Элективный курс для 9-х классов "Подросток и закон"
элективный курс по праву (9 класс) по теме

Подросток и закон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9_klass.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса.

«Подросток и закон»в 9классе

Пояснительная записка.

Столетия сменяют друг друга, а вопросы правового образования по-прежнему остаются актуальными.
Начало ХХI в ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:

-  практико-ориентированный подход в изложении содержании выстроенных правовых курсов;
-  опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- уважение к правам человека и нормам международного права;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.
.             Жизнь современного общества невозможно представить без права. Если отменить правовые нормы, то каждый из нас будет действовать так, как ему заблагорассудится и жизнь станет подобна хаосу, в который каждый участник поет свою песню. Права человека РФ признаются и гарантируются Конституцией, принятой в 1993 году. Однако, ситуация с соблюдением прав человека и особенно подростков далека от желаемой.  Дети являются самой незащищенной частью общества. Кто только не нарушает права ребенка – чиновник, полицейский, родители, сверстники. К сожалению, многие подростки не знают, как защитить свои права, себя  в различных ситуациях. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого  человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Данный курс полезен с точки зрения практической направленности, так как он поможет подростку не просто усвоить знания, умения и навыки в области прав человека, российского законодательства, основные положения Уголовного, Гражданского, семейного, трудового, конституционного, образовательного права, но научит подростков умело применять полученные знания в повседневной жизни; как правильно вести себя с полицией, в военкомате, при устройстве на работу и т.д. Кроме того, этот курс поможет при подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию, а также может оказать влияние на выбор будущей профессии.             Программа элективного курса «Подросток и закон» предназначена для изучения 9-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно заложить основы правовой компетенции
.                Отличительной особенностью данного курса является то, что он имеет практическое и общеобразовательное значение. Данный курс  ориентирован на учащихся 9 класса, рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год (возможно 8-9 классы по 17 часов в год).

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- системность
- целостность
- объективность
- научность
- доступность для учащихся основной школы.

Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами обучения, модульным принципом построения.

Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность(компетентность гражданина Росси)

Системность содержания – обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.

Контролируемость программы – обеспечивается достаточной степенью операциональности и иерархичности знаний  разных аспектов современных проблем юриспруденции, которые предполагается сформировать у обучающихся при изучении программы.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 34 часов.

Главной целью курса является:
- формирование правовой компетентности учащихся.

Задачами курса являются:
- познакомить школьников с главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;
- показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных различных проблемных ситуаций;
- рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт ребенка.

Предполагаемые результаты изучения курса

Учащиеся получат представления:
- о роли права  в жизни человека и общества;
- о структуре системы права;
- о Семейном, Трудовом,Гражданском,Административном иУголовном  кодексах РФ;
- о возможностях и механизмах защиты прав человека,о системе судопроизводства в РФ;
- о системе мировой защиты прав человека;
- получат представления об основных юридический профессиях.  

-об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних

Учащиеся получат опыт:
- самостоятельной работы с юридическими документами;
- поиска информации по заданному юридическому вопросу;
- выделять противоречия, лежащие в юридической области;
- выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы.

Учащиеся научатся:
- объяснять роль права в жизни общества;
- различать правоспособность и дееспособность субъектов права;
- сравнивать преступление и административный проступок;
- характеризовать права человека;
- составлять важные документы: заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.

-правильно вести себя при задержании полицией.

В области предметной компетенции учащиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но помогает в выборе профессиональной траектории.

В области коммуникативной компетенции учащиеся овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и процессов).

В области социальной компетенции учащиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Методы и приемы преподавания и учения.

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

- метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске решений сложных вопросов.
- интересным приёмом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры.
- исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интересы и потребности этого вида деятельности.
- так же заслуживает внимание такой приём, как мысленный эксперимент, который проводится с воображаемыми образами и моделями, оперирует ими в воображаемых условиях. При проведении мысленного эксперимента совершенствуются навыки познавательных учебных умений учащихся.
- использования сослагательного наклонения в заданиях творческого характера позволяет принимать метод моделирования. Он позволяет создать совершенно новую ситуацию, проследить пути выхода из нее, по-иному оценить изучаемое событие.

Формы учебных занятий.

Успешность учебного процесса зависит не только от выборных учителем методов и приёмов обучения, но и от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. При организации учебного занятия используются различные ФОПД:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая и парная.
Парная и групповая формы деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
- текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач,подбор материалов из СМИ по заданной теме,составление памяток,индивидуальные сообщения)
- итоговый (написание эссе, подготовка проекта – презентации).

Литература.

При составлении элективного курса были использованы:

1.Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы. М., Новый учебник, 2011

2.Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2011

3.Методика преподавания права в школе. С.А. Морозова. М., Новый учебник, 2010

Нормативно-правовые акты  

1.Конституция Российской Федерации

2.Гражданский кодекс Р Ф(ред.14.11.2013)

3.Административный кодекс РФ(ред.01.04.2014.)

4Семейный кодекс РФ(ред.04.11.2014)

5Трудовой кодекс РФ(31.12.2014)

6.Уголовный кодекс РФ(15.01.2014)

7.Федеральный закон от 21.12.2012г. «Об образовании в РФ»

8.Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10ДЕКАБРЯ 1948Г.)

9.Конвенция о правах ребенка(20ноября 1986г.)

Для учащихся.

  1. Баранов П.А.Обществознание 9класс.Право.Содержательный блок.-М.:Астрель.2012.
  2. Володина С.И.Основы правовых знаний.Учебник 8-9кл.Книга1.-М.:Академкнига .2014.
  3. Володина С.И.Основы правовых знаний.Учебник 8-9кл.Книга2.-М.:Академкнига .2014.
  4. ЖилинаЕ.А.Выбери профессию:юрист.-М.:Кнорус.2011.
  5. Никитин А.Ф.Право и политика.Учебное пособие для 9класса.М.:Просвещение.2011.
  6. Никитин А.Ф.Право .Рабочая тетрадь. 9кл. М.:Дрофа. 2011.
  7. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М. 2011.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний», 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий

Для учителя.

1ВолодинаС.И.,КоротковаП.Е.Сергеева О.Е.Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде школьников по праву.-М.:Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина.2013

  1. Гражданское право. Под ред.Карпычева М.В.,Хужина А.М.-М.:Инфра-М.2010
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М. 2011
  3. Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2010
  4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 2011
  5. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М. 2012
  6. Методика преподавания права в школе.Морозова С.А.2010
  7. Основы права:учебное пособие.БлажеевВ.В.,Гусов К.Н.,Ермакова Л.Д. и др.под ред.Блажеева В.В.М.:Проспект .2010
  8. Обществознание:полный справочник для подготовки к ЕГЭ./Баранов П.А.,Воронцов А.В.ШевченкоС.В. под ред.Баранова П.А.-М.:АСТ:Астрель.2013
  9. Правоведение:учебник для неюридических вузов.под ред.Кутафина О.Е.-М.:Юрист.2010
  10. Право 10класс:учебник для общеобразовательных учреждений:профильный уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др.Рос.Академ.образования,М.:Просвещение 2012.
  11. Право 11класс:учебник для общеобразовательных учреждений:профильный уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др.Рос.Академ.образования,М.:Просвещение 2012.
  12. РодионоваО.М.Механизм гражданско-правового регулирования.М.:Законодательство.2012
  13. Рыженков А.Я.,Мелихов В.М.,ШароновС.А.Трудовое право.М.:Юрайт.2011
  14. Сборник олимпиад и задач по праву.Волгоград Учитель 2010
  15. Степанько А.О.Изучаем конституцию:9класс.Волгоград.Учитель.2010
  16. Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс.

Календарно-тематический план элективного курса  в 9 классе

 «Право и подросток»

34 часа

Тема и основное содержание

Кол-во часов

Формы контроля

Дата проведения

Примечания

1

Ведение Из истории права

Право Древней Руси. Русская правда. Право русского централизованного государства. Право Российской

империи. Советское право.Практическая часть Работа в группах с историческими источниками

1

беседа

2

Современное понятие права.

Естественное право. Позитивное право. Закон и право. Всеобщая декларация. Конвенция о правах ребенкаПрактическая часть:работа в группах с правовыми документами

1

Работа с понятиями и документами, Всеобщая декларация, Конвенция о правах ребенка

3-4

Конституция РФ.Конституционное право.

Закон высшей юридической силы.Ценности,закон,неотъемлимые права человека.Человек,его права и свободы –высшая ценность.Политический экстремизм.Конституционный строй.

Практическая часть:решение задач,смоделированных учителем.

2

Тестирование, возможен «круглый стол», смертная казнь: за и против

5

Гражданские права человека

Понятия гражданских прав.Гражданская правоспособность и дееспособность.Гражданские права несовершеннолетних.Эмансипация.Запрет рабства и пыток.   Право на жизнь. Смертная казнь. Право на достоинство и честь, свободу и личную неприкосновенность. Равенство перед законом.

Практическая часть:решение задач,смоделированных учителем.

1

Решение проблемных задач.

6

Социально-экономические права

Понятие социально-экономических прав. Содержание. Право владеть имуществом, на труд и защиту от безработицы,на свободный выбор профессии, на отдых, на социальное обеспечение.

Практическая часть:работа в группах с Конституцией РФ

1

Решение теста.

7-8

Политические права

Понятие политических прав. Основные политические права: на свободу убеждений ,на свободу мирных собраний и ассоциаций,принимать участие в управлении своей странойнепосредственно или через посредство избранныхпредставителей. Цензура. Связь политических прав с гражданством.

Практическая часть:анализ статей Конституции РФ 29-32

Культурные права

Понятие культурных прав. Основное содержание: право на образование.участвовать в культурной и научной жизни общества. Деятельность ЮНЕСКО по борьбе с неграмотностью.Практическая часть:решение правовых задач по данной теме в парах.

2

Индивидуальное сообщение о нарушении или соблюдении политических и культурных прав человека

Выполнение заданий ГИА

9-10

Возможность и механизмы защиты прав человека.

Суд. Адвокат. Прокурор. Полиция. Нотариус.Работа суда,суд присяжных заседателей,роль прокурора,адвоката и свидетелей в суде,ответственность за дачу ложных показаний,педагог в суде по делу несовершеннолетних.Задачи прокуратуры:надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия,надзор при рассмотрении дел в судах и т.д.Судьи.Особенности профессиональной деятельности адвокатов.Особенности профессиональной деятельности следователей.Профессия нотариуса.Практическая часть:составление схем о направлениях деятельности правоохранительных органов,решение задач,смоделированных учителем и обучающимися.

2

Функции правоохранительных органов. Деловая игра «Судебное заседание»

11-12

Основы административного права

Подросток, как участник  административных отношений. Административная ответственность несовершеннолетних.Кодекс РФ об административных пранонарушениях.Административные правонарушения,их признаки и виды.Административные наказания,их виды.

Практическая часть:анализ и решение задач по данной теме.

2

Выполнение задания ГИА поданной теме.

13

Основы уголовного права России

Уголовнй кодекс РФ.Понятие преступления,отличие от проступка.

Состав преступления, неоднократность преступлений,совокупность преступлений ,рецидив преступлений. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, уголовная ответственность Смягчающие и отягчающие обстоятельства..Практическая часть:решение практических задач по данной теме.

1

Моделирование жизненной ситуации

14

Виды преступлений

Против личности(против жизни,, здоровья,чести,достоинства,  половой неприкосновенности и др.) Преступления в сфере экономики(против собственности,в сфере экономической деятельности и др.)Против государственной власти(против порядка управления,основ конституционного строя и др.)Против военной службы,мира и безопасности.Дискриминация.Практическая часть:работа с УК РФ,решение правовых задач по данной теме.

1

Подобрать материалы из СМИ, различных видов преступлений. Работа с понятиями: геноцид, апартеид, расизм, беженцы

15

Уголовная ответственность. 

Уголовное наказание ,его цели.Виды наказания. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Практическая часть:работа с УК РФ.

1

Подобрать информацию о подростках,  находящихся в местах лишения свободы

16

Причины правонарушений.

Социальные причины преступности:безработица,невысокий материальный достаток,жилищная проблема,недостаток воспитания.Психологические причины.Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений.Духовная нищета.Неуважение к закону.Незнание закона и ответственности.Попустительство по отношению к несовершеннолетним правонарушителям  со стороны  школы и др.Практическая часть:запись причин правонарушений,решение правовых задач по данной теме

1

Подобрать материалы  из сми,указывающие на эти причины

Возможна встреча с инспектором по делам несовершеннолетних,с социальным педагогом школы.

17

Если вас задержала полиция…

Какими правами можно воспользоваться в  случае задержания сотрудниками полиции и что надо делать в первую очередь.Формы задержания:административное и уголовно-процессуальное.Что надо делать в первые минуты задержания.Вкаких случаях сотрудники полиции могут применить к подростку физическую силу ,специальные средства ,оружие.Как оформляется задержание подростка в качестве подозреваемого в совершении преступления.Как реагировать на вызов подростка в полицию.

Практическая часть:решение правовых задач по данной теме

1

Составить памятку по данной теме(лучшую можно поместить в раздел правовед в школьном стенде)

Возможна встреча с инспектором по делам несовершеннолетних,с социальным педагогом школы.

18

Как не стать жертвой преступления? Что такое вина.типы личностей с отклоняющимся поведением.Насилие и его виды.Что такое провоцирующее,неосмотрительное ,аморальное поведение.Вменяемость и невменяемость.Необходимая оборона и ее пределы.Умысел.Преступная .неосторожность.Преступная небрежность.Покушение на преступление.Презумпция невиновности.Практическая часть:жизненные правовые ситуации,смоделированные учителем и обучающимися и составление списка подозрительных ситуаций.

1

. Составить памятку по данной теме.

19

Ролевая игра «Трудное решение»

1

Описать ход и результаты судебного процесса в статье для школьного стенда «Бумеранг» в раздел правовед.

20

Права ребенка в семье.

Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений.Семейный кодекс РФ.Психологический климат в семье.Факторы,влияющие на семейные отношения.Социальные роли в семье.Проблемы «отцов и детей»Предупреждение конфликтов.Практическая часть:выполнение психологического теста «Список претензий»,рассмотрение жизненных ситуаций,смоделированных учителем и обучающимися

1

Написать эссе: «Какие изменения я хотел бы внести в семейный кодекс».

21

Как и куда обратиться за помощью?

Органы опеки и попечительства.

Встреча с представителями ювенальной системы,с социальным педагогом.

1

Беседа

22-23

Трудовые правоотношения.

Трудовой кодекс РФ.Трудовые отношения.Трудовой договор.Права и обязанности работника.

Особенности правового статуса несовершеннолетних по трудовому законодательству.Ограничения на  применение труда несовершеннолетних.Льготы несовершеннолетним работникам.Условия расторжения трудового договора.

Практическая часть:работа со статьей КонституцииРФ 37,решение правовых задач,смоделированных учителем по данной теме.

2

Ролевая игра «Биржа труда». Смоделировать жизненную ситуацию «Расторжение трудового договора»

24

Практикум. Тест «Твоя будущая профессия» (совместно со школьным психологом)

1

Эссе : «Нет без явного усиленного трудолюбия –ни талантов,ни гениев»(Д .И.Менделеев)

25

Гражданин и государство

Кто такой гражданин и как им стать . Право на гражданство. Понятие гражданства. Закон РФ «О гражданстве».      Понятия «гражданин» и «человек» Свобода выбора места жительства Представление о честном человеке и гражданине.Общество,общественное участие.Государство и его роль в жизни человека.Ценностные основы государственной символики.Гражданский долг.Гражданин  и благо страны.

Практическая часть:работа в группах с источником «О гражданстве в РФ»(условия приобретения гражданства )

1

Гражданин в произведениях литературы и истории

26

Гражданин и защита Отечества.

Для чего нужна армия.Назначение армии.Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга.Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. АГС.Основные направления подготовки к армейской службе.Ответственность за уклонение отслужбы в армии.

Практическая часть:обсуждение проблем в российской армии(по группам)

1

.

Работа с понятиями: военная служба, контракт о прохождении военной службы, АГС, воинский учет

27

Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени.

Международное гуманитарное право, его цели и содержание.Источники. Субъекты международного гуманитарного права.Основные нормы международного гуманитарного права.Дети ивойна.Защита детей во время вооруженных конфликтов. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.Международное движение Красного К реста и Красного Полумесяца.

Практическая часть:работа в группах с раздаточным материалом(извлечения из Женевской конвенции и Дополнительного  протокола к ней).Примеры из современной общественной жизни,подготовленные учителем и приведенные обучающимися.

1

Подбор материалов из сми по данной теме.

28

Обобщение по курсу «Я – гражданин России»

Личность Понятие индивидуалиности личности.Особенности личности гражданина.Особенности  гражданских чувств и мотивов.

Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.

1

Сочинение-эссе «Я-личность?Я-личность.Я-личность!»

29-30

Подготовка творческой работы «Я и мои права» (тему учащиеся могут выбрать сами)

2

Сбор информации, ее анализ и систематизация, оформление творческих работ

31-32

Защита творческих работ

2

Выступление учащихся, защита работ

33-34

Резерв (Возможны встречи с работниками полиции и др. представителями правоохранительных органов власти, экскурсии  на заседание суда)

2

Учебно-тематический план курса

№ п.п.

Занятия

Количество часов

Форма занятий

теоретическое

практическое

1.

Ведение Из истории права

1

1

2.

Современное понятие права.

1

1

3-4.

Конституция РФ. Конституционное право.

2

1

1

5.

Гражданские права человека

1

1

1

6.

Социально-экономические права

1

1

1

7-8.

Политические права

2

1

1

9-10.

Возможность и механизмы защиты прав человека.

2

1

1

11-12.

Основы административного права

2

1

1

13.

Основы уголовного права России

1

1

1

14.

Виды преступлений

1

1

1

15.

Уголовная ответственность.

1

1

16.

Причины правонарушений.

1

1

1

17.

Если вас задержала полиция…

1

1

1

18.

Как не стать жертвой преступления?

1

1

1

19.

Ролевая игра «Трудное решение»

1

1

20.

Права ребенка в семье.

1

1

1

21.

Как и куда обратиться за помощью?

1

1

 

22-23

Трудовые правоотношения.

2

1

1

24.

Практикум  Тест «Твоя будущая профессия»

1

1

25.

Гражданин и государство

1

1

1

26.

Гражданин и защита Отечества.

1

1

1

27.

28.

Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени.

Обобщение по курсу «Подросток и закон».Тема: «Я-гражданин России»

1

1

1

1

1

29-30.

Подготовка творческой работы «Я и мои права» (тему учащиеся могут выбрать сами)

2

2

31-32

Защита творческих работ

2

2

33-34

Резерв

2

итого

34

21

22



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Сочинение:законы и секреты мастерства. подготовка к ЕГЭ."

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная ...

Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"

Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....

Элективный курс "Подросток и закон"

Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития ...

Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...

Элективный курс "Ориентир в лабиринте закона", 9 класс

Статистика утверждает, что в России не ни одной семьи, которая бы ни не пострадала от преступления. К сожалению, очень часто жертвами преступлений становятся именно дети. Главная причина, на мой взгля...

Программа элективного курса "Логика-наука о законах правильного мышления", 9 класс

Курс «Логика - наука о законах правильного мышления» призван способствовать решению следующих задач:1. Дать четкие научные знания по основным темам логики, в том числе:а) формам мышления (понятия, суж...

Элективный курс по математике "Математические законы" 7 класс

Курс предназначен для учащихся 7 класса, расчитан на 35 часов - 1 час в неделю...