Отчет о работе учителя по теме самообразования.
статья по обж

Василевский Владимир Александрович

Отчет по теме  самообразования

Учебная мотивация как один из критериев эффективности на уроках ОБЖ"

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

                                                                а свеча, которую нужно зажечь.

               Я работаю с учащимися 5-8 классов. Меня всегда волновал один вопрос: Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

                   Учебный процесс нацелен на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащегося к самостоятельному овладению умениями учиться. В настоящее время возрастает необходимость формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний по этому предмету. Положительная мотивация школьников к восприятию знаний по ОБЖ способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету.    В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которых является создание благоприятных условий для развития и саморазвития ученика.

 Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по теме  самообразования

Учебная мотивация как один из критериев эффективности на уроках ОБЖ"

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

                                                                а свеча, которую нужно зажечь.

               Я работаю с учащимися 5-8 классов. Меня всегда волновал один вопрос: Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

                   Учебный процесс нацелен на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащегося к самостоятельному овладению умениями учиться. В настоящее время возрастает необходимость формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний по этому предмету. Положительная мотивация школьников к восприятию знаний по ОБЖ способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету.    В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которых является создание благоприятных условий для развития и саморазвития ученика.

 Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций.

           В  процессе учебной  деятельности, на уроках ОБЖ я наблюдал (преодоление препятствий, интеллектуальную   активность;)

У учащихся 5 и 6 -х классов хорошо прослеживается:

 а) Познавательная мотивация
     Глубокий интерес к изучению предмета встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные темы, в том числе самые сложные.
      Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

 б) Мотивация достижения успеха
     У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В 6-7 классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
     в) Престижная мотивация
     Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
      г) Мотивация избегания неудачи
     У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
      д) Компенсаторная мотивация (замена обучения, каким-либо увлечением)
     К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ученика.

            Целью мотивации учения учащихся 8-х классов является такая организация учебной деятельности, которая способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Отношение школьников к учению обычно характеризуют его активностью, в которой можно выделить следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения задания; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень.  С активностью связана еще одна важная сторона мотивации школьников – самостоятельность. Более активные школьники, как правило, и более самостоятельны.

            Для формирования положительной мотивации учения на уроках ОБЖ необходимо методически грамотно использовать приемы и средства мотивации. К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, можно отнести различные приемы и методы по освоению учебного материала, формы обучения, использование наглядных и технических средств, личный пример, мнение класса об ученике.

                Познавательные мотивы учеников 8 класса условно можно разделить на две группы: мотивация содержанием, к которой можно отнести все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; мотивация процессом, под которым  подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности учащихся.

                 Учитывая данные методические требования, при отборе содержания к уроку по ОБЖ  подбираю  такой учебный материал, который, несомненно, будет вызывать интерес у учащихся. Содержание курса ОБЖ позволяет широко использовать дополнительную литературу, например, в таких темах: «ЧС природного характера», «ЧС техногенного характера», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах и другие.  Подбирая задания руководствуюсь  правилом:  «прежде чем призвать к какой-либо деятельности, заинтересуй его»            

                    Интерес вызывает учебный материал, который для ученика является новым, неизвестным, занимательным. В тоже время, познавательный интерес к учебному материалу школьников при изучении ОБЖ не может поддерживаться все время только яркими фактами. Формированию интереса к познанию содействует показ новейших достижений науки, связь с жизненными проблемами и ситуациями, личностная значимость изучаемого материала.  

                  Повышению мотивации учения способствует создание на уроке ОБЖ  следующих ситуаций: участие в дискуссиях и обсуждениях; рецензирование ответов товарищей; самостоятельный выбор заданий; поиск возможных решений познавательных задач; решение ситуативных заданий.

                    На уроке важно различать уровни познавательной  мотивации учеников (отрицательное воздействие к учению; нейтральное; положительное; активное, творческое), и воздействовать на формирование познавательных мотиваций с целью повышения их.

                      Признаки положительной познавательной мотивации учеников  имеют следующие проявления: положительная реакция на выполнение заданий; успешное выполнение учебных заданий; интерес к результатам работы; оценке учителя; чтение дополнительной литературы по предмету;

                       Работа на уроках  ОБЖ по формированию учебной мотивации начинается с диагностики уровня познавательной мотивации каждого ученика с целью выявления отношения к изучению предмета. Затем  перспективы развития учебной мотивации каждого ученика с учетом определения зоны развития учебной мотивации (что знает ученик, какими учебными умениями владеет). Далее  создаются условия для развития учебной мотивации учеников на уроке ОБЖ: пересматривается  содержание учебного материала; используются  разнообразные виды уроков; привлекаются ученики к коллективным и индивидуальным формам работы, к сотрудничеству с учителем, к оценочной деятельности.

                        Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса в курсе ОБЖ проблема мотивации, формирования познавательных мотивов учащихся является одним из центральных вопросов. При организации уроков ОБЖ  учитываю  те способы, методы и средства, с помощью которых можно оказывать влияние на формирование у школьников стойких познавательных мотивов учения.  

7 мая 2020 г. Василевский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя по теме самообразования

В презентации отражены вопросы индивидуальных особенностей восприятия и познания учащихся в обучении иностранному языку....

Отчет о работе над темой самообразования

Отчет о работе над темой самообразования...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Отчет о работе над темой самообразования

Выступление на заседании ШМК учителей-предметников с отчетом о работе над темой самообразования...