"Научно-методическое сопровождение процесса обучения предмета ОБЖ "
методическая разработка по обж (11 класс)

Петров Сергей Алексеевич

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы особенно в предмете ОБЖ зависит от умелого использования многообразия форм ее организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsess_obucheniya_obzh.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Республики Адыгея

Тахтамукайский район

МБОУ «СШ№25» п.Энем

Доклад на тему:

Научно-методическое сопровождение процесса обучения предмета ОБЖ

Выполнил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Петров С.А.

       Успех и эффективность учебно-воспитательной работы особенно в предмете ОБЖ зависит от умелого использования многообразия форм ее организации.

      При осуществлении образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности широко используются нетрадиционные типы урока такие как:

-уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, эстафеты;

-уроки ОБЖ проводятся с 5-11 классы;

-количество отведенных уроков 35 часов. Составление часов распределяю на весь ученый год согласно календарному планированию.

      При составлении поурочного плана указываю тему урока и время отведенное ОБЖ примерно 5-7 минут для объяснения материала. В конце урока выставление оценки опираюсь на весь урок.

     На уроках ОБЖ применяю специальные, производные и комментированные упражнения.

      Специальные упражнения - многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков (надевание противогаза, измерение пульса и кровяного давления, наложение повязок, огневая подготовка и т.д.).

         Если в специальные упражнения вводятся упражнения, применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. При этом используется принцип от простого к сложному.

        Сущность комментированных упражнений состоит том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие ученики, а затем и весь класс принимает участие в объяснении материала. Прием комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися. Возможно включения элемента соревнования.

      Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований.

      К ним относятся:

• сознательная направленность каждого учащегося на повышение качества деятельности;

• знание правил выполнения действий и соблюдения мер безопасности;

• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться, а также учет достигнутых результатов;

высокая дисциплина.

     Процесс организации выполнения упражнения рекомендуется выполнять, следуя алгоритму:

  • учитель, объясняет цель и задачи предстоящей деятельности;
  • учитель показывает, как нужно выполнять то, или иное задание;
  • осуществляется первоначальное воспроизведение сильными учащимися учебных действий;
  • многократное тренировочное повторение учебных действий, направленных на приобретение практических умений и навыков.

        Одним из основных этапов в подготовительной работе учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий.

         Учебную ситуацию можно смоделировать вовлекая в диалог учащихся, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.)  и т.д.

         Наряду с уроком в преподавании курса ОБЖ используются и другие формы учебной работы. Наиболее распространенными являются такие как: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки).

       Массовая форма внеурочной работы по ОБЖ получила широкое распространение. Она включает школьные олимпиады (одно из действенных средств борьбы за глубокие и прочные знания), вечера безопасности жизнедеятельности (способствуют развитию творческих способностей), устные журналы (основной целью проведения является повышение интереса к предмету, умение своевременно и быстро откликаться на актуальные проблемы и события, этот метод дает возможность индивидуально работать с учащимися), научно-практические конференции.

       Особенностью массовой формы внеурочной работы является проведение разовых мероприятий, к участию в которых можно привлечь учащихся разных возрастных групп. Примером могут служить проведение «Дня здоровья», «Дня защиты детей», игры «Зарница», «А ну-ка парни»,туристические слеты  и др. При проведении зарницы учащимся объясняют правила оказания первой помощи при травме. Преподаватели-организаторы ОБЖ  и физической культуры проводят беседы на совместных занятиях в РМО и других площадках, разрабатывая положения для проведения совместных мероприятий.

Игровые технологии

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

     «Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры. Их задача заключается в том, чтобы раскрепостить интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу.

     Особое значение приобретает использование на уроках ОБЖ технологий интеграции в образовании.

      Интегрированные уроки по ОБЖ, могут проводиться на внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, уроки в форме соревнований и игр, уроки творчества, уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, дискуссия, диспут, устный журнал и т.д.).

       Так, при проведении урока по ОБЖ «Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества» возможна интеграция знаний предметных областей биологии, экологии, литературы; при проведении урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье» - биологии, химии, при проведении урока «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности» - биологии, обществознания, химии, технологии, физкультуры. Урок «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества» целесообразно провести в нетрадиционной форме – дебатов,

В итоге можно сделать вывод, что ОБЖ тесно связано не только с физической культурой и тренировочными занятиями, но прослеживается связь со всеми предметами изучаемыми школьной программой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Использование ИКТ в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Отчёт по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....

Использование современных образовательных технологий, том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Поэтому овладение те...

Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ в 2016-2017 учебном году

Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ в 2016-2017 учебном году...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью"....