Работа с одаренными детьми на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по обж

Богатенкова Лариса Александровна

Опыт моей работы с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

 на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.

       Выявление одаренных детей на уроках основ безопасности происходит при правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении с их  интересами.      Каждый ребенок талантлив, но одаренный – это развивающийся в течение жизни, достигающий более высоких и незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

      Изменения, которые происходят сегодня в обществе, коренным образом влияют на задачи школы. Приоритет ученика, демократизация образования во многом по-новому заставляют взглянуть на поддержку одаренных школьников. Ведь одаренность это не только данные природой качества и способности, это, прежде всего, целенаправленная работа по развитию природного дара. Школьная среда призвана раскрывать этот дар.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большему сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от его семьи и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые проявляют интерес к различным мероприятиям, много читают, увлекаются робототехникой, спортом, строят планы и мечты.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно - они требуют особого подхода.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

-выявление одаренных детей;

-развитие творческих способностей;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, соревнования);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Для этого я использую личные наблюдения, тестирование, анкетирование, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.

Определив таких ребят, педагог должен научить их думать и проявлять интерес к предмету. В этих целях я использую творческие задания, практические занятия, занимательные материалы. На всех этапах урока ОБЖ я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей - предлагаю более сложные задания, ответы на которые можно дать, вспомнив материалы других предметов. Даются дополнительные задания на уроках. Систематически провожу уроки с практической направленностью. Стараюсь показать обучающимся, что знание предмета необходимо всем людям, в любых ситуациях. Провожу совместно с психологом школы, медицинским работником интегрированные уроки. При объяснении нового материала я использую схемы, рисунки, решаем кроссворды.

Большое внимание придаю вовлечению активных детей во внеурочную работу по ОБЖ. Обучающиеся с удовольствием участвуют в районных военно-спортивных соревнованиях «Зарница», «Орленок», «Смотр строя и песни», «Курс молодого бойца».

Важнейшей формой работы с одаренными обучающимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и заинтересованных детей. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года, определяем удобное для всех время и разбираем задания. Олимпиада позволяет решать не только просветительские, воспитательные, но и обучающие задачи, формирует у обучающихся навыки самостоятельной деятельности и культуру личной безопасности. Практическую часть олимпиадных заданий отрабатываем в спортивном зале, готовлю полосу с заданиями,  и каждый этап ученик выполняет самостоятельно, закрепляя навыки познавательной деятельности.

Предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач:

1.Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.

2.Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

3.Актуализация знаний по предмету «ОБЖ», расширение кругозора.

4.Формирование личностных качеств, таких как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели.

Я считаю, что любые мероприятия с обучающимися заключаются в том, что они должны обучать и воспитывать, а уж потом – выявлять лучших.

             Современная школа в условиях быстро меняющегося  мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей обучающихся, формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности.

В 2017 году в школе был сформирован отряд юнармейцев, который является примером младшим школьникам.  Юнармейцы школы активно принимают участие в военно-спортивных соревнованиях, проводят работу с младшими школьниками по строевой подготовке, по неполной разборке - сборке автомата Калашникова. Участвуют во всех торжественных мероприятиях посвященных Дню Победы.

           Невозможно привить интерес и воспитать чувства патриотизма, если сам учитель не является примером. Поэтому я провожу классные часы посвященные выводу войск из Афганистана, участвую в шествии Бессмертного Полка с портретом своего деда. Также совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, выступаю на школьных и районных семинарах.

         Работа с одаренными и способными  детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

       В заключение  хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний,  а также тесного сотрудничества с  другими учителями, обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства и педагогической  гибкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...

«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

       Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья для организации работы с одаренными детьми...

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...