Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение индивидуального проекта по предмету ОБЖ
статья по обж (5, 6, 7 класс)

Вылкова Елена Сергеевна

Статья посвещена организации исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной работе по предмету ОБЖ. Приведена технология социального проектирования. Пошагово обьяснено как выполнить социальный проект. Приведен пример социального проекта "Мы за безопасность на дорогах". Прилагается презентация с примерами выполненных проектов детей по предмету ОБЖ и государственных индивидуальных проектов 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта по предмету Основы безопасности жизнедеятельности»

Педагог дополнительного образования

Вылкова Елена Сергеевна

        Как гласит известная народная пословица «Жизнь прожить – не поле перейти».  Сегодня, мы постоянно говорим, что должны выпустить в жизнь личность, умеющую существовать в постоянно изменяющихся условиях, готовую к профессиональной деятельности, личность компетентную. Может, поэтому каждый учитель утверждает, что именно его предмет является в школьной практике главным, потому что именно его предмет позволяет сформировать в ученике все те компетенции, которые нашли отражение в новых ФГОСах. Но закрепить полученные знания на практике помогают именно уроки основ безопасности жизнедеятельности, т.к. с теми ситуациями, которые изучаются в курсе предмета ОБЖ, ученики после школы встречаются в реальной жизни. И если оценка по ОБЖ в 5-7 классах не ставится, то оценит знания и безжалостно в будущем выставит им сама жизнь.

        Поэтому моя задача, как учителя ОБЖ – это выпустить учеников в жизнь с отработанными навыками как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Таким образом, повышение практической направленности образования через проектную деятельность – это одно из направлений моей деятельности.

        Так как предмет ОБЖ относится к социально-гуманитарному курсу, то оптимальной технологией для реализации поставленных выше задач на уроках ОБЖ будет являться, технология социального проектирования, в основу которой положена идея о направленности учебно-исследовательской деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

        Ведь каждая тема курса ОБЖ несет в себе ту или иную социальную проблему, которую можно рассматривать с разных точек зрения. Каждую тему ОБЖ можно представить как мини социальный проект. Некоторые ситуации мы разбираем в течение урока. Но есть и более глобальные социальные опасности, которые требуют более тщательного исследования. Мы их решаем на конкретных ситуациях, которые могут возникнуть в нашей Амурской области, Серышевском районе, в селе Томское или даже в нашей школе. То есть ситуации реальные для нас.

        Такие ситуации мы выносим в рамках социального проекта на внеурочную деятельность по предмету ОБЖ, у меня она называется «Мой безопасный ми» и решаем их в виде информационных, поисковых или исследовательских проектов, которые в последствии представляем на защиту индивидуального государственного проекта в 9 классах.

        Я считаю, что в проектной деятельности у обучающихся развиваются: поисковые умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские и коммуникативные умения.

        Рассмотрим, кто же будет являться субьектом и кто объектом в социальном проектировании.

Субъект (тот, кто осуществляет проектирование) - отдельные ученики или созданные проектные группы (2-5 человек). Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объекты (то есть на что будут направлены действия):

1) человек как общественный индивид;

2) социальные структуры общества

3) разнообразные общественные отношения и ситуации.

        Принципы социального проектирования

        При составлении заданий для социального проекта я придерживаюсь следующих принципов:

- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

- создание ситуации с элементами риска и опасности.

Шаги проектирования

Учебно-исследовательскую деятельность я выстраиваю пошагово.

Шаги проектирования – это могут быть приемы, методы или определенные операции по решению проблем социального проекта, которые могут выполняться как последовательно, так и параллельно или через шаг, но потом возвращаясь к пропущенному шагу. В итоге обучающиеся находят верное решение и получают продукт своего проекта. Продуктом социального проекта может быть презентация, видеоролик, плакат, буклет, макет или другое школьное пособие, которое будет в дальнейшем использоваться на уроках ОБЖ или внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.

 Социальный проект «Мы за безопасность на дорогах!»

        Положительным моментом данного проектного метода является  то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающиеся становится как бы непосредственными участниками ситуаций. У них подсознательно возникает мысль «А ведь это может случиться и со мной!». Таким образом, у детей появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.

        В результате обучающиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, охотно принимают участие в учебно-исследовательских и проектных работах, растет качество знаний, реализуются творческие способности учеников.

Если кто-то из учителей, захочет взять этот метод себе на заметку, желаю творческих успехов!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вылкова Елена Сергеевна, учитель ОБЖ МОАУ СОШ с. Томское Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта по ОБЖ

Слайд 2

Социальный проект «Мы за безопасность на дорогах!»

Слайд 3

Социальное проектирование – это научно-практическая деятельность, нацеленная на диагностику актуальных и перспективных социальных проблем и выработку оптимальных вариантов их решения.

Слайд 4

Субъект и объект проектирования Субъект (тот, кто осуществляет проектирование) - отдельные ученики или созданные проектные группы. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность . Социальное проектирование Объекты (на что будут направлены действия): 1) человек как общественный индивид; 2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества 3) разнообразные общественные отношения

Слайд 5

Принципы социального проектирования Принципы Саморазвитие Ясность Направленность Результативность Открытость Надежность

Слайд 6

Шаги проектирования Результат Поиск решений Шаги проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций по решению социального проекта. Создание рабочей группы

Слайд 7

Задачи социального проекта Изучить правила дорожного движения 2. Исследовать маршрут учащихся из школы домой 3. Изучить дорожную разметку ул. Украинская с. Томское, расстановку дорожных знаков 4.Определить самые опасные и безопасные участки дороги 5.Составить схему организации дорожного движения возле школы 6. Изготовить макет участка улицы Украинская, пособий по ПДД 7. Провести агитационные работы по безопасности на дорогах

Слайд 8

Объект исследования: улица Украинская села Томское Серышевского района, дорожная разметка, дорожные знаки улицы Украинская Предмет исследования: участники дорожного движения, пешеходы, школьники с. Томское

Слайд 9

Результат социального проекта Закрепление знаний по разделу ОБЖ «Безопасность на дорогах» Отработка ситуационных задач на дорогах 3. Развитие творческой инициативы и способности детей 4. Попытка решить социальную проблему безопасности на дорогах с помощью агитационных работ 5. Создание наглядных пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Arial ...

Тьюторское сопровождение учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Тьюторская практика по выявлению интереса обучающихся к исследовательской деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ”

Данная Программа  учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ  культуры исследовательской и проектной...

Выступление на педагогическом совете по теме. "Организация проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью во внеурочное время. Проект " Клумба на подоконнике"

Выступление на педагогическом совете по теме. "Организация проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью во внеурочное время. Проект " Клумба на подоконнике"...

«Роль учителя физической культуры в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе»

Руководство проектной деятельностью учащихся  по предмету физическая культура так же интересна как и на уроках других предметов. Мы с учащимися создали уже несколько проектов, на самые разные тем...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и выполнению индивидуальных проектов при освоении предмета общеобразовательного цикла «Астрономия»

Методические указания предназначены студентам колледжа.Рекомендации составлены в соответствии с требованиями   федерального  государственного образовательного стандарта  среднего (...