Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 9-х классов
рабочая программа по обж (9 класс)

Чистяков Игорь Евгеньевич

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся  9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_obzh_9_kl.docx50.04 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 8

                                                                        Утверждаю

                                                                                                 Директор МОУ СОШ № 8

                                                                                                     __________ Корягина Л.В.

                                                                                                " ___ " ___________ 2019 г.

Рабочая программа

по

Основам Безопасности Жизнедеятельности

9 класс

2019-2020 учебный год

                                                                                        Составил:

                                                                                        Преподаватель-организатор ОБЖ

                                                                                        Чистяков Игорь Евгеньевич

                                                             

2019 г.

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………….…….……..3

Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………….….4

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)……………….……6

Содержание учебного материала и тематическое планирование по ОБЖ 9 класс ……..10

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 9 класс………………………….…….11

Учебно-методическая литература…………………………………………………………..16

Материально-техническое обеспечение…………………………………………….………18

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся  9-х классов муниципального общеобразовательного учреждения Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 8 Московской области разработана на основе авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2017.).

Цели и задачи рабочей программы

Целями основного общего образования в современных условиях являются:

-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

-приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.

          При разработке содержания данной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

- учёт основных закономерностей развития теории безопасности;

- интегративность;

- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

               Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества.

- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им.

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.

     

В соответствии с учебным планом МОУ Дмитровская СОШ № 8, в соответствии с вариативной частью базисного учебного плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 9-х классов рассчитана на 34 часа учебного времени в год (количество учебных часов в неделю – 1). В общее количество часов входят часы для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, исследований и т.п.

 При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная, деятельностная технология, практико-ориентированный подход, ИКТ и др.

   Промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением «О текущей и промежуточной аттестации» в форме контрольного теста.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами являются:

-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от   внешних и внутренних   угроз;

-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами являются:

-овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами являются:

1. В познавательной сфере:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения   и   возможные   последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3.В коммуникативной сфере:

- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4.В эстетической сфере:

- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5.В трудовой сфере:

- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

- умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Настоящая рабочая программа предусматривает следующие виды деятельности, которые способствуют успешной реализации механизма формирования ключевых компетенций у учащихся 9-х классов МОУ Дмитровская СОШ № 8:

Участие в конкурсах разного уровня.

Проведение социологического опроса.

Проведение экспериментов.

Конспектирование.

Работа с учебником.

Фотографирование объектов.

Работа над рефератом.

Участие в экскурсии.

Поиск информации в библиотеке.

Поиск информации в электронных энциклопедиях.

Поиск информации в школьной медиатеке.

Использование информации из Интернета.

Выступление с сообщением.

Взаимоконтроль

Участие в дискуссии.

Участие в анкетировании.

Собеседование.

Рабочая программа предусматривает виды внеурочной воспитывающей деятельности:

  • познавательная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность.

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) на основе рабочей программы курса ОБЖ учащихся 9-х классов предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • основных прав и обязанностей гражданина в области безопасности;
  • знание особенностей развития г. Дмитрова;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Ученик  получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временнớй перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 9-х классов в рамках образовательного процесса в МОУ Дмитровская СОШ № 8 подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
  • предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;
  • обучение в зоне «ближайшего развития»,
  • обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;
  • создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям учащихся, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых школьников. Кроме того, определяется мера трудности содержания для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для учащихся 9-х классов. При этом учитывается необходимость социализации учащегося, осознание им своего места в школьном коллективе. Учитываются также знания и опыт  школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление учащемуся права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности.

6. Преемственность и перспективность обучения. В МОУ «СОШ № 8» уже установились преемственные связи методической системы обучения. Осуществляется деятельность по развитию у школьников умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. Критерием этой деятельности являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые даны в  ФГОС: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

2-3. Содержание учебного материала и  тематическое планирование по ОБЖ 

(34 учебных часа)

№ п.п.

Тема раздела

Количество часов

Содержание

1

Основы безопасности личности, общества и государства

20

 Россия в мировом сообществе и национальная безопасность. Национальные интересы России. Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности. Организация обороны Российской Федерации. Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан. МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций. Структура МЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности.  Современные средства поражения, их  поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Защитные сооружения Гражданской обороны. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Терроризм и безопасность человека. Международный терроризм и безопасность России.

2

Основы формирования здорового образа жизни

14

Понятие о здоровье. Табакокурение и его вред. Алкоголь и его вред. Наркотики и их вред. Рациональное питание. Основы подбора продуктов питания. Как выбрать безопасные продукты. Гигиена одежды. Занятия физической культурой.  Рекомендации специалистов МЧС. Правила оказания первой помощи.

Календарно-тематическое планирование 9 класса

(34 учебных часа)

№ п.п.

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

9 А

9 Б

9 В

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

1.

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность

Учебно-познавательная

Знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Аналитическая

Анализировать явления и события природного, социального и техногенного характера, выявлять причины их возникновения   и   возможные   последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Анализировать  состояние окружающей среды. Уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Практическая

Уметь применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Отработать действия по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Моделировать ситуацию вызова экстренных служб защиты населения.

Вырабатывать практические навыки по оказанию первой помощи при во время чрезвычайных ситуаций.

Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения.

Вырабатывать алгоритм безопасного поведения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций.

Решать ситуационные задачи при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций.

Применять правила само- и взаимопомощи.

Вырабатывать правила собственного безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах при возникновении различных опасных ситуациях.

Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Воспитывать в себе основы экологической культуры, бережно относиться к окружающей среде.

02.09-06.09

2.

Национальные интересы России

09.09-13.09

3.

Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности

16.09-20.09

4.

Организация обороны Российской Федерации

23.09-27.09

5.

Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан

30.09-04.10

6.

МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций

07.10-11.10

7.

МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций. Структура МЧС

14.10-18.10

8.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

21.10-25.10

9.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи

05.11-11.11

10.

Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности

12.11-18.11

11.

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

19.11-25.11

12.

Современные средства поражения, их  поражающие факторы, мероприятия по защите населения

26.11-02.12

13.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

03.12-09.12

14.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Порядок действий при эвакуации из зоны ЧС

10.12-16.12

15.

Защитные сооружения Гражданской обороны

17.12-23.12

16.

Чрезвычайные ситуации природного характера

24.12-09.01

17.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

10.01-16.01

18.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

17.01-23.01

19.

Терроризм и безопасность человека

24.01-30.01

20.

Международный терроризм и безопасность России

31.01-06.02

Раздел 2. Основы формирования здорового образа жизни

1.

Понятие о здоровье

Учебно-познавательная

Знать основные понятия и структуру ЗОЖ; роль питания как составляющей ЗОЖ; влияние двигательной активности на здоровье человека;

социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики              Знать основные понятия, функции и показатели здоровья. Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

Знать способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия и влияние вредных привычек на здоровье человека.

Практическая

Уметь применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.

Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

Уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

Уметь вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.

Уметь в повседневной жизни организовать правильное и рациональное питание

07.02-13.02

2.

Табакокурение и его вред

14.02-20.02

3.

Табакокурение и его вред. Последствия табакокурения для организма человека

21.02-28.02

4.

Алкоголь и его вред

02.03-06.03

5.

Алкоголь и его вред. Влияние алкоголя на внутренние органы человека

10.03-16.03

6.

Наркотики и их вред

17.03-30.03

27

7.

Наркотики и их вред. Профилактика наркомании

31.03-06.04

28

8.

Рациональное питание

07.04-13.04

29

9.

Основы подбора продуктов питания

14.04-20.04

30

10.

Как выбрать безопасные продукты

21.04-27.04

31

11.

Гигиена одежды

28.04-05.05

32

12.

Занятия физической культурой

06.05-14.05

33

13.

Рекомендации специалистов МЧС

15.05-21.05

 

34

14.

Правила оказания первой помощи

22.05-23.05

Учебно-методическая литература

Нормативно-правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации

Основная литература:

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева .- Москва: АСТ: Астрель, 2017.

Дополнительная  литература:

  1. Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004.
  2. Александровский Г. Всемирный потоп. Как изменил он жизнь людей // Наука и жизнь. — 2001. — № 10.
  3. Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. Для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000.
  4. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  5. Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. — М.: Просвещение, 1996.
  6. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.
  7. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинт, 1997.
  8. Гражданская защита: Энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
  9. Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон-Пресс, 1994.
  10. Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994.
  11. Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. — СПб.: Просвещение, 2004.
  12. Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2004.
  13. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
  14. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
  15. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
  16. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. — М.: Деловой экспресс, 2006.
  17. Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.
  18. Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.
  19. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1979.
  20. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.
  21. Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007.
  22. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
  23. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.
  24. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И., М.:Русское слово, 1995.
  25. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 5 классов, Фролов М.П., Спиридонов В.Ф.: ООО , «Издательство АСТ-ЛТД».,1997
  26. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
  27. 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
  28. ОБЖ, 5-9 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
  29. ОБЖ тесты:9 класс к учебнику И.К.Топорова  ОБЖ 7-9 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.
  30. Энциклопедия для детей: Т. 3: География / Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1994.
  31. Энциклопедия для детей: Т. 4: Геология / Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1995.

Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
  7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
  8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
  9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
  10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
  11. http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
  12. http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
  13. http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
  14. http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
  2. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
  3. http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
  4. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
  5. http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
  6. http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
  7. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
  8. http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
  9. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
  10. http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
  11. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
  12. http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
  13. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
  14. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
  15. http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
  16. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
  17. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
  18. http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
  19. http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения

•        Мультимедийный компьютер

•        Мультимедиапроектор

  • Экран настенный

Стенды, плакаты

Стенды

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
  • Безопасность на улицах и дорогах
  • Криминогенные ситуации
  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
  • Пожары, взрывы
  • Наводнения и затопления
  • Правила оказания первой помощи
  • Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
  • Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)

  • Дорожные знаки
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность в быту
  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
  • Активный отдых на природе
  • Опасные ситуации в природных условиях
  • Безопасность на воде

Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки
  • Противопылевые тканевые маски
  •         Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
  • Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т.п.)
  • Средства защиты кожи
  • Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
  • Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)
  • Медицинское имущество
  • Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
  • Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
  • Пакеты   противохимические   индивидуальные   (типа ИПП-8, ИПП-И и т. п.)
  • Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
  • Вата медицинская компрессная
  • Косынка медицинская (перевязочная)
  • Повязка медицинская большая стерильная
  • Повязка медицинская малая стерильная
  • Булавка безопасная
  • Шина проволочная (лестничная) для ног
  • Шина проволочная (лестничная) для рук
  • Шина фанерная длиной 1 м
  • Жгут кровоостанавливающий эластичный
  • Манекен-гренажер для реанимационных мероприятий
  • Шина  транспортная Дитерихса для  нижних конечностей (модернизированная)
  • Носилки санитарные
  • Знак нарукавного Красною Креста
  • Лямка медицинская носилочная
  • Флаг Красного Креста

Учебные видеофильмы на цифровых носителях

  • Действия учащихся по сигналам ГО
  • Средства индивидуальной зашиты
  • Средства коллективной зашиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия»

Согласовано                                                                Согласовано

Руководитель ШМО                                                   Зам. директора по УВР

_______ Янченкова С.А.                                                  __________Бекмешова А.Л.

протокол № __

"___" _________ 2019 г.                                                "___" _________ 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям-организаторам ОБЖ в подготовке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для уч...