Статья "Значение спортивного туризма для формирования жизненно важных умений и навыков у школьников".
статья

Тарасова Татьяна Александровна

Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основой воспитательной работы, как в период подготовки, так и в самом походе является труд юных туристов. Ценно то, что по видам этот труд чрезвычайно разнообразен, а по количеству – значителен. Поход ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение спортивного туризма для формирования жизненно

важных умений и навыков у школьников.

В спортивном туризме достаточно эффективно реализуются специфические функции физической культуры: образовательные, оздоровительные, воспитательные.

Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения (Н.А. Гулиев, Е.В. Кулагина, 2002).

Основой воспитательной работы, как в период подготовки, так и в самом походе является труд юных туристов. Ценно то, что по видам этот труд чрезвычайно разнообразен, а по количеству – значителен. Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения целей. Поход ставит каждого человека перед необходимостью трудиться.

Труд в походе носит общественных характер, работа одного необходима для всех. В процессе труда учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта). Так же туризм воспитывает активность, деловитость, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку в учащихся, это им пригодится в социальных общениях (В.И. Жолдак, 2003).

Рассматривая спортивный туризм, можно не рискуя, ошибиться, утверждать, что фактически любой поход, от 1-ой до 6-ой категории сложности является для его участников в той или иной степени учебным. Каждый новый пройденный поход уникален, с точки зрения преодолеваемых препятствий, примененной на маршруте техники, условий жизнеобеспечения и т.д. Следовательно, с каждым новым пройденным маршрутом туристы приобретают новый опыт. При этом, однако, не корректно определять спортивные походы, как учебно–спортивные (учебно–туристические) походы. Спортивные походы не планируются изначально как учебные. Их основная цель иная – пройти маршрут эффективно и безопасно, выполнить необходимые нормативы для присвоения спортивных разрядов и званий. В рамках осуществления спортивного похода нет места целенаправленному учебному процессу (сжатые сроки похода и напряженный график движения не позволяют его осуществлять).  Квалификация участников похода (их сумма туристических знаний, умений и навыков) должна изначально (до выхода на маршрут) отвечать сложности заявленного для преодоления маршрута. Такая квалификация приобретается туристами либо в результате их самообразования и самоподготовки либо в результате специального обучения (И. Е. Востоков, С. Н. Панов, 2001).

Учебно-туристический поход – это важнейшее мероприятие подготовки туристических кадров, где процесс обучения туризму планируется и осуществляется непосредственно в походных условиях. Цель туристического обучения участников – формирование у них специальных знаний, умений и навыков в технике и тактике туризма. Бесконфликтное общение в группах не менее важно, чем собственно преодоление маршрута похода. Данная цель и задачи диктуют особенности организации и проведения учебного похода (И. В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).

Когда походная группа удаляется от цивилизации, к участникам приходит понимание, что теперь можно рассчитывать только на свои силы и на помощь товарищей. Детскую беззаботность как рукой снимает. Возникает очень важная для воспитания обстановка – ответственная взаимозависимость, что способствует становлению и сплочению школьников. Автономное существование походной группы воспитывает осторожность, осмотрительность и бережливость. Рождается серьезное отношение к жизни друзьям. В походах участники могут быстро сблизиться, (складываться крепкая дружба) или могут поссорится (есть выражение «Познать настоящего друга можно только в беде»).

Литература:

  1. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме: т.3 / В.И. Жолдак. – М.: Советский спорт, 2003. – 240 с.
  2. Гулиев Н.А. Введение в специальность «Туризм»: учеб. пособие для вузов по специальности "Соц.-культур. сервис и туризм" / Н.А. Гулиев, Е.В. Кулагина. – Омск: ОГИС, 2002. - 187 с.
  3. Зорин И.В. Энцеклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 386 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения ПО ГЕОГРАФИИ...

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Методические рекомендации по коррекции нарушений формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников.

Механизмы, симптоматика и структура нарушений формирования счетных операций у детей – являются предметом исследований таких научных дисциплин, как: нейропсихология, нейрофизиология, нейролингвистика, ...

«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда».

Мастер-класс .Урок в 7 классе для детей с тяжелыми множественными  нарушениями развития...

Отчет по теме самообразования: «Технология ручной обработки металла - как основа формирования знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта».

Демократизация общества ставит в иные    условия возможности ручного труда и профессиональной подготовки школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные учреждения в настоящее время о...