РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности ОБЖ «Шаг за шагом» 9 класс
рабочая программа по обж (9 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shag_za_shagom_9_klass.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МКОУ «Нижнеждановская средняя общеобразовательная школа»

      РАССМОТРЕНО

       УМО учителей естественно                    математического цикла

________________________

Е.Н. Ульянцева

Пр   Потокол №1 от «31» 08   2023 г.

               СОГЛАСОВАНО

  Решение педагогического   совета Директор школы

________________________

Анпилогов Ю.А

       Протокол №1 от «31»   08   2023 г.

                           УТВЕРЖДЕНО

                     Директор школы

________________________

                   Анпилогов Ю.А.

                   Приказ № 1-77/9 от           «31» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса внеурочной деятельности ОБЖ

«Шаг за шагом»

Уровень начального общего образования

Класс 9 классы

        Программа разработана

                                                                                                                                 Басов Н.А.

                                                                                                                               учитель ОБЖ

Железногорский район  2023

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка 

Человек всегда был вынужден бороться за свое существование: с окружающей средой – климатом, природными явлениями, хищными животными; с болезнями и эпидемиями; с другими людьми – за ресурсы (территорию, пропитание, жилище, одежду и т.п.), которых всегда не достает вследствие естественного несоответствия потребностей возможностям (обеспечивающего прогресс), за право на достойную жизнь. Сегодня с ростом потребности в безопасности, осознании угрозы надвигающихся опасностей, во всех сферах жизнедеятельности человека, необходимо выделить роль системы образования. Ведь именно через образование детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. Общественно-политические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, позволяют сегодня выделить сферу дополнительного образования как наиболее актуальную и инновационную в воспитании детей и подростков безопасному образу жизни, потому что дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей. Совершенствование социального воспитания личности ребенка диктуется возрастанием роли личности в социальной жизни, а также социальной значимостью человека. Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей записано: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях». Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.

 Актуальность данной программы обусловлена еѐ практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в походах, выживании в природных условиях, в экстремальных ситуациях, соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию и в соревнованиях образовательных учреждений «Школа безопасности» разных уровней.

Педагогическая целесообразность реализации данной программы заключается в сочетании разных форм и методов обучения для достижения конечного результата образовательной программы, социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни. 

Образовательные принципы:

  • принцип непрерывности и преемственности,
  • принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования,
  • принцип вариативности,
  • принцип гуманизации и индивидуализации,
  • принцип добровольности,
  • принцип деятельностного подхода,
  • принцип творчества,
  • принцип разновозрастного единства,
  • принцип открытости системы.

Отличительные особенности

Ключевой идеей программы является воспитание Личности безопасного типа и подготовка учащихся к реальной жизни.

Комплексность данной программы дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию и, может быть, жизненный путь. Строится на следующих педагогических принципах:

   гуманистический подход к образованию; осуществление целостного подхода к воспитанию;

      соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся;

   деятельностный подход в обучении;

   формирование социально приемлемых интересов и потребностей  обучающихся.

Программа разработана с учетом:

   использования материальной базы учебного заведения;

   освоение простейших упражнений и навыков, выполнение которых в условиях соревнований дает право на присвоение юношеского разряда.

Программа «Школа безопасности» создана с целью военно-патриотического воспитания детей и подростков, формирования Личности безопасного типа, личного и профессионального самоопределения, творческого досуга.

Адресат программы: Программа «Школа безопасности» рассчитан на учащихся средней ступени обучения (возраст -11-13 лет), которые проявляют определенный интерес к ОБЖ и ПМП.

 Объем и сроки освоения программы: Программа рассчитана на 34 недели обучения. Всего часов в год -34 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 1 час

Форма обучения -очная.

Срок реализации программы 1 год - 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час.

Особенности организации образовательного процесса.

Группа формируется из учащихся одного возраста.

Формы организации образовательного процесса

Постоянный состав группы. Так как она имеет   ряд преимуществ:

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Улучшается психологический климат в группе.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

В соответствии с потребностями человека и общества, исходя из общих целей образования и воспитания, целями курса «Школа безопасности» являются:

  создать условия для обучения учащихся навыкам безопасного поведения в основных сферах жизнедеятельности

 пропаганда и популяризация здорового безопасного образа жизни;

 воспитание и формирование Личности безопасного типа;

 совершенствование и выработка новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях;

 оказание само- и взаимопомощи;

 развитие заинтересованности школьников в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций;

  подготовка к участию в слете-соревновании Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;

  участие в олимпиадах разного уровня;

  участие в походах;

  участие в мероприятиях по курсу Основы безопасности жизнедеятельности.

 

    Для приближения к поставленной цели в учебно-воспитательном процессе реализации программы «Школа безопасности» ставятся соответствующие задачи:

 предметные:

   приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом; приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

   обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

 

личностные:

   содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

   формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств; формирование гуманного отношения к окружающей среде;

   выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе; физическое совершенствование школьников — развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

   участие в соревнованиях и походах.

 

метапредметные:

   расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ, физической подготовке;

   расширение и углубление знаний обучающихся по истории родного края и области.

1.3 Содержание программы

Учебный план

№ раздела

Тема раздела

Количество часов:

Форма аттестации , контроля

п. п

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Опасные ситуации природного характера.

Раздел 1. Опасные ситуации природного характера.

1

1

 Введение в курс, роспись в журнале инструктажа по ТБ

2

Погода и её основные показатели.  Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

1

1

Наблюдение Игровая диагностика

3

Водоёмы и меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года. Оказание ПМП.

1

1

1

викторина

4

Раздел      2. Опасные ситуации техногенного характера

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни.

1

1

Фронтальный опрос

5

Общие правила безопасного поведения в быту.

1

1

Фронтальный опрос

6

Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии.

1

1

Наблюдение Игровая диагностика

7

Пожар в жилище и причины его возникновения.

1

1

решение проблемных задач

8

Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре

1

1

решение проблемных задач

9

Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

1

1

Анкетирование.

10

Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

1

1

устный опрос

11

Раздел 3. Опасные ситуации социального характера

Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации.

1

1

1

Создание проблемных заданий

12

Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций.

1

1

1

Создание проблемных заданий

13

Безопасность у телефона. Воры в квартире.

1

1

1

Создание проблемных заданий

14

Нападение в подъезде дома. Нападение в лифте. Безопасность на улице.

1

1

1

Фронтальный опрос

15

Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения, знание расположения безопасных (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности).

1

1

Анкетирование.

16

Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

1

1

Создание проблемных заданий

17

Раздел 4. Дорожно-транспортная безопасность

Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности.

1

1

 Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

18

История появления автомобиля. История колеса и дорог. Краткая характеристика видов современного транспорта.

1

1

Фронтальный опрос

19=20

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Дорожные знаки.

2

1

1

Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

21

Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения.

.1

1

Тематические кроссворды

22

Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

.1

1

Фронтальный опрос

23

Раздел 5. Подготовка к активному 30отдыху на природе

Животные вокруг нас. В лес по грибы и ягоды.

1

1

Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

24

Если заблудился в лесу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.

1

1

письменный опрос

25

Раздел 6. Основы медицинских знаний и оказание

первой медицинской помощи.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

1

1

Фронтальный опрос

26

Первая помощь при кровотечениях:                             виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении.

1

1

Оказание ПМП

27

Травмы (практические занятия).

Травма/повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки, первая помощь.

1

1

Оказание ПМП

28

Первая помощь при ранениях (практические занятия).

Повязка на палец, кисть, локтевой сустав.

Повязка на плечевой сустав, грудь.

Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка.

Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп.

1

1

Оказание ПМП

29

переломы принципы иммобилизации и транспортировки при переломах

1

1

Создание проблемных заданий

30

Искусственное дыхание. Массаж сердца

1

1

Оказание ПМП

Раздел 7 ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ

Отравления. Пищевые отравления Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь.

1

1

Фронтальный опрос

31

Отравления алкоголем, никотином . Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином.

1

1

Фронтальный опрос

32

Раздел 8 . ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Инфаркт. Гипертонический криз. Инсульт.. Правила оказания первой помощи при инфаркте. Проявления гипертонического криза, первая помощь. Первые признаки инсульта, первая помощь до приезда «скорой помощи».

1

1

Работа в группе

33

Обморок. Диабетическая кома .. Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь.

1

1

Работа в группе

34

Итоговое задание.

1

Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи».

Содержание программы

Раздел 1. Опасные ситуации природного характера. 3 часа

Раздел 2. Опасные ситуации техногенного характера  7 часов

Раздел 3. Опасные ситуации социального характера 6 часов

Раздел 4. Дорожно-транспортная безопасность  6 часов

Раздел 5. Подготовка к активному 30отдыху на природе 2 часа

Раздел 6. Основы медицинских знаний и оказание

первой медицинской помощи 5 часов

Раздел 7 Первая помощь при отравлениях

Раздел 8 . Первая помощь при внезапных заьолеваниях.

Содержание материала:

Теория . Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности 7 поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой. Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект) Опасные ситуации социального характера Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. 3. Основы медицинских знаний 8 Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.

Практика: Оказание первой медицинской помощи .

Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

2.2 Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов;
  • проведение викторин, смотров знаний;
  • игр-состязаний;
  • анализ результатов деятельности

1.4 Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Личностные результаты:

•  развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,  выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,  моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение  опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие  умения  выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные  результаты:

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,  включая  экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умения оказывать первую медицинскую помощь;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Основные принципы реализации программы – научная обоснованность , доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.

.

Раздел № 2 "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации"

2.1 Календарный учебный график программы.

Количество учебных недель: 34

2.2 Условия реализации программы.

Материально – техническое обеспечение.

Имеется специально оборудованный кабинет для занятий.

Оборудование и материалы:

- тематические папки 2 шт.

- наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные

пособия 5 шт.

- методические разработки мероприятий 3 шт.

- компьютер 4 шт.

- бинт 7 шт.

- жгут 2 шт.

- шины 2 шт.

- аптечка первой помощи 2 шт.

- робот – тренажер 2 шт.

Информационное обеспечение:

Интернет – ресурсы.

https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/

https://www.medien.ru/

https://www.nauki-online.ru/

https://www.health.mail.ru/

https://www.medicusamicus.com/

https://wptmp.ru/work/work-program

2.3 Формы аттестации –  система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первая медицинская помощь» обеспечивает комплексный подход к оценке текущих и промежуточных результатов программы и позволяет осуществить оценку динамики достижения обучающихся, а также включает описание объекта, форм, периодичность и содержание мониторинга. Отслеживание результатов осуществляется через входной-определение уровня знаний учащихся в области оказания первой доврачебной помощи., текущий- определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения., промежуточный-определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.  и итоговый контроль -определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Итоговый тест.

2.4 Оценочные материалы.

Опрос дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы в целом, уровень тревожности учащихся.

Тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Название методик

Что отслеживается

Тест

уровень сформированности устойчивых навыков

Анкетирование

Освоение и закрепление знаний.

Викторина

учащиеся  самостоятельно размышляют, делают выводы  и обобщения

Познавательная игра

умение использовать теорию на практике.

Для определения уровня освоения программы и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется Диагностическая карта, в которую заносятся данные об обучающихся (таблица1).

Таблица 1

Показатели

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Оценка в баллах

1. Теоретическая подготовка

1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

8-10

баллов

б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½

5-7

баллов

в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

менее

5 баллов

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность

и правильность использования специальной терминологии

а) высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием

8-10

баллов

б) средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой

5-7

баллов

в) минимальный уровень – как правило, избегает употреблять специальные термины

менее

5 баллов

2. Практическая подготовка

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

8-10

баллов

б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½

5-7

баллов

в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки

менее

5 баллов

2. Творческие навыки

Креативность выполнения творческих заданий

а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно

8-10

баллов

б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями

менее 5

баллов

3. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-коммуникативные умения

1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других

8-10

баллов

б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию

менее 5

баллов

2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения двигательными навыками

а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию

8-10

баллов

б) средний – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется

5-7 баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду

менее 5

баллов

3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения

8-10

баллов

б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога

менее

баллов

3.2.Учебно-организационные умения и навыки

1. Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

8-10

баллов

б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога

менее

5 баллов

2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период

8-10

баллов

б) средний уровень – допускает ошибки

5-7 баллов

в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков

менее

5 баллов

3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

8-10

баллов

б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога

менее

5 баллов

Количество набранных баллов соответствует уровню:

80-64 высокий уровень

56-40 средний уровень

39-0 низкий уровень

Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.

Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 2). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.

Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляется диагностическая карта учета динамики личностных качеств развития воспитанников (Таблица 4).

Карта заполняется три раза в год – в конце триместров и учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.

Таблица 2

Показатели

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Оценка в баллах

1. Организационно-волевые качества

1. Терпение

Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени

а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие

8-10

баллов

б) средний уровень – на большую часть занятия

5-7

баллов

в) низкий уровень – менее чем на половину занятия

менее

5 баллов

2. Воля

Способность активно побуждать себя

к практическим действиям

а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком

8-10

баллов

б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне

менее

5 баллов

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам

8-10

баллов

б) средний уровень – периодически контролирует себя сам

5-7

баллов

в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно

менее

5 баллов

2. Ориентационные качества

1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

а) высокий уровень – нормальная

8-10

баллов

б) средний уровень – заниженная

5-7 баллов

в) низкий уровень – завышенная

менее

5 баллов

2. Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

8-10

баллов

б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком

5-7

баллов

в) низкий уровень – продиктован ребенку извне

менее

5 баллов

3. Поведенческие качества

1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

8-10

баллов

б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

5-7

баллов

в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты

менее

5 баллов

2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

а) высокий уровень – инициативен в общих делах

8-10

баллов

б) средний уровень – участвует при побуждении извне

5-7

баллов

в) низкий уровень – избегает участия в общих делах

менее

5 баллов

70-56 высокий уровень

55-35 средний уровень

34-0 низкий урове

. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:

- показ приёмов оказания доврачебной помощи человеку;

- выполнение различных видов повязок, наложение жгута, наложение шины;

- повтор алгоритма действий при оказании помощи пострадавшему;

- выполнение ИВЛ (искусственная вентиляция легких) на манекене.

Для успешного последовательного обучения занятия по программе строятся с использованием различных методов:

1. Практические методы (наложение жгута, шины, выполнение различных видов повязок, выполнение ИВЛ).

2. Словесные методы (беседа, рассказ, объяснение, диалог, объяснение выполнения повязок, новых терминов и понятий,

рассказ о достижениях отечественной медицины и т.д.).

3. Наглядные методы (демонстрация наглядного материала, просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций,

демонстрация педагогом образца исполнения).

4. Репродуктивный метод: метод показа и подражания.

Для успешной реализации программы подготовлены специальные упражнения.

Упражнения:

1. Выполнение ИВЛ и непрямого массажа сердца на манекене.

2. Выполнение различных повязок (чепец, закрутка, давящая повязка).

3. Наложение кровоостанавливающего жгута.

Методы воспитания:

-  убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

, в школе.

Педагогические технологии, используемые на занятиях.

Технология, метод, прием

Образовательные события

Результат

1

2

3

Технология личностно-ориентированного обучения

Участие в городских конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях

Способность выразить свои мысли в ответе, способность доводить начатое дело до конца.

- технология развивающего обучения;

Участие в городских конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях

Способность выразить свои мысли в ответе, способность доводить начатое дело до конца.

- технология индивидуализации обучения;

индивидуальный подход и

индивидуальная форма обучения являются приоритетным(у ребенка право выбора работы над проектом)

Способность выразить свои мысли в ответе, способность доводить начатое дело до конца.

- информационно-коммуникационные технологии;

Контрольно-оценочный аспект

раскрытия творческого потенциала обучающихся

- здоровьесберегающие технологии;

Проведение

физкультминуток и

релаксирующих пауз

Способность управлять своим

самочувствием и заботиться о

своем здоровье

Игровые технологии

обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.

: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к

условиям среды.

Технология

коллективного

творчества

Обучение и общение

в группе

Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников,

давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и

деятельности других

Проектная

технология

Создание творческой работы

Способность создавать

собственные композиции

Технология

развивающего

обучения

Развитие фантазии,

воображения

Способность воплощать свои

фантазии и идеи в квиллинге

Алгоритм учебного занятия

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения:

Вводная часть — подготовительная часть — основная часть —  заключительная часть.

В вводную часть входит организационный момент: организация рабочего места, проверка наличия необходимого инвентаря. На вводную часть отводится от 3 до 5 минут.

Подготовительная часть включает себя разминку. На подготовительную часть отводится от 10 до 15 минут.

Основная часть содержит теоретический материал о том или ином явлении или понятии, а также практический материал. Если темой предусмотрена только практическая деятельность, теоретический материал сокращается. Если предусмотрено занятие с объяснением теоретического материала, практическая деятельность сводится к минимуму, необходимому для закрепления усвоенного теоретического материала. На основную часть отводится от 40 до 60 минут.

В заключительную часть входит подведение итогов. Заключительная часть рассчитана на 5 – 10 минут.

Дидактические материалы

Дидактические игры

1.

Загадки

1.

Творческие задания

Список литературы:

  1. Волович, В. Г. Академия выживания. - М.:Толк, 1995.
  1. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М: Знание, 1990.
  1. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1994.
  2. Алтунин А. Т. Гражданская оборона. -М.: Воениздат, 1982.
  3. Лифлянский, В. Г. Лечебные свойства пищевых продуктов.- М.: Терра, 1996.
  4. Поляков В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. - М, 1992.
  5. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
  1. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – М.: ВИМИТ, 1993.
  2. Справочник лекарственных растений. - М.:, 1999.
  3. Федеральный закон «О безопасности»
  4. Федеральный закон «О гражданской обороне»
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  6. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
  7. Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Учебная литература

1. Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности »

2. Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-11 классов Смирнов А.Т., Хренников Б.О. -М: Просвещение, 2013 г.

3. Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательн...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего о...