Роль фрустрации смысложизненных стремлений в субъективной оценке качества жизни
статья по обж

Архангелова Ольга Сергеевна

В эссе представленны размышления автора на проблему удовлетворенности качеством жизни населения. Эта проблема напрямую свзываетс с блокировкой потребности в смысле жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kachestvo_zhizni.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фрустрации смысложизненных стремлений в субъективной оценке качества жизни

(философско-психологическое эссе)

Автор: Архангелова О.С.

Повышение уровня и качества жизни населения остается приоритетной  государственной задачей в политике России. В центре такой политики находится человек, а именно его благосостояние, физическое и социальное здоровье. За последние десятилетия  было разработано и реализовано немало национальных проектов в областях здравоохранения, жилищного строительства, образования, сельского хозяйства.

Однако, зачастую субъективная оценка человеком качества своей жизни остается низкой. В чем причина такой оценки, на что необходимо делать основной упор при разработке и реализации проектов по повышению качества жизни населения?

Человек остается неудовлетворенным качеством своей жизни по причине фрустрации стремления к смыслу жизни, утраты религиозных ценностей. Повышению качества жизни населения во многом будет способствовать возврат, обращение, к духовным, христианским ценностям.

Прежде чем привести некоторые аргументы в защиту нашего тезиса обратимся к самому понятию "качество жизни населения". Что оно означает? Каковы его показатели? Существует множество трактовок понятия «качество жизни населения» с позиций социологии, экономики, философии, психологии. Если взять за основу философское определение, то под качеством жизни следует понимать существенную определенность бытия, которая проявляется через способность удовлетворять конкретную совокупность потребностей людей или, иными словами, качество жизни – это степень соответствия условий жизни человека существующим у него потребностям.

Качество жизни пытаются охарактеризовать при помощи различных индикаторов, чаще всего встречаются следующие: доходы населения, качество питания, комфорт жилища, качество здравоохранения, качество социальных услуг, качество образования, культуры, сферы обслуживания, демографические показатели (продолжительности жизни, рождаемости, смертности), безопасность (социальная, физическая, имущественная, качество окружающей среды и т.д.

В конечном итоге все индикаторы можно поделить на два вида – объективные (природные и социальные) и субъективные индикаторы качества жизни. К последним относятся  когнитивные индикаторы оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни и эмоциональные индикаторы.

Большая часть проектов, направленных на повышение качества жизни  населения направлено на удовлетворение потребностей, которые американский психолог и основатель гуманистической психологии Абрахам  Маслоу охарактеризовал бы, как дефицитарные потребности и состояния (например, голод, холод, всякого рода опасность).

Но всегда ли удовлетворение дефицитарных потребностей влечет за собой повышение субъективной оценки  человеком качества собственной  жизни?

Если взять во внимание данные, которые приводит немецкий философ, социолог, психоаналитик Эрих Фромм в работе «Здоровое общество», то можно заключить, что высокий материальный уровень отнюдь не приводит к удовлетворенностью качеством жизни. Так, например, Фромм анализируя данные 1946 г. пишет, что «меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах, в тоже время рост материального благополучия в Европе сопровождался увеличением числа самоубийств». О чем говорят эти данные? Фромм делает вывод, что возможно это является иллюстрацией истинности библейских слов «не хлебом единым жив человек».

Эти данные могут стать иллюстрацией и других библейских слов, которые мы находим в  Евангелии от Луки: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения».

Почему человек остается неудовлетворенным? Одна из причин кроется в ненасытной природе человека. Как отметил святитель Лука Крымский «сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше…».

Обратившись опять же к теории Маслоу, можно заключить, что одна из причин такой неудовлетворенности качеством жизни, несмотря на удовлетворение базовых потребностей, заключается в блокировке потребности в самоактуализации, под которой понимается  наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.

Австрийский психолог, психиатр и невролог Виктор Франкл рассматривает самоактуализацию как побочный эффект потребности стремления к смыслу жизни.  Именно стремление к смыслу – фундаментальная мотивационная сила в людях.

Широко известно высказывание Ницше: «Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как». Созданное Франклом учение неоднократно это подтверждает. Будучи узником нацистского  концентрационного лагеря Франкл обнаружил – люди нуждаются в чем-то ради чего стоило бы жить.

Хотя зачастую стремление к смыслу  не осознается, тем не менее эта мотивационная сила дает о себе знать в состоянии, которое Франкл назвал экзистенциальным вакуумом.  Это состояние, когда люди, независимо от того насколько восполнены их материальные потребности, страдают от чувства неудовлетворенности, ощущения внутренней пустоты, бессмысленности и тщетности существования.

 Длительная фрустрация стремления к смыслу жизни (независимо от того, как удовлетворяются остальные потребности человека) может привести к распространенной невротической триаде, которая включает депрессию, наркоманию и агрессию.

Именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла - главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед.

В своем учении Франкл описывает различные пути реализации потребности в поиске смысла жизни. Один из них - религиозный. Так, Франкл отмечает, что для Альберта Эйнштейна задаваться вопросом о смысле жизни – значит быть религиозным. Однако это характерно не только для Эйнштейна, но и великого множества других людей. Религиозность, христианская вера, как ничто другое, делает жизнь осмысленной, помогает восстановить внутренние силы человека и является точкой опоры в различных жизненных условиях. Подтверждение этому мы можем найти в многочисленных примерах жизни  христианских мучеников и обыкновенных христиан.

Конечно же никакие государственные проекты не могут заставить быть религиозным и тем самым удовлетворить потребность в стремлении к смыслу жизни. Здесь ответственность лежит на самом человеке, это его свободный выбор. Однако государственная политика может отчасти способствовать обращению к христианской вере и ее укреплению, посредством, например, пропагандирования этих ценностей через  средства массовой информации, как мощнейшего инструмента влияния на сознание людей.

Заканчивая настоящее эссе, подводу следующие итоги:

- сами по себе проекты, делающие упор только на восполнение материального благосостояния граждан, зачастую не дают ожидаемого результата;

- причин, почему это происходит множество, одна из них коренится в греховной ненасытной природе человека, другая, на которой делался акцент в вышеизложенных рассуждениях - это неудовлетворенность потребности в стремлении к смыслу жизни;

- религиозная (христианская) вера делает жизнь осмысленной;

- государственная политика, направленная на повышение качества жизни населения будет наиболее действенной, когда наряду с проектами направленными на повышение материального благосостояния россиян будут разрабатываться и реализовываться проекты, направленные на обращение к духовным, а именно христианским ценностям, изначально присущим российской ментальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Субъективная оценка степени благополучия классного коллектива.

Анкета для классного руководителя. Вопросы анкеты помогут Вам построить профилактическую работу, соответствующую нуждам и особенностям вашего класса....

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Статья-презентация "Роль методического объединения школы "Английский язык" в системе внутришкольного контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"

Данная презентация содержит анализ деятельности методического объединения по организации контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"...

Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО) в повышении педагогической компетентности учителя

В статье представлен 2-двухлетний опыт работы педагогического коллектива по формированию системы оценки качества образования в гимназии, которая в настоящее время проходит в рамках эксперимента «Систе...

ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННО – ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ЕГО РОЛЬ В МОНИТОРИНГЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье говорится о введении института государственно-общественного управления, то есть создание условий для реформирования  образовательной организации  в реальный институт гражданского об...

Роль ОУ в сетевом взаимодействии по разработке системы оценки качества

В условиях модернизации системы российского образования повышение эффективности системы управления инновационными преобразованиями является одним из стратегических направлений развития. По инициативе ...