Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"
материал для подготовки к егэ (гиа) по праву (11 класс)

Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди…» Б.Шоу Джордж Бернард Шоу (26.07.1856 – 02.11.1950) – писатель, романист, драматург, сценарист. Дублин (Ирландия). Лауреат Нобелевской премии (1925 г.) в области литературы, общественный деятель.

Слайд 2

“ В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружного не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать противника человеколюбием. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать”. А.В. Суворов, из наказа воинам Кубанского корпуса, 1778 г. Великий полководец понимал, что правила поведения во время войны необходимы.

Слайд 3

Историческая справка Уже более 60 лет назад (1948 год) был принят Генеральной Ассамблеей ООН документ важного общественно-политического значения – «Хартия прав человека». Согласно Хартии, всеобщая Декларация прав человека поставила перед народами и государствами определенные задачи.

Слайд 4

Задачи: обеспечить каждого человека правами и свободами, без какого-либо различия в отношении: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения; каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; никто не должен содержаться в рабстве или подневольном положении; никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению и наказанию; все люди имеют право на равную защиту закона; никто не может подвергаться вмешательству в личную и семейную жизнь; каждый человек имеет право на образование; мужчины и женщины имеют право без ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью и т.д.

Слайд 5

Вопрос Скажите, с каким нормативно-правовым документом РФ вы можете сравнить перечисленные пункты Декларации прав человека?

Слайд 6

Историческая справка Издавна войны использовались как средство решения споров между государствами. Однако они приносили неисчислимые бедствия людям. И это был не только удел военнослужащих. От войн в большинстве своем страдали мирные жители, оказавшиеся заложниками ситуации. Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые войнами и вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности многие военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчинённым казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником, однако они не носили всеобщего характера и действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Лишь после Крымской войны (1853–1856 гг.) началась разработка гуманитарного кодекса сухопутной войны.

Слайд 7

В 1863 году в Женеве состоялась Международная конференция, которая заложила основы Международной организации Красного креста (позже стала называться – Международный Комитет Красного креста (МККК) и положило начало созданию Международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца). Был выбран и особый отличительный знак – красный крест на белом фоне

Слайд 8

Первым письменным международным договором стала Женевская конвенция 1864 года, которая установила правила охраны больных и раненых воинов и определила права санитарного персонала на войне. Государства, присоединившиеся к конвенции, были обязаны её исполнять.

Слайд 9

В 1899 году на Гаагской конференции была принята конвенция “О законах и обычаях войны на суше” по правилам ведения военных действий. Вот некоторые из них: право населения защищать свою территорию; права и обязанности военнопленных; ограничение бомбардировок и осад; определение понятий «парламент», «капитуляция», «перемирие», «оккупация»; отношение к раненым и больным

Слайд 10

Войны всегда несли с собой разрушения и гибель, пленение и издевательство над побежденным. Война – это организованная вооруженная борьба между самостоятельными суверенными государствами. Международный вооруженный конфликт – это организованная вооруженная борьба между самостоятельными суверенными государствами без объявления состояния войны. Немеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами)

Слайд 11

Последствия войны гибельны для всех сторон. Для уменьшения таких последствий и заключались международные договоры, которые определили правила ведения боевых действий, отношение к пленным и мирному населению. Такие договоры называются «Право войны». Право войны (право вооруженного конфликта - ПВК) - это совокупность норм применения воюющими средств и методов ведения борьбы, обеспечение безопасности раненным, больным и военнопленным, отношение к гражданскому населению. В боевых действиях принимают участие комбатанты (бойцы, воины). Комбатант – это лицо, входящее в состав Вооруженных Сил и непосредственно принимающее участие в боевых действиях. К ним относится весь личный состав, кроме медицинских работников

Слайд 12

Основными источниками права вооруженных конфликтов стали Гаагские конвенции 1907 года (их всего – 13) о правилах ведения сухопутной войны. На основании этих соглашений в 1912 году был разработан “Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны”, утверждённый как приложение к Уставам полевой службы

Слайд 13

Историческая справка МГП определяет и порядок ведения войн на море. Разрабатывались также, но не были ратифицированы правила ведения воздушной войны. История показала, что в военных кампаниях умершие от ран и болезней составляли большой процент от общего числа погибших. Так, количество погибших среди гражданского населения во время Второй мировой войны составило 28 млн. чел., что почти равнялось количеству погибших в боях. Потрясённое этим, мировое сообщество 12 августа 1949 года принимает 4 (четыре) Женевские конвенции о защите жертв войны, а в 1977 году – 2 (два) Дополнительных протокола к ним

Слайд 14

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года: I Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; II Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; III Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»; IV Женевская конвенция «О защите гражданского населения во время войны»

Слайд 15

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям: • Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.; • Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

Слайд 16

В настоящее время нормы МГП воплощены более чем в 80 международных соглашениях. Почти все страны мира являются их участниками. Вывод : Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов. Оно состоит из двух частей: права мира и права войны .

Слайд 17

Согласно МГП защита гражданских объектов осуществляется в двух формах: I. Установление специальных мер предосторожности. Воюющий обязан предусматривать такие меры в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонаселенных районах и т.д.). II. Установление особой защиты для санитарных и демилитаризованных зон, необороняемой местности. Такая защита предусматривается также для сооружений, необходимых для выживания гражданского населения, объектов повышенной опасности (АЭС, плотины, дамбы), культурного назначения и гражданской обороны.

Слайд 18

знак «Красный крест» знак «Красный полумесяц» знак «Установки и сооружения, содержащие опасные силы» знак «Культурные ценности» знак «Гражданская оборона» МГП определяет категории лиц и объектов, имеющих специальные отличительные знаки и подлежащих особой международной защите:

Слайд 19

Международные правила поведения комбатантов в бою:  веди боевые действия только против комбатантов;  нападай только на военные объекты;  щади гражданское население и его имущество. Относись к гражданским лицам с уважением, защищай их от дурного обращения. Помни, что акты мести и взятие заложников запрещены;  не разрушай больше, чем того требует боевая задача;  если комбатанты неприятеля сдаются в плен, пощади их, разоружи их, обеспечь гуманное отношение к ним и их званию, доставь их к своему командиру;  гуманно относись к больным и раненным. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт

Слайд 20

Запрещенные методы Запрещенные средства Предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению или войскам неприятеля. Отдание приказа не оставлять никого в живых, угроза этим или ведение военных действий на этой основе. Убийство или ранение сложивших оружие. Использование не по назначению отличительных национальных и международных эмблем, сигналов, флагов. Принуждение противника принимать участие в военных действиях против его собственной страны. Атаки незащищенных городов. Разрушение памятников и других культурных ценностей. Удушающие, ядовитые и другие подобные им газы и жидкости. Бактериологическое, токсинное и химическое оружие, а также оружие неизбирательного действия. Разрывные, разворачивающиеся в человеческом теле пули, а также другие средства поражения, при ранении которыми увеличиваются страдания людей. Средства ведения военных действий, имеющие цель причинить ущерб природной среде. Мины-ловушки и устройства, схожие с детскими игрушками и безвредными на вид предметами. Оружие, поражающее осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (зажигательное оружие). Запрещенные методы и средства ведения войны (по МГП)

Слайд 21

Формы международно-правовой ответственности (по МГП): Политическая Материальная Санкция Индивидуальные и коллективные принудительные меры, применяемые для предупреждения или в качестве ответной меры на совершенное международно-правовое деяние Репарация Возмещение причиненного материального ущерба государством-агрессором натурой или деньгами Сатисфакция Предоставление удовлетворения пострадавшему государству (выражение сожаления, публичное извинение, наказание виновных, оказание особых почестей пострадавшему государству) Реституция Возврат имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

конспект урока в 11 классе по теме "Семейное право"

Урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия...

Урок "Основные нормы и значение Международного Гуманитарного Права"

Урок "Основные нормы и значение МГП", способствует пониманию учащихся необходимости соблюдения норм МГП, содействует формированию у учащихся таких качеств личности, как уважение к человеческому достои...

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"

  Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...