Внеклассное мероприятие "Законы писаны для всех"
методическая разработка по праву (9 класс) по теме

Цель: обобщить   базисные знания  школьников о государстве, праве,  правах и обязанностях человека;

           учить учащихся цивилизованно пользоваться своими правами, гармонично соотносить их со своими обязанностями;   воспитывать гражданственность;

          развивать умение грамотно излагать свои мысли, работать в группе, делать выводы, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zakony_pisany_dlya_vseh.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

9 класс

«Законы писаны для всех»

Цель: обобщить   базисные знания  школьников о государстве, праве,  правах и обязанностях человека;

           учить учащихся цивилизованно пользоваться своими правами, гармонично соотносить их со своими обязанностями;   воспитывать гражданственность;

          развивать умение грамотно излагать свои мысли, работать в группе, делать выводы, обобщения.

Форма проведения: деловая игра.

Эксперты: учащиеся класса (3 человека), специально подготовленные к игре, учителя.

Участники:  В игре участвуют 2 команды  по 7 человек из числа учащихся 9 классов. Команды создает учитель. В зале находятся учащиеся, учителя, родители.

Оборудование: компьютерная презентация «Памятные места Казани», выполненная учащимися старших классов, видеосюжет «Все на выборы» из видеоприложения к программе гражданско-патриотического воспитания «Апельсин», плакаты с изречениями о власти, государстве, законе.

Подготовительная работа:  В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу. Для каждой команды изготавливается специальный конверт, в который помещаются задания, памятки «Правила работы в группе».

План проведения: Сообщение цели игры, объявление правил игры.

                                  Представление команд.

                                   Конкурсы.

                                  Подведение итогов.

Правила игры:

  1. В игре участвуют 2 команды. Каждая команда  сидит за отдельным столом.
  2. Каждой команде задания передаются в письменном виде.
  3. После выполнения  задания, команды по очереди  сообщают (в любой форме) свой ответ.
  4. Ответ оценивается по шкале - за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
  5. После каждого тура – паузы (художественное слово, видеозапись и т.д.)
  6. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
  7. После сообщения результатов участники делятся своими мнениями об игре.

Продолжительность игры: 45 минут.

Ход игры.

Учитель – 3 мин.:

     Дорогие ребята! Мы с вами живем в удивительное время. Жизнь каждого человека в обществе регулируется правилами морали, сложившимися традициями и обычаями и  конечно, законом.

     Замечательный французский писатель, знаток человеческих душ и характеров Оноре де Бальзак когда-то     сказал: «Ничто так плохо не знаем, как должны знать: закон».

      Попробуем с ним не согласиться, попробуем показать, что мы ориентируемся в законах государства.  

Конкурс 1.

«Государственная власть»

               «Если ты не занимаешься политикой,

то политика займется тобой».

Команды называют термины, соответствующие каждому определению. Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый правильный вариант ответа – 1 балл.

     

Команда №1.

  1. Совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.________
  2. Полновластие государства внутри страны и политическая независимость его на международной арене.___________
  3. Простое единое государство, которое не имеет в своем составе иных образовательных образований на правах его членов.________________
  4. Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству.______________
  5. Сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые выступают в качестве его членов.__________________

Термины:  демократия, монархия, федерация, референдум, суверенитет, унитарное, форма правления,  режим правления.

 Команда №2.

  1. Организация высших органов государственной власти в том или ином государстве и порядок их образования._________________
  2. Форма правления, при которой политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства.__________
  3. Всенародное голосование по какому-либо важному вопросу жизни государства или общества.______________
  4. Политический режим, при котором установлены народовластие, право, свободы граждан._____________
  5. Форма правления, при которой власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти._____________

Термины: демократия,  федерация,  референдум, унитарное, форма правления, режим правления, теократия, республика.

Правильные ответы:

Команда №1 – режим правления, суверенитет, унитарное, монархия, федерация.

Команда №2- форма правления, теократия, референдум, демократия, республика.

Пауза – 6 минут

Демонстрация видеосюжета «Все на выборы». Цель: углубить знания учащихся об избирательном праве, подвести к пониманию того, что выборы - это возможность обозначить свою позицию гражданина.

Конкурс 2.

«Закон»

«У того, кто решит изучить все законы,

не останется времени их нарушать».

Гете.

Уголовное право

    Командам предлагаются карточки с заданиями.

    Время на выполнение задания — 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов  (по 1 баллу за каждый правильный вариант).

Задача команды №1: указать, какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность и какие – отягчающими её.

Обстоятельства

а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность);

б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность);

 и) освобождает от ответственности (снимает ответственность);

г) никак не учитывается.

Правильный ответ:

совершение преступления в группе (отягчающее обстоятельство);

 явка с повинной (смягчающее обстоятельство);

 несовершеннолетие виновного (смягчающее обстоятельство);

 необходимая оборона (освобождает от ответственности);

совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство);

наличие заболевания у обвиняемого (никак не учитывается).

Команде №2 предлагается карточка, на  которой  перечислены  различные

возрастные категории и виды преступлений.  Задача команды:  определить возраст, с которого начинается уголовная ответственность за то или иное преступление.

Возраст

а) 12 лет;

б) 14 лет;

в) 16 лет;

г) 18 лет.

  Преступления:

 убийство (с 14 лет);

 кража (с 14 лет);

 вымогательство (с 14 лет);

 заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет);

 бандитизм (с 16 лет);

получение взятки (с 16 лет).

Семейное право

  Командам предлагаются задачи. Необходимо дать  обоснованный ответ. За правильное    выполнение задания – 5 баллов. Время на выполнение задания -5 минут.

  Команда №1. Супруги Л. постоянно пьянствовали, пропивали все деньги, дрались, сквернословили. В последнее время стали посылать своих детей – 9-летнего Витю и 6-летнюю Кристину – побираться на вокзал. По инициативе школы, где учился Витя, в суде было возбуждено дело о …

      Какое дело должно было быть в данном случае возбуждено? Чем его рассмотрение должно закончиться?

 Правильный ответ:  Жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического и психического насилия над ними, влечет за собой лишение родительских прав. Родители утрачивают право на личное воспитание ребенка ( ст.69 СК РФ).

Команда №2. Гражданин Ф. Написал в суд заявление, в котором были такие слова: «Прошу освободить меня от уплаты алиментов на моего шестнадцатилетнего сына, так как он в настоящее время работает и, значит, имеет самостоятельный заработок»».

     Как вы думаете, может суд освободить Ф. От уплаты алиментов до того, как его сыну исполнится 18 лет?

Правильный ответ: Выплата алиментов прекращается в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (ст. 120 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27. ГК РФ)

Пауза – 3 минуты.

  Звучит тихая лирическая музыка. Ученица читает стихотворение Н.Рыленкова «Я помню руки матери моей». Цель:  закрепить представление о том, что семья – основная ценность человека и общества.

Конкурс 3. «Права человека»

 Права человека являются основой

человеческого существования и сосуществования.

 Права человека являются всеобщими,

неделимыми и взаимозависимыми.

Именно права человека делают нас людьми.

Они являются теми принципами,

при помощи которых мы создаем священный дом

для человеческого достоинства.

(из послания Генерального секретаря ООН Кофи Аннана

по случаю начала 50-летия Всеобщей декларации прав человека.)

Права и свободы  человека и гражданина

  Команды получают карточки с заданиями.   Время на выполнение задания — 5 минут. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

  Команда №1: Какие из приведенных положений относятся к законодательно закрепленным правам ребенка? Прокомментируйте каждое из них.

Право на воспитание в семье.

Право на защиту своих законных интересов, включая возможность самостоятельно обращаться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд.

Право на выражение своего мнения по всем вопросам, касающимся собственной жизни.

Право на учет мнения ребенка (если это не противоречит его интересам) по достижении 10 лет, право на владение, пользование и распоряжение имуществом родителей.

Право на получение содержания.

Правильный ответ:

  1. Право на воспитание в семье.
  2. Право на защиту своих законных интересов, включая возможность самостоятельно обращаться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд.
  3. Право на выражение своего мнения по всем вопросам, касающимся собственной жизни.
  4. Право на учет мнения ребенка (если это не противоречит его интересам) по достижении 10 лет.
  5. Право на получение содержания.

  Команда №2 получает лист бумаги с перечнем обязанностей. Задача команды; отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.

Обязанности:

  1. соблюдать законы;
  2. платить налоги;
  3. состоять в рядах какой-либо политической партии;
  4. быть членом профсоюза;
  5. работать на предприятии;
  6. защищать Отечество;
  7. сохранять природу и окружающую среду;
  8. бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  9. учиться, получать образование.

Правильный ответ.

  1. Соблюдать законы;
  2. платить налоги;
  3. защищать Отечество;
  4. сохранять природу и окружающую среду;
  5. бережно относиться к памятникам истории и культуры 

 Пауза – 4 минуты.

Демонстрация компьютерных слайдов с изображением памятников архитектуры Казани.

Цель показа: закрепить представление о том, что сохранение культурных богатств зависит не только от государства, но в первую очередь от состояния души, от желания человека прожить жизнь не зря.

Конкурс 4.

«Конституция – Основной закон государства»  

 

«Конституция должна быть такой,

чтобы не нарушать конституцию гражданина»

Станислав Ежи Лец

    Командам предлагаются тестовые задания. Обведите кружком номер правильного ответа. Время на выполнение -  5 минуты. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

       Команда №1.

       Президент РФ является:               

        1) главой государства

    2) главой Правительства РФ           

    3) главой парламента РФ                 

    4) начальником Генерального штаба

     Правильный ответ: 1. Президент РФ является главой государства  

        Суды в России:

  1. принимают законы
  2. проводят выборы в стране
  3. осуществляют надзор за исполнением законов
  4. являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

       Правильный ответ. 4. Являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

        Конституция образована от латинского   «constitutio», что означает:

  1. установление
  2. согласие
  3. договор
  4. присяга на верность государству

Правильный ответ: 1. Установление.

Когда была принята ныне действующая Конституция РФ:

  1. 22 августа 1991
  2. 12 декабря 1993
  3. 6 ноября 1992
  4. 12 июня 1991

Правильный ответ: 2. 12 декабря 1993г.

Команда №2.

       Парламент России называется:

       1) Советом Федерации

       2) Федеральным собранием

       3) Государственной думой

       4) Верховным Советом.

      Правильный ответ. 2.Федеральным собранием.

       Конституция – это

  1. крупный юридический акт, содержащий все законы страны
  2. присяга на верность государству
  3. основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей
  4. общие идеологические декларации

Правильный ответ: 3. Основной закон страны.

Когда была принята ныне действующая Конституция РТ:

  1. 22 августа 1991
  2. 12 декабря 1993
  3. 6 ноября 1992
  4. 12 июня 1991

Правильный ответ: 3. 6 ноября 1992 г. 

Что является носителем суверенитета и единственным источником власти в России:

  1. парламент
  2. президент
  3. многонациональный народ
  4. союз предпринимателей

Правильный ответ: 3. Многонациональный народ.

Обмен мнениями – 5 минут.

Подведение итогов игры. Награждение команд.  

Литература.

    Амиров К.Ф., Амирова Р.Г. Основы правоведения: учебное пособие для средней общеобразовательной школы. Казань: Магариф, 1998.

    Программа гражданско- патриотического воспитания «Апельсин». Пособие для ведущего/ Авторы-составители Абрамова Т.С., Васильева С.Г., Фаттахов Ш.Л._Ижевск, 2003

    Задания и тесты по обществознанию: 9 класс/ Л.Н.Боголюбов. М.:Школьная Пресса, 2001.

   Никитин А.Ф. Право и политика. Рабочая тетрадь: учебное пособие для учащихся 9 класса. М.: Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы писаны для всех

Интелектуальная игра по правовому воспитанию...

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Внеклассное мероприятие "Спорт для всех"

Разработка внеклассного мероприятия...

«Законы писаны для всех»

Клубный час по правовому воспитанию....

Внеклассное мероприятие"Математика для всех"

В игре участвуют две команды по 5 человек, которые выбираются путем жеребьевки. Команды получают названия и за 5 минут должны придумать свой девиз, пока происходит дальнейшая подготовка к игре.Определ...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Всех Влюбленных

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Всех Влюбленных...

Внеклассное занятие "От болезней всех полезней"

Цель:Дать детям представление о закаливании, его пользе для здоровья.Задачи:познакомить с правилами и видами закаливания;развивать стремление вести здоровый образ жизни;побуждать к применению закалива...