Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования "Использование игровых технологий на занятиях обучения стрельбе в полиатлоне , на этапе начальной подготовки."
методическая разработка по обж на тему

Мещеряков Андрей

В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях при проведении занятий в рамках ОБЖ и в секциях дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

 ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АВАНГАРД»

Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования

«Использование  игровых технологий на занятиях обучения стрельбе  в полиатлоне , на этапе начальной подготовки»

                                                                              Разработал:

                                                      тренер преподаватель  

                                                       А.А.Мещеряков

                                                                               

г. Тарко-Сале

2015 год

Аннотация.

В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях при проведении занятий в рамках ОБЖ и в секциях дополнительного образования.

Суть излагаемого вопроса состоит в том , как максимально быстро обучить детей младшего школьного возраста основным навыкам стрельбы из пневматического оружия учитывая их возрастные особенности используя игровой и соревновательный методы.

Настоящая работа призвана оказать помощь тренерам преподавателям спортивных школ, учителям физической культуры и ОБЖ общеобразовательных учреждений и педагогам дополнительного образования при обучении стрельбе из пневматического оружия, для подготовки команд на соревнования по стрельбе , а также  учащихся для сдачи норм комплекса ГТО.

Новизна вопроса заключается в том ,что на таком раннем уровне развития детей ,методик обучения детей стрельбе просто не существует .

Работу составил :

Мещеряков Андрей Александрович

тренер преподаватель МАУ ДО СДЮСШОР «АВАНГАРД»

первая квалификационная категория   сот.т.89195541582

Пояснительная записка.

Актуальность данной работы заключается в том, что данная методика позволяет сократить период освоения обучающимися основных технических приемов прицеливания за счет большей концентрации внимания на обработку выстрела в процессе игровой и соревновательной деятельности.

В связи с повсеместным внедрением комплекса ГТО в процессе реализации программы Правительства Российской Федерации( Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 “О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)”)

и  из за отсутствия в большинстве образовательных учреждений НВП настоящие рекомендации помогут быстрее и качественнее обучать учащихся стрельбе.

       В результате овладение опытом быстрого и правильного обучения учащихся стрелковым навыкам преподавателями и инструкторами дополнительного образования будет способствовать более качественной подготовке обучающихся. Соответственно использование игрового и соревновательного методов напрямую способствует повышению мотивации обучающихся к быстрому и качественному освоению стрелковых навыков.

 

Содержание.

Стрельба – это вид спорта требующий от спортсмена выдержки, концентрации внимания и морально волевых качеств. Сама специфика стрелковой подготовки предусматривает более спокойную и уравновешенную работу спортсмена на огневом рубеже.

      Психика ребенка младшего школьного возраста устроена таким образом, что порой бывает очень рудно сконцентрировать его внимание на «объекте» изучения или  заставить его сосредоточится длительное время на рассмотрении определенного материала(психология младшего школьного возраста).

      Но при должной педагогической работе ребенок приобретает способность сосредоточивать свое внимание достаточно продолжительное время. Дети интересуются не только совершенствованием своих движений, но и находят большое удовольствие в играх и соревнованиях.

   Под влиянием занятий укрепляются волевые качества детей, они начинают проявлять достаточное упорство и решительность в освоении новых способов и упражнений, прилагают усилия для лучшего выполнения поставленных задач. С этой целью надо использовать развивающуюся в этом возрасте способность к отвлеченному мышлению, сознательному контролю над движением, применяя объяснение и показ.

(Грачев О.К., Харламова Е.В.2005.)

 Так вот, используя игровой и соревновательный методы обучения мы добиваемся желаемых результатов..

  1. «Дуэльная» стрельба на скорость –участвуют 2 спортсмена, перед учащимися ставится задача: зарядить оружие, прицелится сделать выстрел как можно быстрее и точно.

-для проведения этого упражнения потребуется мишень типа(установка для пневматического биатлона) или падающая мишень, как обыкновенных городских тирах (медведи ,зайцы и т.д.) которую можно быстро взвести…

    Перед началом игры формируются соревнующиеся пары

 -Оружие находится на столах перед обучающимися ,выдается один (патрон)пулька ,кисти рук находятся на коленях .По команде руководителя учащиеся делают изготовку, находят свою мишень, заряжают оружие и делают прицельный выстрел. Побеждает тот кто быстрее «закрыл» или сбил свою мишень.

  Так победитель выходит в следующий круг. Игра ведется до выявления победителя ,не зависимо от количества участвующих..

2. «Перестрелка»- участвовать могут пары, тройки, четверки и т.д. все зависит от места проведения , количества мишеней и оружия. Эта игра уже проводится с передвижением учащихся к огневому рубежу(расстояние любое на усмотрение тренера и зависит от подготовленности занимающихся).Задача участников игры: как можно быстрее добраться до оружия зарядить и закрыть мишень «соперника».

-для проведения этого упражнения потребуется мишень типа(установка для пневматического биатлона) или падающая мишень, как обыкновенных городских тирах (медведи ,зайцы и т.д.) которую можно быстро взвести…

    При проведении командных соревнований , соответствующее количество мишеней и оружия.

Перед началом игры формируются соревнующиеся пары либо команды.

Оружие и боеприпасы находятся на огневом рубеже. Стрельба проводится из положения лежа(с упора или без определяет руководитель, все зависит от возраста и подготовленности учащихся) участник игры должен попасть в мишень соперника. Как только мишень «упала» или закрылась установка игрок считается «убитым»(то есть не имеет больше права стрелять даже если его оружие уже заряжено) условия соревнования оговариваются заранее ,количество участников ,команд,  выстрелов также оговаривается заранее.

-По команде участники выстраиваются на старте, преодолевают дистанцию , занимают определенное руководителем  место на огневом рубеже заряжают стреляют на скорость и точность выполняя поставленные задачи.

Игра ведется до определения победителя с выбыванием.

Соответственно все проводится с соблюдением правил техники безопастности соответствующим виду спорта.

 Наиболее сложные моменты в обучении стрельбе детей данной возрастной группы и заключаются в том что , преподаватель имеет короткий отрезок времени когда ребенок может концентрировать внимание на объекте изучения.

 Поэтому применение данных игр в обучении, «подстегивает» обучающихся концентрировать свое внимание на основных моментах изучения техники стрельбы и выработке основных качеств стрелка.

Как правило уже после первого применения  таких игр во время занятий, сразу же изменяется само поведение обучаемых на следующих занятиях при отработке навыков стрельбы. Что естественно ускоряет процесс усвоения знаний и навыков в учебном и тренировочном процессе.

Список литературы:

1. Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие/ Подред.доцента

 Е.В.Харламова ._М.: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр    «МарТ»,2005.-464с.(Серия «Учебный курс»).

2. Вайнштейн, Л. М. Психология в пулевой стрельбе / Л. М.Вайнштейн.  – М., 1981.

3. А.Д. Дворкин «Стрельба из пневматических винтовок». М.:ДОСААФ,   2009г

4. Жилина, М. Я. Методика  тренировки стрелка – спортсмена/ М. Я.   Жилина.    – М., 1986.

5. Иткис, М. А. Специальная подготовка стрелка – спортсмена / М. А.Иткис. – М ., 1982.

6. Кинль, В. А. Пулевая стрельба / В. А. Кинль.  – М., 1989.

7. Михайлов, Л. Е. Спортивное оружие / Л. Е. Михайлов, И. Е. Семеновых. – Ижевск, 1981.

8. Насонова, А. А. Пулевая стрельба / А. А. Насонова. –  М. : Советский спорт,  2005.

9. Поляков, М. И. Стрельба влет / М. И. Поляков. –  М. : Изд-во Грант-Фаир,  2011.

10. Потапов, А. А. Тактическая стрельба / А. А. Потапов.  – М. :  Изд-во Грант Фаир, 2011

Приложение №1

Инструкция

по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся

1. Всегда обращайтесь с пневматическим оружием как с заряженным и взведённым.

2. Никогда не направляйте оружие на то, во что не собираетесь стрелять. Ни в коем случае не направляйте оружие на людей!

3. Оружие всегда должно быть направлено стволом в сторону мишеней, при переноске - стволом вверх.

4. Никогда не держите палец на спусковом крючке, даже если оружие разряжено и не взведено.

5. Заряжать и взводить оружие можно только на огневом рубеже по команде руководителя стрельбы.

6. Учитывайте возможную траекторию полёта пули при пробитии мишени, при рикошете и при промахе.

7. При стрельбе из винтовки с установленным оптическим прицелом учитывайте, что ось канала ствола находится ниже оси прицела. Возможно попадание пули в близко расположенные предметы, не видимые в прицел или расположенные ниже прицела, но напротив ствола.

8. При прицеливании через телескопический оптический прицел не касайтесь окуляра бровью. Пневматическое оружие обладает отдачей и при выстреле возможна травма брови или глаза.

9. Контролируйте территорию, на которой ведётся стрельба. Особенно при использовании оптического прицела.

10. При стрельбе на короткие (менее 5 метров) дистанции используйте защитные очки.

11. Не передавайте друг другу заряженное и (или) взведённое оружие.

12. Не оставляйте заряженное и (или) взведённое оружие.

13. Старайтесь не оставлять оружие без присмотра.

14. Не прикасайтесь к чужому оружию без разрешения руководителя стрельбы.

15. Не трогайте оружие, если в районе мишеней находятся люди, даже если оружие не взведено и не заряжено.

16. Когда стрельба не ведётся, держите оружие открытым (с открытым затвором), но не взведённым и не заряженным.

17. Перед стрельбой проверяйте техническое состояние оружия, затяжку крепёжных винтов.

18. Не разбирайте заряженное и (или) взведённое оружие.

19. Ремонт, настройка и проверка работоспособности оружия производится в специально отведённом месте с соблюдением всех мер безопасности.

20. Беспрекословно выполняйте команды руководителя стрельбы, в противном случае вас отстранят от стрельбы.

 Позиции при стрельбе

из пневматического оружия (винтовки)

Указательный палец должен располагаться перпендикулярно спусковому крючку. Фактически только средний палец обхватывает и удерживает рукоять ружья. Большой палец, безымянный и мизинец лишь покоятся на рукояти.

Для позиции “сидя”

  • глубоко вдохните;
  • повернитесь на 30 градусов от цели (вправо);
  • ваша левая нога должна располагаться по направлению к цели;
  • поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу так, как вы обычно стреляете;
  • расположите винтовку на ладони левой руки;
  • поставьте левый локоть на упор (колено, поверхность стола);
  • поставьте правый локоть на упор, или оставьте "свисать" вдоль тела;
  • расслабьте левую руку;
  • расслабьте плечи;
  • расслабьте спину;
  • расслабьте все тело;
  • сделайте вдох;
  • выдохните наполовину;
  • увеличьте давление на спусковой крючок (примерно в два раза);
  • прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд);
  • произведите выстрел;
  • проследите за попаданием;
  • выдохните;

для последующих выстрелов повторяйте с п.4.

Рис. 4. Изготовка для стрельбы сидя за столом с опорой локтями о стол. Винтовка над левым локтем:

а) - вид сбоку;

б) - вид спереди.

Изготовка для стрельбы лежа с руки

Это положение наиболее удобное и выгодное, так как обеспечивает лучшую устойчивость и стрелка, и винтовки, а, следовательно, дает лучшие результаты стрельбы. Неудобство состоит только в одном: пневматические винтовки заряжать приходится, поворачиваясь на правый бок перед каждым выстрелом или вставая перед каждым выстрелом.

Ложиться надо после команды руководителя стрельбы «ЛОЖИСЬ». Лечь на живот, опираясь на локти и слегка раскинув прямые ноги в стороны носками наружу. Правая нога может быть немного согнута в колене. Мышцы ног расслаблены. Тело стрелка немного развернуто влево (рис. 5).

Основой правильного положения корпуса стрелка служит угол, образуемый направлением корпуса стрелка (2) и линией прицеливания (1). Величина этого угла зависит от индивидуальных особенностей стрелка и устанавливается опытным путем самим стрелком в пределах от 15 до 30°. При малом угле поворота корпуса стрелка локоть левой руки будет левее винтовки. Стрелок вынужден будет излишне напрягать мышцы, чтобы удержать винтовку и направить ее в мишень. Излишнее напряжение вызывает преждевременное утомление стрелка, увеличивает колебания винтовки, и результаты стрельбы резко ухудшаются. Слишком большой угол затрудняет удобство в прикладке, отчего точность стрельбы также ухудшается. Наиболее удобное положение будет такое, когда локоть левой руки находится под винтовкой, а винтовка без всякого напряжения мышц направлена в мишень.

Изготовка для стрельбы лежа с упора

Упор значительно повышает меткость стрельбы, если им правильно пользоваться. В качестве упора используются (1) мешочки с песком, опилками, ватой и т. п. Если они маленькие, то под них можно класть деревянный ящик. При стрельбе с упора на него кладется кисть левой руки (вид а), а на её ладонь цевьем кладется винтовка. Возможен и второй способ стрельбы с упора (вид б) - на упор кладется не кисть руки, а цевье винтовки, а кисть руки снизу поддерживает приклад винтовки.

Высота упора около 25 см и подбирается индивидуально для каждого стрелка. Проверить высоту упора можно, если после изготовки стрелка убрать упор. При правильно подобранном по высоте упоре после того, как его убрать, положение корпуса стрелка, его руки и винтовки не должны измениться.

При низком упоре или расположении корпуса близко к упору для прицеливания придется напрягаться, прижимаясь к полу. При высоком упоре или расположении корпуса далеко от упора стрелку придется при стрельбе приподыматься, что ухудшит результаты стрельбы. Для выбора наиболее удобного положения с наименьшим напряжением мышц тела стрелок должен незначительно перемещать корпус и локти рук вперед и назад.

Приложение №2

Методические принципы, применяемые при обучении детей стрельбе.

При обучении детей правильной и меткой стрельбе рекомендовано применять следующие принципы обучения:

  1. Принцип последовательности - поэтапное, постепенное освоение приёмов и правил стрельбы.
  2. Принцип практической деятельности – учитывает, то что ребёнок стремится прежде всего попробовать что-либо сделать сам, реализовать своё творческое начало. Поэтому, мало эффективно начинать обучение стрельбе с углублённой теории. Наскоро усвоив правила заряжания и прицеливания ребёнок будет и в мыслях и во внешних проявлениях устремляться к практической деятельности. Удовлетворив первичный интерес к новым действиям – начав стрелять, далее будет способен воспринять последующие объяснения - как сделать его стрельбу более меткой.
  3. Принцип взаимосвязи поможет педагогу донести до сознания ребёнка зависимость результатов стрельбы от правильности положения тела, освещённости, ровности удержания оружия, правильности дыхания и плавности нажатия на спусковой крючок.
  4. При усвоении навыков грамотной стрельбы так же важен принцип наглядности. При разборе очередной стрельбы важно показать ребёнку зависимость его результата от совершённых ошибок.
  5. Принцип обоснованности поможет педагогу объяснить значение требований и правил при проведении стрельб.
  6. Принцип безопасности выполнения всех действий, незыблемости требований безопасности при обращении с любым оружием защитит ребёнка от возможных травм.
  7. И как нигде в обучении стрельбе важен принцип многократного повтора приёмов, применяемых при проведении стрельб.

Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнений. Упражнение – это не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности. Упражнение должно быть таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение.

Повторение особенно важно на первых этапах обучения стрельбе, так как за время перерывов в тренировках дети часто их забывают.

Так же вполне применимы и общие принципы обучения:

  1. Научности - когда требования и рекомендации объясняются не только с практической точки зрения, но и подкрепляются научными данными.
  2. Принцип систематичности позволит выработать стойкие навыки меткой стрельбы. При больших перерывах в тренировках навыки могут частично или полностью утрачиваться.
  3. Принцип доступности позволит при объяснении учесть возрастные и социальные  особенности развития конкретных обучающихся.
  4. И как в любой деятельности, вызывающей личный интерес ребёнка, педагогу при обучении стрельбе важно использовать принцип сознательности и активности обучающихся, который выражается в том, что каждый стрелок стремится получить более качественный результат своей стрельбы.

Приложение №3

Алгоритм действий руководителя стрельбы

по обеспечению безопасности стрельбы

Перед началом стрельбы:

- назначает дежурного по тиру, оцепление места, оборудованного для стрельбы, инструктирует их и наблюдает за точным выполнением ими своих обязанностей. Проверяет соответствие мишенного оборудования условиям выполняемого упражнения. Осматривает полосу тира (места, оборудованного для стрельбы), чтобы убедиться, нет ли каких-либо предметов в направлении стрельбы, которые могут вызвать рикошеты;

- проверяет наличие и состояние оружия и пулек, определяет место пункта боевого питания;

- проверяет знание стрелками мер безопасности и правил поведения во время стрельбы;

- производит расчет стреляющих на смены;

- указывает для очередных смен место ожидания, которое должно быть на безопасном расстоянии от исходного положения;

- выстраивает очередную смену для стрельбы на исходном положении.

Во время стрельбы:

- дает распоряжение на подачу сигнала «Огонь!»;

- вручает очередной смене стреляющих оружие (пневматические винтовки);        

- выводит на огневой рубеж очередную смену и руководит стрельбой;

- следит, чтобы на огневом рубеже, кроме участников стреляющей смены, не было посторонних лиц;

- по окончании стрельбы командует: «Стой, разряжай» - и проверяет выполнение команды;

- подает для стреляющей смены команду «Встать!»;

- немедленно прекращает стрельбу при нарушении мер безопасности.

По окончании стрельбы:

- организует сбор и сдачу оставшихся пулек;

- организует осмотр мишеней стрелявшей смены;

- осматривает мишени, делает разбор стрельбы и ведет учет результатов стрельбы;

- возвращает смену на исходное положение, дает распоряжение на передачу оружия очередной смене и продолжает стрельбу;

- проверяет оружие, оставшиеся пульки, составляет акт о расходовании пулек, приводит тир (место, оборудованное для стрельбы) в порядок;

- докладывает руководителю образовательного учреждения о результатах стрельбы.

 Меры безопасности при организации стрельб

При проведении стрельб в закрытом тире (месте, оборудованном для стрельбы) назначаются:

исходное положение, обозначаемое полосой;

огневой рубеж (линия огня), который устанавливается на безопасном расстоянии от исходного положения;

пункт боевого питания - место для хранения пулек;

место для ожидания очередной смены;

место для ремонта, настройки и проверки работоспособности пневматического оружия.

 Меры безопасности при проведении стрельб

из пневматической винтовки

Перед стрельбой обучающихся делят на смены с учётом наличия оружия и количества мишеней.

Очередная смена стреляющих по команде строится на исходном положении. Затем проверяется знание ими условий упражнения и мер безопасности при стрельбе. Каждому стреляющему руководитель ставит задачу: «Учащийся Петров, стреляйте по мишени номер один. Место для стрельбы первое». Руководитель стрельбы выдает патроны, а каждый стреляющий докладывает: «Учащийся Петров пять пулек получил».

После команды руководителя стрельбы "Смена на огневой рубеж – “ШАГОМ МАРШ!”, стреляющие занимают свое место на огневом рубеже.

Обучаемые по команде руководителя стрельбы «Смена, лежа – ЗАРЯЖАЙ!» изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Учащийся Петров к стрельбе готов». Руководитель, проверив положение, занятое каждым стреляющим, подает команду на открытие огня “ОГОНЬ”.

Если стреляющие допускают ошибки при подготовке или в ходе стрельбы, руководитель подает команду “Прекратить стрельбу”, указывает на ошибки, добивается их устранения, затем вновь подает команду “ОГОНЬ”.

Закончив стрельбу, каждый обучаемый докладывает: «Учащийся Петров стрельбу окончил».

После окончания выполнения стреляющими упражнения руководитель стрельбы подает команду: «Стой, разряжай, оружие – к осмотру!».

Каждый стреляющий разряжает оружие, открывает ствол (затвор) и докладывает: «Оружие разряжено».

Затем руководитель стрельбы осматривает оружие по правилам, изложенным в наставлении по стрелковому делу, и, если необходимо, проверяет количество неизрасходованных пулек.

Осмотрев оружие, руководитель подает команду «Встать», дает указание стреляющим, если необходимо, собрать оставшиеся пульки и сдать их, затем организует осмотр мишеней, указывая им на допущенные ошибки, объявляет результат и оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме " Развитие активной учебно - познавательной деятельности школьников на уроках и дополнительных занятиях с целью повышения качества образования"

Данный опыт возник в условиях МБОУ "Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области". Для работы над опытом были взяты учащиеся 5-7 классов. Активизация познавате...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)

.  В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...

Конкурсное испытание "Методический семинар" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА".

Конкурсное испытание "Методический семинар" . Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготов...

Пояснительная записка к методическому семинару "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА"

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востре...

Конспект занятия "Развитие силовой выносливости боксера этапа начальной подготовки"

План - конспект учебного занятия "Развитие силовой выносливости боксёра на этапе начальной подготовки"...