мастер-класс " Брак. Права и обязанности супругов"
план-конспект занятия по праву (11 класс) на тему

Баландина Ирина Юрьевна

мастер -класс по преподаванию курса  правоведения в 10-11 классах с привлечением работников ЗАГСа, родителей обучающихся, личных архивов обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon буклет для обучающихся117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Брак. Права и обязанности супругов».(11класс.)

Автор Баландина И.Ю., учитель истории и обществознания г. Тайшет.

Мастер- класс представляет предмет «Правоведение». Участники мастер - класса: учителя-истории и обществознания, обучающиеся 11 класса, заведующая ЗАГСом, юрист.

Цель мастер -класса: получение обучающимися  современных знаний в области семейного права.

Проведение мастер –класса преследует несколько задач:

  • Представление опыта работы по правовому обучению с компьютерной поддержкой.
  • Интерактивное обучение обучающихся с использованием метода формирования критического мышления, включающего 3 стадия: вызов, осмысление, размышление (рефлексия).
  • Приобретение обучающимися опыта работы с нормативно-правовой документацией.
  • Использование технологии сотрудничества.

В формальной части  проводится двухчасовое занятие.

 В распоряжении участников мастер -класса : учебное пособие «Правоведение» под ред. Никитина А.Ф., рабочая тетрадь на печатной основе, Семейный кодекс, заявления на: а)заключение брака, б)оформления свидетельство о рождении ребёнка, в)заявление на расторжение брака.

Неформальная часть – состоит из нескольких сегментов:

  • фотогалереи «Из семейных альбомов»;
  • Поэтической антологии;
  • Библиотеки книг по семейному праву;
  • Рисунков обучающихся по теме.

 На мастер –классе предполагается свободное обсуждение проблематики мастер –класса – в соотнесении с текущей тематикой курса, а также на материале, выходящем за его рамки, в том числе,  на основе лично пережитого опыта любви, или опытов, описанных в СМИ, литературе.

Обучающиеся должны знать, что:

  1. Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  2. В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны понимать, что такое:

  1. Семья.
  2. Брак.
  3. Брачный договор.
  4. Условия вступления в брак.
  5. Права и обязанности супругов.
  6. Договорной режим имущества супругов.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Объяснять назначение семьи.
  2. Раскрывать правовые основы семейно –брачных отношений.
  3. Аргументировать свои ответы.
  4. Высказывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, авторская презентация, авторское учебное пособие, Семейный кодекс, дидактический материал, фотогалерея семейных фотографий

                                                                                                           

                                                                                                            Любить – это значит смотреть

                                                                                                             Не друг на друга, а смотреть

                                                                                                     Вместе в одном направлении

                                                                                                     А.де Сент -Экзюпери

1. Организационный момент.

Мотивационный момент: психологический настрой обучающихся на работу, представление гостей.

Обращение к фотогалереи.

 «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - так начинается роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». И сегодня на уроке мы попробуем научиться тому, чтобы наши семьи были счастливы.

- Назовите ваши ассоциации со словом «семья». Нарисуйте предмет, который, на ваш взгляд, олицетворяет семью.

        Семья появилась ещё на заре возникновения человечества и остаётся до сих пор основной ячейкой общества. Меняются люди, меняется общество, но суть  семьи практически не меняется.  

Задание: прослушав историческую справку по оформлению семейных отношений на Руси, в России, постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Почему столь живучим оказался институт семьи?
  2. Чем отличается Домострой от семейного законодательства 19,20 веков?
  3. Что такое семья?

Семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства.

        Семья  важна и дорога каждому человеку. Поэтому она  находится под защитой государства. Государство охраняет и защищает семью с помощью Семейного кодекса РФ.

        Семейный кодекс отвечает на вопрос,  с чего начинается семья. Любое правоотношение возникает на основании юридического факта. Таким фактом является брак. Вот почему семья начинается с брака.

Брак - добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, с целью создания семьи.

Слово предоставляется заведующей ЗАГСа (она рассказывает об институте брака, Семейном кодексе, брачном договоре).

Задание: слушая выступление, ученики должны составить схему «Условия заключения брака»

-Каковы личные и имущественные права супругов?

Задание: работая с текстом Семейного кодекса РФ –ст.31-32 «Личные права и обязанности супругов» -выписываем в тетради отдельно права и обязанности супругов, с последующим комментарием.

Вывод:

В реализации своих личных неимущественных прав и обязанностей муж и жена равноправны.

-Работа обучающихся с текстом Семейного кодекса РФ, в части,  где речь идёт об имущественных правах супругов: ст.33-44 .

Задание:

Что является совместной собственностью супругов?

-Если имущество приобретено до брака одним из супругов, будет ли это является совместной собственностью?

- Что такое законный режим?

-Что такое договорной режим?

Релаксация.

Практическая работа – составить брачный договор в рабочей тетради.

Анализ  брачных договоров проводится  присутствующим на уроке адвокатом или юристом.

Далее аукцион пословиц и поговорок, связанных с семьёй.

Чтение стихотворения Уткина И.П. «Типичный случай».

 Несмотря на то, что большинство браков заключается по любви, не так редки случаи развода, распада семьи. И от этого страдают все члены семьи, особенно тяжело приходится детям.

-Каковы причины развода? (в разговоре участвуют все участники мастер -класса)

Составление схемы «Расторжение брака».

Задание: посмотрите статьи 19-21 Семейного кодекса РФ и поясните, когда брак будет расторгнут через суд, а в каких случаях расторжение произойдёт через органы ЗАГСа.

Далее ответы ребят комментирует работник ЗАГСа(она показывает бланки заявлений, рассказывает о процедуре расторжения брака, приводит данные по городу).

Заканчивая мастер –класс, обращается внимание на фотогалерею «Моя семья», в которой ребята показали рождение и жизнь своих семей.

Рефлексия.

- Что дал вам сегодняшний урок?

-Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

Мне хочется, чтобы этот урок вам запомнился, ведь впереди у вас вся жизнь.  Я надеюсь на то, что ваши семьи будут счастливы, вы найдёте человека, близкого вам. И поэтому сегодня я дарю каждому из вас небольшое пособие «Семейное право».

        В заключении читается стихотворение Кочеткова А.С. «Баллада о прокуренном вагоне».



Предварительный просмотр:

Глоссарий.

Брак

От древнерусского «брачити», что означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое».

Бог Ярила

Божество, связанное с плодородием.

Договор

Соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Имущество

Ценности, находящиеся в чей-то собственности

Кодекс

Законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определённую область общественных отношений.

Моногамия

Парный брак

Тесть

Отец жены

Тёща

Мать жены

Свекор

Отец мужа

Свекровь

Мать мужа

Деверь

Брат мужа

Свояченица

Сестра жены

Золовка

Мужнина сестра

Невестка

Жена сына, сноха

Шурин

Родной брат жены

10

Баландина И.Ю.

Семейное право.

                                                      11 класс.

Раздел 7. Домашняя страница.

В праздничном блеске

Весеннего дня

Подруга мне говорила:

- Прекрасный возлюбленный

У меня.

Любит, как бог Ярила! –

Летом, в тени молодых ветвей,

С нею мы встретились снова:

-Хороший отец у моих детей:

Душу отдаст за любого.-

Вьюга снегами поля замела,

 с подругой мы вновь повстречались.

-Верного друга

Судьба мне дала.

Нам вместе и старость – не старость!

                                            /Л.Татьяничева/

8

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.

Раздел 1. Источники семейного права

Стр.  2

2.

Раздел 2  Условия заключения брака

Стр.  3

3.

Права и обязанности супругов

Стр.  4

4.

Правила поведения при ссорах

Стр.  5

5.

Контроль

Стр.  6

6.

Самоконтроль

Стр.  7

7.

Домашняя страничка

Стр.  8

8.

Для вашей будущей семейной жизни

Стр.  9

9.

Глоссарий.

Стр.  10

1

Раздел. 5  Контроль.

  1. Что из перечисленного является нарушением порядка регистрации брака:

а) подача заявления о вступлении в брак по почте;

б) регистрация брака не меньше чем через месяц после подачи заявления;

в) личное присутствие сторон при заключении брака?

2.Как вы думаете, какой смысл для семьи приобретает принятие одним из супругов фамилии другого?

3.Какое имущество семьи из перечисленного ниже подлежит разделу:

а) вещи индивидуального пользования;

б) предметы роскоши;

в) построенный в период брака дом;

г) автомобиль, купленный женой на деньги от продажи подаренного ей браслета;

д) вещи, подаренные каждому супругу в отдельности?

4.Где удостоверяется брачный договор:

а) в суде;

б) у нотариуса;

в) в загсе?

5.Если у супругов нет несовершеннолетних детей, расторжение брака будет производиться:

а) в суде;

      б) в органах загса.

6

Раздел 2Условия заключения брака.

Муж с женой, что вода с мукой: сболтаешь – сболтаешь, а разболтать не разболтаешь (народная мудрость)

Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении

                                             /А.де Сент-Экзюпери./

3

УДК 674- 2005

ББК 43 567.2.

Рецензент:

Иванова Г.А. – директор МОУ СОШ №2

Баландина И.Ю.

 Семейное право: Учебный комплект для старшеклассников. Часть 1.  Тайшет, МОУ СОШ №2.

Учебный комплект содержит  теоретический материал, задания,  домашнюю страницу, глоссарий, направленные на становление интуитивной и аналитической стратегии освоения норм семейного права. Пособие адресовано старшеклассникам, учителям правоведения обществознания, может быть использовано для организации занятий в группе, классе, а также для самостоятельной работы учащихся.

Раздел.8. Для вашей будущей семейной жизни.

Шесть правил,

соблюдение, которых позволит

сделать вашу семейную жизнь

более счастливой.

Правило 1. Не нужно придираться.

Правило  2. Не пытайтесь переделать своего супруга.

Правило. 3. Не критикуйте.

Правило 4. Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.

Правило 5. Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.

Правило 6. Будьте предупредительны.

9

Раздел 1. Источники Семейного права.

Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Это законодательство состоит из Семейного кодекса Российской Федерации (принят в 1995г., вступил в действие в 1996г) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Федерации.

Самые общие принципы семейного права отражены в Конституции РФ. Статья 38 Конституции гласит:

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесённым к их ведению Семейным кодексом, и по вопросам, непосредственно им не урегулированным.

                                                                                     

2

Раздел 6. Самоконтроль.

  1. Гражданин обратился в суд с заявлением о разводе со своей женой, ухаживающей в это время за их десятимесячным ребёнком. Жена не возражала против развода. Правомочен ли суд принять к рассмотрению дело о разводе супругов?
  2. Супруги включили в брачный договор пункт, в соответствии с которым жена обязуется оказывать матери мужа знаки внимания и уважения, даже если та будет груба с нею. Соответствует ли  этот договор семейному праву? Объясните свой ответ.
  3. Алина, будучи обманутой Сергеем, который заявил, что холост и желает жениться на ней, согласилась зарегистрировать с ним свой брак. Через год, когда у них родился ребёнок, выяснилось, что Сергей состоит в зарегистрированном браке с первой женой. Будет ли брак с Алиной признан недействительным?
  4. После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, т.к. она связана с ночными дежурствами и мужу это не нравится. Прав ли Смирнов?
  5. Марина и Андрей были невестой и женихом. Дело шло к свадьбе, но неожиданно Марина узнала, что Андрей выплачивает алименты на содержание своей престарелой матери. После этого она отказалась стать женой Андрея. Почему Марина поступила таким образом?

7

Раздел.3 Права и обязанности супругов.

Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

4

Правила «техники безопасности» в семье:

  • Не вспоминайте прошлых прегрешений, не обобщайте: «ты всегда так», «ну, вечно ты…»
  • О недостатках друг друга говорите мягко, доброжелательно
  • Умение и желание понять в споре друг друга, причём понять его «изнутри», как бы поставить себя на его место
  • Готовность признать свою неправоту
  • Самообладание.

Чувствуя гнев, не надо ни действовать, ни говорить

                                                       / Вольтер/

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока "Понятие брака.Права и обязанности супругов."

Данный материал может быть использован на уроках обществознания , при изучении раздела "Социальная сфера" При изучении темы- "Семья"...

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Права и обязанности супругов по Семейному кодексу РФ»

Ожидаемые результаты:- После этого урока учащиеся смогут называть условия, необходимые для вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов; условия и порядок расторжения б...

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Обязанности супругов

Данная статья содержит рекомендации для супругов, как построить крепкие семейные отношения....

Мастер - класс "ПДД и правила поведения в транспорте"

О соблюдении мер предосторожности в транспорте...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...