Гражданская позиция как результат гражданского воспитания детей
методическая разработка по праву на тему

Светлана Дмитриевна Степанова

Цель, задачи гражданского воспитания на современном этапе развития общества

Сущность идеи гражданского воспитания

Сущность понятия «патриотизм»  как результат гражданского воспитания

Направления

Формы и методы работы по формированию гражданской позиции личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданская позиция как результат гражданского воспитания детей

Цель, задачи гражданского воспитания на современном этапе развития общества. Гражданское воспитание – это сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности к деятельности на благо общества.

Традиционно под гражданским воспитанием понимается привитие любви к Родине, уважения и преданности существующему государственному порядку. Забывается при этом, что он никогда не бывает совершенным и что государство имеет конкретные обязанности перед своими гражданами. Сознательная любовь к Отечеству является ответом на его материальную заботу о каждом. Либо будет благодарность за то, что оно выкормило, духовно воспитало, позаботилось о создании условий для продуктивной и творческой деятельности, либо нет. В этом заключается трудность такого рода воспитания. Никакие меры не приносят пользы там, где государство не является заботливой, любвеобильной матерью своих детей.

Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. Одним из основоположников гражданского воспитания в начале ХХ века стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главное его задачей "приучение молодёжи служить общине". Многие отечественные педагоги также выделяли гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом. Например, К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др.

Воспитание гражданственности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, развитием демократии и гуманностью общества, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. От уровня гражданской образованности молодых поколений россиян зависит стабилизация общественно-государственной жизни страны и ее развитие. Становление правовой культуры личности и ее гражданских свойств, происходит под влиянием многих общественных факторов и условий жизни. И было бы неверно недооценивать в этом становлении значение гражданского воспитания, формирование у подростка гражданских ценностей.

Анализ литературных источников по этой проблеме позволяет выделить целый ряд задач, связанных с гражданским воспитанием детей и молодежи:

- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения законности и правопорядка, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;

- ориентация личности на гуманистические установки и смысловые ценности в новых социально-политических и экономических условиях, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;

- воспитание потребностей молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирование эстетических ценностей и вкуса, стремление к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;

- приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали национальным традициям, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;

- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических особенностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

- воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах деятельности;

- воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

- способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям,  уметь   ориентироваться    в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;

- обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

- иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

 - быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими; иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

- иметь национальное самосознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и её становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе;

- понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, социальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу.

- формировать глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;

- обучать навыкам демократического управления государством, общественного контроля за всем, что происходит в стране;

- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром;

- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;

- развивать лидерские качества личности - ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;

- формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;

- создавать условия для воспитания правового самосознания и правовой культуры всех участников образовательного процесса;

- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей.  

Сущность идеи гражданского воспитания:

1.        Сущность идеи гражданского воспитания состоит в необходимости целенаправленного воспитания личности в интересах общества и государства;

2.        Отличительными признаками идеи в истории педагогики являются мысли о необходимости формирования положительного отношения молодого человека к обществу, членом которого он является, к государству, общественным ценностями и интересам, провозглашаемым государством, к своей роли в обществе;

3.        Основная тенденция развития идеи указывает на движение в сторону отмирания идеи по мере гуманизации и демократизации всех сфер общественных отношений, слияния различных общественных структур, нравственного самосовершенствования людей;

4.        Главной закономерностью идеи является ее связь с политикой, в частности, с характером государственной власти;

5. Основное воздействие на эволюцию идеи в педагогических теориях оказывают объективные факторы: государство, как орган политической власти, общественные ценности и интересы, общественный идеал человека и субъективные факторы: система мировоззренческих взглядов, социальное положение носителей идеи, признаваемый ими воспитательный идеал личности.

Сущность идеи гражданского воспитания состоит в необходимости целенаправленного воспитания личности в интересах общества и государства. Уровень сформированности гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы будет обеспечен учебным и воспитательным сопровождением учащихся, ориентированным на формирование профессионализма педагогов, повышение их правовой, специальной и коммуникативной компетентностей, способствующих формированию гражданской позиции учащихся.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной воспитательной деятельности.

Сущность понятия «патриотизм»  как результат гражданского воспитания. Авторы политологического словаря утверждают, что понятие гражданственность тесно связаны с понятием патриотизм, но является его высшей формой. Рассмотрим сущность данного понятия.

Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явлений, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социально- экономических и политических условиях и в зависимости от многих позиций.

Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.

Содержание и направленность патриотизма определялись, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями. Роль и значение патриотизма возрастали в различные периоды социальных изменений.

Все многообразие подходов к определению понятия "патриотизм" можно условно разбить по таким направлениям:

  • Патриотизм, особенно если иметь в виду его возникновение и формирование, рассматривается как идеология и совокупность чувств, либо конкретно-определенное чувство любви к Родине, лояльность;
  • Этическая, многовекторная категория в основе, которой преданность, любовь, активная социальная деятельность;
  • Патриотизм не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, атрибут жизнеспособности, информационная система, капитал; интегральное явление личности и общества;
  • Первым субъектом патриотизма выступает личность, а патриотизм является целостной объединительной системой качеств личности;
  • Истинный патриотизм наиболее полно проявляется в личности, группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития;
  • Является результатом отображения Родины и восприятие традиций прошлого в сознании человека через призму современных потребностей;
  • Проявление национального самосознания, осознание своей территории государственность, постулат этнического достоинства;
  • Признак высокой гражданской культуры, нравственный принцип, традиция, эмоционально - объединительный фактор;
  • Негативное чувство единства;
  • Окружён мифами и иллюзиями, близок к религии.

Виды патриотизма:

  • Конституционный,
  • Этнонациональный,
  • Общинный патриотизм,
  • Либеральный,
  • Национал-патриотизм,
  • Индивидуальный, групповой, массовый,
  • Интернациональный, двойной, региональный,
  • Духовный,
  • Территориальный.

Как всякое чувство, патриотизм требует глубины переживания, но, возбуждаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становится поверхностным, обезличивается. Патриотические и национальные чувства, как и всё нравственное, очень деликатные и нежные, прячутся от всякой фальши, неправды и лицемерия, требуют свободы, не терпят никакого стеснения. Патриотизм есть чувство, вера, которое нельзя вполне демонстрировать.

Патриотизм – это многомерная, разноплановая категория; синтез, компонентами которого являются отдельные качества эмоционального – чувственного, интеллектуального и деятельностно - поведенческого характера личности и социума. Постепенно осуществляется значительное обогащение и усложнение содержания патриотизма. Находят свое отражение новые компоненты. Патриотизм от чувственного переходит к рационально - идеологическому, вбирает в себя философские, правовые, политические, моральные и эстетические элементы.

Гражданская позиция – это выражение именно собственного мнения, пусть даже оно иногда идёт вразрез с государственным; «не значит стоять в позе»; «плыть по течению и делать «как все»; «выйти на праздник помахать флажками только потому, что тебя туда послало руководство, даже не понимая: что, собственно, вокруг происходит»; «не слова, а, прежде всего, дело»; «позиция твоя, а не стада, в которое ты, возможно, попал»;  «может быть только у гражданина». Гражданин – не тот, кто только родился и проживает на определенной территории.  

Гражданская позиция, может определяться только в совокупности с такими составляющими, как гражданственность и социальная активность.

Следовательно, гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

В настоящее время большинство исследований, посвященных проблемам формирования гражданской позиции (гражданственности) подростков можно отнести к четырем  основным направлениям:

- формирование гражданских качеств в единстве обучения, воспитания и общественного опыта;

- формирование гражданской зрелости;

- формирование гражданственности / гражданских качеств как интегративного качества личности;

- формирование гражданина в разнообразных видах деятельности, прежде всего трудовой.

Формы проявления гражданской позиции разнообразны:

- пассивная, в том числе пассивно-равнодушная      или     пассивно-оценивающая;

- конформистская (потребительская);

- бунтарская (протестная);

- созидательная.

Уровень развития гражданских качеств личности проявляется, как правило, в уровне активности ее гражданской позиции. Можно выделить три уровня активности гражданской позиции школьника - подростка:

  • активная гражданская позиция (позиция высокого уровня): социальная инициатива, творческая деятельность, ведущие к решению общественных противоречий, расширению возможностей и развитию сущностных сил человека. Активная гражданская позиция характеризуется высшим уровнем развития самосознания, становлением уникальной творческой индивидуальности.
  • гражданская позиция репродуктивного (среднего) уровня: позиция сформирована и направлена на адаптацию подростка в социальной среде. Характеризуется знанием  и ответственным отношением к правам и обязанностям, знанием и соблюдением правил поведения, наличием элементарных представлений о ценностях гражданского общества, связях между компонентами гражданской позиции. В деятельности

частично реализуются отдельные аспекты гражданской позиции. Развито стремление найти свое место в жизни. В поведении присутствует регуляция и саморегуляция, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. 

  • пассивная гражданская позиция (позиция низкого уровня): разрозненность элементов гражданской позиции. Гражданская позиция не проявляет себя как отдельное личностное образование и не оказывает влияние на мотивацию и поведение личности.

Формы и методы работы по формированию гражданской позиции личности:

  • ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации, связанной с проблемами государства, общества) в рамках истории;
  • дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями);
  • поисковые (получение определенной информации из разных источников);
  • правовое, политическое, историческое просвещение (популярные лекции, встречи, семинары);
  • самообразование;
  • участие в городских акциях, митингах, направленных на повышение уровня гражданственности подростков;  
  • выполнение общественных поручений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...

Формирование гражданской позиции в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания

В статье изложена оценка уровня работы по реализации программы формирования у детей убеждения в ценности образования на уроках литературы. Приведены примеры проблемных ситуаций на разных этапах изучен...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

«Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции»

Одним из социальных институтов, способных оказать влияние на подрастающие умы являются образовательные учреждения, в частности школы. Соответственно, одной из главных задач школы является укрепление з...