Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами
статья по обж

Лоскутова Татьяна Леонидовна

Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также  в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой практическое применение накопленного опыта по обеспечению безопасности человека в повседневной жизни, учитывая, конечно же, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности. Знания в области безопасности жизнедеятельности предполагают тесную взаимосвязь с другими школьными курсами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_integrirovannyy_urok.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Лоскутова Татьяна Леонидовна,

заместитель директора по УВР,

учитель ОБЖ

МБОУ «Школа №1»

г. Балашиха,  Московская область

Интегрированный урок – эффективное средство  реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами

Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также  в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой практическое применение накопленного опыта по обеспечению безопасности человека в повседневной жизни, учитывая, конечно же, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности.

Следует отметить, что знания в области безопасности жизнедеятельности предполагают тесную взаимосвязь с другими школьными курсами. С практической точки зрения интеграция школьных дисциплин предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения. Именно межпредметные связи К.Д. Ушинский считал важнейшими в формировании целостных системных знаний. Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру рабочей программы, что способствует рационализации учебного процесса в целом. Средства реализации межпредметных связей могут быть различны. Это вопросы и наглядные пособия, проблемные ситуации и познавательные задачи, факультативные занятия и олимпиады. Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.

Рассмотрим осуществление межпредметных связей на примере интегрированного урока ОБЖ и истории (10 класс) по теме «Дни воинской славы России», который можно проводить в форме интеллектуального марафона.

Задания урока ориентированы на поиск ответов в различных областях знаний – истории, ОБЖ, литературе. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создаёт положительный эмоциональный настрой.

Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов. Учащиеся также получают возможность дополнить, исправить ответ товарища, заработав при этом дополнительные баллы.

Количество вопросов и этапов можно увеличить в зависимости от времени проведения урока и количества учеников. Класс можно поделить на группы или отряды и т.д. Тогда интеллектуальный марафон проходит коллективно.

Данный интегрированный урок позволяет реализовать следующие цели: 

  • образовательную – проверка и закрепление знаний учащихся об истории Вооруженных Сил, о днях воинской славы России;
  • развивающую – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
  • воспитательную – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам, к ветеранам войны и военной службы.

Материально-техническим обеспечением урока может быть:

  1. Подборка-выставка художественной, мемуарной и методической литературы по теме урока.
  2. Выставка рефератов учащихся по тематике урока, боевых листков, посвященных защитникам Отечества.
  3. Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
  4. Маршрутный лист

№ п/п

Этапы марафона

1

2

3

4

5

6

7

1

Исторический портрет

2

Историческое событие

3

Из первых уст

4

Историческая мозаика

5

«Кот в мешке»

  1. Запись песни из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времён».
  2. Карточки с разрезанными частями пословиц  и поговорок.
  3. Карточки обратной связи разного цвета по количеству учащихся:  красного цвета: «Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал все, о чем говорилось и что происходило на уроке»; оранжевого цвета: «Урок был интересным, и я принимал в нем активное участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий»; зелёного цвета: «Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов».
  4. Презентация с вопросами интеллектуального марафона.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, рассмотрению проблемы с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение и перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков ведут два и более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Список литературы:

  1. Блинова Т. Л. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО / Т. Л. Блинова, А. С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 65-67.
  2. Есипова А. А. Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин. // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 38-40.
  3. Светловская Н. Об интеграции как методическое явление и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - №5. – С. 57-60.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС ОО — http://standart.edu.ru/ 
  5. Ятайкина А.А Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. – 2001. – №6. – С. 10-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики

Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...

РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ

в статье рассматриваются межпредметные связи материаловедения с другими предихся с основными технологическими и конструкционными свойствами материалов, их применением при производстве изделий, и...

Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками

Статья Трифоновой Е.В. посвящена актуальной теме межпредметных связей, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний, повышению заинтересованности учащихся в обучении, общении. В статье ...

Межпредметные связи информатики с другими предметами.

Школьная информатика является метадисциплиной, которая объединяет в себе множество школьных дисциплин посредством обучения школьников обработке информации разного характера....

«Интегрированные уроки - эффективное средство укрепления межпредметных связей в современной школе»

В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....

Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личност...