Программа элективного курса "Имею право избирать и быть избранным"
элективный курс по праву (5 класс) по теме

Программа элективного курса знакомит обучающихся 5-7 классов с основами избирательного права. К программе прилагаются разработки занятий, содержащих теоретический материал и практические задания. В ходе данных занятий школьники практикуются в составлении предвыборных программ, пробуют себя в роли избирателей, а также членов окружных избирательных комиссий. Впервые программа была опубликована в сборнике "Школа будущего избирателя" (Рязань 2011г.), составленного  по итогам конкурса методических разработок по избирательному праву (2 место).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_izbiratelnomu_pravu.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Учитель истории, обществознания и английского языка Косякова Наталья Сергеевна

 

Программа элективного курса «Имею право избирать и быть избранным»

(Данный курс является составляющей частью элективного курса «Имею право», предусматривающий знакомство с основными правами человека и гражданина в РФ )

Пояснительная записка.

Содержание образования на современном этапе   - обобщённый опыт человечества, составляющими которого являются опыт познавательной деятельности и знаний; опыт осуществления известных способов деятельности (умение действовать  по образцу); умение принимать нестандартные решения; социальный опыт и ценностные ориентации. То есть требуется объединение интеллектуальной, навыковой и ценностной составляющих образования, что возможно обеспечить при компетентностном подходе. Именно такой подход  берётся за основу при изучении материала, предлагаемого элективным курсом «Имею право избирать и быть избранным», рассчитанным на изучение в 5-6 классах.

Согласно требованиям ФГОС выпускник начальной школы должен быть не только владеть основами умения учиться, но и принимать ценности семьи и общества и быть готовым отвечать за свои поступки перед семьёй и школой. Дальнейшая социализация выпускника начальной школе на этапе первого года его обучения в среднем звене школы предполагает овладение им основами правовой культуры, начало формирования умения действовать в рамках своего правового поля. Подрастающее поколение должно как можно раньше ощутить себя гражданами своей страны. Понять, в чём заключается и как осуществляется их правовая связь с государством.

В процессе обучения в начальной школе учащиеся получают первоначальные представления о том, что такое государство, кто такой гражданин. На уроках истории в 5 классе они уже имеют возможность более детально узнать отличительные признаки государства и систему управления. Поэтому целесообразно начинать изучение правовых основ государства  в первые годы обучения в основной школе.

Изучению основных  тем по праву в целом и избирательному праву в частности учащимися 5-6 классов  способствует организация предпрофильного обучения, осуществляемая в форме элективных курсов. Для обеспечения приобретения учащимися практических навыков в реализации избирательного права  предусмотрены практические занятия. Программа рассчитана на 6 часов и знакомит обучающихся с основными понятиями избирательного права.

 Целью программы является  создание  условий для формирования гражданских качеств, преодоления правового нигилизма,  освоения роли гражданина в современном демократическом обществе.

    Программа в соответствие с задачами модернизации содержания образования и  адресована педагогам и учащимся школ основной школы.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Основные понятия темы

Оборудование

Кол-во  часов

1

Общее понятие о праве. Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.

«Избирать и быть избранным»

Избирательное право, активное избирательное право, пассивное избирательное право

Презентация по теме  занятия  раздаточный материал для практического задания

1 (теория / практика: 60/40)

2

Пассивное избирательное право.

Составляем предвыборную программу.

«Моя предвыборная программа»

Предвыборная программа, партия, кандидат

Презентация по теме занятия

2 (практика)

3

Активное избирательное право. Голосуем за партию.

Голосуем за кандидата.

«Я голосую: «за» или «против»?»

Предвыборная программа, партия, кандидат

Программы, разработанные учащимися на занятиях по теме 10, презентация по теме занятия

2 (практика)

4

Избирательные системы.

«Выбираю кандидата. Выбираю партию»

Мажоритарная система, пропорциональная система.

Презентация по теме урока, карточки для самоконтроля

1 (теория)

Занятие  №1

«Избирать и быть избранным»

Цель: формировать общие представления об основах  избирательного права; разъяснить понятия «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право».

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятием «избирательное право»;

- показать функции кандидата, избирателя, члена избирательной комиссии на избирательном участке;

- учить отличать активное избирательное право от пассивного;

- формировать навыки работы в группе;

- учить форматировать текст на основе ключевых предложений.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для тестов, карточки самоконтроля.

Тип построения занятия – модульный.

Модуль 1. Работа с понятием «избирательное право».

Модуль 2. Практическая работа по определению роли кандидата, избирателя и функций избирательного участка.

Модуль 3. Определение разницы между активным и пассивным избирательным правом.

Мотивация на занятие

Учитель предлагает обучающимся  расписание на один из дней недели на выбор.

1. физическая культура

2. музыка

3. изобразительное искусство

4. математика

1. математика

2. математика

3. математика

4. математика

5. русский язык

1. русский язык

2. английский язык

3. литература

4. история

 После этого им предлагается сделать выбор в магазине: конфета, мясо, соль.

Обучающиеся выбирают свои варианты  и объясняют мотивы выбора.

Учитель: В каком случае вы можете выбирать по-настоящему? Свой ответ поясните.

После высказываний учащихся учитель резюмирует ответы:

Человек может выбирать только тогда, когда у него есть право выбора. В каких случаях у нас есть право выбора?

Работа с понятием «избирательное право»

Запись на доске «избирательное право».

Работа с темой:

- как вы думаете, какой вопрос нам предстоит обсудить на занятии

- что, по-вашему, означает слово право

               Слайд (с эффектом анимации)

Заголовок                  Право

Подзаголовок           Право                          прав(о)

                                                                      прав(ильно)

                                  Я прав = я поступаю правильно

- что означает поступать правильно (учитель суммирует ответы учащихся: поступать правильно — поступать по праву, помнить, что у права есть у всех, поступать правильно — уважать права других людей уважать права других)

- какие права у нас есть

- что означает избирательное право, подберите однокоренные слова к слову «избирательное»

              Слайд (с эффектом анимации)

Заголовок                 Избирательное  право


Подзаголовок           избирать            выбирать, выбор

                                  избирательное право — право выбирать

                                                                            право быть избранным

           

Подведение итогов: избирательное право подразумевает две стороны процесса: избирать и быть избранным. Но есть ещё участники процесса – члены избирательной комиссии. Попробуем определить, в чём заключается роль каждой из сторон.

Практика

Цель. Определить, в чём заключаются роли кандидата и избирателя; выяснить основные обязанности членов избирательной комиссии на избирательном участке.

Деление группы на 3 подгруппы: «избиратели»,  «кандидаты», «избирательная комиссия»

Принцип деления: обучающиеся получают карточки, содержащие фразы:

 «мне предстоит разработать  программу, в которой я расскажу, как можно сделать жизнь лучше»

 «мне предстоит рассказать о своей программе»  

 «мне предстоит создать свой штаб, который будет поддерживать меня на выборах»

 «мне предстоит собрать подписи в поддержку моей кандидатуры»

 «мне предстоит зарегистрироваться в качестве кандидата»

 «мне  надо внимательно изучить программы кандидатов или партий»

 «мне  надо придти на избирательный участок и проголосовать»

 «я могу поставить свою подпись в поддержку кандидата»

 «я могу задать  вопрос по программе кандидату на встрече с ним»

 «мой моральный долг придти в день выборов на избирательный участок и проголосовать за одного из кандидатов или за одну из партий»

«в мои обязанности входит проверить списки избирателей»

«в мои обязанности входит организовать работу на избирательном участке»

«в мои обязанности входит подсчёт голосов избирателей»

«в мои обязанности входит выдача избирательных бюллетеней пришедшим    голосовать»  

 «в мои обязанности входит организовать доставку приглашений на выборы»

        Во время знакомства учащихся с содержанием карточек на экран выводится слайд        

Заголовок                 Избирательное  право

                                   Кандидат:

Подзаголовок           право быть избранным                                                                      Избирательная

                                                                                                                                               комиссия:

                                  Избиратель:                                                                                        обязанность        

                                 право выбирать                                                                                  организовать

                                                                                                                                              выборы

                                                                                                           

I этап: проверка, насколько правильно учащиеся распределились по группам

II этап: начало работы в группах. Каждая из групп на основе информации, содержащейся в карточках, характеризует деятельность кандидата, избирателя или комиссии на избирательном участке. Для этого учитель предлагает им продолжить фразы:

- Я хочу, чтобы меня выбрали. Значит, мне предстоит…

- Я буду избирателем, значит, мне нужно…

- Я – член избирательной комиссии, значит я должен…

III этап: итог работы в группах.

Примерные ответы:

1 группа. Я хочу, чтобы меня выбрали, значит,   мне предстоит разработать  программу, в которой я расскажу, как можно сделать жизнь лучше, мне надо рассказать о своей программе, мне предстоит создать свой штаб, который будет поддерживать меня на выборах, я должен собрать подписи в поддержку моей кандидатуры, мне предстоит зарегистрироваться в качестве кандидата.

2 группа. Я собираюсь идти на выборы и  голосовать за кандидата, поэтому мне  надо внимательно изучить программы кандидатов или партий, я могу поставить свою подпись в поддержку кандидата, я могу задать  вопрос по программе кандидату на встрече с ним, мне  надо придти на избирательный участок и проголосовать, потому что мой моральный долг придти в день выборов на избирательный участок и  проголосовать за одного из кандидатов или за одну из партий.

                           3 группа. Я работаю на избирательном участке и в мои обязанности входит организовать работу на избирательном участке, для этого я должен проверить списки избирателей, организовать доставку приглашений на выборы, выдать избирательные бюллетени пришедшим  голосовать, произвести  подсчёт голосов избирателей.

Подведение итогов: участие в выборах подразумевает совместную деятельность трёх сторон – кандидата, избирателя, членов избирательной комиссии на избирательном участке.

Как вы думаете, кому из них требуется проявить наибольшую активность?

3. Активное и пассивное избирательное право.

Цель. Показать, по какому признаку  различаются  активное и пассивное избирательное право.

Слайд (с эффектом анимации)

Заголовок слайда        Активное и пассивное избирательное право

Подзаголовок слайда






                                                     Избиратель                                                        Кандидат


                             1                                                                          2

 (Овалы 1, 2  появляются после ответов обучающихся на вопрос, размещённый в слайде)

Учитель предлагает продолжить фразы:

- Чтобы реализовать своё активное избирательное право мы должны… (придти на избирательный участок и проголосовать)

- Чтобы реализовать своё пассивное избирательное право мы должны… (выдвинуть свою кандидатуру на выборах)

Слайд

Заголовок слайда        Активное и пассивное избирательное право


                                                                                    Пассивное избирательное право








                                                                                    Активное избирательное право

Подведение итогов. Вопросы для контроля.

Как вы думаете, активное или пассивное избирательное право будет реализовать большинство ваших родителей на ближайших выборах в Государственную думу?

Если гражданин разработал предвыборную программу и собирается предложить свою кандидатуру  на выборах, активное или пассивное избирательное право он осуществляет?

Решите задачу. Никита хочет стать президентом нашей школьной детской организации. Он выдвинул свою кандидатуру, организовал группу поддержки. Его одноклассники собираются за него голосовать на выборах. Определите, кто реализует активное, а кто – пассивное избирательное право. (Обратить внимание на то, какое избирательное право осуществляет группа поддержки)

Подведение итогов занятия

Давайте вспомним, какая была цель нашего занятия.

Что мы узнали об избирательном праве?

Как вы думаете, достигли мы цели, которую намечали?

Давайте проверим себя.

Карточка самоконтроля.

Соотнесите информацию в левом столбце с понятиями правого столбца.

Предложение своей кандидатуры на выборах

Право избирать и быть избранным

Голосование на избирательном участке

Составление предвыборной программы

Выбор, за какого кандидата голосовать

Избирательное право

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

Кандидат

Избиратель

Проверка, мотивация на следующий урок. Хотите попробовать себя в роли кандидата? Что для этого нужно будет сделать? Давайте определим цель следующего занятия. (Узнать, как можно реализовать пассивное избирательное право и учиться составлять предвыборные программы).

Занятия № № 2-3

«Моя предвыборная программа»

(Целесообразно проводить спаренное занятие продолжительностью 60-70 минут)

Цель. Формировать первоначальные представления о предвыборной программе, учить составлять собственный вариант предвыборной программы для участия в выборах президента школьной детской организации в качестве кандидата в президенты.

Задачи:

- учить различать реальные и популистские предвыборные обещания;

- показать в чём заключается роль  штаба кандидата;

- познакомить с основными этапами избирательной кампании.

- практиковать в составлении собственной программы;

- формировать умение работать в команде.

Оборудование: раздаточный материал для подготовки к составлению предвыборных программ.

Тип занятия: практическое занятие

Мотивация на занятие:

Вам предстоит изменить что-либо в работе школы. Ваши предложения. Принимаются любые предложения.

Обучающиеся устно предлагают свои версии.

Учитель: - А теперь давайте запишем ваши предложения (записи делаются крупно, на листах формата А4). Работаем в парах. Каждая пара может предложить не более двух изменений. На работу у вас есть 2 минуты. (Включается музыка, выключение проигрывателя означает конец работы).

Оглашение  получившихся вариантов.

При оглашении учитель «сортирует» предложения: возможные к исполнению и нереальные.

Обращение к классу: - Как вы думаете, по какому принципу сгруппированы предложения?

I этап занятия

А теперь давайте представим, что на следующих выборах в школьную детскую организацию вам предстоит представить свою кандидатуру. Ваши действия?

По ходу того, как учащиеся высказывают свои предположения, учитель делает записи на доске, после чего предлагает упорядочить  записанное. При необходимости дополняет ответы.

Окончательный вариант записи: (вариант готовится заранее на электронном или бумажном носителе)

Что должен знать кандидат в президенты:

- я знаю, что я хочу изменить и готов предложить это в своей предвыборной программе;

- я знаю, как и какими средствами можно осуществить те изменения, которые я обозначил в своей предвыборной программе;

- я знаю, что мои предложения должны быть реальными (возможными к исполнению);

- мне необходимо создать свой штаб для проведения избирательной кампании;

- прежде, чем я зарегистрируюсь в качестве кандидата в президенты, мне надо собрать необходимое количество подписей в пользу своей кандидатуры.

После знакомства с памяткой кандидата в президенты обучающиеся предлагают своих «кандидатов» (возможно самовыдвижение).

II этап занятия

 Кандидат формирует предвыборный штаб, после чего предполагается начать работу над оформлением предвыборной программы.

После формирования «штабов» учитель напоминает, что программа, которую хотят предложить кандидаты, должна быть реальной.

Для этого предлагается два варианта программы, обучающимся предстоит определить, какой из

них является реальным, какой – популистским.

1. Учителя на уроках будут только наблюдателями, уроки будут вести сами учащиеся.

2. Полностью откажемся от отметок по всем предметам.

3. На обеды в школьной столовой подавать только конфеты.

4. В школе будет проводиться больше развлекательных мероприятий.  

1. Учащиеся смогут приходить в школу после уроков и дополнительно заниматься физической культурой. Для этого будет создан отряд инструкторов из старшеклассников, имеющих спортивные разряды.

2. В школе будет создан штаб по организации досуга, который, помимо работы по собственному плану будет проводить праздники по заявкам учащихся. Деньги на проведение мероприятий будут зарабатываться организаторами праздников, предусматривающих платный вход.

При необходимости учитель разъясняет непонятные места.

По одному представителю от каждого штаба собирают голоса в поддержку кандидатуры  своего лидера. После этого обучающиеся приступают к составлению предвыборных программ. Каждой из групп выдаётся памятка-форма.

Меня не устраивает




Если я стану президентом, я  

(перечень мероприятий)



Я надеюсь на поддержку




Я обещаю


 Кроме того, у каждой группы имеется памятка, приведённая ранее.

Во время работы учитель обходит группы, при необходимости оказывает помощь, предлагает консультации.

После заполнения формы таблицы каждая группа оформляет окончательный вариант предвыборной программы. Публичное выступление со своей программой.

Программы размещаются для всеобщего ознакомления.

III этап занятия

Подведение итогов.

Активное или пассивное избирательное право вы сегодня пробовали реализовать? Свой ответ поясните.

Что было самым сложным для вас на занятии?

Ваши программы составлены.  Представьте, что именно вас выбрали. Каковы ваши дальнейшие действия?

Если власть – это ответственность, за что в ответе тот кандидат, который победил на выборах?

Означает ли его победа, что он не может воспользоваться в дальнейшем рациональными программными предложениями своих соперников на выборах?

Как вы будете определять, за кого вам проголосовать?

Что зависит от избирателя, пришедшего голосовать на избирательный участок?

Мотивация на следующее занятие

На следующем занятии вам предстоит показать, насколько вы поняли, что выборы – занятие ответственное.

Занятия № № 4-5

«Я голосую: «за» или «против»?»

(Целесообразно проводить спаренное занятие  продолжительностью 60-70 минут)

Цель: формировать первоначальные представления о работе избирательной комиссии; правилах поведения избирателя на избирательном участке.

 Задачи:

- выяснить, в чём заключается ответственность избирателя;

- определить принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при  тайном голосовании)

- способствовать политической социализации обучающихся, приобщение их к политической культуре.

 Тип занятия: практическое занятие.

Подготовительный этап: учащиеся старших классов образуют «избирательную комиссию», заготавливают избирательные бюллетени с именами кандидатов в президенты, определившихся на предыдущем занятии (учащиеся из других классов привлекаются для того, чтобы у всех обучающихся была возможность «реализовать активное избирательное право»).

Мотивация на занятие: оформление в классе, где проводится занятие, кабинками для тайного голосования, размещение урн для голосования, табличек с названиями улиц, на которых проживают обучающиеся, присутствие «избирательной комиссии».

Начало работы на «избирательном участке»

       Учитель: Мы с вами на избирательном участке, значит сегодня мы будем учиться реализовать своё… (учащиеся дополняют: активное избирательное право). Чему предстоит научиться сегодня?

Суммируя и дополняя ответы учащихся:

- усвоить правила поведения на избирательном участке;

- научиться заполнять избирательные бюллетени.

 –  А  также мы должны будем понять, что на нас, когда мы приходим на избирательный участок, лежит очень большая ответственность. За что мы отвечаем?

Суммируя и дополняя ответы учащихся:

- за свой выбор: от нас зависит, как будет развиваться и работать наша детская организация после того, как мы реализуем своё активное избирательное право.

 Но прежде, чем мы приступим к голосованию, давайте расскажем, как мы готовились к выборам.

(обучающиеся рассказывают, как они составляли предвыборные программы и что старались учесть при составлении программ, при этом, если они упоминают конкретные предвыборные обещания, им разъясняют, что на избирательном участке об этом говорить нельзя, но обязательно размещается информация с именами кандидатов в президенты).

     Старшеклассники проводят экскурсию по «избирательному участку», разъясняя предназначение всего, что видят обучающиеся.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

- зачем нужны кабинки для голосования (суммируя ответы: голосование должно проходить тайно, чтобы никто не повлиял на наш выбор);

- зачем размещаются таблички с названиями улиц;

- куда надо поместить бюллетень, после того, как уже отметили кандидатуру.

     Учитель просит определить алгоритм действий на избирательном участке и основных правил голосования.  Предлагает заполнить карточки самоконтроля:

карточка №1

Проход  в кабинку для голосования, получение бюллетеня для голосования, помещение бюллетеня в урну для голосования

карточка №2

Действия избирателя

Можно

Нельзя

Отмечать несколько кандидатур или списков в бюллетене

Заходить в кабинку, где уже кто-то находится

Отмечать в бюллетене ту кандидатуру, которую считаешь нужным

Голосовать на любом участке

Попросить, чтобы дали возможность проголосовать дома, если по состоянию здоровья не можешь придти на избирательный участок

Агитировать за кандидата в день выборов

Приходить голосовать без паспорта

После того, как карточки заполнены, учитель сообщает правильные ответы, даёт пояснения.

Далее учащимся предлагается пройти процедуру голосования.

     Учитель разъясняет, что голосование проводится тайно: каждый избиратель в специальной кабине для голосования ставит знак напротив фамилии одного из кандидатов.

     По окончании голосования учитель объясняет, что такое прямое голосование, предлагает обобщить, что они узнали о формах  голосования (прямое тайное голосование), сообщает, что именно в такой форме осуществляют свой выбор избиратели в нашей стране, выбирая президента или депутатов Государственной думы.

    Комиссия проводит подсчёт голосов, учащиеся в это время анализируют программы кандидатов, составленные на предыдущих занятиях. Высказываются предположения о возможном победителе на выборах.

   Члены комиссии сообщают результаты выборов. Учащиеся объясняют, почему выиграл именно этот кандидат.

 

Подведение итогов.

 - Как вы сможете применить знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Мотивация на следующее занятие.

 Сегодня вы голосовали за кандидата. А как вы думаете, можно ли голосовать за целый список кандидатов? (После ответов учащихся) Голосовать можно и за список, но обычно предлагается голосовать за партию. Мы можем голосовать как  за отдельного кандидата, так и за целую партию. Зависит от того, какая избирательная система действует в государстве.

 Что такое избирательная система, мы узнаем на следующем занятии.

Занятие №6

«Выбираю кандидата. Выбираю партию»

Цель. Обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях; формировать понимания отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной.

Задачи:

- проконтролировать, насколько успешно был усвоен учащимися материал занятий №№ 1-5;

- познакомить с понятием «мажоритарная система» на основе анализа выборов президента детской организации;

- дать понятие о пропорциональной  избирательной  системе;

- выяснить, что означает смешанная избирательная система.

Оборудование: презентация к занятию, карточки самоконтроля.

Тип построения занятия – модульный.

I модуль Повторение материала предыдущих занятий.

II модуль  Отличие пропорциональной избирательной системы от мажоритарной.

III модуль  Смешанная избирательная система.

Мотивация на занятие.

Решите задачу. (Текст с задачей оформляется на ярких листах бумаги, раздаётся до начала занятия, учащиеся успевают прочесть его по собственной инициативе)

Гражданин М. хочет выдвинуть свою кандидатуру на выборах. Всё, что для этого надо сделать, он уже сделал.

Граждане Н., К. и П. тоже хотят реализовать своё пассивное избирательное право. Их программы очень похожи, но они отличаются от программы гражданина М.

Могут ли они что-то сделать, чтобы всем вместе оказаться избранными.

После предположений учащихся учитель даёт ответ. (Они должны объединиться и идти на выборы бак партия или блок)

1. Повторение материала предыдущих занятий

Цель. Проконтролировать, насколько глубоко усвоен учащимися материал по предыдущим занятиям избирательного права.

Учитель просит обучающихся ещё раз прочитать текст задачи и назвать понятия, которые учащиеся узнали в ходе участия в работе элективного курса.

Программа – учитель просит назвать основные принципы составления предвыборной программы (должна быть реальной и конкретной.)

Пассивное избирательное право – учитель просит объяснить, какое избирательное право называется пассивным и сказать, чем отличается пассивное избирательное право от активного.

Карточка для самоконтроля.

Верно ли, что избирательное право означает право избирать и быть избранным?

В какой части вопроса отражено активное, а в какой – пассивное избирательное право?

Где мы можем реализовать своё активное избирательное право?(На избирательном участке)

Карточка для самоконтроля: решите задачу

Гражданин Х., придя на избирательный участок, сразу отправился в кабинку для голосования, чтобы заполнить бюллетень.  Он долго не мог выбрать, какой кандидат ему более симпатичен, и попросил помощи у председателя избирательной комиссии. Получив консультацию, он отметил двух понравившихся ему кандидатов и опустил бюллетень в урну для голосования.

Оцените действия гражданина Х.

Верные

Неверные

Голосовал в кабинке для голосования

Опустил бюллетень в урну для голосования


В первую очередь надо было получить бюллетень и расписаться в его получении

Нельзя обращаться за советом к членам избирательной комиссии

Председатель избирательной комиссии не имеет права вмешиваться в процесс голосования

Нельзя отмечать несколько кандидатур


Примечание: текст, выполненный курсивом, записывается самими обучающимися. В данной таблице он выполняет роль ключа.

При дефиците времени задание можно выполнить только устно.

Подведение итогов. Реализуя своё избирательное право мы должны чётко придерживаться рамок закона, чтобы голосование прошло правильно.

2. Отличие пропорциональной избирательной системы от мажоритарной.

Цель. Формировать понимание об избирательных системах, их существенных отличиях.

Мотивация: запись на доске

Избирательная система

Мажоритарная

Пропорциональная

После вопросов обучающихся учитель предлагает им вместе разобраться в этих понятиях.

Обучающимся демонстрируется слайд.

                                                                                                                    партия









Мажоритарная система                                                      Пропорциональная система

Что общего и какие отличия в изображениях?

Вывод (суммируются ответы обучающихся): при мажоритарной системе на предвыборную программу предлагает один кандидат, при пропорциональной – целая партия.

На избирательном участке


Я голосую за кандидата                                                                                              Я голосую за партию

При мажоритарной избирательной системе               При пропорциональной избирательной системе

Примечание: слайд с эффектом анимации, выделенные слова выделяются позже.

Вопрос для обсуждения:

В чём преимущества пропорциональной избирательной системы?

   Суммируя ответы обучающихся: чем больше голосов получит партия, тем больше мест у неё будет в Государственной думе, чем больше депутатов будет от этой партии, тем больше у неё возможностей принимать законы, соответствующие её программе. учитель сообщает обучающимся, что выборы в Государственную думу в нашей стране проходят по пропорциональной системе. А это значит, что мы голосуем… (предполагается, что обучающиеся продолжат фразу: за партии).

  Возвращаемся к первой задаче урока: по какой системе предполагает  избираться гражданин М., а по какой граждане Н., К. и П.?

  Могут ли сам кандидат или партия определить, по какой системе им избираться? (После ответов обучающихся: эти вопросы определяются Законом о выборах ).

Демонстрация слайда. Предложите дополнения к рисунку


                                                                                                                             Кандидата


Я выбираю





                                                                                                                              Партию

Подведение итогов. Избирательная  система может быть мажоритарной и пропорциональной. При пропорциональной системе избиратель голосует за партию или список кандидатов, при мажоритарной – за отдельно взятого кандидата.

3. Смешанная избирательная система

Цель. Определить отличительные черты смешанной избирательной системы.









Учитель предлагает обучающимся прочитать схему.

Продолжите предложение:

Смешанная избирательная система предполагает, что часть кандидатов избирается по…

(пропорциональной системе, часть – по мажоритарной).

Подведение итогов занятия

Карточка для самоконтроля.

Заполните пропуски:

Если я голосую за отдельно взятого кандидата, то это признак … избирательной системы.

При … избирательной системе я голосую за партию или список кандидатов.

При … системе предполагается, что часть кандидатов избирается по мажоритарной, часть – по пропорциональной системе.

В любом случае, какая бы система ни была предусмотрена законом о выборах, я должен изучить …

От меня на выборах  зависит, кто будет …. страной.

Я несу ответственность за свой …, когда прихожу голосовать на …

 Сообщение правильных ответов, самопроверка.

Какова была цель нашего занятия?

Какие новые понятия мы узнали сегодня?

Как приобретённые на наших занятиях знания могут пригодиться вам в жизни?

Ещё раз обратите внимание на последнюю фразу в карточке самоконтроля. Пожалуйста, помните, что выборы обязательно предполагают ответственность каждого из нас за то, как будет развиваться наше государство.

Использованная литература

А.И. Ивонина, Л.В. Мостяева Готовимся стать избирателями  Рязань 2008г.

Обществознание п/р Л.Н. Боголюбова 5-9 классы «Просвещение» 2011г.

Избирательный процесс  и избирательное право в схемах и таблицах. Москва 2007г.

Задания, разработанные для карточек самоконтроля, являются авторскими

Приложение №1

Программы учащихся 5 б класса, которые были признаны реалистичными.

Избирательная программа кандидата в президенты детской школьной организации Ивановой Анастасии.

Будет увеличено количество праздников за счёт денег, собираемых от продажи билетов.

Больше экскурсий за счёт средств, которые  будут получены от Управления образованием.

Удалить из школы видеонаблюдение.

Построить бассейн и душ за счёт средств родителей.

Добьюсь разрешения красить ногти.

Я, Трухачев Никита, предлагаю свою кандидатуру в президенты детской школьной организации. Добьюсь, чтобы был сделан ремонт во всех кабинетах. Уроки предложу сократить до 30 минут. Составим меню, чтобы хорошо кормили. Финансирование поступит от учащихся.

Мочелов Александр.

Если я стану президентом организации «Планета детства», я бы сделал больше конкурсов по праздникам, добился бы чтобы была хорошая дисциплина,  создал бы больше кружков, ещё бы сделал больше поездок в музеи, театры, галереи.  Уроки предлагаю уменьшить на 5 минут.    

Кто проявит большую активность?

Предлагает программу и ждёт, выберут ли его  

Активно голосует

избиратель

кандидат

я предлагаю

мы предлагаем

пропорциональная система

мажоритарная система

пропорциональная система

мажоритарная система

смешанная

(часть кандидатов – по мажоритарной, часть – по пропорциональной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"

Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....

Представление программы элективного курса "Право"

презентация к предпрофильному курсу...

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

Программа элективного курса по биологии « Как быть здоровым »

  Краткосрочная образовательная программа « Как быть здоровым» предназначена для того, чтобы помочь ученику сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, дать возможность ученику проявит...

Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"

Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....

Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»

                              В результате прохождения данного элективного курса по математике   учитель со...