возрасте при интенсивном чтении, работе с компьютером и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения. При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении могут возникать головокружения, неприятные ощущения в области сердца, живота, в ногах. Причиной этих расстройств может быть психическое и физическое перенапряжение.

Известно, что на физическое развитие человека в этом возрасте оказывают существенное влияние не только наследственные, но и многие внешние факторы, такие как экологическая обстановка, режим питания, режим труда и отдыха, чередование умственного и физического труда, двигательная активность и др.

Очень важно соблюдать правила личной гигиены в подростковом возрасте. В связи с эндокринной перестройкой организма усиливается функция сальных желез, что ведёт к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться, ежедневно принимать душ.

Девушкам порекомендуем подмываться водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не следует принимать ванны; лучше обмыться под душем или облить тело тёплой водой. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоёмах, необходимо воздержаться от длительного хождения пешком, бега и прыжков.

Итак, знание закономерностей своего развития в подростковом возрасте является основой для формирования системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к полноценной взрослой жизни. При этом систему здорового образа жизни нужно строить с учётом не только общих физиологических, но и индивидуальных особенностей. Тем самым вы обеспечите гармоничное развитие своего организма.

Рефлексия – учитель задаёт вопросы обучающимся:

  1. В чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте?
  2. Каково значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья?

3. Как вы строите собственную систему здорового образа жизни?

Учитель: Ребята, какой вывод можно сделать по данной теме урока?

.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Отметить работу учащихся на уроке.

Домашнее задание: пересказ параграфа 7.3   Мальчики сделать презентацию на тему: «Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте

 Девочки сделать кроссворд «Личная гигиена» 10 слов

Выставление и комментирование оценок.

Н

Урок имеет связь с предыдущими уроками в рамках изучения раздела здорового образа жизни и его значения для жизни человека Формирование здорового образа жизни и гармонического физического развития.

 

 Использовал объяснительно-иллюстративные, исследовательские методы обучения, применил информационно-коммуникационные технологии.

.

Формирование цели «ознакомление  с особенностями организма в подростковом возрасте.

 Дополнение по пройденному материалу.

Ученики отвечают на вопрос что какие изменения происходят с телом в подростковом возрасте. (сверяют свои ответы со слайдами на презентации)

Ученики отвечают на вопрос :

Внешние показатели физического развития ( Масса тела, окружность грудной клетки, осанка, мышечный корсет, развитие подкожной жировой клетчатки.

Ученики отвечают какие правила личной гигиены необходимо соблюдать.

(Регулярно умываться с мылом, принимать душ)

Отвечают на поставленные вопросы.

  1. Изменение внешних показателей.Функциональное расстройство органов.Половое сзревание

Обучающиеся. Подростковый возраст – период жизни человека с 12-13 до 18 лет. Это возраст, когда происходит биологическая, психическая и социальная перестройка организма, ведущая к зрелости. В подростковом возрасте происходит половое созревание человека, сопровождающееся ускоренным физическим развитием

Список литературы:  

Учебник ОБЖ 7 класс А.Т Смирнов, Б.О. Хренников

Интернет ресурсы:

infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

План- конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности.

Конспект урока по теме "Чрезвычайные ситуации"....

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Рассмотрим в чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте, каково значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья....

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...