Методические рекомендации по проведению походов подростками на парусных разборных катамаранах.
статья по обж

Чалков Виктор Викторович

В статьсе предлагаются методические рекомендации по проведению походов подростками на парусных разборных катамаранах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Чалков В.В. Сборник «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ И СОРЕВНОВАНИЙ»

«Методические рекомендации по проведению походов подростков на парусных разборных катамаранах»

Под термином «парусное судно» подразумеваются плавсредства удовлетворяющие следующим условиям:

Корпус и др. состовляющие (в т.ч. оборудование) судна можно собрать и разобрать (сдуть, надуть), упаковать для транспортировки в специальные рюкзаки или баулы.

• Суда в упакованном виде не требуют специальных стоянок, а могут храниться • В качестве основной движущей силы судна используется ветер, а суда снабжены штатным парусом (парусами) бегучим и стоячим такелажем, Разборные парусные суда могут быть однокорпусными, двухкорпусными (катамараны) и многокорпусными (тримараны и т.д.). Наиболее популярным (единственным промышленно выпускающимся) парусным катамараном до недавнего времени был катамаран «Альбатрос». Из руководства по эксплуатации: «Катамаран предназначен для прогулок и отдыха на воде и для длительных туристских путешествий по рекам, озёрам и водохранилищам …, при волне высотой до 0,5 м и силе ветра до м/сек, на удалении от берега до 1000м.»

Сегодня фирма «Тритон» освоила выпуск новых конструкций – парусные катамараны «Бриз», «Ветер», «Тайфун». Возможности организации парусных путешествий существенно выросли, но в соответствии с техническими характеристиками и на новых конструкциях катамаранов не рекомендуется удаляться от берега на расстояние большее километра. Это накладывает известные ограничения на полет фантазии любителей паруса, особенно если эти фантазии строятся насчет детских походов.

Наиболее популярными районами проведения парусных путешествий являются система озер Вуокса (по преимуществу плесы) и северные районы Ладожского озера (шхеры). Относительно недалеко от Санкт-Петербурга находится и озеро Селигер. Можно путешествовать по Неве, по Свири, по Онежскому озеру. Проблемы, возникшие в последние годы у туристов-водников с Государственной инспекцией маломерных судов, в полной мере коснулись и любителей парусных путешествий. Решить большую часть этих проблем можно посредством создания Регистра туристско-спортивных разборных плавательных средств.

Информацию о районах плавания можно получить из справочной литературы.

Методика категорирования маршрутов для паруса обладает следующей спецификой (Из «Правил проведения водных туристских спортивных походов на разборных парусных судах»):

Категории сложности походов определяются при рассмотрении в МКК предварительно, исходя из следующих факторов:

• ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характер волнений в период похода, ширины и глубины в районе маршрута), • географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливноотливных и иных течений, наличия пресной воды и др.), • географической изученности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий, наличия населенных пунктов.

Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется МКК по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше установленной при заявлении похода.

При разработке классифицированных и оценке заявляемых маршрутов принимаются ориентировочные показатели их сложности, приведенные в таблице 1:

I II III IV V

Характерная ширина водоема, км До Наибольшее удаление от берега при Наибольшая разрешенная для ветра, баллы) Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории силы ветра.

При планировании переходов необходимо иметь ввиду, что плавание при максимально допустимых для данной к.с. ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега (пп. 3,4, таб.1). Такое совпадение будет соответствовать более высокой к.с. маршрута.

При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью реки (при скорости более 3 км/ч протяженность корректируется на 20%).

С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа в соответствии с таблицей 2:

гидрометеорологических условий (сильные встречные ветры, штили и т.п.) поход может быть зачтен группе при прохождении сокращенного маршрута, протяженность которого на 10% меньше установленной в таблице 1.

Из «Правил проведения водных туристских спортивных походов на разборных парусных судах»: «Разборные парусные суда должны по своей конструкции соответствовать ожидаемым условиям плавания на маршруте.

Каркасные суда должны быть оборудованы дополнительными надежно закрепленными емкостями непотопляемости из расчета на экипаж из двух человек согласно табл.3.

Надувные суда в походах I и II к.с. рекомендуется обеспечивать дополнительными емкостями непотопляемости или же суда должны быть секционированы внутренними мембранными переборками. Гермоупаковки с поддувом считаются емкостями непотопляемости с учетом фактического запаса их плавучести.

Конструкция парусного вооружения должна предусматривать возможность уменьшения площади и уборки парусов на воде.

Снабжение для судов всех категорий сложности должно включать буксирный конец, спасательный круг или бросательный конец с кольцом, водоотливные средства (для каркасных судов), воздушную помпу (для надувных судов), стопорный крюк, столовый огонь, компас, якорь.

Индивидуальные средства обеспечения безопасности включают спасательный жилет, спички в гермоупаковке, нож, фонарь, комплект теплой (шерстяной) одежды, непромокаемый костюм. Во время плавания участники должны быть в спасжилете.

Число судов в походе должно быть, как правило, не менее двух.

Капитаны всех судов должны иметь опыт управления аналогичным судном в походе на одну категорию сложности ниже заявленного.

Участники походов по судоходным акваториям обязаны знать Правила плавания по внутренним водным путям и Правила предупреждения столкновения судов в море.

Капитаны судов должны знать намеченную нитку маршрута, особенности его прохождения, порядок движения, сигналы взаимодействия судов и управления группой.

При следовании по маршруту необходимо вести постоянное наблюдение за остальными судами группы, особенно за головными, флагманским и замыкающим.

Расстояние между судами на маршруте должно обеспечивать постоянно зрительное наблюдение за всеми судами группы, управление группой и, в случае необходимости, немедленное принятие мер для оказания помощи. Не рекомендуется плавание в темное время суток и в условиях резко ограниченно видимости.

При усилении ветра и волнении выше допустимых, при образовании тумана, а также при появлении признаков ухудшения погоды руководитель должен принять меры для отвода группы в ближайшее безопасное укрытие и другие меры для обеспечения безопасности экипажей и судов.

Группа должна регулярно прослушивать радиосообщения о метеорологических условиях в районе похода».

При организации парусных походов подростков к перечисленным мерам по обеспечению безопасности рекомендуем добавлять следующие:

В не категорийных походах количество подростков не должно превышать человек, в походах первой категории сложности – не больше 12.

К парусным походам допускаются подростки в возрасте:

• к походу 1 степени сложности - с 12-летнего возраста;

• к походу 2 степени сложности - с 13-летнего возраста;

• к походу 3 степени сложности - с 14-летнего возраста;

• к походам I категории сложности - с 14-летнего возраста;

• к походам II категории сложности - с 15-16-летнего возраста;

Все участники парусного похода должны уметь плавать в пределах норм ОФП для своего возраста.

Все участники парусного многодневного похода должны иметь подготовку по парусному туризму на разборных судах в размере не менее 42 учебных часов.

Участники парусных походов на разборных судах 3 степени – I категории сложности должны иметь опыт парусных походов на разборных судах 1 степени, участники II-III категории на категорию ниже соответственно.

В походах на парусных разборных судах допускается до 50% общего числа личного состава каждого экипажа с опытом участия в водных походах той же степени или категории сложности, что и планируемый поход.

Каждое разборное судно должно быть оборудовано картой с указанным маршрутом, компасом, телефоном (или рацией), сигнальными и спасательными средствами, вспомогательными средствами движения, имуществом и запасом питания достаточным для автономного существования не менее чем на 3 суток. Спасательные жилеты личного состава должны быть подобраны по весу каждого из участников путешествия и снабжены страховочной лентой, пропускаемой между ногами участника и закрепляемой на жилете для предотвращения «вываливания» из жилета.

Капитаном судна в парусном походе обучающихся на разборных судах может быть каждого экипажа в должности (права и обязанности) приравнивается к заместителю руководителя похода.

Количество руководителей и заместителей руководителя группы в парусных походах на разборных судах должно равняться количеству судов, принимающих участие в походе.

Капитаном разборного судна в парусном походе обучающихся может быть лицо, обладающее квалификацией и полномочиями заместителя руководителя группы.

Руководители парусных походов на разборных судах должны быть не моложе 20 лет.

Руководители парусных походов на разборных судах 3 степени – I категории сложности должны иметь опыт походов 1 – 2 степени сложности соответственно, совершенных на парусных разборных судах; руководители походов II категории – опыт руководства походами I категории сложности на парусных разборных судах.

Традиции мореплавания в качестве обязательного судового документа полагают

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ.

Предлагаем вести его в следующей форме (содержание может быть разным):

Название судна «_»

Бортовой журнал (далее БЖ) является основным документом капитана, экипажа и судна. За его сохранность, правильность, аккуратность и регулярность заполнения отвечает капитан.

Капитан обязан не реже 1 раза в сутки удостоверять личной подписью правильность записей (в одну строчку под записями - «Верно» и подпись). Капитан назначает штурмана или другого опытного и пунктуального члена экипажа ответственным за ведение БЖ.

В БЖ должны заноситься все важные события с обязательной привязкой ко времени:

• Распоряжения, приказы, состояние, настроение и действия и команды (в т.ч.

смена вахт), события (перекус, причаливание, высадка, встречи) и т.д.

• Курс, координаты, местонахождение, скорость хода, смена курса (движение новым галсом более 30 минут), состояние катамарана.

• Природные и метеорологические явления, температура, облачность.

• Волно-ветровые характеристики.

При каждой новой записи необходимо заполнить, пусть даже и кратко, все графы БЖ, допускаются сокращения и условные обозначения. (Пример:

---«--- повторение, (дата указывается 1 раз в сутки), км, м, час, мин, кап. Гр (градус), А (азимут) и т.д.).

Страницы БЖ должны быть пронумерованы, вырывание листов, пропуски между записей не допускаются.

КАРТЫ МАРШРУТА

На каждом судне катамаране должно быть не менее двух комплектов карт:

Карты акватории в герметичной упаковке или покрытые водоотталкивающим слоем для непосредственного ориентирования.

Карты-копии для прокладки маршрута и указания мест стоянок, хранящиеся в надёжной упаковке Прокладка маршрута и соответствующие пометки производит капитан на берегу после каждого перехода, или после каждого ходового дня.

Внимание! Все карты на катамаранах должны быть идентичными между собой, на карты-копии желательно нанести сетку координат для упрощения передачи информации, а также предполагаемую нить маршрута с указанием контрольных точек встреч и предполагаемых стоянок.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСТАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Паспорт катамарана с указанием его основных характеристик.

Маршрутный лист (или его копия: подлинник хранится на флагмане).

Приказ (или его копия) на проведение похода.

Удостоверение личности (паспорт) капитана.

Копии удостоверений личности (паспорта или свидетельства о рождении) членов Страховой полюс (или его копия) Списки необходимых телефонов (МЧС, и т.д.) Из Устава ТУРФЛОТА (выдержки):

ТУРФЛОТ – добровольное объединение взрослых и детей на основе любви к парусным путешествиям и желания их совершать. Постоянные члены ТУРФЛОТА разделяют бремя ответственности по материальному обеспечению походов, способствуют ремонту и преумножению снаряжения.

По хорошей флотской традиции состав ТУРФЛОТ делится целесообразно на матросский и капитанский (офицерский) состав.

АДМИРАЛ – руководитель похода, выдвигается МКК и утверждается общим собранием участников похода с полномочиями до следующего похода.

КАПИТАН - командир судна и экипажа, назначается АДМИРАЛОМ из наиболее способных и опытных членов флотилии, и подтверждает своё звание заботой о судне, и уважением команды, добровольно вверяющей ему свои судьбы и имущество. Капитан волен и обязан принимать решения сообразуясь с обстановкой и планом похода о месте и времени высадке оснастки парусного вооружения размещении грузов, экипажа и всей его жизнедеятельности способах движения и курсе и д.

МАТРОС – участник похода обладает всеми правами по участию в походе.

На судне и на берегу с начала сборов по подготовке к походу и далее вплоть до полного возвращения экипажей судов и имущества на базу капитан единоначально отвечает за всё, и всем руководит. Капитан несет ответственность за жизнь и здоровье своего экипажа, о чем уведомляется в письменном виде – приказом о проведении похода, в знакомстве с которым расписывается. Экипаж обязан выполнять распоряжения капитана быстро, точно и беспрекословно, о чем, в свою очередь, члены экипажа оповещаются на инструктаже и в чем расписываются в специальном журнале.

Штатное расписание судна составляется капитаном и утверждается адмиралом флотилии (руководителем парусного путешествия). При доведении до сведения экипажей штатных расписаний судов любой член экипажа может во всеуслышание высказать своё мнение о конфигурации штатного расписание и услышать в ответ мнение о себе.

Капитаны ТУРФЛОТА на время подготовки, проведения и подведения итогов похода образуют Капитанский совет. Маршрут похода утверждается Капитанским советом до похода и при необходимости корректируется в походе квалифицированным большинством членов совета.

На адмирале лежит ответственность за всю флотилию, его приказы обязательны для выполнения капитанами и членами экипажей.

На судне во время движения вводится вахтовый (сменный) метод, распределяющий обязанности по управлению судном по степени готовности боевой (авральной) готовности • Рулевой - вахта (первая смена) – управление судном.

Подвахтенный (вторая смена) - работа с парусами и оборудованием, помощь в • Отдыхающий (третья смена) - приготовление пищи, хозяйственные работы, • Отдыхающий (четвёртая смена)- помощь при аврале – гребля При 3 членах экипажа четвёртой смены не предусматривается, а при большем составе количество смен может быть увеличено.

Во время похода на судне вводятся постоянные должности • Капитан – осуществляет общее руководство судном и экипажем.

• Штурман – помогает капитану в управлении судном, в распределении и креплению имущества при погрузке-разгрузке судна. При необходимости оказывает первую медицинскую помощь. Отвечает за ведение Бортового • Первый матрос – завхоз и кок по совместительству.

• Второй матрос – ремонт. Кино-фотодело и т.д.

Между членами экипажа распределяются дополнительные обязанности по осуществлению:

• наблюдения за погодой;

• ведения летописи и описания похода, природных объектов и др.;

• фото и видеосъемки;

• организации досуга (чтение, игры, творчество);

• организации текущего ремонта снаряжения;

• подготовки, приготовлению и распределению пищи (в т. ч. перекусов);

• наблюдений за акваторией плаванья;

• отработке навыков управления судном и парусами;

• первой медицинской помощи;

• (наведению и поддержанию) порядка на судне.

Как и во всех вида современного туризма с активными способами передвижения желательно использовать стандартный набор туристского снаряжения необходимого для организации бивака, питания, и т.д. Снаряжение должно быть легким, прочным, удобным в использовании, позволяющим поддерживать комфортные условия для жизни и отдыха экипажей. Каждое судно должно быть полностью автономно в жизнеобеспечении. У каждого экипажа должна быть палатка, групповой тент, топор, ножовка, 2 котла (минимум), костровой тросик, фонарик (1-2 шт.), мобильный телефон (на Ладоге пока лучше работает «Мегафон»), ремнабор (клей, болты, проволока, пассатижи, нож, нитки, иголки, надфиль), спасательные и страховочные средства (сигнальные ракеты, бросательный конец, цветной фонарь и т.д.), штурманский планшет и полный запас продуктов, не менее чем на трое суток.

Внимание! При подготовке к выходу необходимо помнить, что всё, что может промокнуть, должно быть в гермомешках или в других водостойких упаковках При погрузке имущество необходимо разделить на 2 (3) категории:

1 категория: То, что во время движения не понадобится (палатка, спальники, большая часть личных вещей, котлы, продукты и т.д.). Всё это крепится за пределами жилой палубы эспандерными резинками и лентами к каркасу катамарана (перед этим рекомендуем гермомешок вкладывать в мешок из под сахара). Крепление должно быть надёжными, а груз располагаться симметрично с учётом посадки экипажа, Внимание!

Нос катамарана должен быть немного легче кормы (учитывается давления паруса).

Крупы, сахар, макароны, соль и т.д. рекомендуем перевозить в пластиковых бутылках 1- л. – они не только герметичны но и имеют запас плавучести. Бутылки упаковываются в свободный рюкзак. Консервы необходимо промаркировать т.к. этикетки размокают. Для поддержания порядка и удобства советуем маркировать все рюкзаки и упаковки: № катамарана и содержание.

2 категория: То, что можно или нужно достать, использовать на ходу, не отвлекая рулевого. Палубные упаковки:

1. Гермомешок с личными вещами экипажа (свитера, куртки, накидки, носки и т.д., но не все, а те которые нужны на случай изменения, ухудшения погоды);

2. Хозяйственный рюкзак (газовая горелка для разогрева пищи и воды, кружки, нож, зажигалка, ложки и т.д.);

3. Административный рюкзак (документы, деньги, фонарик, аптечка, ремнабор, рыболовные снасти, радиоприёмник, телефон, фото-видеоаппаратура), 4. Продуктовый мешок - «перекус» (вода питьевая не менее 1 л на человека, «Неприкосновенный Запас» и продукты быстрого приготовления) 5. «Набор (комплект) десантника» – то, что может быть необходимо при экстренной высадке (тент, верёвка, топор, фонарь и т.д.).

6. Штурманская планшетка – всё необходимое для ориентирования и прокладки курса (водостойкая карта с отмеченными местами контрольных встреч и ниткой маршрута, компас - 2 шт., часы, линейка, карандаш, бортовой журнал, бинокль, фонарик, сигнальные средства и средства связи).

По отношению к загрузке судна экипаж относится к третьей категории ценностей.

Грузить его нужно поштучно, в спасательных жилетах, размещать по весу и целесообразности, при необходимости крепить.

1. Действия, осуществляемые по распоряжению капитана:

посадка и высадка; перемещение по палубе во время движения; переговоры с экипажами других судов и людьми на берегу; размещение на рабочей палубе личного имущества; крепёж к катамарану удочек и т.д.

2. Запрещается:

находится на борту без спасжилета; играть в азартные игры; выбрасывать мусор за борт; держать на борту острые, взрывоопасные и другие предметы, которые могут повредить судно или причинить вред экипажу; вставать в полный рост;

баловаться; отвлекать от работы вахтенную смену; создавать помехи в работе с парусами и бегущим такелажем; загромождать и замусоривать палубу; вставать на палубу, если судно находится на берегу.

3. Необходимо:

• сходить с судна и заходить на него, опираясь на стыки основных несущих конструкций или палубу (трамплин);

• при посадке руками держаться за ванты, ремни или фальшборт, прибегать к • оперативно, громко и чётко сообщать рулевому обо всех замеченных явлениях и объектах могущих повлиять на судно и экипаж, а также обо всех • выполнять распоряжения капитана (рулевого) немедленно;

• при смене галса беречь голову.

9. Действия при аварийных и чрезвычайных ситуациях.

Внимание! Во всех нештатных ситуациях действовать спокойно, слаженно, не поддаваться панике, помня о том, что хаотичные действия могут ухудшить сложившуюся ситуацию.

При поломке руля: Объявляется аврал. Удерживать руль рукой, одновременно снимая нагрузку вёслами с помощью паруса (парусность сократить) двигаться к ближайшему берегу. При свежем ветре двигаться курсом фордевинд, чтобы снять нагрузку с руля.

Профилактика: ежедневно перед переходом контролировать крепёж и шарнирные соединения (на «Альбатросе» рекомендуем скотчем и др. дополнительно подстраховать шарниры). Не допускать причаливание кормой. Поднимать руль до мелководья и ставить его после выхода на «ровную» воду.

При обрыве стоячего такелажа: При обрыве ванты немедленно увалить судно так, чтобы снять нагрузку с аварийной ванты, при потере управляемости удерживать направление вёслами, находясь в дрейфе.

Профилактика: Перед каждым выходом проводить техосмотр, особое внимание уделять креплению и состоянию вант и вант-путенсов, Стопорить и контрить талреп, а на верёвочном (мягком) талрепе вязать контрольный узел При нарушении целостности баллона: Объявляется аврал. При прорыве одной секции сместить экипаж сократить парусность и используя все возможности двигаться к берегу для ремонта. При прорыве двух и более секций предпринимать те же действия, только быстрее и осуществлять подкачку баллона на ходу (использовать помпу).

Профилактика: Не втаскивать (и вообще не волочить) катамаран, тем более в груженом состоянии. Проверять поверхности, на которые ставят (кладут баллоны). В жаркий, солнечный день стравливать (немного сдувать) баллоны и накрывать их тентом (держать в тени). При упаковке, хранении и транспортировке прокладывать между баллонами и металлическими частями предохраняющий материал (коврики и др.).

При ситуации «человек за бортом»: Объявляется аврал. Подвахтенный должен кинуть пострадавшему спасательное кольцо с фалом, рулевой разворачивает катамаран, подводя его к пострадавшему (при утере, выпадении предметов за борт предпринимаются те же самые действия, только конец не бросается). Внимание! При необходимости использовать страховку, не вставать в полный рост на катамаране.

Профилактика: умение держаться на воде, весь экипаж в ярких спасательных жилетах, под рукой всегда в готовности бросательный конец; отработка действий с экипажем.

При экстренной высадке на берег в штормовую погоду: Объявляется аврал.

«К высадке товсь!» На необходимом расстоянии от берега «Спустить паруса!».

«Поднять шверт! (шверцы)». «Поднять руль». Рулевой и подвахта с вёслами «на товсь», 1-2 матроса ближе в рубке ближе к носу готовятся на высадку (обувь одеть, взять швартовый конец). При необходимости сбавить скорость, удержать катамаран у берега или более точно подойти к точке высадки вахта должна воспользоваться гребями. Экипажу высадку осуществлять с бортов (не по центру) во избежание наваливания судна и возможных травм. При касании берега десант вытаскивает катамаран на берег, крепит его, далее помогает разгрузке имущества и высадке остальных. Взаимная страховка обязательна! Всем экипажем разгруженный (в крайнем случае, полуразгруженный) катамаран вытаскивают на берег и закрепляют.

Подход к берегу бортом чрезвычайно опасен. Подход кормой грозит поломкой руля (и мотора).

Профилактика: При высадке на остров по возможности заходить с «теневой»

стороны (относительно ветра). Внимательно следить за изменениями погоды. Крепёж имущества (баулов) должен быть надёжным, но быстро отстёгиваемым. Провести учения экипажа с отработкой конкретных действий.

При поломке мачты: Объявить аврал. Проверить наличие экипажа, опросить на предмет травм, ссадин и самочувствия. Вытащить на палубу мачту, паруса и такелаж, с помощью весел и вспомогательных средств двигаться в сторону ближайшего берега при этом рекомендуется использовать парусность самого ката и идти по ветру.

Профилактика: Внимательно следить за изменениями погоды. При усилении ветра до опасного немедленно сокращать парусность (убирать стаксель, брать рифы).

При пересечении открытых с нескольких сторон пространств быть готовыми к сильным порывам ветра (так называемый «эффект трубы»). Отработать с экипажем конкретные действия каждого по снятию и сокращению площади парусов.

При грозе: Исходя из направления и скорости ветра, расстояния до грозового фронта и ближайшего берега выбрать вариант действий:

1. Опустить мачту и, используя вспомогательные средства, двигаться в сторону ближайшего берега. При этом рекомендуется использовать парусность самого катамарана.

2. Сократив парусность уходить от грозового фронта «в бок», в сторону ближайшего берега. Причалив к берегу вынести катамаран на берег, снять мачту или положить кат на бок. Экипажу укрыться.

Профилактика: Внимательно следить за погодой. Гроза внезапно не начинается.

При плохой видимости (туман, движение в ночное и вечернее время):

Двигаться в сторону ближайшего линейного ориентира (значительная береговая линия). Соблюдать меры предосторожности. Идти «малым ходом».

Профилактика: Внимательно следить за изменением погоды. Избегать выхода на маршрут в вечернее время, иметь световые приборы, в т.ч., сигнальные и опознавательные огни.

1. Атлас Ладожского озера. Институт озероведения РАН СПб 2002г.

2. Багрянцев Б.И., Решитов П.И.Учись морскому делу – 2-е изд., доп. – М.:

ДОСААФ, 1986.

3. Бонд Б. Справочник яхтсмена: Пер. с англ. – Л.: Судостроение, 1989.

4. Карлов Б.И., Певзнер В.А., Слепенков П.П. Учебник судоводителя-любителя (управление маломерными судами). Изд. 4-е, перераб., доп. М.: ДОСААФ, 1976.

5. Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школы под парусами: Учебный парусный флот XVIII – XX вв. – Л.: Судостроение, 1989.

6. Перегудов В.М. Туристские разборные парусные суда. – М.: Физкультура и Спорт, 7. Правила пользования маломерными судами и базами. – Л., 1986.

8. Правила проведения водных туристских спортивных походов на разборных парусных судах.// «Русский турист» Нормативные акты по спортивнооздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. – М.: 2001.

9. Снаряжение туриста-водника. /Сост. Григорьев В.Н. – М.: Профиздат, 1986.

10. Школа яхтенного капитана /Сост. Леонтьев Е.П. – Изд. 2-е, перераб., доп. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

методические рекомендации по организации похода

Данные рекомендации помогут педагогическим работникам сформировать схему подготовки к туристическому походу....

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Методические рекомендации по проведению подвижных игр и эстафет в летних туристических походах и спортивно-массовых мероприятий в летний оздоровительный период

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, развитии духовных и физических сил.Подвижная игра относится к те...

Методические рекомендации по проведению подвижных игр и эстафет в летних туристических походах и спортивно-массовых мероприятий в летний оздоровительный период

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПОЧИНКОВСКИЙ  ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»           Ме...

Методические рекомендации для проведения родительских собраний на тему "Профилактическая работа,направленная на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи"

Своевременное информирование родителей о последствиях тех, или иных действий ребёнка в соответствии с законодательством РФ предотвращается большую часть правонарушений со стороны учащихся....