Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"
рабочая программа по праву (9 класс) на тему

Бачурина Елена Павловна

"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа элективного курса “ Человек среди людей: право и ответственность”  составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273 - ФЗ от 29.12.12г.),  разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правового образования выпускников основной школы.

Изучение прав человека приобретает особое значение в условиях становления правового государства, строить которое предстоит будущему поколению. Знание человеком и гражданином своих прав необходимо и в экономической, и в правовой деятельности. Основные задачи обществоведческого образования в школе - содействие социализации личности, формировании жизненной позиции личности. Изучение данного курса способствует также профессиональной ориентации. Курс направлен на развитие практических навыков анализа ситуации, умения и желания отстаивать свои права в повседневной жизни. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора и на формирование ценностных ориентиров в области правовых норм. Основой изучения курса являются предметные знания по истории, обществознанию, правоведению.

Элективный курс «Человек среди людей: право и ответственность» направлен:

  • на расширение правовых знаний;
  • на формирование общих представлений  и знаний, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

 Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний о правах человека и способов их защиты.

 Настоящий курс предполагает знакомство с основными научными понятиями, документами по правам человека. Курс «Человек среди людей: право и ответственность» включает и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений, в том числе:

  • выделять в источнике права норму права,
  • сопоставлять разные источники по правам человека,
  • описывать изучаемое право человека на конкретных примерах,
  • сравнивать и делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их,  участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам,
  • анализировать  конкретные жизненные ситуации,
  • вырабатывать личностное  отношение к явлениям окружающей действительности, принятии практических решений на основе теоретических знаний, а также изучении документов по правам человека, планировании практических действий.

Цели  курса:

  • развивать умение  школьников ориентироваться в правовой сфере общества;
  •  способствовать освоению навыков  компетентностного выбора, базирующегося на нравственно-философских и психологических принципах личности;
  • формировать  способности учащихся, сделать процесс выбора дальнейшего пути сознательным и ответственным.

Задача курса:

 показать ученику, какие вопросы нашей жизни урегулированы правом, а в каких можно проявить самостоятельность.

Принципиальная новизна курса заключается в том, что по завершению его изучения у учащихся будет накоплен определённый опыт, способный стать основой дальнейшего формирования правовой компетентности личности, а именно:

  • получение социально-значимой информации из различных источников, её осмысление и интерпретация;
  • использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор;
  • оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;
  • участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности;
  • взаимодействие со сверстниками: в паре, в группе; взаимодействие со старшими: педагогами, родителями, жителями села (микрорайона);
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни.

Курс рассчитан на 11,5 часов.

Список литературы.

  1. Азаров А.Я. Права человека. М.: Новое знание. 1995
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. М. 1990.
  3. Берне Р. Развитие я- концепции и воспитание. М. 1986.
  4. Ю.Блех А. Незнание законов не освобождает от ответственности. //Воспитание школьников. №1. 1990.
  5. Бодал ев А. А. Личность и общение. М. 1983.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. МЛ, 1968.
  7. Бочкарёв В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей. Воспитание школьников. №2-3, 1991, с. 19-21; с. 18-22.
  8. .Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М. 1988.
  9. Турина Т.П. Представление старшеклассников о ценностях./ Педагогика., 1995, №4
  10. .Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работы школы. М: Педагогика. 1976.

П..Жуков В. Из опыта подготовки и проведения классных собраний. Воспитание школьников. №1 1981.

  1. .Колесов Д.В., Мягков И.В. Учителю о психологии и физиологии подростка. МЛ 1986.
  2. .Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1984.
  3. Конвенция о правах ребенка. ООН. Нью-Йорк. 1991
  4. .Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1993
  5. .Кузнецов  Г.А.  Нравственно-правовое  воспитание  подростков.  Издательство Саратовского ун-та. 1989.
  6. По лабиринтам права. М.: Юридич. Литература, 1990г
  7. Права человека в современном мире (пособие для учителя и студентов). Донецк. 2009
  8. Тарас А.Е. Правовое воспитание старшеклассников. Минск.: Народная Ас-веста. 1988
  9. Шнекендорф З.К. О правах ребёнка// Человек и закон, №6,1994

Учебно-тематическое планирование

элективного курса (11,5 ч.)

«Человек среди людей: право и ответственность»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Форма проведения

Образовательный продукт

Теория

Практика

1.

Раздел 1.

Человек среди людей. Уникальность человека. Откуда взялись  права человека.

2

1

1

Беседа, лекция, анкетирование, игра

2.

Раздел 2.

Основные права человека. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка. Категории прав, входящих в Конвенцию.

6

4

2

Лекция

Упражнение «Вопросы»

Составление «Лестницы ценностей и прав человека».

Творческие работы учащихся «Права человека в России»

3.

Раздел 3.

Право и ответственность.

Мои права – твои права. Предупреждение дискриминации.

2

1

1

Лекция, беседа. Игра

 «Что делать?»

Игра «Воображаемая страна»

Творческие работы учащихся

4.

Раздел 4.

Защита прав человека.

Мир глазами детей

1,5

0,5

1

Занятие в группах с использованием фотографий

Опыт работы с визуальным материалом

 ВСЕГО:

11,5

6,5

5


п/п

Наименование раздела (темы).

Кол-во часов

Формы и приемы

обучения

Содержание

занятия

Дата занятия

план.

факт.

1

Вводное занятие.

1

Беседа, анкетирование

Человек среди людей. Права человека - твои права. Анкета вводного контроля «Кто есть кто».

10.09

2

Понятие прав человека. Уникальность человека. Откуда взялись права человека

1

Лекция, с элементами беседы

Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Предпосылки возникновения прав человека. Права человека как средство защиты и общечеловеческие ценности.

10.09

3

Права человека в современном мире

1

Дискуссия, самостоятельная работа

Международные документы по правам человека. Гарантии прав человека. Роль государства в обеспечении и защите прав человека.

17.09

4

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

1

Лекция, решение познавательных задач, дискуссия

История создания Всеобщей декларации прав человека, её основное содержание, и историческое значение. Классификация прав человека.

17.09

5-6

Проблема прав человека в нашей стране и мире сегодня

2

Лекция, с элементами беседы

Всемирный день прав человека. Проблемы гарантий прав человека. Обострение проблем прав человека в условиях глобализации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г. Конституция 1993 г. РФ. Значение поста Уполномоченного по правам человека в России. Взаимодействие России с Европейским судом по правам человека.

24.09.

24.09.

7

Положение детей в нашей стране и в мире

1

Беседа, дискуссия

Обязанности государства по защите прав детства. Правовое положение детей. Защита от рабства и насилия.

01.10.

8

Конвенция о правах ребенка

1

Работа с источником

Основное содержание Конвенции о правах ребенка. Категории прав, входящих в конвенцию

01.10.

9

Право и ответственность. Мои права – твои права

1

Лекция, игра

Право - регулятор общественных отношений.  Правовая культура человека. Права человека: твои и мои. Ответственность несовершеннолетних.

Марек Новицкий «Что такое права и свободы?»Игры (упражнения) по Всеобщей декларации прав человека. Игра «Что делать?»

Упражнение «Вопросы»

«Воображаемая страна»,

08.10.

10

Преступления против человечества. Предупреждение дискриминации

1

Лекция, работа с понятиями

Геноцид вчера и сегодня. Апартеид в ЮАР: исторические уроки. Борьба против расизма. Рабство и сходные с ним обычаи. Национальные, этнические, религиозные, языковые и другие меньшинства. Трудящиеся-мигранты. Беженцы, вынужденные переселенцы.

08.10.

11-12

Защита прав человека. Мир глазами детей.

1,5

Российские правозащитные организации. Международная защита прав человека. Ювенальное право и восстановительное правосудие.

Проект «Мир глазами детей»

15.10.

15.10.

ИТОГО:

11,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

программа элективного курса "Практическое применение права"для учащихся 9 класса

Программа курса по выбору «Практическое право»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концепцией профильного обучения, а так...

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

программа элективного курса "Основы избирательного права"

Программа элективного курса "Основы избирательного права" (35 часов) для 10, 11 классов...

Воспитательная программа "Я живу среди людей"

Воспитательная программа учащихся 5-6 классы "Я живу среди людей"...

Программа элективного курса "Среда обитания и ее экология"

Общая характеристика курсаКурс «Среда обитания и её экология» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часа.Цели:Расширить кругозор школьника по данному предмету.Раскрытие рол...