«С законом на «Ты»
материал по праву (10 класс) на тему

Данилова Татьяна Алексеевна

Правовая игра для 9-11 классов «С законом на «Ты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_igra.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правовая игра «С законом на «Ты»

2015-2016 гг.

Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся правовых норм, сформировать умение правильно действовать в различных  жизненных ситуациях, добиться того, чтобы законопослушное поведение стало руководством в повседневном поведении ребят.

Участники: В игре участвуют команды учащихся 9-11 классов по 6 человек от класса.

Форма проведения: Игра проводится в актовом зале в форме конкурса.  

Продолжительность игры: 1,5 часа

Оборудование: листы с заданиями для команд, оценочные бюллетени для жюри, компьютер с мультимедийной установкой, презентация,  микрофоны, музыкальная аппаратура, видеоролики.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя, гости. Сегодня в школе проводим правовую игру «С законом на ТЫ».

        Встречаем команды! Ребята, сегодня вы покажете свои знания по праву. Будете отвечать на вопросы, решать правовые задачи, показывать подготовленное домашнее задания. В этой игре Вам могут помочь болельщики и принести в Вашу копилку дополнительные баллы.

Ведущий. Рада представить судейскую команду. Представление жюри.

Ребята, удачи. Жеребьевка.

1 конкурс. Представление команд.

Максимальное количество баллов за приветствие – 3 балла.

2 конкурс. «Всякая всячина».

В этом конкурсе Вы должны пройти несколько этапов.

  1. Разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл

Вопросы для 1 команды:

  1. Год принятия Конституции РФ? (1993)
  2.  Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения)
  3. Как называется законодательный орган РФ? (Федеральное собрание)
  4. Депутатом Государственной думы Федерального собрания РФ может быть избран гражданин (достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)
  5. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 16 лет)
  6. Юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права,

регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс)

  1. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (СК ст.57, с 10 лет).
  2. Расшифруйте аббревиатуру КоАП? (Кодекс об административных правонарушениях)
  3. Самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения (местное самоуправление)
  4. Так назывался свод законов единого государства, впервые изданный в России в 1497 году (Судебник Ивана 3)

 

 

Вопросы для 2 команды

  1. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)
  2. С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд? (с 16 лет)
  3. Эти органы центрального управления заменили в России приказы. Они назывались? (коллегии)
  4.  Указывается ли в паспорте национальность? (нет)
  5. Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном

праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)

  1. Какой центральный орган в РФ обладает исполнительной властью? (Правительство)
  2. Кем осуществляется правосудие в РФ? (судом)
  3. Что такое правонарушение? (виновное противоправное деяние, противоречащее нормам права)
  4.  Расшифруйте аббревиатуру ЗАГС?
  5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является (народ)

Вопросы для 3 команды:

  1.  Сколько субъектов в РФ? (85)
  2. С какого возраста ребенок обладает правами? (С рождения)
  3. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? (1948)
  4. Созыв первого Земского собора состоялся при … (Иване Грозном)
  5. Президент РФ избирается сроком на… (6 лет)
  6. Кто является Главой правительства по Конституции РФ? (Председатель правительства)
  7. С какого возраста гражданин в РФ получает паспорт? (14 лет)
  8. Назвать типы избирательных систем? (мажоритарная, пропорциональная)
  9. Расшифруйте аббревиатуру УК РФ? (Уголовный кодекс)
  10.   Что такое демократия? (Способ устройства общества, при котором народ сам правит страной)

Вопросы для 4 команды:

  1. Ребенком согласно Закону о правах ребенка считается человек? (С момента рождения до 18 лет)
  2. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства? (Референдум)
  3. Назовите  Международный день прав человека (10 декабря)
  4. Устойчивая связь гражданина с государством называется … (Гражданство)
  5. Расшифруйте аббревиатуру УПК РФ (Уголовно – процессуальный кодекс)
  6. Назовите верхнюю и нижнюю палату Федерального собрания? (Совет Федерации, Госдума)
  7. Применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение – это (Юридическая ответственность)
  8. Назовите, кто не может участвовать в выборах в РФ? (недееспособные граждане, заключенные)
  9. С какого возраста наступает административная ответственность? (с 16 лет)
  10. Кто из российских императоров ввел в действие Свод законов Российской империи? (Николай 1)

 

  1. «Черный ящик»

Вашему вниманию предоставляется «черный ящик», в нем находится предмет. Мы дадим описание. Ваша задача, посовещавшись дать ответ (30 секунд) 1 балл за правильный ответ.

  1. Предмет, который поместили в черный ящик, играет важную роль в нашей жизни. В переводе с латинского языка означает «установление», «учреждение». Что в ящике? При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу. (Конституция)
  2. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. («Конвенция о правах ребенка»)

3 конкурс. Видеоролик

Каждая команда приготовила видеоролик на правовую тематику. Мы готовы посмотреть их. Видеоролик оценивается 5 баллов.

4 конкурс.  «Правовые заморочки».

  1.  Определить вид правонарушения в следующих ситуациях. За каждый правильный ответ 1 балл. Те же задания и для болельщиков (сумма делится на десять)

Ситуация

Вид правонарушения

1.

Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен

Преступление

2.

На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались

Административное правонарушение

3.

Ученик постоянно опаздывал на уроки в школе

Дисциплинарный проступок

4.

Антон припарковал свой автомобиль на газоне под окнами своей квартиры

Административный проступок

5.

Школьники разбили окно в классе

Гражданско – правовой проступок

6.

Иван распространял во дворе дома наркотические средства

Преступление

7.

 Подростки заставляли своего знакомого выпить пиво

 Административный проступок

8.

Марине продали в магазине некачественный товар

Гражданско-правовой проступок

9.

Алексей ехал на автобусе, не купив билет

Административный проступок

10.

Ребята разорили птичье гнездо

Административный проступок

  1. Ветви власти (для команды)

Команды получают карточки с различными ситуациями проявления власти. Определите   ветви власти (за каждый правильный ответ – 1 балл).  Время выполнения – 2 минуты

1.        Министр принимает решение о строительстве завода (исполнительная).

2.        Парламент принимает закон о государственной границе (законодательная).

3.        Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами (исполнительная).

4.        Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу (судебная).

5.        Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления (исполнительная).

6.        Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии (законодательная).

7.        Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Президента Конституции страны (судебная).

8.        Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Президента от должности (законодательная).

9.        Президент издает Указ о помиловании группы осужденных (исполнительная).

10.        Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа (исполнительная).

Ответы даны в скобках курсивом 

Для болельщиков. Даны семь слов. Отгадайте слово, объединяющее их.

  1. Избиратели, бумага, участок, буфет, комиссия, бюллетень, урна (выборы)
  2. Закон, двенадцатое, государство, статьи, декабрь, праздник, устройство (Конституция)
  3. Сила, авторитет, тайна, престиж, деньги, исполнительная, президент (власть)
  4. Суверенитет, граница, гражданство, Россия, армия, налоги, культура (государство)

 Субъекты РФ  (За каждый правильный ответ 1 балл). Время выполнения – 3 минуты

  Распределить  субъекты РФ по статусу

Республика

Область

Края

Города федерального значения

Автономная область

Автономный округ

  1. Адыгея
  2. Хакасия
  3. Еврейская
  4. Смоленская
  5. Тюменская
  6. Ханты – Мансийский (Югра)
  7. Калужская
  8. Татарстан
  9. Камчатский
  10. Красноярский
  11. Москва
  12. Ставропольский
  13. Ямало – Ненецкий
  14. Калининградская
  15. Саратовская
  16. Чукотский

Ответы:

Республика

Область

Края

Города федерального значения

Автономная область

Автономный округ

1,2,8

4,7,14,15

9,10, 12

11

3

6,13,16

                                 

Вопросы для болельщиков (дополнительно)

Вопросы к гейму “Заморочки


1. Нецензурная брань учащихся в школе – это издержки культуры или противоправное деяние? (КоАП ст.158, мелкое хулиганство).


2. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14 лет).


3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК ст.20, 163, да).


4. В каких случаях к несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия? (УК ст.90, впервые, преступление небольшой или средней тяжести).


5. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, не желающим писать контрольную работу? (УК ст.20, 207, преступление).


6. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав? (СК ст 56, с 14 лет).


7. С какого возраста ребенок вправе обращаться в органы опеки за защитой своих прав? (СК ст.56, не установлен).


8. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (СК ст.57, с 10 лет).


9. Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего? (СК ст.60, доходы, дар, наследование, приобретение на средства ребенка).


10. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать? (СК ст.62, равенство прав родителей).


11. На ком по закону должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей – на отце или на матери? (СК ст.62, равенство прав и обязанностей).


12. У 15-летней Петровой родился ребенок. Кто вправе осуществлять родительские права? (СК ст.62, до 16 лет совместно с опекуном).


13. Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка в случае лишения их родительских прав? (СК ст.72, не освобождаются).


14. Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет, а при определенных условиях – 14 лет? (КзоТ ст.173, необходимо получение образования).


15. Какая норма переноски тяжестей для несовершеннолетних установлена государством? (16,4 – юноши, 10,25 – девушки, КзоТ ст.175).


16. Что могут самостоятельно делать со своим имуществом несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет? (ГК ст.26, с письменного согласия родителей продавать, дарить и т.д. Самостоятельно совершать мелкие сделки).


17. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ, ст.17, с рождения).


18. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК ст.60, с согласия родителей).


19. Кем, в соответствии с законодательством, осуществляется защита прав и интересов ребенка? (СК ст.56, родителями, органами опеки, прокурором, судом).
20. Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все наперекор родителям и не уважает их? (Конституция РФ ст.21, обязаны).


21. Может ли организация отказать (в связи с большим объемом работ) 17-летней работнице в предоставлении отпуска? (КЗОТ ст.178, нет, отпуск предоставляется в любое время).


22. Какие, по вашему мнению, сделки можно считать мелкими, бытовыми, которые могут самостоятельно совершать малолетние? (ГК ст.28, соответствующие возрасту).


23. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (охранять и защищать права детей).


24. На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (на родителей).


25. Какие конкретные права детей предусмотрены Конвенцией о правах ребенка? (на жизнь, выживание и развитие, уважение его взглядов и индивидуальности, свободу выражения мнений, свободу совести, свободу ассоциаций).

5 конкурс. Правовые задачи (за правильный ответ – 3 балла).

  1. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге она зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

  1. Володе родители подарили музыкальный центр.  Гремит   музыка, жить рядом невозможно.   На все замечания Владимир отвечает, что имеет на это право.

         Совершил ли Володя правонарушение? Можно ли применить к Владимиру правовые меры воздействия?

Отв.                    Правилами пользования жилых помещений  утвержд. В1985г) предусмотрено, что жильцы должны соблюдать в доме полную тишину с 23-00 до 7-00

Ст.21.1 КоАП Ниж.обл.

  1. Петров, купив балончик с краской, вечером разрисовал им рекламный щит у магазина «Магнит». Оцените действия Петрова с точки зрения закона

Отв. Это административное правонарушение. Если Петрову исполнилось 16 лет, то ответственность несет он по ст. 7.17 КоАП РФ, если нет 16 лет -

Административную ответственность несут родители по ст. 5.35. КоАП РФ.

  1. Сергея (16 лет) задержали в Новогоднюю ночь сотрудники полиции за нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии. Мать, оправдывая сына, сказала, что это она ему разрешила выпить   шампанского, причем выпивал он в   присутствии отца и матери.  И поэтому здесь нет никакого правонарушения.

Действительно сотрудники полиции не правы в своих действиях?

  1. Отв. Сотрудники милиции правы. Подросток будет привлечен к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ (нахождение в общественном месте в н\состоянии, штраф 100-500 р.), а также будут привлечены к адм. ответственности родители по ч.3 ст.6.10.КоАП РФ (штраф 1500-2000р.)

6 Конкурс. Домашнее задание.

Команды представляют инсценировку на правовую тему. Максимальное количество баллов – 5 баллов.

Ведущий. Подходит к концу наша правовая игра. Команды приглашаются на сцену.

Слово жюри.

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕАТРА «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН»

Тема  данного нравственно- правового проекта «Интерактивный театр» выбрана  не случайно. Она сочетает в себе как традиции, так и новаторство. Тради...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления.

цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.Закон доминирования. Закон расщепления. Примеры задач на моногибридное скрещивание....

Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.

Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...