Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."
план-конспект урока по обж (9 класс)

Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nats_interesy_rossii.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОБЖ

9 класс

Тема: Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России. Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России, которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, подчеркнуть отрицательное влияние человеческого фактора на национальную безопасность России. Сформировать убеждение, что национальная безопасность России во многом зависит от уровня культуры в области безопасности каждого человека и населения страны в целом.

Время: 40 мин.

Тип урока: комбинированный урок.

 Изучаемые вопросы.

1. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России.

2. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах.

3. Национальные интересы России в международной и военной сферах.

4. Национальная безопасность России.

5. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

6. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

 1. Беседа по вопросам: - Что представляет собой Россия в мировом сообществе? - На каких основах формируется у человека любовь к Родине? - С какими странами и организациями в мире Россия успешно сотрудничает? - Какое значение для нашей страны имеет сотрудничество со странами СНГ? 2. Сообщение темы и цели занятия

III. Изложение нового материала.

1. Познакомить учащихся с интересами личности, общества и государства в содержании национальных интересов России. Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни. Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, духовным обновлением России. Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием взаимовыгодного международного сотрудничества.

2. Обратить внимание учащихся на основные условия во внутриполитической, экономической и духовной сферах, призванных обеспечить национальные интересы России. Во внутриполитической сфере эти условия состоят:

• в сохранении стабильности конституционного строя институтов государственной власти;

• в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;

• в завершении процесса становления демократического общества;

• в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. В экономической сфере:

• в обеспечении динамично развивающегося производства и рынка;

• в обеспечении высокого уровня жизни народов России. В духовной сфере:

• в укреплении нравственных ценностей общества;

• в сохранении традиций патриотизма и гуманизма;

• в укреплении культурного и научного потенциала страны.

3. Обозначить основные условия, соответствующие национальным интересам России в международной и военной сферах жизнедеятельности. В международной сфере:

• в обеспечении суверенитета;

• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;

• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;

• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

В военной сфере:

• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;

• в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;

• в обеспечении условий для мирного демократического развития государства. Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

4. Обратить внимание учащихся на то, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Отметить, что в настоящее время уровень осознания каждым человеком, да и обществом в целом, степени опасностей, связанных с возникающими в повседневной жизни различными опасными и чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера, которые непосредственно оказывают влияние на национальную безопасность России, не соответствует их реальной опасности для жизнедеятельности личности, общества и государства. Такая недооценка обществом существующих и возрастающих опасностей, угрожающих жизнедеятельности человека, все чаще приводит к масштабным трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и уничтожением материальных ценностей.

5. Подчеркнуть, что человек в процессе жизнедеятельности постоянно расширяет область своих интересов для удовлетворения жизненных потребностей, но при этом мало заботится о соблюдении мер безопасности и возможных последствиях своей деятельности, что привело к увеличению масштабов различных чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка человека может привести к возникновению чрезвычайной ситуации широкого масштаба (например, чернобыльская катастрофа). Общегосударственной проблемой в нашей стране стала проблема предупреждения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Устойчивое развитие страны, ее экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав могут быть достигнуты в том числе путем профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций. Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

6. Заострить внимание учащихся на том, что формирование культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения страны на уровне, соответствующем развитию нашей цивилизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз. Человеческий фактор все большее отрицательное влияние оказывает на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности. Получается так, что человек сам себя уничтожает из-за незнания основных опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми он может встретиться в процессе повседневной жизнедеятельности, из-за незнания правил безопасного поведения в реальной окружающей его среде: природной, техногенной, социальной.

IV. Итог урока.

Контрольные вопросы.

1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?

2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?

4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?

5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

6. Что понимается под национальной безопасностью России?

7. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на национальную безопасность России?

8. Почему в настоящее время остро встал вопрос о формировании общей культуры в области безопасности у населения России?

9. Почему принято считать, что высокий уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности может обеспечить человеку благополучную жизнь?

10. Почему на национальную безопасность России оказывает определенное влияние поведение каждого человека?

Домашнее задание Изучить § 1.2 , 1.3 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 9 классе "Основные угрозы национальным интересами и безопасности России".

На этом уроке школьники изучают структуру национальной безопасности РФ и особенности системы государственного управления России....

ОБЖ_9класс_1.3_Угрозы национальным интересам

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 9 классов среднй школы....

Конспект урока "Определение по физической карте России и Владимирской области основных форм рельефа"

Конспект урока-практикума в 6 классе по разделу "Краеведческий модуль"...

Презентация к уроку по теме "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности"

Презентация "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности" поможет провести занятие с учащ...

Урок ОБЖ 9 класс Основные угрозы национальной безопасности России

Урок ОБЖ  9 класс Основные угрозы национальным интересам России...