Рабочая программа элективного курса "Основы уголовного права"
рабочая программа по праву (10 класс)

Урбанович Ирина Владимировна

Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х  классов и рассчитана на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_ug_prava.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе  программы элективного курса «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Автор: Пронина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания .МОУ «СОШ №2» г. Мегиона ХМАО – Югры. http://festival.1september.ru/articles/583584/

Формирование гражданского общества – важный современный государственный процесс, предъявляющий особые требования к гражданину. Одно из них – высокая правовая культура, которая немыслима без знания норм права,  их  соблюдения и умелого применения.

В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Общество с трудом, но преодолевает правовой нигилизм, скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше утверждается идея установления и поддержания режима законности. В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования устойчивой мотивации подростка на познание норм права, что поможет ему в дальнейшем в социализации, формировании гражданской позиции, в самоопределении, в выборе профессии. Многообразие отраслей права говорит о сложности процесса усвоения правовых норм. Предлагаемый курс в качестве предмета изучения берет  уголовное право, точнее те его составляющие, которые касаются несовершеннолетних и помогут им отличать самое опасное правонарушение – преступление.

        Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х  классов и рассчитана на 34 часа.

Цель курса: активизировать познавательный интерес и содействовать правовому воспитанию личности, формированию устойчивой потребности в правомерном поведении, расширение и углубление правовых  знаний  через  изучение отдельных положений  уголовного права.

        Задачи курса:

  • информировать обучающихся об особенностях уголовного права, его принципах и основных функциях;
  • ознакомить со структурой УК РФ;
  • раскрыть важнейшие положения уголовного права.
  • способствовать формированию понятия о  преступлении и наказании, о  субъектах уголовных правоотношений;
  • информировать о состоянии преступности в современной России, акцентируя внимание на подростковой преступности, ее особенностях и причинах;
  • развивать способность оценки правовой ситуации;
  • содействовать формированию собственной позиции на основе правовых ценностей общества;
  • стимулировать развитие коммуникативных способностей;
  • формировать представление об  обстоятельствах, влияющих на взаимосвязь преступления и наказания, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних,
  • способствовать воспитанию таких качеств как ответственность, уважение к закону, чувство долга;
  • способствовать формированию активной гражданской позиции и профессиональному  самоопределению;
  • повышать межличностную активность, актуализировать потребность в саморазвитии;

 Отбор содержания материала осуществлялся на основе доступности, оптимальности объема, реальности усвоения, системности, объективности и целостности.

Программа предоставляет возможность подробнее остановиться на рассмотрении практических ситуаций актуальных для подростков, через метод исследований и дискуссий. С этой целью в содержании программы предусмотрены семинары и практикумы с опережающими заданиями.

Данный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания, права и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Его содержание предполагает аналитическую работу с документами (законами); с информацией от респондентов. Каждая тема включает в себя как индивидуальную, так и коллективную работу.  Во избежание чисто информационной направленности курса обучающимся регулярно предлагаются задания и вопросы, с помощью которых можно оценить уровень сформированности знаний и умений. К таким заданиям относятся ранжированные тесты,  анализ судебных дел, решение и составление правовых задач, написание эссе,  проведение социологического опроса по проблеме и т. д.

Предполагаемые результаты.

        Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству;

По завершению элективного курса учащиеся должны:

Иметь представление:

 

  • О причинах совершения правонарушений и преступлений;
  • Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
  • О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.

Знать:

  • Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
  • Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
  • Об организации правосудия в нашей стране.

 Уметь:

  • выделять основные признаки преступления, квалифицировать их, раскрыть содержание проблем отрасли в современной России;
  • сравнивать обстоятельства преступления в различных ситуациях, выделять закономерности событий, определять сходство и различия в истории преступных деяний; давать самостоятельную оценку;
  • определять состав преступления;
  • оперировать изученными положениями УК РФ;
  • проводить социологический опрос, анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
  • анализировать юридические источники;
  • определять функции представителей юридических профессий;
  • прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;
  • дискутировать, отстаивать свои взгляды.

Приобрести опыт:

  • Работы со специальной справочной литературой;
  • Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
  • Коллективной работы в группах.

Методы и формы занятий.

Ведущее место в преподавании настоящего курса отводится методам проблемного изложения, частично-поисковым и исследовательским. Данный выбор определяется необходимостью формирования умений самостоятельной поисковой деятельности, осознания себя активным субъектом правоотношений.

Для реализации  задач курса необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий:  информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая.

Учебно-тематический план составлен так, чтобы по мере углубления в содержание курса на первое место выходили такие формы занятий как практикумы (работ с законами, итогами социологических исследований, решение проблемных задач, материалами судебного дела). В зависимости от качества совместной работы учителя и обучающихся можно спланировать итоговое занятие как форум юных знатоков уголовного права, где каждый защищает реферат (эссе) по выбранной проблематике, либо небольшую проектную работу, в которой обобщены все полученные знания и составлены правовые задачи к разным темам. Также итоговое занятие может быть организовано как деловая игра участников судопроизводства для рефлексии осознания профориентации учащихся.

Кроме вышеизложенной работы, текущий и итоговый контроль за уровнем достижений учащихся планируется осуществлять через тесты, ранжированные по степени сложности и объектам проверки усвоенного.

Тема 1. Уголовное право (10ч)

        Уголовное право – одна из важнейших отраслей права, призванная обеспечивать законность и правопорядок. Профилактическая функция уголовного права. Принципы уголовного права.

        Уголовный кодекс РФ (УК РФ) – источник уголовного права. Задачи УК РФ. «Закон обратной силы не имеет».

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние. Признаки преступления. Состав преступления. Девиантное поведение.

        Классификация преступлений.

Преступность в современной России (семинар).

 В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать: суть понятия «отрасль права», название главного сборника законов в уголовном праве, категории и основные виды преступлений.

Уметь: определять признаки преступления, квалифицировать преступное деяние, называть категорию преступления, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать особенности преступного деяния, писать сочинение – рассуждение.

Тема 2. Уголовная ответственность (8ч)

        Обстоятельства, исключающие преступные деяния. Смягчение и отягощение вины.

        Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Виды наказаний.

Нужна ли смертная казнь в России? (семинар - дискуссия)

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать: суть понятий «наказание, уголовная ответственность, отягчение и смягчение вины», виды наказаний.

Уметь: определять вид наказания, писать сочинение – рассуждение, аргументировать свое мнение в дискуссии, определять в материалах уголовного дела обстоятельства, которые могут изменить размер и вид наказания.

Тема 3. «Ловушки» для подростка (10ч)

        Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление.

        Наркомания – путь к социально-психологической деградации. Ответственность за распространение наркотиков.

        Профилактика бродяжничества и попрошайничества – профилактика преступлений (семинар).

        Уголовная ответственность несовершеннолетних. Права задержанного совершеннолетнего. Допрос. Личный досмотр. Протокол задержания. Следствие ведут знатоки (практикум). 

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать: особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Уметь: оценивать степень опасности различных ситуаций для подростка, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать обстоятельства участия в преступной деятельности, решать правовые задачи.

Тема 4. Юридические профессии в уголовном праве. (4ч)

        Зачем необходимо изучать закон. Суды РФ. Мир юридических профессий (защита рефератов).

        Кем быть легче прокурором или адвокатом? (семинар - дискуссия)

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать: суть понятия «судебная власть», название главных судов РФ, юридические профессии.

Уметь: соотносить виды деятельности с определенной юридической профессией, обобщать сведения, анализировать информацию.

Итоговое занятие (2ч)

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практикумы

семинары

1.

Уголовное право

10

5

2

3

Текущее тестирование, эссе или решение правовых задач

2.

Уголовная ответственность

8

4

2

2

Участие в семинаре, тестирование или решение правовых задач

3.

«Ловушки» для подростка

10

5

2

3

Участие в семинаре, тестирование, решение правовых задач

4.

Юридические профессии в уголовном праве

4

1

1

2

Защита реферата, решение (составление) правовых задач

5.

Итоговое занятие

2

2

Защита реферата,  эссе, участие в конкурсе профессий или деловой игре, составление практических памяток с заданиями, тестирование.

Итого:

34

15

9

10

Формы контроля за уровнем достижений учащихся

 Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

 текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);

 итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации).

Итоговая оценка по данному  курсу ставится по системе «зачет» - «незачет». Зачет ставится, если ученик посетил 2/3 рабочего времени , выполнил обязательную  зачетную работу: сочинение  эссе или презентацию на тему «Почему я должен следовать закону. Система мероприятий по борьбе с правонарушениями и их предупрждению».

Критерии оценивания устного и письменного ответа:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение использовать обществоведческие понятия и термины. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Список литературы

для учителя

  • Пронькин. Живое право. Курс практического права. т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004
  • В.Н. Пронькин Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004 10
  • В.Н Пронькин., А.Б Гутников Живое право. Рабочая тетрадь к т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004
  • Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др.    Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: учебное пособие для 8-9 классов. – М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.
  • Настольная книга учителя обществознания: справочно-методическое пособие. Сост. А.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
  • Основы государства и права. Открытые уроки / составитель О.А. Бондаренко. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2002г.

для учащихся

  • Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др.  Основы правовых знаний. В 2кн.: учебник для 8-9 классов. – М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.

  • Л.А.Морозова     Основы государства и права. – М.: ООО «Издательство «Новая волна», 1999г.
  • А.Ф.Никитин Основы государства и права: Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2000г.
  • Комментарий к Уголовному кодексу РФ
  • Уголовный кодекс РФ.
  • Певцова Е.А.    Основы правовых знаний. Практикум. – М.: Владос, 2001г.
  • Никитин А.Ф. Юридический словарь.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2005г.
  • Смирнова Н.Н. Уголовное право. Учебник. – С.- П., Литера, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право»

Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право», разработана на основе авторской программы по элективному курсу «Пенсионный всеобуч»: Сергеевой Светланы Петровны, Афанасьевой Тать...

Рабочая программа элективного курса "Конституционное право"

Рабочая программа по элективному курсу «Конституционное право» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,Цели курсаСоздать условия для усвоения вед...

Рабочая программа элективного курса по праву

Рабочая программа элективного курса по праву, 10 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРАВУ «СТРАНА И МИР» 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО ПРАВУ«СТРАНА И МИР»10 «С» класс....

Рабочая программа элективного курса "Отрасли права" 11класс

Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитар...