Модульный урок по ОБЖ
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Овинкина Ирина Ивановна

Технология модульного обучения предусматривает деление учебного материала на отдельные логически завершенные учебные материалы и определение цели каждого из них

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnoe_obuchenie_obzh.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта 


Ф.И.О. Овинкиной Ирины Ивановны
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 6
Тип урока:обобщения.  

Тема

М-1 «Автономное существование человека в условиях природной среды.

М-2 Ориентирование на местности»

Цели и задачи

 в результате овладения содержанием модуля обучающиеся должны знать:
- что такое ориентирование и зачем человеку нужно уметь ориентироваться;
- уметь пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании;
- знать правила работы с компасом и действия при определении азимута;
- найти решения задач, возникающих перед человеком при вынужденном автономном существовании.

УУД

  • ЛичностныеУУД:   формирование сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного существования,
  •  Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности
  •  Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения
  • Познавательные УУД: общеучебные

Планируемые результаты

Предметные: формирование умений пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании, знать правила работы с компасом и действия при определении азимута

Личностные:уметь работать со сверстниками
Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения:

НРЭО

Уметь работать с топографической картой Челябинской области и г Магнитогорска.

Основные понятия

  
ориентирование на местности, компас, азимут, горизонт

Педагогические технологии

Межпредметный  модуль (модульное обучение)

Оборудование

Компасы, атласы, топографическая карта, учебники, раздаточный материал (карточки с заданиями), компьютер, мультимедйный  проектор,

презентация «Ориентирование на местности».

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Уч-ль: Подготовка к уроку.

Вступительная часть(1-2минуты):

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, устраивайтесь хорошо. Посмотрите на свои столы и уберите лишние предметы.

Настраивает детей (обучающихся на работу).

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

  1. Целевая установка

Интегрирующая цель:

  • Закрепить и углублять знания по ориентировании на местности, полученные на уроках ОБЖ.
  • Повторить основные способы ориентирования.
  • Отработать умение ориентироваться на местности с помощью природных тел и разных приборов.

Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала.

Записать тему в тетрадь.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные.

  1. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемного вопроса.

Уч-ль: Задание:
Повторить термины и понятия.
Ответить на вопросы: Что означает?
-ориентироваться
-горизонт
-линия горизонта
-основные и промежуточные стороны горизонта
-ориентирование на местности
-гномон
-компас
-азимут

Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала.

Работа в парах. Ответы обучающихся с использованием ранее полученных знаний на разных учебных предметах (уроках). 

Участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Уч-ль : Цель:
Закрепить знания ориентирования по небесным светилам.
Вопросы:

На какую сторону горизонта в полдень падает тень от гномона? (на север)

Какую сторону горизонта показывает Полярная звезда и как можно найти ее в звездном небе? (северную надо найти созвездие Большой Медведицы, затем, по воображаемой линии, соединяющей две последние звёзды ковша, отсчитать 5 отрезков, равных расстоянию между этими звёздами .)

Определите стороны горизонта по солнцу и часам, рассмотрев рис. на стр.63(учебник по ОБЖ 6 кл.)

-на какой стороне горизонта бывает Солнце: а) в 7 ч утра; б) в 13 ч; в) около 19 ч.
-как можно найти направление север-юг с помощью часовой стрелки?

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

Дети слушают, готовят свои ответы

Работа с текстом учебника.

Познавательные:

добывают информацию в учебнике.

Уч-ль: Цель:
Закрепление знаний ориентирования по растениям и животным.
Задание:
Ответить на вопросы:

Как можно определить стороны горизонта в лесу? (С помощью деревьев; по ветвям и более грубой коры на северной стороне ствола сосны, и светлой и эластичной коры на южной стороне у берёз. В жаркую погоду большее выделение смолы происходит с южной стороны у смолистых деревьев. По годичным кольцам  пней).

Кроме деревьев, с помощью каких растений можно ориентироваться? (Мхи и лишайники более развиты на северной стороне стволов деревьев. Трава на северных окраинах полян бывает гуще, потому что земля более увлажнена).

Какие животные и насекомые могут помочь человеку найти стороны горизонта? (Муравейники чаще всего строятся муравьями с южной стороны от дерева).

На какой стороне деревьев появляются грибы? (на севере).

Какие еще признаки вам знакомы?

          «Мозговая атака»

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

Дети слушают друг друга,

Дают устные ответы, проводят «Мозговую атаку».

Познавательные:

добывают информацию в разных источниках, кроме учебника.

Уч-ль: Цель:
Закрепить знания ориентирования по местным признакам.
Вопросы классу:

По какому направлению прорубают просеки в лесу?(Север-юг, запад-восток )

В зимнее и весеннее время года снег подтаивает больше на…? ( южных) склонах бугров и холмов.

С какой стороны около больших камней и пней летом почва увлажнена больше? (С северной).

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

Устные ответы обучающихся

Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

  1. Физкультминутка

Физкультминутка (2-3 мин).

Показ готовой физминутки (презентация).

Выполняют предложенные упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Уч-ль: Цель:

Знать правила работы с компасом и действия при определении азимута.

 Уметь ориентироваться по компасу на местности и определить чему равен азимут и его направление при определении маршрута.

 Знать разницу между истинным и магнитным азимутами                                                       Знакомство с компасом . (см. приложение)      
Практическая работа:

Уч-ль:
-азимут- это угол между направлением на север и на какой-либо предмет.
Задание:

Соориентировать компас.

Определить стороны горизонта кабинета по компасу.

Определить чему равен азимут направления: а) север; б) юг; в) запад; г) восток.

 Какой стороне горизонта соответствует азимут в 2250 ; в 1350  ; в 3150.

С помощью физической карты полушарий в атласе определите азимут между географическим и магнитным полюсами Земли.

раздача компасов (на каждую парту один компас) инструктаж учителя о правилах работы с компасом.

Выступает ученик с сообщением

 

Выполняют практическую работу по работе с компасам и нахождения выбранного азимута, стороны горизонта

определяют азимут между географическим и магнитным полюсами Земли.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

  1. Этап усвоения и осмысления новых знаний

Уч-тель: Цель: Определение направлений и азимута по плану.

Прочитайте заглавье 4 на стр. 16 по учебнику.

По плану местности определите:

 а) в каком направлении от реки Урал находятся заросли кустарника?
б) В каком направлении от лиственного леса находиться деревня Абзаково?
в) Определите азимут от гаража школы до отметки высоты 162,3.
 
г) Вы шли по направлению с азимутом 30º; по какому азимуту вы будете возвращаться? (210º).

Тестовый контроль:

В солнечный полдень в северном полушарии тень указывает направление на:

       а) юг; б) север; в) восток; г) восток.

С какой стороны приобретают окраску ягоды и плоды раньше?

       а) с восточной; б) с южной; в) с северной; г) с 
              западной.

Какая сторона муравейника более отлогая?

       а) южная; б) северная; в) восточная; г) западная.

На какой части горизонта находится Полярная Звезда?

       а) на южной; б) на северной; в) на восточной; г) 
              на западной.

На какую сторону горизонта обращены алтари и часовни православных церквей?

       а) на север; б) на юг; в) на восток; г) на запад.

Какой стороне горизонта соответствует азимут в 900 ?

       а) север; б) юг; в) восток; г) запад.

Какой стороне горизонта соответствует азимут 1350 ?

       а) северо-востоку; б) юго-востоку; в) северо-        
             западу; г) юго-западу.
Ответы:1-а; 2-б; 3-а; 4-б; 5-в; 6-в; 7-б.

Создает эмоциональный настрой.

Выслушивает ответы обучающихся

Работа детей с учебником и определение направлений по азимуту

Проверка знаний

Самостоятельная работа в тетрадях,

взаимопроверка

Метапредметные:

участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы.

  1. Итоги урока

Уч-ль:

Подумайте и ответьте на вопросы:

Создает эмоциональный настрой.

Метапредметные.

На какой стороне от Москвы находится город Магнитогорск ? (На юго-востоке).

На какой стороне от центра города находится наша школа? (На востоке).

Организует подведение итога урока.

Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

  1. Этап рефлексии

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) Больше всего на уроке мне понравилось___________________________

2) Самым интересным сегодня на уроке было__________________________

3) Самым сложным для меня сегодня было____________________________

4) Сегодня я поняла (л)_____________

5) Сегодня я задумалась (ся)_________

6) Сегодняшний урок показал мне____

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

Выставление оценок за работу на уроке.

Д/З: §6 учебника, вопросы и задания

Заранее раздать готовые бланки с вопросами для проведения этапа рефлексия.

Устно или письменно ответить на вопросы рефлексии.

Регулятивные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Однородные члены предложения. Модульный урок.

Урок «Знаки препинания при однородных членах предложения »,  построенный на основе модульной технологии обучения, является уроком  усвоения новых знаний и формирования умений и навык...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...