Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа по обж

Сеноженский Михаил Александрович

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».   Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obzh_9_bvd_klass.docx59.81 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                      «Утверждаю»                                                  

заместитель директора по учебно-                           ДиректорМБОУСОШ№1 г. Советский

воспитательной  работе                                     ________________Е.К.Писаренко ________________________ Т.В. Дидич

«» г.                                             «» г.

Программа учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

9-Б,В,Д  класс

2020 - 2021 учебный год

Учитель: Сеноженский Михаил Александрович

Квалификационная категория: первая

Программа составлена в соответствии с  Примерной  программой по учебным предметам «ОБЖ » -  Москва, «Просвещение», 2010 г.

Количество  часов по учебному плану на 2020-2021 учебный год: 35часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол №  от «  »    

г.Советский

2020г.

Пояснительная записка

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».   Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа составлена на основе «Комплексной программы основ безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова,2009год, Москва, Изд. «Просвещение». Количество учебных часов – 35.

Используемый УМК основной:

Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников »Основы безопасности жизнедеятельности» 9кл.Москва, «Просвещение»2015г.

Дополнительный: »Общевоинские уставы РФ», Новосибирск, сибирское университетское издательство 2009г.

И.Ф.Богоявленский »Оказание ПМП в очагах ЧС» Санкт – Петербург, Медиус 2005год

Цифровой ресурс: ОБЖ: 5-11 класс [Электронный ресурс]: Библиотека электронных наглядных пособий. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

Итоговой аттестации нет. Тематический контроль: тесты, домашние задания в тетради, рефераты, устные и письменные ответы.

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя два  учебных модуля и пять разделов( в  первом модуле три и во втором  два раздела).

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Раздел3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4.  Основы здорового образа жизни.

Раздел 5.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Ключевые компетентности, которыми должны овладеть учащиеся:

  • Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, употребления наркотиков, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни человека.
  • Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знания и гордость за символы государства.
  • Компетенции ценностно – смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры; истории цивилизаций, собственной страны, религии.
  • Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.
  • Компетенции специальные: умение вести себя в различных ЧС; оказание само и взаимопомощи в зависимости от поражающего фактора; умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему; знать основы воинской службы быть готовым  к службе в ВС РФ.

Базовым учебником является учебник А.Т. Смирнова Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности» Москва изд.»Просвещение»2015год.

Модульный принцип построения курса ОБЖ в этом учебнике позволяет решить следующие задачи:

  • последовательно и логически взаимосвязанно структурировать тематику курса ОБЖ;
  • повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а так же с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
  • эффективнее использовать межпредметные связи;
  • обеспечить непрерывность образования;
  • более эффективно использовать ТСО;

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет так же определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 9-х классов основных понятий в области  безопасности жизнедеятельности и предлагает, наряду с изучением  проблем личной безопасности, получения школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.

Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций  по защите населения и территорий от ЧС мирного и венного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороны(ГО) РФ как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а так же государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан. Изучение основ безопасности в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

1.Усвоение и закрепление учащимися знаний:

  • О ЧС природного, техногенного и социального характера;
  • О влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • Об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса;
  • О государственной системе обеспечения защиты  населения страны от ЧС мирного и военного времени;
  • Об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ;
  • Об организации подготовки населения страны к действиям в условиях ЧС, при угрозе террористического акта;
  • О мерах профилактики наркомании;
  • О роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны;
  • О правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • Об оказании первой медицинской помощи при неотложных  состояниях;

2. Усвоения учащимися содержания:

  • Основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
  • Нормативно – правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;

3. Усвоение учащимися знаний:

  • О предназначении, основных функциях и задачах ВС РФ;
  • О видах ВС и родах войск;
  • О руководстве и управлении ВС РФ;
  • Об участии ВС РФ в контртеррористических операциях;
  • О государственных и военных символах РФ;
  • Формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества.

4. Развитие у учащихся:

  • Личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе террористического акта;
  • Потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
  • Потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
  • Физических и морально- психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных ВС РФ или других войсках.

методы   и   формы   обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Общая характеристика предмета

Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на развитие практических навыков сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а так же методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития. Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть все. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающий его системное изучение.

В соответствие с ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положении Конституции РФ и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной военной службы.

Программа рассчитана на 35учебных часа. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  • Формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;
  • Ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
  • Изучение правил оказания и  навыками первой медицинской помощи (ПМП) в сложных случаях при первой необходимости;
  • Ознакомление с задачами и структурами государственных  организаций, занимающихся вопросами защиты населения от ЧС природного и техногенного, и социального характера;
  • Воспитание личной заинтерисованности, сознания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
  • Изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
  • Оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
  • Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать собственное мировоззрение;
  • Осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии;

Реализация предлагаемой программы предусматривает использование учебно – методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно – методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия, а так же по возможности ТСО. «ПО возможности» оговорено в связи со слабостью материальной базы предмета ОБЖ.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а так же ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета ОБЖ являются следующие умения:

  1. Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности.
  2. Умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций(природного, техногенного и социального характера.)
  3. Умения анализировать свое поведение в повседневной жизни и различных опасных ситуациях, в том числе при угрозе террористического акта;
  4. Умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  5. Умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  6. Умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно – исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях ЧС;
  7. Умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
  8. Умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина РФ в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите государства;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами (включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) обучения ОБЖ в основной школе являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами (включающими освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) обучения ОБЖ в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами (включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник научится:

  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
  • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно использовать бытовые приборы;
  • безопасно использовать средства бытовой химии;
  • безопасно использовать средства коммуникации;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
  • готовиться к туристическим походам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
  • добывать и очищать воду в автономных условиях;
  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
  • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
  • анализировать состояние своего здоровья;
  • определять состояния оказания неотложной помощи;
  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
  • классифицировать средства оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
  • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
  • оказывать первую помощь при ушибах;
  • оказывать первую помощь при растяжениях;
  • оказывать первую помощь при вывихах;
  • оказывать первую помощь при переломах;
  • оказывать первую помощь при ожогах;
  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
  • оказывать первую помощь при отравлениях;
  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять права покупателя;
  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
  • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
  • классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
  • оказывать первую помощь при коме;
  • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного предмета

Рабочая программа по ОБЖ для 9-го класса состоит из 5-ти разделов:

Раздел I 8часов.Основы комплексной безопасности. Предназначен для определения значения культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

Характеризует в общих чертах ЧС природного и техногенного характера и общие правила безопасного поведения при них.

Раздел 2 7часов Характеризует основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны От ЧС техногенного и природного характера, характеризует основные мероприятия , проводимые в Российской Федерации для защиты населения.

Разде 3. 9часов.Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Характеризуют экстремизм и терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России, формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

Раздел 4. 9 часов. Основы здорового образа жизни. Характеризует здоровье как состояние полного физическог, духовного и социального благополучия. Характеризует понятие репродуктивного здоровья и его значения. Анализирует взаимосвязь семьи оздорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. Отрабатывают приемы в оказании первой медицинской помощи при массовых поражениях населения при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших.

 Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

 Модуль 1Основы безопасности личности, общества и государства. (24часа)

1

Современный мир и Россия.

Обосновывают значение молодого поколения граждан РФ для развития нашей страны.

2

Национальные интересы России в современном мире.

Характеризуют основные виды национальных интересов России  в современном мире.

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.

4

 Влияние культуры безопасности населения на национальную безопасность России.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

5

Чрезвычайные ситуации(ЧС) и их классификация.

Классифицируют ЧС по масштабу их распространения и тяжести последствий.

6.

ЧС природного характера и их последствия.

Характеризуют в общих чертах ЧС природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

7

ЧС техногенного характера и их причины.

Определяют отрицательное влияние ЧС на национальную безопасность.

Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

8

Угроза военной безопасности России.

Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях ЧС мирного и военного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера.

10.

Гражданская оборона (ГО) как составная часть национальной безопасности страны.

Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях ЧС.

11.

МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

Объясняют роль МЧС России по защите населения от ЧС в современных условиях.

12.

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирования ЧС и ее основные мероприятия.

13

Инженерная защита населения от ЧС.

Характеризуют основные мероприятия проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

14.

Оповещение и эвакуация населения при ЧС.

Анализируют способы оповещения населения методы эвакуации.

15.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от ЧС природного и техногенного характера.

Составляют и записывают в тетрадь перечень необходимых предметов на случай эвакуации.

Подбирают  в интернете и других средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других видов неотложных  работ в очаге ЧС.

16

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.

17

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

18

Основные нормативно- правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

Характеризуют основные нормативно- правовые акты противодействия экстремизму, терроризму, наркотизму.

19.

Общегосударственное противодействие терроризму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в тетрадь.

20

Нормативно- правовая база противодействия наркотизму.

С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему »Хулиганство и вандализм- разновидности экстремизма».

Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.

21

Организационные основы противодействия терроризму в РФ.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.

22

Организационные основы противодействия наркотизму в РФ.

С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему »Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России)» и ее положительные результаты.

23

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.

24

Профилактика наркозависимости.

Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков. По одной из предложенных учебников тем пишут реферат.

25

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Характеризуют здоровье как полное физическое духовное и социальное благополучие.

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.

28

Ранние половые связи и их последствия

Характеризуют опасные последствия ранних половых связей.

29

Инфекции, передаваемые половым путем

Изучают опасные последствия инфекций передаваемых половым путем.

30

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДЕ

Характеризуют понятие ВИЧ-инфекции и СПИДа. Анализируют профилактику .

31

Внеурочная деятельность. Брак и семья. Посещение органов ЗАГС.

Анализируют основы семейного права в РФ.

32

Семья и здоровый образ жизни человека.

Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества.

33

Основы семейного права в Российской Федерации.

Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в РФ.

34

Первая помощь при массовых поражениях.

Практическое занятие.

35

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

Практическое занятие.

Поурочное планирование.

№урока

Изучаемый материал

К-во часов

Виды деятельности

Формы урока

Компетентность

Дата

Модуль 1

Основы безопасности личности, общества и государства.

24

Раздел1

Основы комплексной безопасности.

8

1.

Современный мир и Россия.

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции гражданственности,компетенции социального взаимодействия

6.09

.2

Национальные интересы России в современном мире.

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции гражданственности,компетенции социального взаимодействия

13.09

.3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции гражданственности,компетенции социального взаимодействия

20.09

.4

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Фронтальная.

Лекция

Компетенции гражданственности,компетенции социального взаимодействия

27.09

.5

Чрезвычайные ситуации (ЧС) и их классификация.

1

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения

4.10

6

 ЧС природного характера и их последствия.

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения

11.10

.7

ЧС техногенного характера и их причины

1

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения.

18.10

.8

Угрозы военной безопасности России

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности

25.10

Раздел 2

Защита населения от ЧС.

7

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

С книгой. В группах

Комбинированный

Компетенции интеграции

8.11

10

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

С книгой. В группах

Комбинированный

Компетенции интеграции

15.11

11

МЧС России-федеральный орган упрвления в области защиты населения и территорий от ЧС.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности

22.11

12

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

С книгой. В группах

Комбинированный

Компетенции деятельности.

29.11

13

Инженерная защита населения от ЧС

1

Фронтальная.

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции познавательной деятельности

6.12

14

Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС.

1

Фронтальная.

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции познавательной деятельности

13.12

15

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1

Фронтальная.

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции познавательной деятельности

20.12

Раздел 3

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

9

16

Международный терроризм-угроза национальной безопасности России.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности

10.01

17

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

1

С книгой. В группах

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции познавательной деятельности

17.01

18

Основные нормативно- правовые акты по противодействию экстремизма и терроризма.

1

С книгой.

Индивидуальная.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции деятельности: учение.

24.01

19

Общегосударственное противодействие терроризму.

1

С книгой. В группах

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности

31.01

20

Нормативно- правовая база противодействия наркотизму.

1

Фронтальная.

Комбинированный

Компетенции деятельности: учение.

7.02

21

Организационные основы противодействия терроризму в РФ.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности

14.02

22

Организационные основы противодействия экстремизму.

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности

21.02

23

Правила поведения при угрозе террористического акта..

1

Индивидуальная.

Комбинированный

Специальные компетенции

28.02

24

.Профилактика наркозависимости.

1

Индивидуальная.

Комбинированный

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

06.03

Раздел 4

Основы здорового образа жизни.

9

25

Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность.

1

С книгой. В группах

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

13.03

26

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

С книгой. В группах

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

20.03

27

Внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность.  Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

3.04

28

Ранние половые связи и их последствия

1

С книгой. В группах

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

3.04

29

Инфекции передаваемые половым путем.

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

10.04

30

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

17.04

31

Брак и семья

1

С книгой. В группах

Комбинированный

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

24.04

32

Семья и здоровый образ жизни человека.

1

С книгой. В группах

Комбинированный

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

8.05

33

Внеурочная деятельность. Основы семейного права в РФ

1

Индивидуальная

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции гражданственности, компетенции здоровьесбережения

8.05

34

Первая помощь при массовых поражениях

1

Индивидуальная.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции познавательной деятельности, специальные компетенции

15.05

35

Первая помощь при передозировке психоактивныхсредств.

1

Индивидуальная.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции познавательной деятельности, специальные компетенции

22.05

Литература:

А.Т.Смирнов «Программы общеобразовательных учреждений по ОБЖ. 5-11 кассы.» Просвещение, Москва,2009год.

А.Т.Смирнов»ОБЖ.Поурочные разработки10-11классы.» Просвещение, Москва, 2009год.

А.Т.Смирнов «ОБЖ. Методические рекомендации. 5-11классы». Просвещение, Москва, 2010г.

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий,М.И.Хабнер»ОБЖ. Методика преподавания предмета 5-11 классы.»Москва,»ВАКО», 2010год.

Планируемые результаты

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе  

ученик должен знать:

—потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения;

—основные положения Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации по обеспечению национальной безопасности России;

—социально-демографические процессы,  происходящие в России, и их влияние на безопасность государства;

—перспективы развития ядерной энергетики в стране и обеспечение радиационной безопасности населения;

—индивидуальные меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника и при освобождении заложников спецподразделениями;

—основные источники опасностей в природе, техносфере и социуме;

—основные чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера и их классификацию;

—организацию в Российской Федерации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

—основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

—права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

—рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

—правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

—основы здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье;

—основные составляющие здорового образа жизни, способствующие обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;

—правовые нормы взаимоотношения полов;

—основные качества личности, характерные для хорошего семьянина, способного обеспечить социальное благополучие;

—взаимосвязь репродуктивного здоровья  с социально-демографическими процессами;

—правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей пр...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11класс

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и вои...

Рабочая программа по предмету " Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", для обучающихся  5 класса,со сложными дефектами....

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9  классов...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11  классов...

Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 7,8 класс

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, со...

Рабочие программы по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8-11 классы.

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычай...