Статья: Средства обеспечения безопасной информационной среды для образовательного процесса в учреждениях среднего общего образования
статья по обж

Богданов Сергей Андреевич

Статья направлена на рассмотрение различных средств обеспечения информационной безопасности образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Средства обеспечения безопасной информационной среды для образовательного процесса в учреждениях среднего общего образования

Информационные ресурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем ресурсы материальные. Компьютер как инструмент доступа к информационной среде не только позволил совершить качественный скачок в организации промышленности, науки и рынка, но он определил новые области производства: вычислительная техника, телекоммуникации, программные продукты.

Применение услуг, предоставляемых глобальной информационно-коммуникационной сетью Интернет в педагогическом процессе, несомненно, можно назвать инновационной технологией. Но для правильного применения всего многообразия открывшихся с появлением во многих школах доступа к сети возможностей, необходимо правильно представлять себе дидактические свойства, достоинства и ограничения новой технологии.

На современном этапе в нашей стране практическое применение как компьютерных и сетевых технологий вообще, так и возможностей, Интернет находится в зачаточном состоянии. Причин тому несколько. Во-первых, это общая компьютерная некомпетентность педагогов, особенно старшего поколения. Преодолеть её достаточно сложно, ввиду необходимости длительного «общения с компьютером», играющего важную роль на начальных этапах усвоения основ компьютерной грамотности. В связи с высокой ценой компьютера, среднестатистический педагог такой возможности не имеет. Не на руку в решении этой и других проблем играет неполная, односторонняя компьютерная грамотность молодого поколения школьников, сводящаяся зачастую лишь к умению включить компьютер, запустить на нём любимую игру или в лучшем случае набрать и распечатать текст. Во-вторых, это репутация сети Интернет в среде педагогов и родителей, как источника рефератов, сочинений, самостоятельных работ, к которым сам ученик не прикладывает труда. Кроме того, ресурсы порнографической, суицидальной, антигуманной и связанной с насилием тематики имеются в свободном доступе, сводя на нет усилия педагогов и родителей по ограничению контакта с подобной информацией в жизни. Интернет-преступность так же не призрак: действия, угрожающие длительным лишением свободы, вполне может совершить и школьник со своего домашнего компьютера. Рассмотрим подробнее средства обеспечения безопасной информационной среды для образовательного процесса в учреждениях среднего общего образования.

Компьютерные средства обеспечения безопасности образовательного процесса. До настоящего времени не разработан процесс сертификации компьютерных систем, подтверждающий обеспечиваемую безопасность. Для большинства предлагаемых решений технологии слишком быстро ушли вперед. Лабораторией техники безопасности США (Underwriters Laboratory) была предложена новая концепция безопасности, согласно которой необходимо создать центр сертификации, удостоверяющий безопасность различных продуктов. Если совершено проникновение в систему, пользователи которой работали с несертифицированным продуктом, то это следует расценивать как халатное отношение к безопасности администраторов этой системы.

К сожалению, эта концепция создает две проблемы.

  1. Темп развития технологий ставит под сомнение тот факт, что центр представит самые лучшие сертифицированные продукты, прежде чем они станут устаревшими.
  2. Чрезвычайно трудно, почти невозможно доказать, будто что-то надежно защищено. Фактически центр сертификации должен опровергнуть тот факт, что систему можно взломать. К тому же, есть вероятность, что в один момент все существующие сертификаты могут устареть. Алгоритм действий для таких ситуаций до сих пор не предусмотрен.

Поскольку промышленность продолжает поиск новых решений, остается определить безопасность как лучшее, что можно сделать. Безопасность достигается через повседневную практику и постоянную бдительность.

Очевидно, что нельзя полагаться на один вид защиты для обеспечения безопасности информации. Не существует и единственного продукта, реализующего все необходимые способы защиты для компьютеров и сетей. К сожалению, многие разработчики претендуют на то, что только их продукт может справиться с этой задачей. На самом деле это не так. Для всесторонней защиты информационных ресурсов требуется множество различных продуктов.

Проблема защиты информации: надежное обеспечение ее сохранности и установление статуса использования - является одной из важнейших проблем современности. Еще 25-30 лет назад задача защиты информации могла быть эффективно решена с помощью организационных мер и отдельных средств разграничения доступа и шифрования. Появление персональных ЭВМ, локальных и глобальных сетей, спутниковых каналов связи, эффективных технической разведки и конфиденциальной информации существенно обострило проблему защиты информации.

Особенностями современных информационных технологий являются: увеличение числа автоматизированных процессов в системах обработки данных и важности принимаемых на их основе решений; территориальная распределенность компонентов компьютерной системы и передача информации между этими компонентами; усложнение программных и аппаратных средств компьютерных систем; накопление и длительное хранение больших массивов данных на электронных носителях; интеграция в единую базу данных информацию различной направленности различных методов доступа; непосредственный доступ к ресурсам компьютерной системы большого количества пользователей различной категории и с различными правами доступа в системе; рост стоимости ресурсов компьютерных систем.

Рост количества и качества угроз безопасности информации в компьютерных системах не всегда приводит к адекватному ответу в виде создания надежной системы и безопасных информационных технологий. В большинстве коммерческих и государственных организаций, не говоря о простых пользователях, в качестве средств защиты используются только антивирусные программы и разграничение прав доступа пользователей на основе паролей.

Существует несколько средств обеспечения информационной безопасности.

Антивирусное программное обеспечение является неотъемлемой частью надежной программы безопасности. При его правильной настройке значительно уменьшается риск воздействия вредоносных программ.

Но никакая антивирусная программа не защитит организацию от злоумышленника, использующего для входа в систему законную программу, или от легального пользователя, пытающегося получить несанкционированный доступ к файлам

Любая компьютерная система в пределах организации ограничивает доступ к файлам, идентифицируя пользователя, который входит в систему. При правильной настройке системы, при установке необходимых разрешений для легальных пользователей существует ограничение на использование файлов, к которым у них нет доступа. Однако система управления доступом не обеспечит защиту, если злоумышленник через уязвимые места получит доступ к файлам как администратор. Такое нападение будет считаться легальными действиями администратора.

Межсетевой экран (firewall) — это устройство управления доступом, защищающее внутренние сети от внешних атак. Оно устанавливается на границе между внешней и внутренней сетью. Правильно сконфигурированный межсетевой экран является важнейшим устройством защиты. Однако он не сможет предотвратить атаку через разрешенный канал связи. Например, при разрешении доступа к веб-серверу с внешней стороны и наличии слабого места в его программном обеспечении межсетевой экран пропустит эту атаку, поскольку открытое веб-соединение необходимо для работы сервера. Межсетевой экран не защитит от внутренних пользователей, поскольку они уже находятся внутри системы. Под внутреннего пользователя может замаскироваться злоумышленник. Рассмотрим организацию, имеющую беспроводные сети. При неправильной настройке внутренней беспроводной сети злоумышленник, сидя на стоянке для автомобилей, сможет перехватывать данные из этой сети, при этом его действия будут выглядеть как работа пользователя внутри системы. В этом случае межсетевой экран не поможет.

Аутентификация (установление подлинности) личности может быть выполнена при использовании трех вещей: того, что вы знаете, того, что вы имеете, или того, чем вы являетесь. Исторически для идентификации личности в компьютерных системах применялись пароли (то, что вы знаете). Но оказалось, что надеяться на пароли особо не следует. Пароль можно угадать, либо пользователь запишет его на клочке бумаги - и пароль узнают все. Решает эту проблему применение других методов аутентификации.

Для установления личности используются смарт-карты (они - то, что вы имеете), и таким образом уменьшается риск угадывания пароля. Однако если смарт-карта украдена, и это - единственная форма установления подлинности, то похититель сможет замаскироваться под легального пользователя компьютерной системы. Смарт-карты не смогут предотвратить атаку с использованием уязвимых мест, поскольку они рассчитаны на правильный вход пользователя в систему.

Каждый метод предполагает использование определенного устройства для идентификации человеческих характеристик. Обычно эти устройства довольно сложны, чтобы исключить попытки обмана.

Сканирование компьютерных систем на наличие уязвимых мест играет важную роль в программе безопасности. Оно позволит выявить потенциальные точки для вторжения и предпринять немедленные меры для повышения безопасности. Однако такое исследование не остановит легальных пользователей, выполняющих несанкционированный доступ к файлам, не обнаружит злоумышленников, которые уже проникли в систему через «прорехи» в конфигурации.

Шифрование - важнейший механизм защиты информации при передаче. С помощью шифрования файлов можно обеспечить также безопасность информации при хранении. Однако служащие организации должны иметь доступ к этим файлам, а система шифрования не сможет различить законных и незаконных пользователей, если они представят одинаковые ключи для алгоритма шифрования. Для обеспечения безопасности при шифровании необходим контроль за ключами шифрования и системой в целом.

Нормативно-методические средства обеспечения информационной безопасности.

Одним из следствий технического прогресса стало активное внедрение информационной среды в образовательный процесс.

Нормативно-правовую базу правоотношений, связанных с информацией, составляют:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (его значение в этом направлении повышается в связи со вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвёртой, посвящённой объектам интеллектуальной собственности);
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» (с изм. и доп. от 22 марта 2005 г., 3 марта 2006 г.)
  • Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.)
  •  Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» (с изм. и доп. от 6 апреля 1999 г., 9 августа 2000 г.)
  • Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. N 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации»
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»

Основные понятия, связанные с информацией и информатизацией, определяет Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2:

  • информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
  • информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
  • информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
  • информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  • обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
  • доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
  • конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
  • предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
  • распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
  • электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  • документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
  • оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Согласно ст. 3 названного Закона, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

  • свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  • равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  • неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Особенности обеспечения информационной безопасности в образовательных учреждениях зависит непосредственно от их вида. Предварительно следует описать классификацию общеобразовательных учебных заведений, где будут рассматриваться средства обеспечения информационной безопасности образовательного процесса.

Общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования реализуются в государственных образовательных учреждениях.

Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи - выполнение социального заказа общества - коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе современных научно-информационных технологий (далее – СНИТ), так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач - как учебных, так и практических.

Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;
  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  • автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как:

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
  • интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
  • управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучающимися, преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.

Применение информационных технологий в образовании обычно сводится к двум основным направлениям. Сторонники первого стремятся использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии для включения в систему дистанционного образования тех лиц, для которых иной способ обучения вообще недоступен. Вряд ли такая форма обучения встретит возражения, однако есть противники, которые справедливо отмечают, что учащиеся могут лишиться многих условий, необходимых для получения подлинно качественного образования.

Представители второго направления пытаются использовать информационные технологии для уточнения и изменения того, чему учить и как учить. Имеется в виду освоение содержания учебного материала и овладение способами обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества успешно успевающим, активным и способным учащимся, но не влияет на уровень подготовки основной массы обучаемых. Иными словами, использование информационных технологий, безусловно, способствует доступности получения образования, повышает его качество, но лишь для избранных, что не может удовлетворить образовательные потребности общества.

Можно выделить следующие направления совершенствования образовательного процесса с использованием современных технологий:

  • осуществление финансирование работы, необходимой для формирования основ виртуального образования (создание учебно-методических комплексов электронных учебников, развитие издательской базы, разработка новых форм и методов обучения), что способствует формированию образовательного пространства более широкими возможностями получения качественного образования по сравнению с традиционным;
  • библиотека наряду с использованием электронного каталога предоставляет также электронные издания по многим направлениям: на специализированном учебном Web-сервере организации и серверах отдельных подразделений представлены различные учебно-методические, демонстрационные и обзорные материалы, подготовленные в том числе и с участием учащихся, — все это служит хорошей предпосылкой для создания в будущем Internet-библиотеки;
  • предполагается использование новых методов обучения, способствующие улучшению его качества, - семинары, лекции, телемосты с использованием видеоконференцсвязи при активном участии учащихся, переписка по электронной почте, выполнение коллективных проектов. Ведется работа по внедрению на учебном Web-сервере системы адаптивных тестов, обеспечивающих реализацию современных требований к организации автоматизированного контроля знаний.

В настоящее время компьютеризация и информатизация школ переживает период бурного развития. Интернет является важным элементом системы компьютерного образования, как потому что содержит в публичном доступе ряд ценнейших первоисточников - электронные библиотеки, музеи, периодику, тематические подборки материалов, профессиональные справочники, словари, клубы по интересам, так и потому, что начала компьютерной грамотности сейчас немыслимы без наглядной демонстрации и освоения приемов доступа в Сеть, поиска информации, работы с электронной почтой и средствами персональных коммуникаций.

Интернет не только дает возможность освоить простейшие и абсолютно необходимые навыки информационных коммуникаций, это также среда для общения детей и молодежи, место приложения для их творчества и самовыражения. Характерным, но далеко не единственным примером является лабораторная работа, в которой ребенок создает собственную веб-страничку, где рассказывает о себе, о своей семье, о том, что его живо интересует.

Внедрение сети Интернет в школах, безусловно, повысит уровень и качество образовательных программ: возможность получать самую последнюю информацию, внедрять дистанционные программы обучения, онлайн тестирование, изучение иностранных языков, создавать веб-странички школ, на которых давать информацию о расписаниях, экзаменах факультативных курсах и т.п.

Однако Интернет, помимо образовательных целей, зачастую используется школьниками для развлечений: посещений чатов, игровых сайтов, сайтов сомнительного содержания (порно-сайтов, сайтов религиозных сект, террористических и криминальных организаций, сайтов, направленных на вовлечение подрастающего поколения в тематику суицидальных проявлений и др. сайтов с нежелательным контентом).

В силу того, что школьники проводят много времени в Интернет и помимо школы, Интернет становится навязчивой идеей и негативно влияет на психику ребенка по причине сложности отслеживания посещаемых ресурсов.

Другой проблемой при подключении школ к Сети является необходимый минимум сетевой защиты. Школьная сеть должна быть защищена от несанкционированного проникновения, взлома, вандализма, хищения и порчи внутренних информационных ресурсов.

В силу социальной и экономической ситуации в стране двумя естественными ограничениями для построения полномасштабной системы защиты информации:

  • относительно невысокий бюджет школьной информатизации
  • отсутствие в школах квалифицированных кадров для построения системы защиты.

Поэтому крайне важно обеспечить простое, эффективное и полнофункциональное решение для построения информационной безопасности уровня школы или регионального сегмента учреждений образования.

Решения по информатизации школ бурно развиваются и, как следствие, должны быть обеспечены средствами информационной безопасности.

Правила безопасности есть, конечно. Быстро вычисляется с какого компьютера, например, подхвачен вирус или посещен не рекомендуемый сайт, когда и кто за ним работал. Без обсуждения такого рода инциденты не остаются. Мы не только разговариваем с виновником, но и акцентируем внимание всех ребят, комментируя возможности последствий. Мы стараемся приучить детей работать правильно, грамотно организовывать рабочее место, файловое пространство и в школе, и дома.

Фильтрация контента для школы необходима. Но не в гипертрофированном виде, предлагающемся сегодня. У нас идут обновления через Интернет, с его помощью мы перекачиваем музыку для школьных мероприятий — это очень удобно иметь под рукой интернет-ресурсы самого широкого спектра. И наше мнение - если не оставлять детей без присмотра, то Интернет - столь же опасная среда, как СМИ или телевидение. Ребят необходимо воспитывать, а не запрещать. Запреты рождают азарт, упрямый фанатизм. У нас позиция, следующая: пользуйся всем согласно определенным требованиям под постоянным вниманием педагога. И это очень важно: не бросать ребенка ни физически, ни морально. Как только ребенок зажат, обижен, не загружен — вот тогда и рождаются «больные фантазии», которые удовлетворяются в т.ч. с помощью Интернета. И даже если в школе поставить суперфильтры, то такие дети найдут, где посмотреть интересующие их ресурсы.

К счастью, в настоящее время на рынке предлагается ряд решений по сетевой безопасности из сегментов SOHO - от Small Office, Home Office - малый или домашний офис и SMB - Small and Medium Business - малый и средний бизнес. Эти решения представляются актуальными и вполне адекватными для применения на уровне школ и учреждений образования.

В качестве набора средств защиты информационной безопасности образовательных организаций можно рекомендовать следующие:

  • Во-первых, устройство, называемое межсетевым экраном (firewall), которое выполняет пакетную фильтрацию. Его главная функция - выпускать школьников и учителей в Интернет, но не впускать в школьную сеть посторонних.
  • Во-вторых, если школы общаются по сети (друг с другом или с вышестоящими органами управления), мы рекомендовали бы применение технологии виртуальных защищенных сетей, которая позволит скрыть информацию от посторонних, полностью исключить ее модификации, а также усилит контроль доступа, выполняемый межсетевым экраном.

Часто функции пакетной фильтрации и средства виртуальных частных сетей подкрепляют средствами обнаружения проникновения, назначение которых состоит в том, чтобы поднять тревогу, если система защиты взломана или просто неправильно настроена.

Далее, полезной (и обязательной!) мерой безопасности является антивирусная профилактика.

Другой полезной, хотя менее распространенной, функцией является контентная фильтрация. Технологически контентная фильтрация реализуется различными способами, но конечная ее цель - изолировать школьника от нежелательного контента.

Важным вопросом в области сетевой информационной безопасности является сертификация средств защиты. Ситуация с сертификацией могла бы быть несколько лучше, если бы существовал российский поставщик средств защиты, однако предложений для сегментов SOHO/SMB российские поставщики пока не делают. Кроме того, российские поставщики сконцентрировали усилия в области пакетной фильтрации и технологий виртуальных защищенный сетей и ряд важнейших для школ функций, таких, например, как контентная фильтрация, они просто не предлагают.

Каждое учебное заведение имеет свои особенности и механизмы управления, которые необходимо учитывать при создании системы. Процесс создания систем рассматриваемого масштаба “с нуля” носит довольно затяжной характер, при этом программно-аппаратные технологии, на которые делается первоначальная ставка, с большой вероятностью безнадежно устаревают по мере продвижения работ к завершению. В то же время, невозможно построить универсальную систему, которая вмещала бы в себя все существующие на сегодняшний день возможности и функции управления информацией. Одним из вариантов решения данной проблемы является организация единого операционного пространства с помощью специализированной электронной оболочки, способной интегрировать различные программные компоненты и виды данных. К рассматриваемым видам данных следует отнести: бумажные документы, файлы данных различных форматов, электронные документы, аудио и видео материалы, базы данных, приложения для работы с электронными документами, информационные ресурсы Интернет и другие. В частности, всякая информационная система, для которой определены механизмы автоматического входа-выхода, также может рассматриваться как информационный ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологических проектов , как средство обеспечения метапредметных результатов в организации образовательного процесса по географии»

В связи с современными требованиями ФГОС, перед каждым учителем встает проблема поиска новых  путей их реализации. Наиболее перспективным методом  развития ключевых образовательных компетенц...

Развитие универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС среднего общего образования

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования»...

Информационно - методическое сопровождение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

В статье рассматривается информационно-методическое сопровождение образовательного процесса дополнительного образования. Автором рассмотрены приоритетные направления информационнометодического с...

Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования

Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующихпрограммы среднего общего образования / Д.А. Логинов. – Саратов : ГАУ ДП...

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...