"Будущий избиратель"
материал по праву (9 класс) на тему

правовая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_budushchiy_izbiratel_2.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Правовая игра

«Будущий избиратель»

Цели:

  • повысить уровень политической и правовой культуры обучающихся;
  • укрепить их умение аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию;
  • развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях, творческих способностей обучающихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы;
  • воспитание уважения  к закону;
  • воспитание гражданской ответственности, активной жизненной  позиции будущих избирателей, чувства патриотизма;
  • воспитание умения работать в команде, чувства ответственности за коллектив.

Задачи:

  • активизировать обучающихся;
  •  сформировать положительное отношение друг к другу;
  • способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям;
  • сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;
  • привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам).

Оборудование: мультимедиапроектор, персональный компьютер, CD диск.

     

Порядок проведения мероприятия.

1.  Организационный момент.

2.  Вступительное слово учителя.

3.  Представление команд.

4.  Конкурс капитанов.

5.  Прохождение туров.

6.  Подведение итогов и награждение победителей.

        Игра проводиться между учащимися I и II курса. Команды должны состоять из равного количества человек. Каждую команду возглавляет капитан. Для проведения игры предусмотрены места для команд, болельщиков и жюри.

       Командам необходимо пройти 6 туров и выполнить задания, соответствующие названию данного тура. За правильный и полный ответ команда получает один балл. За неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. Также игра предполагает представление команд (название, девиз, эмблема – все это должно соответствовать содержанию) и конкурс капитанов. Команда – победительница определяется по сумме результатов, показанных в течение всей игры.

      Задания, представленные в виде таблиц, предполагают наличие раздаточных комплектов, с помощью которых команды за определенное время выполняют задания.

Слово учителя.

 Наступит день, когда вы  - сегодняшние старшеклассники, достигнув 18-летнего возраста, станете избирателями. Будете ли вы к этому готовы? Пойдете ли голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Это во многом будет зависеть от того, какой  правовой, избирательной культурой вы владеете. Тема сегодняшнего мероприятия «Избирательное право». Актуальность данной темы доказывает сама жизнь - необходимо формировать гражданское самосознание в области избирательного права.    

       Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны. Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем.

       Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села.                                                                           Пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах, но   сегодня вам предлагается проверить свои знания по вопросам избирательного права.

Конкурс капитанов

Каждому человеку в жизни пригодиться умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Капитанам команд предлагается представить, что перед ними - ученик с самыми средними способностями и невысокой успеваемостью. Задание состоит в том, чтобы за одну минуту привести как можно больше аргументов, которые повлияли бы на развитие у него мотивации к обучению.

       Каждая команда должна пройти шесть туров, каждый из которых имеет свое название:

  • «Избирательная система»
  • «Избирательные комиссии»
  • «Демократия и выборы»
  • «Избирательное право»
  • «Избирательный процесс»
  • «Символика».

 

I тур. «Избирательная система»

Определите – для какой избирательной системы характерно понятие «одномандатный округ»:

  1. Мажоритарной.
  2. Пропорциональной.
  3. Прямого делегирования.
  4. Многопартийной.

Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в левой колонке, нужно подобрать соответствующую позицию из второго столбца правой.

Типы избирательных систем

Признаки

1)

Мажоритарная

а) Голосование осуществляется по партийным спискам

2)

Пропорциональная

б) Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

в) Распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов  

г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких депутатов

Ответ: 1б, г; 2а, в

Какие из признаков отличают пропорциональную избирательную систему от мажоритарной?  

  1. Выборы являются всеобщими и равными.
  2. Победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе.
  3. Голосование на избирательных участках является тайным.
  4. Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий.

Что из перечисленного является примером смешанной избирательной системы?

  1. Половина состава Государственной Думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.
  2. Конгрессмены США избираются по многомандатным округам, насчитывающим равное количество жителей.
  3. В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.
  4. Во Франции при выборах депутатов в парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором – большинство относительное.

В государстве Г. Существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы:

  1. Создается единый общенациональный избирательный округ.
  2. Предусмотрен второй тур голосования.
  3. В средствах массовой информации представляются программы кандидатов.
  4. Победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?

  1. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатов по партийным спискам.

Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно голосование избирателей в одномандатных округах.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Верны оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

II тур. «Избирательные комиссии»

Расшифруйте: ЦИК, ИКСФ, ТИК, ОИК, УИК.

Ответ:

ЦИК – центральная избирательная комиссия.

ИКСФ – избирательная комиссия субъекта федерации.

ТИК – территориальная избирательная комиссия.

ОИК – окружная избирательная комиссия.

УИК -  участковая избирательная комиссия.

Соотнесите правильно: в какие избирательные комиссии представляют документы кандидаты?

Избирательные комиссии

Кандидаты

1) ТИК

а) на должность Президента РФ

2) ЦИК

б) на должность губернатора субъекта федерации

3) ИКСФ

в) на должность главы муниципального образования

Ответ: 1в, 2а, 3б.

За сколько дней до голосования избирательной комиссией, организующей выборы, составляются списки избирателей?

  1. За 21 день.
  2. За 31 день.
  3. За 41 день.

Может ли член УИК выдать избирателю второй бюллетень?

  1. Нет, не может.
  2. Да. Может.
  3. Да, может – взамен испорченного.

Как погашаются неиспользованные бюллетени?

  1. Перечеркиваются фломастером крест – накрест.
  2. Надрезаются треугольником в верхней части бюллетеня.
  3. Отрезается левый нижний угол, не допуская никаких повреждений квадратов справа.

Могут ли представители средств массовой информации присутствовать при подсчете голосов?

  1. Да, могут.
  2. Нет, не могут.
  3. Могут присутствовать только по специальному разрешению.

III тур. «Демократия и выборы»

Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

  1. Военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем выборе вышестоящее начальство.
  2. Граждане, осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании.
  3. Гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участия в выборах.
  4. Голоса граждан разных социальных групп не равны между собой.

Избирательную систему демократического типа отличает:

  1. Единство политической программы кандидатов.
  2. Отсутствие возрастного ценза избирателей.
  3. Тайная подача голосов избирателей.
  4. Имущественный ценз для избирателей.

Кто является источником власти в демократической стране?

  1. Народ.
  2. Передовой общественный класс.
  3. Представители крупного бизнеса.
  4. Интеллектуальная элита общества.

Органы местного самоуправления:

  1. Не входят в систему органов государственной власти.
  2. Входят в систему органов государственной власти.
  3. Это зависит от устава субъекта федерации.

Как осуществляется местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях?

  1. С учетом исторических и местных традиций.
  2. По директивам вышестоящих органов власти.
  3. Согласно уставу субъекта федерации.

Избирательную систему демократического типа отличает:

  1. Выдвижение кандидатов от одной партии.
  2. Равенство голосов граждан.
  3. Открытая подача голосов избирателей.
  4. Имущественный ценз для избирателей.

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?

  1. Президент.
  2. Правительство.
  3. Федеральное собрание.
  4. Народ России.

Верны ли следующие суждения?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Верны оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

IV тур. «Избирательное право»

Что такое пассивное избирательное право?

  1. Право быть избранным.
  2. Право избирать.
  3. Право участвовать в выборах.

Что означает принцип прямого избирательного права?

  1. Избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц.
  2. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах.
  3. Избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов непосредственно.

Верны ли следующие суждения о павах граждан?

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18 – летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Верны оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

Кто не имеет права избирать и быть избранным?

  1. Пенсионеры.
  2. Студенты.
  3. Недееспособные.
  4. Инвалиды.

В каком возрасте гражданин получает право быть избранным в Государственную Думу?

  1. 18 лет.
  2. 21 год.
  3. 25 лет.
  4. 35 лет

Как называются палаты Федерального Собрания РФ?

  1. Совет Союза.
  2. Совет Федерации.
  3. Сосет национальностей.
  4. Государственная Дума.
  5. Палата представителей.

В следующем перечне оснований, по которым граждане могут быть лишены избирательного права, отметьте те, которые соответствуют Конституции РФ:

  1. Не обладающие политической культурой.
  2. Входящие в оппозиционные объединения.
  3. Признанные судом недееспособными.
  4. Имеющие недемократические взгляды.
  5. Содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Соотнесите характеристики избирательного права в РФ и соответствующие определения:

Характеристики избирательного права

Определения

1) Всеобщее

а) Избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно

2) Равное

б) Никто из голосующих не получает каких – либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос

3) Прямое

в) Избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе

4) С тайным голосованием

г) Какой – либо контроль за волеизъявлением исключается

Ответ: 1в, 2б, 3а, 4г.

Основанием для ограничения права гражданина быть избранным на пост президента РФ является:

  1. Пол.
  2. Размер годового дохода.
  3. Профессия.
  4. Возраст.

V тур. «Избирательный процесс»

Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающе условие развитие демократии.

Б. При выборах при мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Верны оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

Сколько доверенных лиц вправе назначить депутат?

  1. До 3.
  2. До 5.
  3. До 10.

Чем должна являться предвыборная агитация в демократическом обществе?

  1. Давление на сознание политически незрелых масс.
  2. Помощью избирателям в определении их позиции.
  3. Политическим шоу для прикрытия давно предопределенных результатов голосования.
  4. Способом повысить уровень политической и правовой культуры широких масс.

Имеет ли право наблюдатель присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования?

  1. Да, имеет право.
  2. Нет, не имеет такого права.
  3. Имеет право только с разрешения председателя комиссии.

Назовите время работы избирательных участков в день голосования:

  1. 6.00 – 20.00
  2. 8.00 – 20.00
  3. 8.00 – 22.00

Переместите карточки с целью установления правильного порядка голосования.

а) Предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию

б) Подпись избирателя в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня

в) Личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке

г) Заполненный избирательный бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования

д) Голосование проводится в отдельной кабине путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, соответствующий выбору избирателя

е) Получение избирателем избирательного бюллетеня

Ответ: в, а, б, д, г.

Переместите карточки с целью установления правильной последовательности избирательного процесса.

а) Назначение дня выборов

б) Составление списка избирателей

в) Проведение предвыборной агитации

г) Образование избирательных округов и участков

д) Голосование

е) Выдвижение и регистрация кандидатов

ж) Повторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия)

з) Определение результатов выборов

и) Формирование избирательных комиссий

Ответ: а, г, и, б, е, в, д, з, ж.

VI тур. «Символика»

Соедините цвет, используемый в символике, с его толкованием.

1. Зеленый

А. Символизирует честь, славу, преданность, добродетель, чистое небо, водные просторы

2. Серебряный

Б. Символизирует природу, здоровье, жизненный рост, отражает богатые сельскохозяйственные угодья

3. Красный

В. Символизирует скромность, образованность. печаль

4. Лазоревый

Г. Символизирует богатство. Стабильность, интеллект, уважение

5. Пурпурный

Д. Символизирует благородство, почет, достоинство, славу

6. Черный

Е. Символизирует храбрость, мужество, неустрашимость

7, Золотой

Ж. Символизирует чистоту, мир, взаимопонимание

Ответ:1Б, 2Ж, 3Е, 4А, 5Д, 6В, 7Г.

Соедините термин и его определение.

1. Флаг

А. Древнерусское название воинского знамени

2. Герб

Б. Наука, изучающая гербы и их происхождение

3. Вексиллология

В. Торжественная хвалебная песня

4. Геральдика

Г. Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях

5. Гимн

Д. Наука о флагах

6, Скипетр

Е. Золотой шар с крестом на верху, символ верховной власти

7, Стяг, хоругвь

Ж. Золотой жезл, символ верховной власти

8, Держава

З. Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски

Ответ: 1З, 2Г, 3Д, 4Б, 5В, 6Ж, 7А, 8Е.

Подведение итогов и награждение команд.

Типы избирательных систем

Признаки

1)

Мажоритарная

а) Голосование осуществляется по партийным спискам

2)

Пропорциональная

б) Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

в) Распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов  

г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких депутатов

Избирательные комиссии

Кандидаты

1) ТИК

а) на должность Президента РФ

2) ЦИК

б) на должность губернатора субъекта федерации

3) ИКСФ

в) на должность главы муниципального образования

Характеристики избирательного права

Определения

1) Всеобщее

а) Избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно

2) Равное

б) Никто из голосующих не получает каких – либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос

3) Прямое

в) Избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе

4) С тайным голосованием

г) Какой – либо контроль за волеизъявлением исключается

а) Предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию

б) Подпись избирателя в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня

в) Личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке

г) Заполненный избирательный бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования

д) Голосование проводится в отдельной кабине путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, соответствующий выбору избирателя

е) Получение избирателем избирательного бюллетеня

а) Назначение дня выборов

б) Составление списка избирателей

в) Проведение предвыборной агитации

г) Образование избирательных округов и участков

д) Голосование

е) Выдвижение и регистрация кандидатов

ж) Повторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия)

з) Определение результатов выборов

и) Формирование избирательных комиссий

1. Зеленый

А. Символизирует честь, славу, преданность, добродетель, чистое небо, водные просторы

2. Серебряный

Б. Символизирует природу, здоровье, жизненный рост, отражает богатые сельскохозяйственные угодья

3. Красный

В. Символизирует скромность, образованность. печаль

4. Лазоревый

Г. Символизирует богатство. Стабильность, интеллект, уважение

5. Пурпурный

Д. Символизирует благородство, почет, достоинство, славу

6. Черный

Е. Символизирует храбрость, мужество, неустрашимость

7, Золотой

Ж. Символизирует чистоту, мир, взаимопонимание

1. Флаг

А. Древнерусское название воинского знамени

2. Герб

Б. Наука, изучающая гербы и их происхождение

3. Вексиллология

В. Торжественная хвалебная песня

4. Геральдика

Г. Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях

5. Гимн

Д. Наука о флагах

6, Скипетр

Е. Золотой шар с крестом на верху, символ верховной власти

7, Стяг, хоругвь

Ж. Золотой жезл, символ верховной власти

8, Держава

З. Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я -будущий избиратель

Данная викторина по обществознанию может быть использована в урочной и внеурочной деятельности....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Я будущий избиратель

Презентации для внеклассного мероприятия к параграфу 7 учебника Обществознание для 9 класса А.И. Кравченко "Голосование, выборы, референдум"...

«Мы, будущие избиратели»

Тема изучается в курсе обществознания в 9-11кл. В ней заложены основы гражданско-правового воспитания, рассматривается проблема выборов. Урок нацелен на повышение правовой культуры и развитие са...

«Мы - будущие избиратели». Ролевая игра для старшеклассников.

Цель:     пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи.Задачи: показать смысл и значение демократических выборов, ...

Я-будущий избиратель

Занятие по праву в 10 классе(Тип занятия: ситуативная игра с социальной направленностью)Стратегическая  цель преподавания права: развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правово...

Методическая разработка на тему "Я - будущий избиратель"

Участие в районном конкурсе на лучшую методическую разработку....