РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
рабочая программа по обж (8 класс)

Саяпина  Елена  Геннадьевна

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» разработана на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки», составители программы:

Савостин Н.М., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича, канд. пед. наук Калентьев С.А., педагог дополнительного образования МБУДО «ДДТ» г. Анива Соболев С.В., учитель НВП МБОУ Кадетская школа г. Южно-Сахалинска

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» разработана в соответствии с документами:

- «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) : Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022);

- «О статусе военнослужащих» : Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022);

- «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный Закон от 9.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022);

- «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») : Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 31.07.2022);

- «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» : приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010;

- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» : приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022);

- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672).

Актуальность курса. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время стране нужна общая, объединяющая идея, и она уже есть. По мнению Президента РФ В.В. Путина «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм как объединяющее звено выбрал коллективный разум народа, и именно эта идея не позволит в очередной раз разрушить наше государство. Патриотизм – это и есть национальная идея, которая должна объединять страну».

Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Россия – великая держава с богатейшими традициями, мощной Армией и Флотом. Вооружённые силы РФ с честью выполняют свой долг в мирное и военное время, в труде и бою добывают славу нашему Отечеству. Специфика военных профессий как нельзя лучше позволяет учесть тягу детей к необычному и романтическому. Это предоставляет возможность юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине.

Именно военно-патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности, патриотических чувств, формирование понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны должно стать приоритетным направлением воспитательной работы в общеобразовательных организациях островного региона.

Цель программы: формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувствами национальной гордости, любви к Отечеству и готовностью к его защите посредством создания целостного представления о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, освоения знаний и умений по основам начальной военной подготовки.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории развития армии и флота в России, на основе этого способствовать воспитанию из них граждан – патриотов;

- обучить практическим умениям и навыкам из области воинских профессий: основам огневой, тактической, строевой, туристской и медицинской подготовки.

Развивающие:

- развивать способности применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности и жизненных ситуациях.

Воспитательные:

- утвердить в сознании и чувствах молодежи патриотические взгляды и убеждения, уважения к культурному и историческому наследию России;

- формировать у обучающихся убежденность сознательной готовности к защите Родины, ответственного отношения к военной службе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_nvp_vd.docx73.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»

Уровень программы: базовый

Направление программы: военно-патриотическое

Срок реализации: 4 четверть 2022/2023 учебного года

Количество часов: 18 часов

Класс: 8 класс

Составители программы:

Саяпина Е. Г.,

учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А. В. Беляева

Оха-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» разработана на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки», составители программы:

Савостин Н.М., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича, канд. пед. наук Калентьев С.А., педагог дополнительного образования МБУДО «ДДТ» г. Анива Соболев С.В., учитель НВП МБОУ Кадетская школа г. Южно-Сахалинска

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» разработана в соответствии с документами:

- «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) : Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022);

- «О статусе военнослужащих» : Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022);

- «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный Закон от 9.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022);

- «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») : Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 31.07.2022);

- «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» : приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010;

- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» : приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022);

- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672).

Актуальность курса. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время стране нужна общая, объединяющая идея, и она уже есть. По мнению Президента РФ В.В. Путина «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм как объединяющее звено выбрал коллективный разум народа, и именно эта идея не позволит в очередной раз разрушить наше государство. Патриотизм – это и есть национальная идея, которая должна объединять страну».

Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Россия – великая держава с богатейшими традициями, мощной Армией и Флотом. Вооружённые силы РФ с честью выполняют свой долг в мирное и военное время, в труде и бою добывают славу нашему Отечеству. Специфика военных профессий как нельзя лучше позволяет учесть тягу детей к необычному и романтическому. Это предоставляет возможность юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине.

Именно военно-патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности, патриотических чувств, формирование понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны должно стать приоритетным направлением воспитательной работы в общеобразовательных организациях островного региона.

Цель программы: формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувствами национальной гордости, любви к Отечеству и готовностью к его защите посредством создания целостного представления о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, освоения знаний и умений по основам начальной военной подготовки.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории развития армии и флота в России, на основе этого способствовать воспитанию из них граждан – патриотов;

- обучить практическим умениям и навыкам из области воинских профессий: основам огневой, тактической, строевой, туристской и медицинской подготовки.

Развивающие:

- развивать способности применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности и жизненных ситуациях.

Воспитательные:

- утвердить в сознании и чувствах молодежи патриотические взгляды и убеждения, уважения к культурному и историческому наследию России;

- формировать у обучающихся убежденность сознательной готовности к защите Родины, ответственного отношения к военной службе.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» рассчитана на изучение в 8 классе в течение 34 часов учебного времени в год из расчета 1 час в неделю. Длительность одного учебного часа составляет 40-45 минут. При необходимости в течение одного дня занятия могут быть сдвоенными с кратковременным перерывом на отдых.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

- социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;

- готовность к служению Отечеству, его защите.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

2) базовые исследовательские действия:

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы.

3) работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения.

2) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения.

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы;

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение.

2) самоконтроль:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- оценивать соответствие результата цели и условиям.

Предметные результаты

По общественно-государственной подготовке:

- знать назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части;

- знать дни воинской славы России, значение государственных наград; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины.

По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации:

- знать общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения воинского приветствия, правила воинской вежливости и поведения.

По основам выживания:

- знать как правильно действовать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды.

По военной топографии:

- определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов;

- работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое местоположение и положения обнаруженных целей).

По военно-медицинской подготовке:

- применять штатные средства оказания первой доврачебной помощи; останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений.

По основам радиационной, химической и биологической защиты:

- знать основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный костюм ОЗК).

По строевой подготовке:

- знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов;

- выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения.

По огневой подготовке:

- знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне;

- знать назначение и боевые свойства автомата Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, боеприпасы к стрелковому оружию; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе;

- знать назначение и боевые свойства ручных гранат; меры безопасности при обращении с ручными гранатами;

- уметь быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы, разряжать и осматривать оружие после стрельбы;

- снаряжать магазин патронами; осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

- выполнять упражнения учебных стрельб;

- точно метать ручные гранаты из различных положений.

Формы проведения занятий, методы обучения, виды контроля

Формы проведения занятий:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- учебно-тренировочные занятия;

- игры;

- соревнования;

- смотр-конкурс;

- мастер-класс;

- презентация;

- уроки мужества.

Средства реализации программы:

- демонстрационные и раздаточные;

- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

- естественные и искусственные;

- реальные и виртуальные.

Методы обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Группы методов и их содержание

Группа методов

Методы

Свойства методов

Методы формирования

сознания личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения

Методы стимулирования деятельности и поведения.

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение.

Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным.

Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение

Для отслеживания результативности образовательного процесса могут использоваться следующие виды контроля знаний и умений:

- начальный контроль;

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Освоение материала проверяется с помощью теоретических и практических тестов (контрольных нормативов), представленных в учебном пособии «Основы военной службы. Тестовые задания и рекомендации по контролю знаний» (Тупикин Е.И., Смирнов А.Т., 2008) и в приложении 1-2.

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Названия разделов и тем

Общее кол-во часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

1

Раздел 1. Общественно-государственная подготовка

2

1

1

1.1.

Тема 1.1. Вооруженные силы РФ – основа обороны России. История создания Армии России. Ратные подвиги защитников Отечества

2

1

1

2

Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных сил Российской Федерации

1

1

2.1.

Тема 2.1. Особенности военной службы. Воинская обязанность. Устав внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарный устав ВС РФ

1

      1

3

Раздел 3. Основы строевой подготовки

3

0,5

2,5

3.1.

Тема 3.1. Строевые приемы и движение без оружия. Строевые приемы знаменной группы

3

0,5

2,5

тест

4

Раздел 4. Основы огневой подготовки

5

2

3

4.1.

Тема 4.1.  Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами

0,5

0,5

4.2.

Тема 4.2. Основы и правила стрельбы, материальная часть пневматической винтовки

0,5

0,5

4.3.

Тема 4.3. Автомат АК-74 и его модификации

2

0,5

1,5

тест

4.4.

Тема 4.4. Техника стрельбы из пневматической винтовки

1,5

1,5

4.5.

Тема 4.5. Материальная часть и технические характеристики ручных гранат

0,5

0,5

5

Раздел 5. Основы выживания

2, 5

1

1, 5

5.1.

Тема 5.1. Выживание в экстремальных условиях. Варианты простейших укрытий

0,5

0,5

5.3.

Тема 5.3. Самоспасение

1,5

0,5

1, 5

6

Раздел 6. Основы военной топографии

2

1

1

6.1.

Тема 6.1. Предмет и задачи военной топографии

1

1

6.2.

Тема 6.2. Ориентирование на местности без карты

1

1

7

Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки

1,5

0,5

1

7.1.

Тема 7.1. Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях

0,5

0,5

7.2.

Тема 7.2. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи

1

1

8

Раздел 8. Основы радиационной, химической и биологической защиты

1

0,5

0,5

8.1.

Тема 8.1. Цель, задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов

0,5

0,5

8.2.

Тема 8.2. Оружие массового поражения. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава

0,5

0,5

тест

Итого

18

7,5

10,5

III. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел I. Общественно-государственная подготовка (2 ч)

Тема 1.1. Вооруженные силы РФ – основа обороны России. История создания Армии России.  Ратные подвиги защитников Отечества (1 ч)

Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота). Эмблемы и нарукавные эмблемы. Расположение знаков, нашивок, эмблем на полевой, повседневной и парадной форме одежды. Сущность современного общевойскового боя, силы и средства основные принципы его ведения. Основные виды боя.

История создания Армии России. Военные учебные заведения. Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил.

История военной школы России. Офицерский корпус Вооруженных сил Русского Государства и его роль в Вооруженных Силах. Традиции. Верность знамени. Зарождение корпуса младших командиров. Подготовка младших командиров. Ратные подвиги защитников Отечества.

Выдающиеся военные ученые и конструкторы России. Русские оружейники. Винтовка Мосина. Стрелковое оружие. В.Ф. Токарев. ППШ и ППС – простота и надежность. Автомат Калашникова. Пушечных дел мастера. Ракетный щит Родины. Конструкторы танков и авиаконструкторы. Морская мощь России. Современное вооружение.

Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных сил Российской Федерации (1 ч)

Тема 2.1. Особенности военной службы. Воинская обязанность.  Устав внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарный устав ВС РФ (1 ч)

Военная служба – особый вид государственной службы. Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части. Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности. Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Призыв на военную службу.

Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости.

Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.

Раздел 3. Основы строевой подготовки (3 ч)

Тема 3.1. Строевые приемы и движения без оружия. Строевые приемы знаменной группы (3 ч)

История парадов в мире и России. Знаменитые воинские парады.

Строи и их виды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Предварительная и исполнительные команды. Строевая стойка. Выполнение команд: «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно», «разойдись», «заправиться», «отставить», «головные уборы – снять (надеть)», «по порядку (на первый-второй) рассчитайсь». Движение строевым и походным шагом. Выполнение команд на изменение скорости и темпа движения. Повороты на месте и в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении, в головном уборе и без него. Выход из строя. Подход к начальнику и возвращение в строй. Движение в составе отделения, взвода строевым и походным шагом.

Повороты в движении в составе отделения. Перестроение из колонны по два в колонну по три в движении. Размыкание и смыкание строя. Выполнение команды в одношереножном и двухшереножном строю. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный, трехшереножный и обратно.

Ритуалы обращения с Государственным флагом Российской Федерации. Подразделения Почетного караула. Подъем и спуск флага на флагштоке. Знаменная группа и знаменный взвод. Порядок обращения со знаменем. Вынос знамени. Прохождение со знаменем торжественным маршем. Повороты со знаменем. Смена караула у знамени. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Знамя склонить». Представление знамени.

Раздел 4. Основы огневой подготовки (5 ч)

Тема 4.1. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами (0,5 ч)

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического оружия; правила поведения в тире.

Тема 4.2. Основы и правила стрельбы, материальная часть пневматической винтовки (0,5 ч)

Полет пули в воздухе. Образование траектории. Пробивное (убойное) действие пули. Рассевание. Подбор пуль для пневматической винтовки. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей.

Тема 4.3. Автомат АК-74 и его модификации (2 ч)

Автомат Калашникова во всех его модификациях. История создания. Серия автоматов АК-100, АК-2000. Модификации, история создания.

Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Подготовка АК к стрельбе.

Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата.

Тема 4.4. Техника стрельбы из пневматической винтовки (1,5 ч)

Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки. Подготовка упора для стрельбы сидя. Виды изготовок для стрельбы из винтовки лежа, сидя, стоя. Выполнение стрельб из пневматической винтовки.

Тема 4.5. Материальная часть и технические характеристики ручных гранат (0,5 ч)

Назначение и боевые свойства ручных наступательных и оборонительных гранат. Устройство гранат и запалов к ним, подготовка гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Метание гранат (на точность, на дальность).

Раздел 5. Основы выживания (2,5 ч)

Тема 5.1. Выживание в экстремальных условиях.  Варианты простейших укрытий (0,5 ч)

Особенности климатогеографических и гелиофизических факторов в Сахалинской области. Передвижение, укрытие в районах с холодным климатом. Вода, пища, костер.

Варианты укрытий и их особенности. Типы сооружений, которые можно создавать для временного пребывания зимой и летом, способы постройки простейших укрытий и природные заготовки «строительного материала». Основы инженерных решений.

Тема 5.3. Самоспасение (1,5 ч)

Способы добывания, фильтрации и обеззараживания воды. Виды костров, подготовка и разведение. Носимый аварийный запас (НАЗ): примерный набор, варианты.

Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях и способы быстрой адаптации к условиям враждебной среды. Преодоление страха, как основное условие способности к адекватному действию. Факторы, усложняющие положение человека в экстремальной ситуации. Способы минимизации их вредного воздействия. Основные факторы, повышающие шансы на выживание человека в критических ситуациях: готовность к действию в чрезвычайных условиях, воля к жизни, знание основ самоспасения, навыки практического выживания, наличие аварийных наборов и комплектов, физическая подготовка, правильная организация спасения.

Раздел 6. Основы военной топографии (2 ч)

Тема 6.1. Предмет и задачи военной топографии (1 ч)

Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск. Понятие о топографической карте. Масштаб карты. Географическая система координат. Чтение топографических карт. Определение расстояний и рельефа местности по карте. Движение по азимутам.

Тема 6.2. Ориентирование на местности без карты (1 ч)

Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор и использование ориентиров.

Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки (1,5 ч)

Тема 7.1. Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях (0,5 ч)

Раневой процесс и его влияние на способы оказания первой помощи. Отёк, его развитие и значение отёка, возможные осложнения. Понятия асептики и антисептики. Правила обработки ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения.

Тема 7.2. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи (1 ч)

Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный. Состав, предназначение.

Раздел 8. Основы радиационной, химической и биологической защиты (1 ч)

Тема 8.1. Цель, задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов (0,5 ч)

Предназначение, основные задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска.

Тема 8.2. Оружие массового поражения.  Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава (0,5 ч)

Ядерное оружие. Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды ядерных взрывов и их отличия по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и сооружения. Химическое оружие и воздействие на организм человека отравляющих веществ нервнопаралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего действия. Биологическое оружие.

Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Выполнение норматива по РХБЗ (Н-РХБЗ-4).

IV. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Основная литература

  1. Основы подготовки к военной службе : методич. материалы и документы : кн. для учителя / сост.: В. А. Васнев, С. А. Чиненный. – Москва : Просвещение, 2003. – 190 с. – Текст : непосредственный.
  2. Смирнов, А. Т. Основы военной службы : учеб. пособие / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. – Москва : Дрофа, 2004. – 240 с.: ил. – Текст : непосредственный.
  3. Современная начальная военная подготовка : учебно-методич. материалы / К. В. Даурцев, М. И. Дружинин, Д. В. Коринный [и др.]. – Москва : Вымпел-Каскад, 2018. – 551 с. – Текст : непосредственный.
  4. Безопасность жизнедеятельности : плейлист. – Изображение. Устная речь : электронные // Galileo Info : информ.-образоват. канал на YouTube. – 22 видео. – URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLpX49j9oKceC3cmAmit3OXjwhwrooO1wW (дата обращения: 14.12.2022).
  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9-е классы : учеб. в 2-х ч. / Т. В. Куличенко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.] ; под науч. ред. Ю. С. Шойгу. – Москва : Просвещение, 2022. – Текст : непосредственный.

Дополнительная литература

  1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2004. –224 с. – Текст : непосредственный.
  2. Волков, Б. С. Психология подросткового возраста : учебник / Б. С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : КноРус, 2020. – 266 с. : табл. – (Бакалавриат). – Текст : непосредственный.
  3. Клюев, А. В. Основы военной службы. Тесты, практические задания. 10–11-е классы : учеб. пособие / А. В. Клюев. – Ростов-на-Дону : Легион, 2011. – 144 с. – Текст : непосредственный.
  4. Патриотическое воспитание детей: (игры и программы) / авт.-сост.: Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. – Москва : ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. – (Серия «Б-чка для педагогов, родителей и детей» : прил. к журн. «Внешкольник» ; вып. 11). – Текст : непосредственный.
  5. Равнение на победу : методич. рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / авт.-сост.: Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. – Москва : ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. – (Серия «Б-чка для педагогов, родителей и детей» : прил. к журн. «Внешкольник» ; вып. 7). Текст : непосредственный.
  6. Чтобы памяти нить не прервать : пособие по проведению комплекса патриотических мероприятий / сост.: Н. В. Мазыкина, Г. Г. Журавлева. – Москва : Витязь-М, 2016. – 71 с. – (Методическое пособие для образовательных организаций : прил. к журн. «Дополнительное образование и воспитание»; № 3 (29) 2016). – Текст : непосредственный.
  7. Шапкин, П. С. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в военных и спортивных клубах / П. С. Шапкин. – Москва : Правовая Россия, 2015. – 48 с. – Текст : непосредственный.

Электронные ресурсы

  1. План-конспект.ру: конспекты по военной подготовке : [сайт]. – URL: https://plan-koncpect.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный.
  2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОВС». 5–9-й класс / воспитатели: А. В. Бобров, А. А. Бяков, И. С. Маматов [и др.] ; АОУ «Удмуртский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Валентина Георгиевича Старикова». – Воткинс, 2021. – 103 с. – URL: https://ciur.ru/vtk/vtk_ksi/DocLib14/ООО/ВК/ВК_ОВС%205-9%20кл.pdf (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный
  3. Учебный центр : База знаний по военным дисциплинам : [сайт]. – URL: https://uchebniy-center.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.
  4. Швец, С. В. Геодезия. Топографические карты : учеб. пособие / С. В. Швец, В. В. Таран. – Mосква : МИИГАиК, 2015. – 64 с. – URL: https://www.miigaik.ru/upload/iblock/56a/56a895d28e0b96ebe6353337e5e69070.pdf (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный.
  5.  Shooting-UA. Учимся стрелять: методика и техника подготовки стрелка : [сайт]. – URL: https://shooting-ua.com/control_On-Line.htm (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.
  6. Weapons-world.ru: энциклопедия вооружения «Мир оружия» : [сайт]. – URL: http://weapons-world.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

1

Макет массо-габаритный (ММГ) учебный автомат Калашникова АК-74, магазины, патроны

10 единиц

2

Учебная граната (ММГ)

10 штук

3

Гранаты для метания для выполнения норм ВФСК ГТО

10 штук

4

Пневматическая винтовка

10 штук

5

Пули для пневматической винтовки

2000 штук

6

Пневматический пистолет

3 штуки

7

Пули для пневматического пистолета

2000 штук

8

Пулеулавливатель для пневматики

2 штуки

9

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

10 комплектов

10

Фильтрующий противогаз

10 штук

11

Респиратор

10 штук

12

Аптечка индивидуальная

10 штук

13

Аптечка войсковая

10 штук

14

Пакет перевязочный индивидуальный (ИПП)

50 штук

15

Жгут медицинский, бинты стерильные

10 штук

16

Бинт стерильный для перевязки

10 штук

17

Компас

10 штук

18

Линейки офицерские

30 штук

19

Карты для занятий по топографии

30 штук

20

Комплекс «Виртуальный тир»

1 штука

21

Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, колонки)

1 штука

22

Набор тематических слайд-презентаций для занятий по НВП

1 комплект

23

Набор тематических видеофильмов о подвигах защитников Отечества

1 комплект

24

Комплект тематических плакатов для занятий по НВП

1 комплект

25

Знаменные древка, навершие, флаг по принадлежности

2 комплекта


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Неполная разборка - сборка автомата АК-74

Тест 1. Неполная разборка автомата АК-74

Рекомендации к выполнению контрольного норматива:

Оружие на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия. Время отсчитывается от команды «К неполной разборке оружия приступить» до доклада, обучаемого «Готово».

Порядок неполной разборки автомата:

1.        Отделить магазин.

2. Проверить, нет ли патрона в патроннике.

3. Вынуть пенал с принадлежностями из гнезда приклада.

4. Отделить шомпол.

5. Отделить дульный тормоз - компенсатор.

6. Отделить крышку ствольной коробки.

7. Отделить возвратный механизм.

8. Отделить затворную раму с затвором.

8. Отделить затвор от затворной рамы.

10. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

Критерии оценивания:

№ п/п

Баллы

Время выполнения норматива

1.

10 баллов

15 с.

2.

8 баллов

17 с.

3.

6 баллов

19 с.

Тест 2. Сборка автомата АК-74 после неполной разборки

Рекомендации к выполнению контрольного норматива:

Сборка оружия после неполной разборки: оружие разобрано, части и механизмы аккуратно разложены на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия. Время отсчитывается от команды «К сборке оружия приступить» до доклада, обучаемого «Готово». Сборка автомата после неполной разборки производится в обратной последовательности.

Критерии оценивания:

№ п/п

Баллы

Время выполнения норматива

1.

10 баллов

25 с.

2.

8 баллов

27 с.

3.

6 баллов

32 с.

Тест 3. Снаряжение магазина к АК-74 патронами

Рекомендации к выполнению контрольного норматива:

Обучаемый находится перед подстилкой, на которой разложены магазины, учебные патроны.

Время отсчитывается от команды руководителя «К снаряжению магазина приступить» до доклада обучаемого «Готово»

Критерии оценивания:

№ п/п

Баллы

Время выполнения норматива

1.

10 баллов

33 с.

2.

8 баллов

38 с.

3.

6 баллов

43 с.


Приложение 2

Выполнение норматива по РХБЗ

Тест 1. Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза

Рекомендации к выполнению контрольного норматива:

По команде руководителя «Защитный костюм надеть! Газы!»  участники начинают надевать ОЗК в виде комбинезона и противогаз.

ОЗК находится в походном положении. Противогаз - в противогазной сумке. Сумка надета на участника конкурса.

Отсчет времени начинается после команды судьи: «Защитный костюм надеть! Газы!».

Порядок выполнения норматива:

- снять сумку с противогазом, снаряжение;

- надеть чулки, застегнуть хлястики и завязать тесьму на брючном ремне;

- надеть плащ в рукава;

- продеть концы держателей в рамки внизу плаща и закрепить в рамках держателей;

- застегнуть центральные отверстия на центральный шпенёк сначала правой, а затем левой полой плаща и закрепить их закрепкой;

- застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую;

- держатели трех шпеньков, расположенные ниже центрального шпенька, закрепить закрепками;

- застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями;

- застегнуть полы плаща, оставив не застёгнутыми два верхних шпенька;

- надеть поверх плаща сумку для противогаза. Перевести в «боевое» положение противогаз;

- надеть противогаз;

- надеть капюшон плаща на защитную шлем-маску противогаза, застегнуть два верхних шпенька;

- завернуть рукава плаща, достать из чехла и надеть перчатки; опустить низки рукавов плаща на краги перчаток, надеть петли на большие пальцы;

- сделать шаг в перед, поднять руку в верх.

Снимаются средства индивидуальной защиты только по команде судьи: «Защитный комплект снять!».

Критерии оценивания:

№ п/п

Баллы

Время выполнения норматива

1.

10 баллов

4 мин 35 секунд

2.

8 баллов

5 мин

3.

6 баллов

6 мин

Ошибки, снижающие оценку на один балл

4.

- 1 балл

надевание защитных чулок производилось с застегнутыми хлястиками

5.

- 1 балл

неправильно застегнуты борта плата или не полностью надеты чулки

6.

- 1 балл

не закреплены закрепками держатели шпеньков или не застегнуты два шпенька

7.

- 1 балл

при надевании плаща в виде комбинезона, снаряжение и противогаз не надеты поверх защиты

8.

- 1 балл

неправильное снятие средств индивидуальной защиты

Ошибки, при которых норматив считается не выполненным

9.

при надевании повреждены средства защиты

10.

допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем-маску

11.

не полностью ввернута (навинчена) противогазовая коробка (дополнительный патрон, гайка соединительной трубки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной истории"

Рабочая программа составлена для учащихся кадетских классов (8 класс). Основной целью программы является не только гражданско-патриотическое воспитание, но и приобщение подростков к изучению историчес...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы проектной деятельности»(общеинтеллектуальное направление)Возраст обучающихся – 5-6 класс          ...

5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной подготовки" (6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной подготовки" (6 класс)...

6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы физической подготовки" (6-8 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы физической подготовки" (6-8 классы)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...