РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов (ФГОС ООО)
рабочая программа по обж

Надежда Александровна Фоминых

             Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2019) и предназначена для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы. 

            Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального и эпидемиологического характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни. Обоснование выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного  образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области ОБЖ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Новосибирска   «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Рассмотрено

на заседании ШМО

____________________

____________________

(протокол №_____

от «__» _______2020г.)

Принято

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 41

(протокол №_____

от «__» ________2020г.)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №41

_________ О.В. Шнейдер

(приказ №____________

от «__» ________2020г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 7-9 классов (ФГОС ООО)

Срок освоения программы – 3 года

Составитель: Фоминых Н.А.

преподаватель-организатор ОБЖ

Новосибирск

2020


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.1. Планируемые личностные результаты освоения ООП

2.2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

2.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП

  1. Содержание учебного предмета, курса
  2. Тематическое планирование


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 № 1577), с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования, которая, в свою очередь, является локальным нормативным актом образовательной организации.

Целью рабочей программы является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования образовательной организации.  

Данная программа составлена на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
  • примерной программы основного общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности»;
  • федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 28.12.2018г. №345 (в ред. Приказов от 08.05.2019 №233, от 22.11.2019 №632);
  • Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О воинской обязанности и военной службе»;
  •  Положением о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов МОУ «СОШ №41», утвержденном приказом №_____ от «__» ________ 20___ г.
  • с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
  •  планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования,
  • и обеспечена учебно-методическим комплектом под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: «Просвещение», 2019 год.

Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает последовательность изучения тем и разделов предмета ОБЖ с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации учебного процесса.  

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.

Задачи программы:

  • усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с  терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
  • формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности  жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и выполнению каждым гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
  •  развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
  • Воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства;
  • Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного и техногенного и социального характера;
  • Формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:

  • умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
  • вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях  чрезвычайных ситуаций;
  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа; ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути продолжения своего образования.

Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2019).

В процессе обучения использовали программу общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова 7-9 классы, учебник: Смирнов А.Т., Хренников О.Б «Основы безопасности жизнедеятельности», 7-9 класс. Данная программа курса ОБЖ для обучающихся в 7-9 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России.

Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального и эпидемиологического характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни. Обоснование выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного  образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области ОБЖ.

Срок реализации программы: 3 года.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  1. информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
  2. организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Описание места учебного предмета

Учебный курс ОБЖ реализует комплексный подход  по воспитанию и обучению учащихся при модульной структуре содержания предмета.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для обучающихся 7 – 9 классов. Смирнов А.Т., Хренников О.Б «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс. Москва: Просвещение, 2019; Смирнов А.Т., Хренников О.Б «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс. Москва: Просвещение, 2019; Смирнов А.Т., Хренников О.Б «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс. Москва: Просвещение, 2019.

Модульный принцип построения структуры предмета позволяет более эффективно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ в конкретной общеобразовательной организации с учетом календарного учебного плана.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из двух содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций). Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся  активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

Преподавание курса ОБЖ в 7-9 классе проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ.

В аттестат об основном общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".

Система оценки достижений учащихся

Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов  обучающихся включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.  

Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений обучающихся относительно прошедшего учебного года, позволяющего организовать эффективно процесс повторения и  определить эффекты от  обучения за прошлый учебный год.

Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и универсальные учебные действия для определения проблем и трудностей в освоении предметных способов действия и УУД и планирования работы по ликвидации возникших  проблем и трудностей.

Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Уровневые итоговые контрольные работы по основам безопасности жизнедеятельности,  включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться», проектные и исследовательские работы. Большое внимание уделяется практическим работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях.

Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися УУД.  

Формы промежуточной (итоговой) аттестации: типовые задания по оценке личностных результатов, итоговые проверочные работы по предмету основы безопасности жизнедеятельности, сдача нормативов.

В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,   практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 № 1577) рабочая программа для 7—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по основам безопасности жизнедеятельности:

Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности РФ и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности).
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей;
  • формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей;
  • осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной демографической ситуации в стране.
  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

  • умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;
  • умение характеризовать основные направления перехода РФ к новой государственной политике в области национальной безопасности;
  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  •  овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  •  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности РФ
  • умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;
  • умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;
  • умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
  • умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического содержания в интересах обеспечения военной безопасности страны
  • умение характеризовать роль и место Вооруженных Сил РФ в обеспечении национальной безопасности страны;
  •  развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  •  освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  •  формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

  • В познавательной сфере:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- о здоровом образе жизни;

- об оказании первой помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,   проектировать модели личного безопасного поведения.

  • В коммуникативной сфере:

- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

  • В эстетической сфере:

- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

  • В трудовой сфере:

- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

- умения оказывать первую  помощь.

  • В сфере физической культуры:

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую  помощь при занятиях физической культурой и спортом.

В результате освоения программного материала ученик

7 класса

Основы комплексной безопасности

научится:

∙ правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

∙ способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

  • классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
  • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций,;
  • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
  • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

получит возможность научиться:

∙ действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

∙ соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

∙ правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

∙ действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявление бдительности при угрозе террористического акта;

- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

  • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
  • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

научится:

  • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
  • характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
  • описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
  • моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

получит возможность научиться:

  • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
  • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

научится:

  • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
  • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
  • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
  • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

получит возможность научиться:

  • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

научится:

  • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

получит возможность научиться:

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

8 класса

Основы комплексной безопасности

научится:

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

получит возможность научиться:

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

научится:

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС[1]: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

получит возможность научиться:

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

научится:

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

получит возможность научиться:

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

научится:

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

получит возможность научиться:

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

9 класса

Основы комплексной безопасности

научится:

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
  • объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
  • действовать согласно указанию на дорожных знаках;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
  • комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
  • распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
  • описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
  • определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
  • опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
  • опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
  • распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
  • соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

получит возможность научиться:

  • объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее.
  • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
  • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
  • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
  • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

научится:

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
  • приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
  • использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
  • действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

получит возможность научиться:

  • устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
  • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
  • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
  • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

научится:

  • характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
  • объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
  • оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
  • объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
  • распознавать симптомы употребления наркотических средств;
  • описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
  • использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
  • описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
  • описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
  • составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

получит возможность научиться:

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

научится:

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
  • оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
  • описывать факторы здорового образа жизни;
  • объяснять преимущества здорового образа жизни;
  • объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
  • описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
  • раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
  • распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;

пользоваться официальными источниками для получения информации  о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.получит возможность научиться:

  • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

научится:

  • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
  • отличать первую помощь от медицинской помощи;
  • распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
  • действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
  • составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
  • классифицировать основные инфекционные болезни;
  • определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
  • действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

получит возможность научиться:

  • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Основы обороны государства

научится:

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
  • характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
  • описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
  • приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
  • приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
  • раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
  • разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
  • оперировать основными понятиями в области обороны государства;
  • раскрывать основы и организацию обороны РФ;
  • объяснять направление военной политики РФ в современных условиях

получит возможность научиться:

  • объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Опасные и чрезвычайные ситуации, усиление глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия требуют формирования у обучающихся компетенции в области личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира, а также готовности к выполнению гражданского долга по защите Отечества.

Целью изучения и освоения примерной программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования, осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».

Примерная программа определяет содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывают возможность освоения ими теоретической и практической деятельности, что является важнейшим компонентом развивающего обучения. Содержание представлено в двух модулях.

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоемах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайная ситуация природного характера.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Терроризм и экстремизм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Противодействие терроризму в мировом обществе.

Нормативно-правовая база противодействию терроризму, экстремизму и наркомании в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Стратегия государственной антитеррористической политики Российской Федерации.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской федерации о противодействии терроризму и экстремисткой деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремисткой деятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремисткой деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремисткой деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживания в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если произошел взрыв.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4.  Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и  его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции .передаваемые половым путем, и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Семья в современном обществе.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила ее оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Первая помощь при массовых поражениях

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

Примерная программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает получение знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать различное учебное оборудование, в т. ч. других предметных областей, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Межпредметная связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами, как «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Информатика», «История», «Обществознание», «Право», «Экология», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей обучающихся с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программ.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический  план

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 7 класс

модуля,

раздела,

темы

наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

30

Р-I-II

Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

28

Глава 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

2

Глава 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

9

Глава 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

4

Глава 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

8

Глава 5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

5

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2

Глава 6

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

2

М-II

Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни

5

Р-IV

 Основы здорового образа жизни

3

Глава 7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

Р-V

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

2

Глава 8

Первая помощь при неотложных ситуациях

2

Итого

35

Учебно-тематический  план

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 8 класс

модуля,

раздела,

темы

наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

23

Р-I

Основы комплексной безопасности.

16

Глава 1

Пожарная безопасность

3

Глава 2

Безопасность на дорогах

3

Глава 3

Безопасность на водоемах

3

Глава 4

Экология и безопасность

2

Глава 5

Чрезвычайные ситуации и техногенного характера и их возможные последствия

5

Р-II

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

7

Глава 6

Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций

4

Глава 7

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

М-II

Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни

13

Р-IV

 Основы здорового образа жизни

8

Глава 8

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

Р-V

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

5

Глава 9

Первая помощь при неотложных состояниях

5

Итого

36

Учебно-тематический  план

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 9 класс

модуля,

раздела,

темы

наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-I

Основы комплексной безопасности.

7

Глава 1

Национальная безопасность РФ в современном мире

3

Глава 2

ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность РФ

4

Р-II

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

7

Глава 3

Организационные основы по защите населения страны от ЧC мирного и военного времени

3

Глава 4

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени

4

Р-III

 Противодействие терроризму и экстремизму в РФ

10

Глава 5

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ

2

Глава 6

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ

2

Глава 7

Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ

3

Глава 8

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

3

М-II

Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни

10

Р-IV

 Основы здорового образа жизни

5

Глава 9

Здоровье – условие благополучия человека

3

Глава 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

2

Р-V

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

5

Глава 11

Оказание первой помощи

5

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (30 ч)

Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (28 ч)

1

Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете. Различные природные явления

1

2

Общая характеристика природных явлений

1

3

Основные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

4

Проверочная работа по теме: «Природные явления, опасные и чрезвычайные ситуации природного характера».

1

5

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия

1

6

Защита населения от последствий землетрясений

1

7

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1

8

Промежуточная аттестация за 1 четверть. Проверочная работа по теме: «Землетрясения. Защита населения и правила безопасного поведения».

1

9

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов

1

10

Последствия извержения вулканов. Защита населения

1

11

Проверочная работа по теме: «Чрезвычайные ситуации геологического происхождения».

1

12

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения

1

13

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1

14

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1

15

Промежуточная аттестация за 2 четверть. Проверочная работа по теме: «Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения». Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

16

Смерчи

1

17

Защита населения от последствий наводнений

1

18

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

1

19

Сели и их характеристика

1

20

Защита населения от последствий селевых потоков

1

21

Цунами и их характеристика

1

22

Защита населения от цунами

1

23

Снежные лавины

1

24

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

25

Промежуточная аттестация за 3 четверть. Проверочная работа по теме «Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения».

1

26

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

27

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

1

28

Эпизоотии и эпифитотии

1

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 ч)

29

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

1

30

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3ч)

31

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека

1

32

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

33

Годовая промежуточная аттестация. Письменная проверка: Тестовая работа. Вредные привычки

1

Раздел 5. Основы медицинских знаний (2 ч)

34

Общие правила оказания первой помощи

1

35

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

1


Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ урока

Тема уроков

Количество часов

Дата

План

Факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

1

Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни, и организация защиты населения

1

3

Права, обязанности ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.  

1

4

Самостоятельная работа № 1 по теме «Пожарная безопасность».

Причины ДТП и травматизм людей.

1

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

6

Велосипедист - водитель транспортного средства

1

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

1

8

Промежуточная аттестация за I четверть. Самостоятельная работа № 2 по теме «Безопасность на дорогах».

Безопасный отдых на водоемах.

1

9

Оказание помощи, терпящим бедствие на  воде.

1

10

Самостоятельная работа № 3 по теме «Безопасность на водоемах».

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

12

Самостоятельная работа № 4 по теме «Экология и безопасность».

Классификация ЧС техногенного характера.

1

13

Аварии на радиационноопасных объектах и их возможные последствия

1

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

15

Промежуточная аттестация за II четверть. Самостоятельная работа №5 по темам «ЧС техногенного характера», «Аварии на ХОО и РОО».

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономике и их возможные последствия

1

16

Зачёт по темам 1-16 (Раздел «Основы комплексной безопасности»)

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

17

Обеспечение

радиационной безопасности населения.

1

18

Обеспечение химической защиты населения

1

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

21

Самостоятельная работа № 6 по теме «Обеспечение защиты населения от ЧС».

Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера.

1

22

Эвакуация населения

1

23

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч)

24

Здоровье как основная ценность человека

1

25

Промежуточная аттестация за III четверть.

Контрольное тестирование по теме «Основы безопасности личности, общества и государства»

Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовная и социальная сущность.

1

26

Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества

1

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний

1

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

30

Профилактика вредных привычек

1

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч)

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие).

1

33

Годовая  промежуточная аттестация. Самостоятельная работа № 7 по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие». Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ (практическое занятие)

1

34

Первая помощь при травмах (практическое занятие)

1

35

Первая помощь при утоплении (практическое занятие)

1

36

Обобщающий урок по теме "Основы медицинских знаний и оказания первой помощи"

1

Календарно-тематическое планирование 9 класс

в соответствии с ФГОС (34 ч.)

№ урока

Тема уроков

Количество часов

Дата

План

Факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (7ч)

1

Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете. Национальные интересы России в современном мире

1

2

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

3

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

1

4

"Самостоятельная работа № 1 по теме «Национальная безопасность России».

1

5

Чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

1

6

ЧС техногенного характера и их причины

1

7

ЧС природного характера,  и их последствия.

1

Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС (7 ч)

8

Промежуточная аттестация за 1 четверть. Самостоятельная работа № 2 по теме: «Чрезвычайные ситуации» Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

9

Гражданская оборона   как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

10

МЧС России – федеральный орган управления  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

11

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1

12

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

13

Оповещение и эвакуация  населения в условиях чрезвычайных ситуаций

1

14

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (10 ч)

15

Промежуточная аттестация за 2 четверть. Самостоятельная работа № 3 по теме «Защита населения РФ от ЧС».

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

1

16

Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления.

1

17

Общегосударственное противодействие терроризму и экстремизму. Основные  нормативно-правовые  акты.

1

18

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

1

19

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

20

Профилактика наркозависимости.

1

21

"Самостоятельная работа  № 4 по теме «Противодействие терроризму и экстремизму в РФ».

Правовое воспитание участников дорожного движения.

1

22

Сложные ситуации на дорогах и перекрёстках

1

23

Причины и следствия ДТП

1

24

Первая доврачебная помощь при ДТП. Определение состояния пострадавшего, последовательность действий

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)

25

Промежуточная аттестация за 3 четверть. Самостоятельная работа № 5 по теме «Дорожная безопасность».

Здоровье человека как индивидуальная,  так и общественная ценность

1

26

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

27

Ранние половые связи и их последствия.

1

28

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

1

29

Брак и семья. Основы семейного права в Российской Федерации.

1

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч)

30

Самостоятельная работа № 6 по теме «Основы здорового образа жизни».

Первая доврачебная помощь при ДТП. Способы и правила остановки кровотечения.

(практическое занятие)

1

31

Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при ушибах и переломах

1

32

Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при черепно-мозговой травме

(практическое занятие)

1

33

Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при травме позвоночника (практическое занятие)

1

34

Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращении (практическое занятие)

1


Список учебно-методической литературы

Для ученика:

  1. 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение», 2018;
  2. 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение», 2018.
  3. 9 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение», 2018.

Для учителя:

  1. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. – М.: 2013
  2. А.Т. Смирнов Б.О. Хренников, Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки   10 - 11 классы Москва «Просвещение»  
  3. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. Основы безопасности жизнедеятельности.
  4. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
  5. Методика преподавания предмета. 5-11 классы. Москва «ВАКО»  
  6. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М., ФОРУМ. 2012.
  7. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 10-11 класс. М.: ВАКО, 2011. 240 с.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

Дополнительные источники

  1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. – 1994. – N 35. – Ст. 3648
  2. Об обороне : федер. закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. – 1996. - № 23. – Ст. 2750
  3. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. – 2004. – N2. – Ст. 121
  4. Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М.: – 2012
  5. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. –М.: 2012

Интернет – ресурсы

  1. www.mchs.gov.ru – сайт МЧС РФ.
  2. www.mvd.ru – сайт МВД РФ.
  3. www.mil.ru - сайт Минобороны.
  4. www.fsb.ru – сайт ФСБ РФ.
  5. dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
  6. www.booksgid.com - Воокs Gid. Электронная библиотека.
  7. globalteka.ru/index.html - Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс основного общего образования  на 20...

КТП к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо   учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»8-9 классПримерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерал...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 5 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 6 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 6 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 7 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 7 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов (ФГОС СОО)

          Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы....