ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ИНТЕРЕС К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВФСК «ГТО» У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
материал по обж

Скулкин Алексей Анатольевич

В статье проанализированы основные мотивы, формирующие интерес к подготовке и выполнению ВФСК «ГТО» студенческой молодежи в образовательной среде СПО на занятиях по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». В ходе проведенного исследования, авторами выявлено, что основным мотивом является совершенствование себя, своего внутреннего самосознания. Также представлена модель массовой физкультурно-спортивной деятельности студентов экспериментально подтверждающая свою эффективность результатами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_17.09.19.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ИНТЕРЕС К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВФСК «ГТО» У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Закревская Наталья Григорьевна, доктор педагогических наук, доцент,

Национальный государственный университет физической культуры,

спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Комева Екатерина Юрьевна, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры,

спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Скулкин Алексей Анатольевич, преподаватель,

СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры",

 г. Санкт-Петербург.

Аннотация

В статье проанализированы основные мотивы, формирующие интерес к подготовке и выполнению ВФСК «ГТО» студенческой молодежи в образовательной среде СПО на занятиях по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». В ходе проведенного исследования, авторами выявлено, что основным мотивом является совершенствование себя, своего внутреннего самосознания. Также представлена модель массовой физкультурно-спортивной деятельности студентов экспериментально подтверждающая свою эффективность результатами исследования.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, ГТО, здоровый образ жизни, студенты колледжа.

IDENTIFICATION OF THE MOTIVES THAT FORM THE INTEREST IN THE PREPARATION AND IMPLEMENTATION OF VFSK "TRP" IN COLLEGE STUDENTS

Zakrevskaya Natalia Grigorievna, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, National state University of physical culture, sport and health named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg

Сomeva Ekaterina Yurievna, senior lecturer, National state University of physical culture, sport and health named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg

Skulkin Alexey Anatolyevich, lecturer, St. Petersburg "Russian College of traditional culture", St. Petersburg.

Annotation

The article analyzes the main motives that form the interest in the preparation and implementation of VFSK "TRP" of students in the educational environment of the PDF in the classroom on the subject "Fundamentals of life safety". In the course of the study, the authors revealed that the main motive is to improve yourself, your inner self. Also the model of mass physical culture and sports activity of students experimentally confirming the efficiency by results of research is presented.

Key words: basics of life safety, physical culture, RLD, healthy lifestyle, college students.

ВВЕДЕНИЕ

Так как физическая культура является уникальным средством сохранения и укрепления здоровья человека, то Правительство Российской Федерации утвердило Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" [3]. Данный комплекс начал действовать с 01 сентября 2014 года и рассчитан на лиц от 6 до 70 лет и старше. "Безопасность жизнедеятельности" представляет спектр знаний, охватывающих практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Задачами дисциплины являются: идентификация негативных воздействий среды обитания; защита от опасностей или предупреждения воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека. Но все эти задачи будут решаться быстро, качественно и в полном объеме, если физические здоровье и развитие будут на высоком уровне.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В "Российском колледже традиционной культуры" (СПб ГБ ПОУ "РКТК") с начала первого курса, согласно рабочей программе учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности", изучается раздел "Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья", основными темами которого являются: здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ), вредные привычки и их профилактика, репродуктивное здоровье как составляющие части здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни - это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. Учебные занятия проводятся интерактивно в виде практических и комбинированных занятий, дается задание для внеаудиторной самостоятельной работы с последующим заслушиванием на уроках в виде сообщения. В связи с тем, что дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) и "Физическая культура" (ФК) близко связаны между собой и это подтверждается совместно проводимыми мероприятиями в колледже, то мотивировать студентов, в рамках дисциплины ОБЖ на выполнение норм ГТО, представляется возможным, что подтверждается исследованием. Примером является организация и регулярное проведение в СПб ГБ ПОУ "РКТК" таких мероприятий как "олимпиада по ОБЖ и ФК" и "День Гражданской защиты", основными задачами которых являются: мотивация на сдачу норм ВФСК "ГТО", популяризация занятия физкультурой и спортом, проверка и закрепление знаний в объеме программы ОБЖ и ФК. Исследовав нормативную часть тестов для V и VI ступеней ВФСК ГТО, нами было проведено анкетирование среди студентов (16-18 лет) с целью выявления мотивов, формирующих интерес к подготовке и выполнению комплекса студентами колледжа. Анкетирование проводилось на занятиях по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и "Безопасность жизнедеятельности". 

Изучив данные о состоянии проблемы в научно-педагогической литературе,  выявлено, что уровень состояния здоровья и физической подготовленности у студенческой молодежи неодинаков, в связи с чем, необходимо применять различные методы и средства при тренировке. Основной фактор, который отмечают исследователи, это индивидуальная особенность физического развития. При этом отмечается о недостаточной продуманности нормативов для лиц, имеющих отклонения в физическом состоянии [4]. Данное исследование проводилось нами с целью дальнейшей разработки методики формирования мотивации к подготовке и выполнению ВФСК «ГТО» на занятиях по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" среди студенческой молодежи СПО, что, по нашему мнению, позволит улучшить качественную подготовку к сдаче норм и требований комплекса ГТО студенческой молодежью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Для успешного внедрения ВФСК ГТО необходима как целенаправленная работа организаторов, так и знание студентами колледжа цели возрождения комплекса. Данный комплекс несет в себе определенные государственные требования по физической подготовке через выполнение установленный упражнений. С развитием позитивного отношения к комплексу улучшается и качество структуры через когерентность компонентов его интенсивности. В свою очередь это влечет смену характера отношения от эмоционального к познавательному и практическому [2].

С целью выяснения мотивов, направленных на подготовку и выполнение  студентами СПб ГБ ПОУ "РКТК" физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), был  проведен пилотажный опрос студентов с первого по третий курс во время занятий по ОБЖ и БЖД. В анкетировании приняли участие 98 студентов. Основной вопрос, который нас интересовал: «Какими мотивами будет руководствоваться студенческая молодежь, чтобы приступить к выполнению норм ГТО». Студенты проанализировали предложенные мотивы по убыванию (табл.1).

Таблица 1 - Мотивы к выполнению норм ГТО студентов (от 1 (самое высокое значение) до 10 (самое низкое) (n=98)

мотивы

ранг

Совершенствовать себя, свое внутреннее «Я»

1

Стать более ловким

2

Улучшить физическое здоровье

3

Испытать себя

4

Стать более целеустремленным

5

Увеличить продолжительность жизни

6

Повысить уровень физической подготовленности

7

Получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ

8

Улучшить досуг

9

Закалить организм

10

Из таблицы видно, что на первое место, из всех предложенных мотивов, студенты поставили показатель "Совершенствовать себя, свое внутреннее «Я»", т.е., в своем большинстве, студенты видят главной целью внедрения комплекса, прежде всего, развитие себя через свое внутреннее самосознание. К наименее значимым мотивам студенты отнесли: меркантильный интерес для поступления в ВУЗ, улучшение досуга и способ закаливания организма. Готовясь к выполнению норм ГТО, студент формирует в себе положительную установку на их выполнение, вырабатывая, таким образом, аффирмацию на позитивный результат.

По результатам анкетирования были выявлены существенные различия в успеваемости: 15 человек с низкой успеваемостью, 15 человек  с высокой успеваемостью, 68 человек с хорошей успеваемостью. Поэтому нами были отобраны две группы по 15 человек (ПГ – с низкой успеваемостью, ВГ- с высокой успеваемостью) для сравнительного анализа данных групп в формирующем педагогическом эксперименте.

В исследовании были изучены взаимосвязи между успеваемостью и мотивами, формирующими их интерес к подготовке и выполнению норм ГТО. В первую группу (ПГ) вошли студенты, обучающиеся в среднем удовлетворительно, во вторую группу (ВГ) - в среднем хорошо и отлично. На вопрос об отношении студентов к идее возрождения в России физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) около половины всех респондентов обеих групп (46% ПГ и 53% ВГ) полностью поддерживают идею возрождения комплекса. Тех, кто не видит смысла в данной идее - 26% и 14% соответственно. Нашлись и такие студенты, которые ранее не задумывались над поставленным вопросом - 26% и 33% соответственно. Проанализировав ответы на вопрос о необходимости сдачи комплекса ГТО, мы получили следующие данные: 60% студентов ПГ и 72 % ВГ считают, что каждый студент сам для себя должен решить, нужно ли ему сдавать комплекс ГТО. В равных процентных соотношениях студенты обеих групп убеждены в необходимости сдачи нормативов ГТО. Вместе с тем, 50 % студентов в каждой группе считают, что для жизни это не имеет значение. Вопрос о подготовке и сдачи норм ГТО у респондентов вызвал затруднения: многие пока не знают, будут ли готовиться к выполнению норм (61% ПГ и 39% ВГ). Ответивших, что пока готовиться к выполнению норм не будут 13% и 33% соответственно. Студентов, готовящихся к сдаче норм, среди ПГ не оказалось, среди ВГ - 14%. Вместе с тем, есть студенты, которые сдавали нормы без подготовки - 13% ПГ и 7% ВГ. И такое же выявилось соотношение студентов (13% ПГ и 7% ВГ), которые готовились и сдавали эти нормы. Полученные в ходе анкетирования результаты, позволяют констатировать, что студенты колледжа поддерживают идею возрождения в России физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и проявляют самостоятельность в принятии решения о необходимости сдачи комплекса.

Для подготовки студентов к выполнению нормативов ГТО необходимо мотивировать их на самостоятельное внеурочное выполнение физкультурно-спортивной деятельности, т.е., оптимизировать их двигательную активность. В результате изучения научной литературы был выявлен и экспериментально апробирован подход к построению учебного процесса в спортивно-массовой работе [2].  По мнению Гусевой Н.Л. [1] необходимо, чтобы студент: понимал роль физической культуры в своей жизни; положительно относился к физической культуре; включился в занятия физической культурой, определив для себя приемлемую форму и условия занятий; имел личностно значимые мотивы занятий, сформированные на базе интереса к ФКиС, основанного на его собственных потребностях. Нами была модифицирована и апробирована модель [1], которая состоит из трех этапов. Первый этап ориентирован на формирование мотивации у студентов. На втором этапе реализуются сформировавшиеся показатели мотивации в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях. При этом обязательно учитываются индивидуальная физическая подготовка и предпочтения. Цель спортивно-массовых мероприятий заключается в укреплении здоровья студентов и улучшения их физической подготовки путем систематических занятий физической культурой. Мероприятия проводятся во внеурочное время и, полностью, основаны на личной инициативе и деятельности самих студентов с обязательным руководством преподавателей физического воспитания. Третий этап - достигнутый результат. Примененная на практике модель, увеличила двигательную активность студентов примерно в два раза. При этом наблюдалось увеличение числа студентов, вовлеченных в спортивно-массовую работу и регулярно занимающихся физической культурой и спортом в каникулярное время.

ВЫВОДЫ

В ходе проведенного исследования по выявлению мотивов, формирующих интерес к подготовке и выполнению ВФСК «ГТО» у студентов колледжа основным мотивом среди студенческой молодежи является совершенствование себя, своего внутреннего самосознания. Разработанная и внедренная модель массовой физкультурно-спортивной деятельности студентов подтверждает свою эффективность результатами эксперимента. Мотивация к освоению знаний о здоровье и здоровом образе жизни зависит от следующих факторов: от воспитания ценностного отношения к здоровью; от развития черт личности, необходимых для формирования потребности ведения здорового образа жизни. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусева, Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности / Н.Л. Гусева // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 7-8.

2. Пашин, А.А. Структурно-динамические характеристики ценностного отношения студенческой молодежи к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.А. Пашин, А.М. Васильева // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 6. – С. 30-32.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 г. Москва "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" [Электронный ресурс] // URL : https://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html. – Дата обращения: 30.04.2019.

4. Титушина, Н.В. Факторы, определяющие направленность подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). - С. 328-331.

LIST OF REFERENCES

1. Guseva, N. L. (2007) "Optimization of motor activity of students using various forms of sports activities",  Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 7-8.

2. Pashin, A.A. and Vasilyeva, A.M. (2016), “Structural and dynamic characteristics of the valuable relation of students to the introduction of the All-Russian sports complex RLD”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 30-32.

3. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 of  N 540 g Moscow "About the adoption of the Provision on the All-Russian sports complex "It Is Ready to Work and Defense" (RLD)", available at: https://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html.

4. Titushina, N. V. (2018), "Factors determining the orientation training to deliver the standards and requirements of the RLD", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 328-331.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык)

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык). В методических рекоменда...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности 23.02.04

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 08.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 21.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для специальности:21.02.0...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 40.02.01

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для специальности: 40.02....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 09.02.03

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

«Значение подвижных игр и игровых заданий на занятиях легкой атлетикой в начальной школе при подготовке к выполнению ВФСК ГТО».

Рассматриваемая тема актуальна и несет в себе важное значение благодаря  исследованию взаимосвязи развития двигательных качеств по средствам подвижных игр. Ведь игра, в свою очередь, - вид деятел...