Дискуссия «Огонь – друг или враг человека»
методическая разработка по обж (9 класс)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе.

Задачи:

Образовательные: привить практические навыки тушения огня, довести до сознания воспитанников  правила пользования газом и электроприборами, закрепить ранее полученные знания и навыки воспитанников  по теме «Правила пожарной безопасности»; расширить предоставления воспитанников  об опасностях, связанных с огнём.

Развивающие: развивать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своей жизни.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_-_diskussiya_ogon_-_drug_ili_vrag.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия для детей сирот и детей

оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом - школа»

Дискуссия

«Огонь – друг или враг человека»

                                                                    Подготовила: воспитатель семьи № 6

                                                                                                                 Рыжкова О.В.

г. Саранск

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе.

Задачи:

Образовательные: привить практические навыки тушения огня, довести до сознания воспитанников  правила пользования газом и электроприборами, закрепить ранее полученные знания и навыки воспитанников  по теме «Правила пожарной безопасности»; расширить предоставления воспитанников  об опасностях, связанных с огнём.

Развивающие: развивать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своей жизни.

  

Ход дискуссии

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы. 

Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

-превращают в пепел жилые и промышленные здания;

-уничтожают лесные массивы;

-уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Приведу примеры некоторых исторических факторов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные  пожарами:

1470г.- пожар в Москве (осталось только 3 двора);

1493г.- пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

1812г.- пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);

1972г.- торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

1977г.- пожар в гостинице «Россия, погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;

1993г.- пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность и здоровья людей.

Горение – это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.

Пожар - это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, зданий, материальных ценностей, растительного и животного мира.

Пожары сопровождают человека всегда и повсюду: на земле, под водой, в воздухе, в космосе.

Рост числа пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного развития техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров/ отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.

Пожары приносят неисчислимые беды, травмирование и гибель людей, они уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.

ТАБЛИЦЫ НА СЛАЙДАХ

Для возникновения горения необходимы три условия:

1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:

* дерево;

* бумага;

*бензин;

*керосин;

* газ и др.

2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:

* кислород воздуха;

* селитра;

* азотная кислота;

* окислы азота.

3) источник воспламенения, которым может послужить:

* искра;

* пламя костра;

* непогашенный окурок и др.

Основные причины возникновения пожаров.

• Небрежное, халатное обращение с огнем.

• Нарушение требований техники безопасности при работе

электрическими приборами, печным отоплением.

• Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огненных работ.

• Случайный или умышленный поджог.

• Пренебрежение опасностью, незнание и недооценка возможных последствий пожара.

• Удар молнии.

• Игра детей с огнем,в основном со спичками.

• Самовозгорание.

Для предупреждения возгораний в жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности.

Вот некоторые из них: 

· не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними; 

· не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий; 

· пользуясь свечами изолируйте их от стола огнестойкими материалами; 

· не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах; 

· не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющими                                 материалами. 

Но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких случаях? 

Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит; 

Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха; 

Нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением; 

Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение; 

Если выйти из квартиры из-за дыма невозможно, плотно закройте двери, вентиляционные отверстия полотенцами, смоченные водой; 

Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места. 

Признаки начинающегося пожара.

• Наличие запаха дыма.

• Незначительный огонь, пламя.

• Наличие характерного запаха горящей резины или

Пластмассы, снижение напряжения в электросети, нарушение подачи электропитания - признаки горения электропроводки.

• Людская суета на лестничныхклетках, в подъезде.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Пожар в квартире, доме, здании школы.

  • Не паниковать.
  • Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01.
  • Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя. Сорвать горящие шторы, затоптать огонь ногами, залить водой или бросить в емкость с водой.
  • Отключить электрические и газовые приборы. В случае  возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от  электропитания, накрыть мокрой плотной тряпкой или залить водой через вентиляционные отверстия.
  • Закрыть все окна и двери.
  • Найти и вывести (вынести) маленьких детей, которые прячутся в шкафах, под столами, в туалетных комнатах. Помочь старикам, пострадавшим.
  • Взять с собой документы, деньги, ценные вещи.
  • Быстро, без давки покинуть опасную зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту, используя запасные выходы, пожарные лестницы.
  • Постоянно подавать звуковые сигналы.
  • Лечь на пол, ждать помощи или передвигаться ползком к выходу.
  • Дышать через мокрую ткань. Всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.
  • Выйти на балкон, закрыть за собой дверь, позвать на помощь.
  • Не открывать окна и двери.
  • Использовать длязащиты от огня и теплового излучения влажную плотную ткань.
  • Не закрывать входную дверь на ключ.
  • Не пользоваться лифтом.

ЕСЛИ НА ЧЕЛОВЕКЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА

  1. Горящую одежду быстро снять.
  2. Не бегать в горящей одежде.
  3. Не кататься по земле.
  4. Защитить руками голову, лицо, глаза.
  5. Не использовать для тушения огнетушители.
  6. Окунуться в воду или облиться водой.
  7. Лечь на снег.
  8. Накрыться плотной мокрой тканью, оставив голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения.
  9. Не отдирать прилипшую к телу одежду.
  10. Оказать пострадавшему первую помощь, успокоить его и оперативно доставить в больницу.

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Ситуация № 1 

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок. 
Ответ:
 
1. Обесточить телевизор; 
2. Накрыть влажной тканью; 
3. Позвонить по “01”. 

Ситуация № 2 
Кашу Саша решил на сковороде подогреть, 
При этом в соседней комнате песни попеть. 
Заигрался Саша и бдительность потерял, 
Правила безопасности не соблюдал. 
И вот огоньки заскакали кругом, 
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом! 
На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце. 
Ответ: 
1. Выключить газ; 
2. Накинуть влажное полотенце.

Ситуация № 3 
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать? 
Ответ: 
1. Надо упасть на пол; 
2. Накрыться влажной тканью; 
3. Бежать нельзя! 

Ситуация № 4 
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать? 
Ответ: 
1. Догнать, накрыть тканью; 
2. Уронить на пол; 
3. Тушить огнетушителем нельзя. 

Ситуация № 5 
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь? 
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ 
б) Пойду понюхаю, откуда пахнет 
в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут 
г) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света 

Ситуация № 6 
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать? 
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных. 
Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог нашей безопасности.

Просмотр видеоролика

С целью недопущения пожара в природной среде, запрещается:

• Бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки.

• Разводить костер в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур.

• Оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность.

• Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями.

• Поджигать камыш.

• Разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра.

• Оставлять костер горящим после покидания стоянки.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина-соревнование на тему:«Огонь – друг или враг человеку? »

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности....

Профилактика пожара "Огонь - друг и враг человека"

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и элект...

Огонь - друг и враг человека.

Цели:   ·     Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...

Огонь - друг и враг человека.

Цели:   ·     Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...

Занятие "Огонь - друг и враг человека"

Занятие по пожарной безопасности....

Урок по ОБЖ на тему "Огонь - друг и враг человека"

Интегрированный урок ОБЖ и развития речи в 5 классе...

Классный час “Огонь – друг и враг человека”.

Форма проведения:сообщения учащихся, конкурс рисунков, викторина....