Право.Элективный курс для 9, 10-11 классов
элективный курс по праву (9 класс) по теме

Честных Анна Анатольевна

Права человека с точки зрения женщины и мужчины.

Предлагаемый элективный курс может способствовать пониманию сложности вопросов связанных с гендерной проблематикой, позволит дать представление о необходимости внимательного и уважительного отношения к противоположному полу, к лицам иного возраста. Курс должен способствовать преодолению имеющихся стереотипов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neizvestnoe_v_izvestnom_ili_pravo_o_pravakh.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неизвестное в известном или право о правах.

Права человека с точки зрения женщины и мужчины.

(элективный курс для 9, 10-11 классов)

Необходимость повышения правовой культуры в нашем обществе не вызывает сомнения. Поэтому вопросы правоведческого направления занимают важное место в программах общеобразовательной школы. Правовая составляющая присутствует в курсе «Обществознание», ее роль подчеркнута и в новом базисном учебном плане 2004 года. Изучение данного предмета по БУПу -2004 будет начинаться с 6 класса. Однако следует признать, что названный интегрированный курс дает только самое общее представление о различных отраслях права, в нем практически отсутствует ряд вопросов, но которые также, по нашему мнению, способствуют формированию правового и гражданского общества в нашей стране.

        Одним из таких вопросов является тематика о правах женщин и мужчин, поскольку чаще привыкли говорить с учащимися о правах человека вообще (Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка).

Тематика же прав по половозрастному признаку чрезвычайно многоаспектна: права девочки, девушки, женщины; права мальчика, юноши, мужчины… Мало кто знает о существовании «Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» принятой 8 января 1996 года, само название концепции говорит о наличии проблем с правами женщин в нашем обществе.  Следует сказать, что в связи с процессами, происходящими в государстве, положение в осуществлении прав женской половины общества ухудшается. Удивительно, но процесс демократизации в России привел нас к феномену «демократии без женщин», наблюдаются признаки дискриминации по половому признаку (отторжение от политики, ограничения в сфере труда, рост насилия…) в отношении женщин сохраняются устойчивые стереотипы в общественном сознании. В ряде отраслей хозяйства наблюдается явный и противоестественный перекос в использовании либо женского, либо мужского труда. Изменения стереотипов, исправление дисбаланса в ряде отраслей хозяйственной и политической деятельности возможно только при соответствующих усилиях в системе воспитания и обучения.

        Именно поэтому, сегодня важно познание вопросов связанных с «гендерной проблематикой». Следует отметить, что решение гендерных проблем значимо не только для женщин, но и для мужчин. Предлагаемый элективный курс может способствовать пониманию сложности вопросов связанных с гендерной проблематикой, позволит дать представление о необходимости внимательного и уважительного отношения к противоположному полу, к лицам иного возраста. Курс должен способствовать преодолению имеющихся стереотипов.

Тематическое планирование курса предполагает возможность его осуществления как в 9-м, так и в 10 – 11-м классах. Учащимся 9 класса могут быть предложены темы 1, 4 и 5. Это с нашей точки зрения наиболее целесообразно, поскольку курс займет всего 17 часов. Кроме того основной массе учащихся этого возраста не столь важна история гендерных исследований, но необходимы знания современного понимания данного вопроса. Однако, часть учащихся 9-х классов может изучать данный курс в полном объеме. При реализации курса в 9 предпрофильном классе следует несколько упростить ряд предлагаемых тем.

Для ведения данного курса в 10-11 классах, желателен двух часовой вариант изучения материала, это позволит закончить в течение полугода. Итогом обучения должна стать мини конференция, на которой учащиеся смогут защитить собственные мини исследования по гендерной проблематике.

Содержание курса

1. Введение. История гендерных исследований

Право и мораль. Понимание права как меры свободы, равенства, справедливости. Взаимосвязь прав человека и его деятельности. Структура (виды) прав. Права индивида и коллектива. Гендерные проблемы и исследования. Основные источники информации по гендерной проблематике.

2. Возникновение и развитие идеи прав человека, прав мужчины и женщины

2.1. Правовые воззрения о правах в античном мире

2.2. Права мужчины и женщины в средние века

Особенности правового положение мужчин и женщин на протяжении средних веков. Культ прекрасной дамы. «Великая хартия вольностей» (1215 г.) Хабеас Корпус 1679 г., «Билль о правах» 1689 г. – о правах мужчин и женщин. Основные ограничения прав. Права мужчин и женщин в Европе и Азии – общее и особенное.

2.3. Развитие права мужчины и женщины в новое время

«Декларация независимости США» 1776 г., «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Франция. Документы Нового времени о положении мужчин и женщин в обществе.

2.4. Современное состояние международного права о правах мужчин и женщин

«Всеобщая декларация прав человека» 1946 г. ООН. Современное международное право и понятие прав человека. Пекинская декларация. Директива о равенстве. Документы европейского союза о равенстве прав женщин и мужчин

3. Права мужчин и женщин в российской истории

3.1. Документы средневековой Руси о  правах мужчин и женщин

«Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой Сильвестра» – документы Древне Руси о правах «мужеска и женска полу».

3.2. Законодательство Российской империи о правах мужчин и женщин

Развитие правовых норм о положении женщин и мужчин в императорской России – от Петра I до Николая II. Программы декабристских организаций, общественно-политических движений и партий конца XIX - начала XX вв. о правах женщин и мужчин.

3.3. О равенстве прав в СССР

Конституции СССР и РСФСР о правах мужчин и женщин. Теория и практика.

4. Права мужчин и женщин. Проблема равенства прав мужчин и женщин в современной российской действительности

4.1. Женщина и мужчина в семье

Семейный кодекс о правах мужчин и женщин, детей и родителей. Браки и разводы. О ранних браках и их последствиях. Здоровье мужчины и женщины. Здоровье физическое и психологическое. Психологический климат в семье. Планирование семьи. Роль государства в укреплении семьи. Семь Я. Толерантность и семья.

4.2. О системе воспитания мальчиков и девочек

О воспитании девочек и мальчиков. Обычаи и традиции народов России в системе воспитания. Первые игрушки и игры, в которые играют дети. Брат и сестра. Одежда и поведение. О стереотипах в воспитании.

Образование как основа равенства. Реализация права на образование. Проблема равноправия в процессе обучения. Преимущества образованного человека независимо от пола.

4.3. Права мужчин и женщин в экономической сфере жизнедеятельности

«Женские» и «мужские» профессии и приоритеты. Профессия и реализация профессиональных возможностей. Карьерный рост и история трудовой деятельности в жизни мужчин и женщин. Менталитет и выбор профессии. Нарушения прав в процессе трудовой деятельности и их защита.

4.4. Права мужчин и женщин в политической сфере жизнедеятельности

Мужчины и женщины в политике. Поведение и приоритеты мужской и женской половин электората. Женщины и мужчины в политике и во власти. Роль женщины в политических процессах. Квотирование мест в органах власти как гарантия  равных прав и возможностей.

4.5. Права мужчин и женщин в духовной сфере жизнедеятельности

Женщины и мужчины в спорте, искусстве. Успехи и неудачи. Женщина и мужчины в художественных произведениях различных эпох и народов. Изображения женщин и мужчин в современных произведениях искусства.

4.6. О стереотипах.

Стереотипы  в отношении мужчин и женщин. О силе и слабости. О «квазимонополии» либо женского, либо мужского труда. О безответственности и ответственность.

4.7. Проблема насилия

.Насилие, его виды: физическое, психологическое, экономическое, религиозное, сексуальное. Страх перед насилием. Война как форма насилия. Проблема умалчивания о насилии. О формах противодействия насилию. Виды помощи лицам, оказавшимся объектом насилия. Дискриминация как форма насилия.

4.8. Мужчина и женщина глазами СМИ и рекламы.

Современная публицистика, газеты и журналы различного направления о женщинах и мужчинах. Реклама и ее роль в навязывании стереотипов к женщине.

5. Итоговое занятие

Конференция по теме «Образы мужчины и женщины в современном мире «Равенство или …»

Тематическое планирование

Тема

Форма организационной деятельности

Кол-во

 часов

9 кл.

10, 11 кл.

9 кл.

10, 11 кл.

1

Введение. История гендерных исследований

1

2

2

Возникновение и развитие идеи прав человека, прав мужчины и женщины

Лекция, работа с фрагментами правовых документов и монографической литературой

Лекция, беседа

Работа с документами и монографической литературой

5

2.1

Правовые воззрения о правах в античном мире

1

2.2

Права мужчины и женщины в средние века

1

2.3

Развитие права мужчины и женщины в новое время

1

2.4

Современное состояние международного права о правах мужчин и женщин

2

3

Права мужчин и женщин в российской истории

Лекция, работа с фрагментами правовых документов и монографической литературой

Беседа по анализу источников, документов, минисообщения

4

3.1

Документы средневековой Руси о  правах мужчин и женщин

1

3.2

Законодательство Российской империи о правах мужчин и женщин

1

3.3

О равенстве прав в СССР

2

4

Права мужчин и женщин. Проблема равенства прав мужчин и женщин в современной российской действительности

15

20

4.1

Женщина и мужчина в семье

Работа с документом – анализ

Беседа на основе различных источников информации

2

3

4.1.1 Семейный кодекс о правах

4.1.2. Здоровье и психологический климат

4.1.3. Взаимоуважение и толерантность в семье

4.2

О системе воспитания мальчиков и девочек

Эвристическая беседа на основе собственного опыта.

Возможен предварительный опрос, интервью, обработка результатов и подготовка сообщения

2

2

4.2.1. Первые игры и игрушки

4.2.2. Образование как основа равенства

4.3

Права мужчин и женщин в экономической сфере жизнедеятельности

Проведение мини социологического исследования и обсуждение его результатов

2

3

4.3.1. Менталитет и выбор профессии.

4.3.2. Профессии «женские» и «мужские».

4.3.3. Нарушения прав в процессе трудовой деятельности.

4.4

Права мужчин и женщин в политической сфере жизнедеятельности

Беседа,

Предварительный просмотр и анализ новостных и социально-политических передач.

Подготовка минисообщения

2

3

4.4.1. Электорат женский и мужской – каковы приоритеты

4.4.2. Мужчины и женщины во власти.

4.4.3. Женский взгляд на политику и политиков.

4.5

Права мужчин и женщин в духовной сфере жизнедеятельности

Работа с источниками, хрестоматиями, художественными произведениями

2

2

4.5.1.Женщина и мужчина в художественных произведениях различных эпох и народов

4.5.2. Изображение женщин и мужчин в современных произведениях искусства

4.6

О стереотипах

Мини

дискуссия

Дискуссия

1

2

4.6.1. О силе и слабости.

Дискуссия

4.7

Проблема насилия

Обсуждение реальных событий, описанных в СМИ.

Практико-ориентированный семинар по разработке правил безопасности

2

3

4.7.1. Насилие и его виды

4.7.2. Военные конфликты как наиболее яркая форма насилия

4.7.3. Дискриминация как форма насилия

4.8

Мужчина и женщина глазами СМИ

Обсуждение реальных событий, описанных в СМИ

2

2

4.8.1. Женщина глазами СМИ

4.8.2. Мужчина в СМИ

5

Итоговое занятие

Конференция по теме «Образы мужчины и женщины в современном мире «Равенство или …»

Проводится в режиме конференции.

Темы сосбщений выбираются на первых занятиях

1

2

Резерв 1 час

-

1

17

34

Ресурсы Интернет

http://bookz.ru/authors/roman4uk-alla/romanchukalla01.html - Романчук Алла «Человек и общество в античности» Уральский университет

http://www.proobraz.ru/Petrozavodsk21_1.shtml  - Сайт «Образование с сфере прав человека» Петрозаводск

http://www.prpc.ru/reshr/lib_51.shtml  - Пермский региональный правозащитный центр

http://www.agnuz.info/book.php?id=196&url=page01.htm - Жак Маритен «Человек и государство»

http://www.bolshe.ru/book/id=436 – Права человека (историко-политический очерк)

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&min=1290&orderby=hitsD&show=10 – федеральный образовательный портал/каталог

http://win.cango.net.kg/news/archive/200211/a0001.asp - Мониторинг соблюдения прав женщин и девочек

http://www.infousa.ru/government/principles_files/principles.htm - Принципы демократии

http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=30&page=4 - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин

http://www.genderpolicy.ru/vyz - Институт социальной гендерной политики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Программа элективного курса «Бизнес-курс немецкого языка» для 11 класса

Элективный бизнес курс по немецкому языку предназначен для учащихся 11 класса.         Цель курса – обучить учащихся основам делового общения в устных и письмен...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

Элективный курс "Компьютерная графика", 10-11 классы (Л.А.Залогова). Начало изучения курса.

Материалы для организации и проведения первых уроков в рамках изучения курса....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...