Политическая культура сельского учительства.
материал по праву по теме

Исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oglavlenie.doc21 КБ
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc22 КБ
Microsoft Office document icon vvedenie.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon rezultat.doc196.5 КБ
Microsoft Office document icon analiz.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

           ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….С.3-6                    

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Глава 1. Понятие и феномен политической культуры:

                           теоретико-методологические основы анализа исследования.                                

  1.1 Понятие политической культуры, её типы и основные

       функции…………………………………………………………С.7- 18                                      

  1.2 Политическая субкультура как подсистема политической                                                    

                 культуры………………………………………………………...С.14-15

                           Глава 2. Политическая субкультура российских учителей.

             2.1 Особенности политической культуры России………………С.22-32

             2.2 Субкультура социально-профессиональных групп на примере

                  сельского учительства…………………………………………С.36-45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………С.45-50



Предварительный просмотр:

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Имя  существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы____________________ и обозначает _____________________

3.Подчеркни только существительные: Конь, лес, тихий, молоко, девочка, говорить, грязный, девочка, пою, решаю.

4.Напиши 5 слов отвечающих на вопрос кто? ______________________________________            5.Напиши 5 слов отвечающих на вопрос что?_______________________________________

6.Напиши клички животным:

 корова _______________собака ____________кошка ______________

попугай_______________лошадь____________телёнок______________

1.Подчеркни слова в которых допущены ошибки : мышы ,  малако,   Иван ,  сопоги , кочьки ,

Москва, вална, гребы .

2. Напиши 5 имён девочек ________________________________________________________

3.Напиши 5 имён мальчиков ______________________________________________________

4.Поставь слова во множественное  число

 стриж_____________                 уж ______________                      нож_____________

малыш_____________                 лужа________________               ухо__________________

5.Поставь слова в  единственное число

Города _____________хлеба _____________народы ________________

Морозы_____________глаза  __________     шалаши __________________

1Имя прилагательное -это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Подчеркни только прилагательные: сурок,  молоко , молочный , синий , писать , горячий .

3.Допиши прилагательные Каша ( какая ? )__________________________________________

Суп (какой ? )________________________________________________________________

Небо ( какое ? )______________________________________________________________

4.Допиши противоположные прилагательные

Большой______________________          высокий__________________________

Чистый_______________________           чёрный___________________________

Узкий_________________________         мёртвый __________________________

5.Подчеркни волнистой линией только прилагательные.

Пришла дружная весна .Светит яркое солнце .Рыхлый снег остался только в полях. На лесных озёрах треснул лёд .Мутная вода затопила луга .Журчат шумные ручьи .

6.Напиши 5 словарных слов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Глагол – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Подчеркни только глаголы : Лисица . говорить , нитка , лесной , писать , читать , высокий .

3.Допиши глаголы

Девочка ( что делает ? )--____________________________________________

Река ( что делает ? )_______________________________________________

Сонце ( что делает ? )__________________________________________________

4.Подчеркни только глаголы двумя чертами .

Однажды лисица утащила утку .Мы научили собаку водить утку к реке .Утята спешат за собакой . Они ныряют и плавают .Собака сторожит и охраняет утят .

5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пословицы и поговорки

Фразеологические обороты

1. Делу время , а потехе час .

1. Тянуть кота за хвост.

2.Не спеши языком торопись делом .

2 .Бить баклуши .

3.Сам пропадай , а товарища выручай .

3. Зарубить на носу .

4.С кем поведёшься , от того и наберёшься .

4.Не покладая рук .

5.Труд человека кормит , а лень портит .

5. Взять себя в руки .

6.Глаза страшатся , а руки делают .

6.В ежовых рукавицах .

7.Хочешь много знать , надо мало спать .

7.Голова садовая.

8.По одёжке встречают по уму провожают .

8.Повесить голову .

9. Грамоте учиться всегда пригодиться .

9.Дать голову на отсечение.    

 10.Не сиди сложа руки- так и не будет скуки .                      

10.Не успел глазом моргнуть.

11. Птица красна пением , а человек умением .    

11.Валять дурака.

12. Семь раз отмерь , а один отрежь .

12. Хоть глаз выколи .

13.Любишь кататься – люби и саночки возить.

13. В мгновение ока .

14.Родина – мать.

14.Как сыр в масле катается.

14.Говори меньше , а делай больше .

15.Вставлять палки в колёса.

15 В здоровом теле . здоровый дух.

16. За тридевять земель .

16.Кашу маслом не испортишь.

17.У чёрта на куличках.

17.Жизнь дана на добрые   дела .

18. Под самым носом .

18.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

19.На краю света .

19.Ученье – свет.

20.Кот наплакал.

20 .Не имей 100 рублей , а имей100 друзей .

21. Капля в море .

21.Что посеешь , то и пожнёшь.

22. Заблудиться в трёх соснах.

22.Сам пропадай  . а товарища выручай.

23.Как гром среди ясного неба.

23.Пословица всем делам помощница.

24. Беречь как зеницу ока.

24 .С песней труд спорится .

25Водить за нос.

25.Без хлеба не обед .

26.Мастер на все руки.

26. Голоден как волк .

27.Искать вчерашний день .

27.  Лук да баня всё правят.

28.Звёзд с неба не хватает .

 28.Пословица не даром молвиться.

29. Светлая голова .

29. Слово не воробей , сказал не поймаешь .

30.Семи пядей во лбу .

30.  Слово серебро , а молчание золото.

31.Взять голыми руками .

31.   Не всё то золото ,что блестит.

32. На руку не чист.

32.Раз соврал , навек лгуном стал.

33.Работать засучив рукава.

 33. Кончил дело гуляй смело.

34. Мухи не обидит .

35.Была бы охота , будет и ладиться работа.

35 Молоко на губах не обсохло.

36.Дают – бери , бьют беги.

36.Ни за что не про что .

37. Человек от лени болеет , а от труда здоровеет      

37. Два сапога пара .

                                                                                35.Ни за что не про что .

                                                                                36.Как гром среди ясного неба .

                                                                                37.Как сыр в масле катается .

                                                                                38.остаться у разбитого корыта .

                                                                                39.задать перцу.

                                                                                40.Мастер на все руки .

                                                                                41.водить за нос .

                                                                                42.Обводить вокруг пальца .

                                                                            43.Перебиваться с хлеба . на квас

                                                                            44.Язык без костей .

                                                                                                       

                                                                            45.Из рук вон плохо.

                                                                             46. Встал с левой ноги .

                                                                                                     

Контрольный  диктант  по  итогам   2  класса

УМК -  « ШКОЛА  РОССИИ «

Цель:    проверить  усвоение  материала   пройденного   за  курс  2  класса  ( правописание безударных гласных в корне слова , словарных слов ,  парных согласных  в  корне  слова  и  на  конце  согласных  ,  имён собственных , сочетаний  жи – ши , ча - ща , чу - щу , чк - чн )

Текст диктанта .

У лесника.

Мой  дед  Иван –  лесник  . Он  изучал  жизнь  птиц . Ворону  он  научил говорить. Летом  я  живу у деда  в  лесу . Утром  бегу  на  речку  Быструю .Я умываюсь речной водой  .По  дороге  рву лесные  ягоды . Дедушка  научил меня узнавать птиц  по  пению.

Грамматические задания.

1.Во втором предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения .Указать части речи .

2.Записать под диктовку словарные слова , поставить ударение .

3. Из группы слов выписать слова  по орфограммам ( жи – ши , чк - чн , правописание парных согласных

Контрольная работа по итогам 2 класса

УМК – « Школа России «

Цель :  проверить усвоение материала по следующим темам : таблицы сложения и вычитания в пределах 20 ; сложение и вычитание  в столбик  в пределах 100 ; построение геометрических фигур прямоугольника , квадрата – нахождение периметра ; решение задач в два действия .

Текст контрольной работы

1.Арифметический диктант .

9 увеличить на  3 ; 7 увеличить на 3 ; 5 уменьшить на 1 ; из 15 вычесть 8 ;

к 9 прибавить 6 ; 0 прибавить 3.

2.Решить примеры записывая в столбик .

37+12         90-18            78+19        55-18

45+24         45-15            64+27         97-19

3.Реши задачу.

В первом аквариуме 7 рыбок , во 2 аквариуме на 2 рыбки меньше .

Сколько всего рыбок в двух аквариумах ?

4.Начерти прямоугольник со сторонами 4 см  и 2 см . Найди периметр .

Экран   занятости   обучающихся  2 « Б « класса

 на период  летних каникул

 

Классный руководитель : Понкратова И.В.

№ п/п

Ф.И

июнь

июль

август

1.

Бойченко А.

2.

Василенко Е.

3.

Волкова К.

4.

Вождёва О.

5.

Волочек А.

6.

Кристина

7.

Горбань Д.

8.

Лаптев А.

9.

Маслова И.

10.

Маслова С.

11.

Маслов А.

12.

Молчанов И.

13.

Пыханова А.

14.

Погнерыбко В.

15.

Сумароков Я.

16.

Симонова Д.

17.

Таблова Ж

Тематическое     планирование       на       2012-2013   уч. год

1четверть  ( 9 часов )

2четверть  ( 6 часов )              

3 четверть ( 10 часов )

4четверть  (  9 часов )

           Итого :   34 часа

п/п

Название темы

Примеч.

По плану

фактически

1.

Вводный урок .Выявление уровня развития познавательной активности у учащихся.( тестирование )

Занятие № 1

Стр.1-3

07.09.

2

Как люди научились считать. Интересные  приёмы устного счёта .

Занятие № 2

Стр.3-6

14.09

3

Учимся отгадывать ребусы. Составление алгоритма работы с математическими задачами

Занятие № 3

Стр.6-9

21.09

4

Числа – великаны .Работа с таблицей разрядов и классов.

Занятие № 4

Стр. 9-12

28.09

5

Решение задач с изменением вопроса . решение задач разными способами ( по действиям , уравнением , выражением ).

Занятие № 5

Стр. 13-16

05.10.

6

Решение нестандартных задач Развитие логики.

Занятие № 6

Стр. 16-19

12.10

7

Решение олимпиадных  задач .

Установление алгоритма работы с нестандартными задачами.

Занятие № 7

Стр. -22-19

19.10

8

Подготовка к школьному туру международной математической игры

 « Кенгуру «.

Занятие №8 стр.22-24

26.10

9.

Участие в школьном туре олимпиады по математике.

Занятие №9 стр.25-28

02.11

10

Математические горки. Решение задач повышенной сложности.

Занятие № 10

Стр.28-31

16.11

11

Проектная деятельность. Оформление газеты любознательных.

 Из истории

Математики.

Занятие № 11

Стр.31-34

23.11

12

Развитие концентрации внимания .Игры « Найди фигуры « « Вычисли слово «

Занятие № 12

Стр.34-37

30.11

13

Развитие быстрой реакции. Работа с фразеологизмами .

Занятие № 13

Стр.38-40

07.12

14

Обучение поиску закономерностей .Игры « Первая – одинаковая « Аналогия .

Занятие № 14

Стр.41-44

14.12

15

Совершенствование изображения . Игры и упражнения со спичками.

Занятие № 15

Стр.44-47

21.12

16

Развитие логического мышления .Игры « Фантазёр « Графический диктант .

Занятие № 16

Стр.47-50

28.12

17

Работа с геометрическими фигурами  .Нахождение периметра и площадей .Архимед и Пифагор .

Занятие № 17

Стр.50-53

12.01

18

Решение задач с многовариантными решениями.

Занятие № 18

Стр.54-57

19.01

20

Индивидуальная работа .Работа в парах .Тестовые задания .

Занятие № 20

Стр.60-62

02.02

21

Варианты и пути решения задач разных типов .

Тетрадь №21

Стр.1-3

09.02

22

Геометрические задачи .Задачи головоломки .

Занятие № 22

Стр.4-7

16.02

23

Математические игры «Познавайка « в серии журналов для детей.

Занятие № 23

Стр.7-10

22.02

24

Учим с увлечением таблицу умножения.  Оформление памятки – тетради.

Занятие № 24

Стр.10-13

01.03

25

Решение задач самостоятельно по вариантам с последующей взаимопроверкой в парах.

Занятие № 25

Стр.13-17

15.03

26

Площадь .Единицы площади знакомство с палеткой.

Занятие № 26

Стр.17-20

22.03

27

Игры и занимательные задачи на внимание .

Занятие № 27

Стр.21-23

05.04

28

Работа с краткой записью задачи .Раскрытие разных способов составления записи.

Занятие № 28

Стр.24-27

12.04

29

Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100. 1000 раз.

Занятие № 29

Стр.27-31

19.04

30

Игра « Кто быстей ?»Отработка решения примеров на порядок действий.

Занятие № 30

Стр.31-35

26.04

31-32

Круглый стол .Анкетирование .

Подготовка к итоговому тестированию .

Занятие № 31-32

Стр36-43

07.05

14.05

33-34

Итоговое занятие .Выполнение тестового материала повышенной трудности.

Занятие № 33-34

Стр.35-43

19.05

25.05

1

2

3

4

5

6

25+37

40-13

60-38

41-18

35+46

61-58

70-32

46+28

28+23

84-28

83-29

43-16

30-24

72-15

27+24

58+25

84-25

51+29

27+44

58+17

47+14

39+17

25-16

18+37

37+25

49-17

15+35

70-22

30-25

21-17

43-15

83-35

34+28

44+36

36+38

33-14

36+26

71-29

87-84

14+14

22-15

12-8

96+3

50-32

28+42

28+57

40-24

52-13

41-13

42-32

23+68

28+33

28+8

87+23

42+28

34-17

32+39

73-17

70-25

42-19

62+28

34-28

31+39

73+17

74+28

42+19

24+56

28-9

42+53

59+15

18+18

53+47

69-63

24-7

25+66

78-29

35+35

54-9

45+47

22-5

27+23

51-38

28+4

62+24

30-28

42-19

32+57

25+25

80-26

50-28

22+28

50-23

39-29

28+28

25+37

12-6

26+67

18+5

51-50

20-4

34-29

24-6

24+67

78+5

12+57

73+8

33-27

68+24

25+26

35+17

33-20

75-27

11+21

37+27

13+69

85-25

38+46

78-8

32-17

26-8

1

2

3

4

5

6

25+37

40-13

60-38

41-18

35+46

61-58

70-32

46+28

28+23

84-28

83-29

43-16

30-24

72-15

27+24

58+25

84-25

51+29

27+44

58+17

47+14

39+17

25-16

18+37

37+25

49-17

15+35

70-22

30-25

21-17

43-15

83-35

34+28

44+36

36+38

33-14

36+26

71-29

87-84

14+14

22-15

12-8

96+3

50-32

28+42

28+57

40-24

52-13

41-13

42-32

23+68

28+33

28+8

87+23

42+28

34-17

32+39

73-17

70-25

42-19

62+28

34-28

31+39

73+17

74+28

42+19

24+56

28-9

42+53

59+15

18+18

53+47

69-63

24-7

25+66

78-29

35+35

54-9

45+47

22-5

27+23

51-38

28+4

62+24

30-28

42-19

32+57

25+25

80-26

50-28

22+28

50-23

39-29

28+28

25+37

12-6

26+67

18+5

51-50

20-4

34-29

24-6

24+67

78+5

12+57

73+8

33-27

68+24

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2*3=

3*2=

9:3=

2*3=

3*2=

9:3=

2*3=

9:3=

3*2=

3*2=

2*3=

3:1=

3*2=

2*3=

3:3=

3*2=

3:3=

2*3=

2*1=

1*2=

3:3=

2*1=

1*2=

3*1=

2*1=

3:*1=

1*2=

2*2=

3*1=

2:2=

2*2=

3:1=

2:2=

2*2=

2:2=

3:1=

2*4=

4*2=

4:2=

2*4=

4*2=

4:2=

2*4=

4:2=

4*2=

2*5=

5*2=

10:2=

2*5=

5*2=

10:2=

2*5=

10:2=

5*2=

2*6=

6*2=

6:2=

2*6=

6*2=

6:2=

2*6=

6:2=

6*2=

2*7=

7*2=

6:3=

2*7=

7*2=

6:3=

2*7=

6:3=

7*2=

2*8=

8*2=

8:2=

2*8=

8*2=

8:2=

2*8=

8:2=

8*2=

2*9=

9*2=

8:4=

2*9=

9*2=

8:4=

2*9=

8:4=

9*2=

2*10=

10*2=

3*10=

2*10=

10*2=

3*10=

2*10=

3*10=

10*2=

3*10=

30:10=

30:3=

3*10=

30:10=

30:3=

3*10=

30:3=

30:10=

12:2=

18:9=

14:2=

12:2=

18:9=

14:2=

12:2=

18:9=

14:2=

15:3=

12:3=

16:2=

15:3=

12:3=

16:2=

15:3=

12:3=

16:2=

18:2=

15:5=

30:3=

18:2=

15:5=

30:3=

18:2=

15:5=

30:3=

20:2=

20:10=

3*7=

20:2=

20:10=

3*7=

20:2=

20:10=

3*7=

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2*3=

3*2=

9:3=

2*3=

3*2=

9:3=

2*3=

9:3=

3*2=

3*2=

2*3=

3:1=

3*2=

2*3=

3:3=

3*2=

3:3=

2*3=

2*1=

1*2=

3:3=

2*1=

1*2=

3:3=

2*1=

3:3=

1*2=

2*2=

3*1=

2:2=

2*2=

3*1=

2:2=

2*2=

2:2=

3:1=

2*4=

4*2=

4:2=

2*4=

4*2=

4:2=

2*4=

4:2=

4*2=

2*5=

5*2=

10:2=

2*5=

5*2=

10:2=

2*5=

10:2=

5*2=

2*6=

6*2=

6:2=

2*6=

6*2=

6:2=

2*6=

6:2=

6*2=

2*7=

7*2=

6:3=

2*7=

7*2=

6:3=

2*7=

6:3=

7*2=

2*8=

8*2=

8:2=

2*8=

8*2=

8:2=

2*8=

8:2=

8*2=

2*9=

9*2=

8:4=

2*9=

9*2=

8:4=

2*9=

8:4=

9*2=

2*10=

10*2=

3*10=

2*10=

10*2=

3*10=

2*10=

3*10=

10*2=

3*10=

30:10=

30:3=

3*10=

30:10=

30:3=

3*10=

30:3=

30:10=

12:2=

18:9=

14:2=

12:2=

18:9=

14:2=

12:2=

18:9=

14:2=

15:3=

12:3=

16:2=

15:3=

12:3=

16:2=

15:3=

12:3=

16:2=

18:2=

15:5=

30:3=

18:2=

15:5=

30:3=

18:2=

15:5=

30:3=

20:2=

20:10=

3*7=

20:2=

20:10=

3*7=

20:2=

20:10=

3*7=

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2*3=

3*2=

9:3=

2*3=

3*2=

9:3=

2*3=

9:3=

3*2=

3*2=

2*3=

3:1=

3*2=

2*3=

3:3=

3*2=

3:3=

2*3=

2*1=

1*2=

3:3=

2*1=

1*2=

3*1=

2*1=

3:*1=

1*2=

2*2=

30:10=

2:2=

2*2=

3:1=

2:2=

2*2=

2:2=

3:1=

2*4=

4*2=

4:2=

2*4=

4*2=

4:2=

2*4=

4:2=

4*2=

2*5=

5*2=

10:2=

2*5=

5*2=

10:2=

2*5=

10:2=

5*2=

2*6=

6*2=

6:2=

2*6=

6*2=

6:2=

2*6=

6:2=

6*2=

2*7=

7*2=

6:3=

2*7=

7*2=

6:3=

2*7=

6:3=

7*2=

2*8=

8*2=

8:2=

2*8=

8*2=

8:2=

2*8=

8:2=

8*2=

2*9=

9*2=

8:4=

2*9=

9*2=

8:4=

2*9=

8:4=

9*2=

2*10=

10*2=

3*10=

2*10=

10*2=

3*10=

2*10=

3*10=

10*2=

3*10=

30:10=

30:3=

3*10=

30:10=

30:3=

3*10=

30:3=

30:10=

12:2=

18:9=

14:2=

12:2=

18:9=

14:2=

12:2=

18:9=

14:2=

15:3=

12:3=

16:2=

15:3=

12:3=

16:2=

15:3=

12:3=

16:2=

18:2=

15:5=

30:3=

18:2=

15:5=

30:3=

18:2=

15:5=

30:3=

20:2=

20:10=

3*7=

20:2=

20:10=

3*7=

20:2=

20:10=

3*7=

Рабочая программа

Учителя начальных классов

МБОУ « СОШ № 6  « г.Шебекино

Белгородской области

Понкратовой Ирины Владимировны

на 2012-2013 учебный год

Тема самообразования : Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся начальной школы через включение в проектную деятельность



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

     Политическая культура представляет собой органическую часть жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества. Политическая культура – один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры, как отдельной личности, социальной группы, так и общества в целом.

     Трансформация российского государства в общество современного типа сопровождается политической модернизацией, к числу движущих сил которой относят распространение в обществе демократических ценностей и их институциональное воплощение. С расширением пространства демократии в центре исследовательского внимания оказался вопрос о том, почему в одних странах демократия «работает», а в других «пробуксовывает».

     Политическую демократию определяют такие важнейшие составляющие, как усложнение структурной и социальной дифференциации, возникновение новых форм социальной интеграции и повышения адаптивных возможностей общества в целом. В российской модели социальной дифференциации особое положение занимают социально-профессиональные группы, что объясняется кризисом идентичности в обществе. Как показывают социологические срезы  последних лет, профессиональная идентичность входит в устойчивый базовый комплекс групповых идентификаций россиян, в то время как политические идентичности отторгнуты на периферию идентификационных представлений.

     Изучение проблемы группового субъекта политики и его политической культуры позволяет выделить в российском обществе группы и слои, которые могли бы выступать в качестве носителей новой субъектности и гражданственности. Это даст возможность повлиять на механизмы политического участия и политической самоорганизации граждан, на эффективную политическую социализацию для обеспечения функционирования дееспособной демократии.

     Формирование гражданской политической культуры, как правило, закладывается в семье и в школе. От профессионального мастерства учителя и его политической культуры во многом зависит образовательный и культурный потенциал новых поколений российских граждан, их политическая культура, которая повлияет на дальнейшее развитие России.

     В политической науке имеется большое количество работ, посвященных феномену политической культуры. На сегодняшний день накоплен огромный теоретический потенциал в этой области, хотя теоретические и методологические аспекты данной проблематики далеко еще не исчерпаны.

Само понятие и определение политической культуры в ставшей привычной для политической науки форме впервые ввел в оборот американский исследователь Г.Алмонд. Вместе с С.Вербой они создали теорию политической культуры и определили политическую культуру как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающих им значение. Ученые заложили поведенческую традицию в анализе политической культуры. В рамках данной традиции выдержаны работы Л.Пая, Д.Элазара и др. Особое место занимают концепции политической культуры, предложенные У.Розенбаумом, Д.кованахом, которые в структуре политической культуры выделили наряду с ценностными и духовными компонентами общественного сознания, типичные образцы и формы политического субъекта.

     В отечественной политической науке в последние три десятилетия сформировалось собственное социо - культурное направление в изучении политики. Ученые Ю.С.Пивоваров, К.С.Гаджиев, А.И.Соловьев, Ю.В.Ирхин, Э.Я.Баталов и другие связывают специфику российского политического процесса с политико-культурным анализом. Субкультурной дифференциации в сфере политики современного российского общества посвящена работа А.В.Перова. Исследования Э.Я.Баталова, А.Б.Шатилова, М.М.Назарова, А.В.Глуховой позволили сформулировать понятие политической культуры группового субъекта и сконструировать объяснительную модель профессиональной политической субкультуры.

     Современные исследователи политической культуры социально-профессиональных групп не составляют единого концептуального поля. Благодаря исследованиям социологов У.С.Борисовой, М.Агронович, Р.И.Гильмеевой, С.И.Железняковой, С.А.Магирил, А.А.Орлова, л.Я.Рубиной нам удалось составить комбинированный социально-профессиональный портрет учительской страты.

     Объектом исследования выступает социально-профессиональная группа сельского учительства.

     Предмет исследования – аффективный, когнитивный, оценочный и поведенческий аспекты политической культуры сельского учительства.

     Цель исследования – проанализировать политическую культуру сельского учительства.

     Для этого необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать основные подходы к изучению политической культуры;

- раскрыть содержание понятия «политическая культура», её функции и типы;

- на основе анализа современных концепций политической культуры описать теоретическую модель политической субкультуры;

- выявить характерные особенности и ценностные доминанты российской политической культуры;

- определить сущность, отличительные черты, ценностные компоненты социально-профессиональной страты преподавателей;

- проанализировать особенности политической культуры сельского учительства на примере учителей поселка Кузедеево.

     Для определения места и роли сельского учительства в политической культуре и политической системе общества использовалась теоретическая концепция политической культуры Г. Алмонда и С.Вербы.

     Методы исследования: индукция, дедукция, системный, сравнительный, генетический, многофакторный анализ. В качестве эмпирического метода был использован метод опроса и такая его разновидность как анкетирование. Анкета содержала 28 параметров, позволяющих получить информацию о социально-демографических характеристиках респондентов, а также их аффективных, когнитивных, оценочных и поведенческих ориентаций.

     Основными источниками исследования стали публикации в отечественных научных изданиях и диссертационные работы, посвященные рассмотрению политической культуры социально-профессиональных групп и взаимодействию субкультур, материалы периодической печати. Особое внимание уделено социологическим исследованиям преподавателей как социально-профессиональной страты. Нами использованы также данные различных российских исследовательских центров: Центра социального исследования МГУ имени Ломоносова,  редакции альманаха «Сибирь. Философия. Образование.» совместно с лабораторией игровых технологий Института повышения квалификации, а также статистические данные Комитета образования Новокузнецкого района.

     В работе использован категориально-понятийный аппарат, разработанный в современной российской политической и социологической науке.



Предварительный просмотр:

                                                             

                                                                        Приложение 2.        1

  1. В какой мере Вы интересуетесь политикой?

 очень интересуюсь

13,3%

 интересуюсь

43,3%

 мало интересуюсь

33,3%

 совсем не интересуюсь

10 %

2. Вступаете ли вы в споры по политическим вопросам с друзьями, родными?

 да

20%

 редко

63,3%

 никогда

16,7%

3. Есть ли у Вас интерес к политическим передачам, транслируемым  по телевиденью, радио?

 регулярно смотрю, слушаю

26,7%

 от случая – к случаю

66,7

 отсутствует

6,6

.4. Имеется ли у Вас потребность в чтении политических газет, журналов, литературы?

 да, постоянная

6,7%

 возникает иногда

63,3%

 отсутствует

30%

5. Как Вы оцениваете свой уровень политических знаний?

 высокий

3,3%

 средний

63,3%

 низкий.

33,3%

6. Отметьте по пятибалльной шкале следующие важные для Вас ценности.

1

2

3

4

5

Материальное благополучие

-

-

13,3%

36,7%

50%

личная неприкосновенность

-

-

-

-

80%

Защита со стороны закона

13,3%

3,3%

83,3%

Равенство

-

-

16,6%

16,7%

66,7%

Неприкосновенность частной собственности

-

-

3,3%

23,3%

73,3%

Невмешательство в личную и семейную жизнь

-

3,3%

3,3%

13,3%

80%

Свободный выбор работы

-

3,3%

6,7%

10%

80%

Право на образование

-

-

13,3%

13,3%

73,3%

Право на социальное обеспечение

-

3,3%

3,3%

13,3%

80%

Морально-нравственные ценности

-

-

3,3%

6,7%

90%

7. В какой мере, по Вашему мнению, Президент России В.Путин контролирует ситуацию в стране?

 вполне контролирует

6,7%

 скорее контролирует

50%

 скорее не контролирует

-

 совсем не контролирует

3,3%

 затрудняюсь ответить

40%

.8. Какие изменения, на Ваш взгляд, произошли в период президентства В.Путина в следующих областях жизни?

в экономике

в решении социальных проблем

в политической обстановке в стране

Улучшилось

66,7%

43,3%

40%

не улучшилось, но и не ухудшилось

16,7%

43,3%

20%

ухудшилось

-

3,3%

-

затрудняюсь ответить

16,7

10%

40%

2

9.По Вашему мнению, что более важно для сегодняшней России?

Порядок, даже если для его достижения придется пожертвовать некоторыми демократическими принципами и правами граждан

60%

Демократия, даже если уважение демократических принципов иногда даёт слишком много разрушительной свободы

6,7%

Затрудняюсь ответить

33,3%

 10. Как Вы считаете, от каких органов власти зависит в первую очередь благополучие населения вашего региона?

 от федеральных

6,7%

 от региональных

56,7%

 от муниципальных

10%

 затрудняюсь ответить

26,6

.11.Кто, по Вашему мнению, должен нести большую ответственность за социальное устройство граждан России?

Каждый человек должен сам нести ответственность за устройство своей жизни

13,3%

Государство должно нести большую ответственность в обеспечении каждого человека работой и хорошим жильём

86,7%

12. Согласны ли Вы со следующим высказыванием?

согласен отчасти

согласен полностью

не согласен

отчасти

не согласен

полностью

Участие в выборах - это одно из самых важных прав личности.

33,3%

33,3%

13,3%

20%

Участие в выборах - это гражданский долг.

40%

30%

10%

20%

13.Какую реакцию у Вас вызывают следующие слова?

положительную

отрицательную

никакую

социализм

53,3%

3,3%

43,3%

капитализм

16,6%

36,7%

46,7%

национализм

-

80%

20%

интернационализм

50%

16,7%

33,3%

демократия

56,7

13,3%

30%

диктатура

3,3%

70%

26,7%

14. Доверяете ли Вы В.Путину как главе государства?

 полностью доверяю

33,3%

 в какой-то мере доверяю

50%

 не вполне доверяю

10%

 совсем не доверяю

-

д) затрудняюсь ответить.

6,7%

15. Доверяете ли Вы следующим органам власти, церкви и организациям?

В основном доверяю

В основном не доверяю

Затрудняюсь ответить

С уды

26,7%

40%

33,3%

Прокуратура

23,3%

46,7%

30%

Органы безопасности

33,3%

36,7%

30%

Милиция

13,3%

56,7%

30%

Церковь

53,3%

16,7%

30%

Профсоюзы

20%

56,7%

23,3%

Правительство

23,3%

33,3%

43,3%

Федеральное собрание

10%

23,3%

66,7%

Армия

26,7%

40%

33,3%

3

16. Как Вы оцениваете деятельность следующих институтов власти?

Губернатора вашей области

Областного совета народных депутатов

Кемеровской обл.

Администрации Вашего района

Очень высоко

13,3%

-

-

Достаточно высоко

66,7%

23,3%

16,6%

Невысоко

16,6%

46,7%

40%

Низко

-

3,3%

23,3%

затрудняюсь

3,3%

26,7%

20%

17. Ваше материальное положение:

 хорошее, нет никаких материальных затруднений

-

 неплохое, хотя крупные покупки и не всегда по карману

33,3%

 денег хватает лишь на основные продукты и одежду

63,3%

 плохое, денег не хватает на продукты, лекарство и одежду

-

 очень плохое, живу в крайней нужде

-

 затрудняюсь ответить

3,3%

18.Как Вы оцениваете степень своей защищенности:

от преступности

от возможных экономических потрясений или кризисов

Очень высокая

-

-

Высокая

-

-

Средняя

13,3%

10%

Низкая

33,3%

16,7%

Очень низкая

50%

66,7%

Затрудняюсь ответить

3,3%

6,6%


19. Насколько активно Вы участвовали в выборах?

Название избирательной компании

Хожу на все

От случая к случаю

Вообще не хожу

Президентские

83,3%

16,7%

-

Гос. Думы

73,3%

16,7%

10%

Региональные

73,3%

16,7%

10%

Муниципальные

76,7%

13,3%

10%

20. За какую партию Вы голосовали на парламентских выборах в декабре 2003г.

 «Единая Россия»;

60%

 «ЛДПР»;

3,3%

 «Родина»;

3,3%

 «КПРФ»;

-

 «Союз правых сил»;

-

 «Яблоко»;

-

 другую;

6,7%

 против всех.

26,7%

21. Если бы завтра состоялись выборы в Гос. Думу, за какую партию Вы бы проголосовали?

 «Единая Россия»;

13,3%

 «ЛДПР»;

-

 «Справедливая Россия»;

13,3%

 «КПРФ»;

-

 «Союз правых сил»;

-

 «Яблоко»;

-

 другую;

3,3%

 затрудняюсь ответить.

70%

4

22. Если бы завтра состоялись выборы президента, за кого бы Вы проголосовали?

 Жириновского;

-

 Зюганова;

-

 Иванова;

6,7%

 Медведева;

40%

 Явлинского;

-

 Фрадкова;

-

 не вижу достойного;

26,6%

 свой вариант.

26,6%

23. Приходилось ли Вам (Выбор вариантов ответов не ограничен)

 участвовать в демонстрации или митинге;

33,3%

 участвовать в забастовке;

43,3%

 обращаться с письмом в средства массовой информации;

20%

 участвовать в деятельности политической партии.

3,3%

24. Являетесь ли Вы членом какой – либо общественной организации?

 политической партии;

-

 религиозной организации;

10%

 клуба по интересам;

-

 свой вариант.

50%

Просим Вас сообщить о себе некоторые сведенья:

 

25. пол

женский

90%

мужской

10%

28. Возраст:

25 лет

3,3%

30-40 лет

40%

40-55 лет

40%

55-57 лет

16,7%

29. Образование:

Средне-техническое

3,3%

Средне-специальное

23,3%

Неполное высшее

3,3%

Высшее

70%

30. Стаж работы:

От 1 до 10 лет

16,7%

От 10  до 20 лет

20%

От 20 до 30 лет

40%

От 30 до 40 лет

23,3%



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  1

Проведенное нами исследование политической культуры сельского учительства, на примере преподавателей поселка Кузедеева, подтвердило некоторые данные, о которых мы говорили выше. Современный сельский учитель – женщина 40 лет. Вообще у нашей школы ярко выраженное женское лицо: 90% педагогов слабого пола и лишь 10% - мужчины. Исходя из исследования: молодые специалисты до 26 лет составляют всего лишь 3,3% опрошенных, 40% педагогов – это люди от 30 до 40 лет, такой же процент опрошенных – преподаватели 41-55 лет. Учителей пенсионного возраста не так уж и много – 16,7%. Данные цифры позволяют судить о том, что молодежь  не желает идти работать в школу. Большинство учителей старой закалки, которые получили образование в условиях идеологизированного тоталитарного государства, что, несомненно, влияет на их политические приоритеты. По уровню профессионального образования состав учительского корпуса выглядит вполне благополучно: 70% - имеют высшее образование, неполное высшее – 3,3% и только 23,3% респондентов получили средне-специальное образование.                   Когнитивные составляющие занимают значительное место, как в структуре профессиональной компетентности учителя, так и в их политической культуре. Исходя из данных исследования можно сказать, что сельское учительство интересуется политикой. 13,3 % респондентов отметило, что очень интересуется политикой. Вариант «интересуюсь» выбрали 43,3% учителей. Из числа опрошенных 33,3% мало интересуются политикой, а совсем не интересуются – лишь 10%. При этом респонденты редко спорят с друзьями по политическим вопросам (63,3%), политические передачи смотрят от случая к случаю (66,7%), а интерес к чтению политических газет возникает лишь иногда (63,3%). Налицо противоречие: с одной стороны, респонденты заявляют, что интересуются политикой, с другой – не желают, или не всегда проявляют желание к получению политической информации. При этом свой уровень политических знаний оценивают как средний (63,3%), что на наш взгляд, вполне адекватно. Необходимо отметить, что в основном молодое поколение

2

ограничивалось в большинстве вопросов анкеты вариантом «затрудняюсь ответить» и свой уровень политических знаний оценило как «низкий» (33,3%).

     Аффективная составляющая позволяет говорить о том, что на сегодняшний день ситуация в стране вызывает позитивные эмоции. Респонденты отмечают, что в период президентства В.Путина улучшения произошли в экономике страны (66,7%). Что касается решения социальных проблем, то позиции «улучшилось» и « не улучшилось, но и не ухудшилось» получили равное количество голосов – 43,3%. Улучшение в политической обстановки в стране заметили 40% опрошенных, такое же количество респондентов затрудняются ответить. Это говорит , на наш взгляд, о том, что они не ориентируются в политической ситуации в стране, либо испытывают недоверие к политическим деятелям и институтам. Если большое количество опрошенных полностью доверяют главе государства (33,3%) либо доверяют в какой –то мере (50%), то к органам власти отношение несколько иное. Самый низкий процент доверия учителя оказывают Федеральному собранию (10%), правда, при этом большое количество респондентов затрудняются ответить (66,7%).  Это связано, очевидно, с неразвитостью парламентаризма и ориентацией сельского учительства на центральную фигуру государства – президента. Низкие показатели доверия, в среднем от 13,3 – до 26,7 имеют следующие органы власти и организации: милиция, профсоюзы, прокуратура, правительство, суды, армия, органы безопасности (в порядке возрастания). Наибольшее доверие (53,3%) преподаватели оказывают церкви. На наш взгляд, такое отношение к органам власти можно объяснить неприятием бюрократического авторитаризма и коррумпированностью властей. Та же ситуация прослеживается и в отношении к региональным институтам власти. Достаточно высоко оценивают деятельность губернатора области 66,7% респондентов. А вот деятельность областного совета народных депутатов и администрации района характеризуют  как невысокую 46,7% и 40% учителей соответственно. При этом считают, что

                                                                                                                                     3

именно от региональных органов власти, в первую очередь, зависит благополучие региона. Рассмотрим аксеологическую составляющую политической культуры сельских учителей, которая проявляется в отношениях между личностью и обществом. Степень защищенности как от преступности. так и от возможных экономических или кризисов респонденты оценивают как очень низкую (50% и 66,7% - соответственно). 86,7% респондентов ответственность за социальное устройство граждан возлагают на государство. Только 13,3% считают, что каждый человек должен сам нести ответственность за устройство своей жизни. Это свидетельствует об устойчивых патерналистских установках сельского учительства.

     В шкале иерархии ценностей респондентов важнейшее место занимают морально-нравственные -90%, что характеризует, на наш взгляд, преподавательскую страту в целом. Немаловажный фактор для педагогов – защита со стороны закона. Это отметили 83,3% респондентов. Также большую роль в жизни учителей играют: личная неприкосновенность, невмешательство в личную и семейную жизнь, свободный выбор работы, право на социальное обеспечение – все эти позиции набрали по 80% голосов. На последнем месте – материальное благополучие, хотя своё материальное положение оценивают ниже среднего ( денег хватает лишь на основные продукты и одежду) 63,3% опрошенных.

     Что касается поведенческого аспекта, то он преобладает среди остальных. Об этом говорит высокий процент участия респондентов в выборах. Нет большого различия в посещении выборов, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Систематически посещают Президентские выборы – 83,3% респондентов. 73,3% участников опроса ходят на все выборы в Государственную Думу и региональные. На муниципальных выборах регулярно голосуют 76,7% учителей. На вопрос «За какую партию Вы голосовали на парламентских выборах в декабре 2003г.?» - 60% респондентов

                                                                                                                                       4

ответили: «Единую Россию». Интересен тот факт, что в случае выборов в ближайшее воскресенье за «Единую Россию» проголосовало бы всего 13,3% педагогов и 70% из них затрудняются в выборе. Можно предположить, что в выборах 2003г. на преподавательский состав было оказано административное давление или за 4 года они разочаровались в этой партии. Среди претендентов на место президента России учителя отдают предпочтение Медведеву(40%).

     Что касается личного участия в различных политических акциях, то можно отметить активное участие учителей в забастовках – 43,3% опрошенных. Но они не являются членами какой-либо политической партии, либо клуба по интересам. Напрашивается вывод, что в относительно «спокойных» условиях политической, социальной, экономической жизни страны учителя остаются пассивными, не считают возможным влиять на происходящие в стране процессы. Когда же назревает критическая ситуация или наступает кризис они очень активно отстаивают свои интересы.

     Исходя из модели гражданской культуры, предложенной Алмондом и Вербой, политическую культуру сельского учительства можно охарактеризовать как патерналистско - подданическую. Низкий уровень жизни, низкая степень удовлетворенности материальным благосостоянием при отсутствии сбалансированной политической системы создает условия для низкого уровня политического доверия властным структурам. Отдаленность от центра, отсутствие возможности в связи с материальным положением приобретать периодические издания, недоверие средствам массовой информации не дает возможности получать необходимую информацию. Все это в совокупности рождает пассивное отношение к политической системе со стороны подданных , интересующихся в основном лишь практическими, важными для их повседневной жизни результатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическая культура

Презентация по обществознанию...

политическая культура

Презентация урока "Политическая культура по Обществознанию в 11 классе. Цели урокаОбразовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое политическая культура. П...

Политическая культура Красноярского края

Мультимедийная презентация на тему «Политическая культура Красноярского края», предназначена для изучения новой темы по Основам регионального развития (10 класс). Файл включает в себя теоретические зн...

Урок по обществознанию "Политическая культура"

О политической культуре как факторе фрмирования гражданского общества и правового государства...

презентация на тему Типы политической культуры

Презентация  даёт  представление о типах политической культуры,содержит их краткую характеристику. Может быть использована в 10 классе как фрагмент урока при изучении темы "Политическая жизн...

Политическая культура

Конспект урока "Политическая культура"...

Исследовательская работа Тема: «Кукуруза -зерновая культура сельского хозяйства»

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что в последние годы  широкое распространение в условиях Восточной Сибири получила кукуруза. По питательности она одна из ведущих овощных куль...