Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию "Подросток и закон"
план-конспект занятия по праву (8, 9 класс)

Губанова Ольга Васильевна

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию в форме интеллектуально – правовая игра «Подросток и закон». Способстует повышению правовой культуры и формированию норм нравственного поведения воспитанников старших классов с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правовая игра "Подросток и закон"46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию

Интеллектуально – правовая игра «Подросток и закон»

Цель: повышение правовой культуры и формирование норм нравственного поведения воспитанников.

Задачи:

  • расширять  систему правовых знаний участников игры, представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом; формировать навыки правомерного поведения;
  • развивать познавательную сферу, творческий потенциал воспитанников, коллективную ответственность за выполнение задания;
  • воспитывать положительное отношение к законам и их выполнению.

Целевая аудитория: воспитанники 7, 8 классов коррекционной школы – интернат.

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, презентация «Подросток и закон», приветствия для команды соперников, эмблемы для игроков, определение слова «Закон», дидактический материал для выполнения заданий, чистые белые листы, маркеры, клей.

Предварительная работа: составление конспекта занятия, выполнение презентации, проведение с воспитанниками мероприятий правовой направленности.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый вечер, дорогие друзья! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на сегодняшнем занятии. Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе. Если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет – отверните их от меня.

Прием обратной связи «Ладошки».

Воспитатель: Спасибо за поддержку, начинаем наше занятие.

Ребята, ваш возраст называется подростковым. Это сложный, но вместе с тем интересный возраст. Вы открываете для себя жизнь взрослых людей. Но вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Нельзя оступиться! Нельзя оказаться на пути нарушения закона. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От отсутствия денег, воспитания, сложившихся условий, до погони за легкими деньгами. Однако  незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение неизбежно ведет к наказанию. Как высчитаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Ответы детей. 

Воспитатель: Принимая во внимание все сказанное, давайте попробуем сформулировать тему занятия.

Ответы детей. 

Воспитатель: Итак, тема нашего занятия сегодня «Подросток и закон».  

Слайд 1. «Подросток и закон. Интеллектуально – правовая игра».

Воспитатель: Я думаю, вы догадались, что наше занятие пройдет в форме игры, в ходе которой мы попробуем разобраться, где в повседневной  жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. Перед ее началом я прошу каждого из вас сказать, чему он хочет научиться на сегодняшнем занятии?

Ответы детей воспитатель прикрепляет на доску.

  • Узнать что-то новое
  • Проявить себя в чём-то
  • Взять что-то для практического применения
  • Научиться работать в команде
  • Научиться отвечать полными ответами
  • Быть активным
  • Победить в игре
  • Научиться не бояться отвечать
  • Другое….

Воспитатель: Давайте вспомним правила проведения игры.

Ответы детей.

Слайд 1. «Подросток и закон. Интеллектуально – правовая игра».

  1. Основная часть.

Воспитатель: Командам было дано домашнее задание, подготовить приветствие для команды – соперника. Это первый конкурс нашей игры. Пожалуйста, поприветствуйте друг друга.

Раунд 1.  «Приветствие команд».

  1. Соревнуясь с вами,

Мы останемся друзьями!

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба вместе с ней!

  1. Привет, соперники – друзья!

Задора в нас не меньше.

Если победу поделить нельзя,

Пусть победит сильнейший!

Воспитатель: Вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах. Итак, первый конкурс «Разминка». Каждой команде по очереди будет задан вопрос, на который, если возможно, нужно ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Раунд 2.  «Разминка».

  1. Что такое закон? (Правило).
  2. Как называется наша страна? (Российская Федерация, Россия).
  3. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
  4. Как выглядит флаг России? (Трехцветное полотнище. Цвета сверху  вниз: белый, синий,  красный).
  5. Что изображено на гербе нашей страны? (Двуглавый орел).
  6. Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин).
  7. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
  8. В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет).
  9. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).
  10. В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии).
  11. Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт? (Обратиться в территориальный пункт миграционной службы).
  12. В каких ситуациях гражданину необходимо предъявлять паспорт? (При устройстве на работу,  при покупке билета на поезд и самолет, получении денег в банке, подаче заявления в загс).
  13. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
  14. Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).

Воспитатель прикрепляет на доску определение «Закон».

Воспитатель: Продолжим нашу игру. Глава 2 Конституции РФ определяет права и свободы человека и гражданина. Подумайте и ответьте, какие мы имеем права и обязанности. Распределите их в таблице.  

Раунд  3. «Права. Обязанности. Ответственность». Слайд 2.

- Жить и воспитываться в семье.

- Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

- Получить паспорт гражданина РФ.

- Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

- Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

- Работать в свободное от учебы время.

- Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

- Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

- Охрана здоровья.

- За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направления комиссией ПДН в специальные учреждения.

- Получить основное общее образование.

- Возмещение причиненного вреда.

Воспитатель: Все ли высказывания вы распределили в первые два столбика. Что осталось? Читайте по очереди. Что обозначают эти высказывания? Правильно остальные высказывания – это ответственность. За каждое нарушение правил необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо было бы нести ответственность».

Рассмотрим понятия нарушений. Дано три понятия «Проступок», «Правонарушение», «Преступление». Необходимо к этим понятиям подобрать из предложенных вам определения и зачитать их.

Раунд 4. «Подбери определение к понятию». Слайд 3.

Проступок -  это противоправное действие, которое не относится к общественно опасным (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). По факту их свершения, как правило, следует не наказание, а взыскание.

Правонарушение - это опасное деяние против правил, которое наносит вред не только отдельной личности, но и обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание.

Преступление – это общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Воспитатель: Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация 1.

Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Ответы детей. (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил).

Воспитатель: Что же все-таки нарушил Дима тем, что не посещал уроки в школе?

Ответы детей. (Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса: администрации школы, педагогов учащихся, их родителей).

Слайд 4. Устав школы.

Воспитатель: Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:

  • добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий;
  • не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия;
  • бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей;
  • уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Ответы детей. (Проступком).

Воспитатель: Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Ответы детей. (Директор может вызвать в школу родителей).

Воспитатель: Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация 2.

Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Ответы детей. (Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

Воспитатель: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». Слайд 4. Устав школы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация 3.

Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ответы детей. (Эти ребята совершили преступление).

Воспитатель: Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Слайд 4. Устав школы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитатель: Пришло время немного размяться. Сейчас мы с вами поиграем в «Сыщиков». Нарушитель на месте происшествия оставил улики: «следы» от обуви. Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне «следов» вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании. Команда 7 класса будет искать «следы» желтого цвета, а команда 8 класса – «следы» голубого цвета. По информации на «следах» нужно воссоздать картину происшествия (составить текст). Определить подлежит ли нарушитель ответственности. Если «да», то какой?

Раунд 5. «Сыщики». Слайд 5

Задание для команды 7 класса

«Происшествие в парке»

Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

Слова на следах:

…всем по 16 лет (2)

…в парке (4)

…пили пиво на скамейке (6)

…пошли гулять (3)

…день рождения Вани (5)

Друзья (1)

…подошли сотрудники полиции. (9)

…ругались нецензурной бранью (8)

…мальчики шумели (7)

Текст. Друзья, всем по 16 лет, пошли гулять в парке. У Вани был день рождения, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.

Задание для команды 8 класса

«Раскрытие преступления»

Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании преступления.

Слова на следах:

Вите 16 лет (1)

Витя сбежал с урока (2)

…пошел гулять (3)

Встретил мальчика Гену из соседней школы (4)

…стал его бить (5)

…у Гены сильные побои, перелом (6)

…Витя отобрал телефон у Гены (7)

Текст. Вите 16 лет, он сбежал с урока, и пошел гулять. Встретил мальчика Гену из соседней школы, стал его бить. У Гены сильные побои, перелом. Витя отобрал телефон у Гены.

Вопросы: Подлежит ли Витя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Воспитатель: Вы как самые настоящие сыщики легко справились с заданием. А теперь наступило время еще одного конкурса.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Из данных преступлений команда 7 класса выберет те, за которые учащиеся несут уголовную ответственность с 14 лет. А команда 8 класса выберет те преступления, за которые ответственность наступает с 16 лет.

Раунд 6. «Ответственность».

- убийство;              

- грабеж;

- побои;

- вымогательство;

- клевета;

- уничтожение или повреждение имущества;

- терроризм;

- мошенничество;

- захват заложника;

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

- вандализм;

- кража;

- продажа либо хранение наркотических веществ. Слайд 6,7.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера. За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

  1. Итог.

Воспитатель: Впереди еще один конкурс. Сейчас командам необходимо составить синквейн к слову «Закон». И тем самым подвести итог нашему занятию. Напоминаю вам, что синквейн – это стихотворение, состоящее  из пяти строк. Слайд 8. Правила написания синквейна.

Раунд 7. «Синквейн».

Закон
Суровый и справедливый.
Он учит нас понимать и выполнять.
Закон написан для народа!
Нормативно - правовой акт!

Закон

Беспощадный, справедливый

Наказывает, оправдывает, требует

Зал суда, раздаются аплодисменты

Невиновен

Воспитатель: Итак, давайте запомним, если человек совершает противоправные действия, нарушает тем самым правила поведения в обществе и права других людей за это придется отвечать  по всей строгости закона. Будем уважать закон и друг друга. Слайд 9.

А сейчас вспомните ваши личные цели, которые вы ставили перед началом занятия и скажите, чего вам удалось или не удалось добиться.

  1. Рефлексия.  Слайд 10. Спасибо за работу!

Воспитатель: На память о нашей сегодняшней работе, прошу вас оставить ваши портретики, показывающие как вы чувствовали себя на занятии. Прошу нарисовать:

- какими вы были вначале занятия;

- в конце занятия.

Спасибо за работу!

Использованные интернет – источники:

  1. https://infourok.ru/pravovaya-igra-podrostok-i-zakon-1216782.html
  2. http://uchitelya.com/obschestvoznanie/85421-grazhdansko-pravovaya-igra.html

Самоанализ  внеклассного мероприятия по правовому воспитанию

Тема: Интеллектуально – правовая игра «Подросток и закон»

Цель: повышение правовой культуры и формирование норм нравственного поведения воспитанников.

Задачи:

  • расширять  систему правовых знаний участников игры, представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом; формировать навыки правомерного поведения;
  • развивать познавательную сферу, творческий потенциал воспитанников, коллективную ответственность за выполнение задания;
  • воспитывать положительное отношение к законам и их выполнению.

Целевая аудитория: воспитанники 7, 8 классов коррекционной школы – интернат VIII вида.

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, презентация «Подросток и закон», приветствия для команды соперников, эмблемы для игроков, определение слова «Закон», дидактический материал для выполнения заданий, чистые белые листы, маркеры, клей.

Предварительная работа: составление конспекта занятия, выполнение презентации, проведение с воспитанниками мероприятий правовой направленности.

Структура занятия  соответствовала его цели, задачам  и форме и была представлена тремя этапами:

  1. Организационный момент.
  2. Основной этап – игра-соревнование.
  3. Итог занятия – подведение итогов, рефлексия.

На занятии использовались коррекционно – развивающие, игровые, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, а также некоторые приемы технологии критического мышления. Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Все этапы игры взаимосвязаны друг с другом. Предлагаемые задания разнообразны и практико ориентированы. Задания соответствовали выбранной форме мероприятия, учитывали возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. Эмоциональное состояние воспитанников на мероприятии: были активны, хотели показать свои знания, умения.

Данное мероприятие актуально и соответствует индивидуальным и коллективным запросам и интересам детей. Так как подросткам нравятся коллективные формы работы, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы.

Дифференцированный подход заключался в подборе заданий различной степени трудности, что позволило всем воспитанникам быть активными на занятии и создать тем самым для них ситуацию успеха.

Ожидаемые результаты: повышение правовой культуры и формирование норм нравственного поведения воспитанников; совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий.

Считаю, что поставленные задачи были реализованы, мероприятие достигло своей цели. Познавательный интерес воспитанников был на оптимальном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию молодёжи. Деловая игра "Закон на нашей земле". для учащихся 7-8 классов

Деловая игра преследовала главную цель, что наша жизнь регулируется правовыми нормами и человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества. Уважительное отношение к своим и чужим прав...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений. Тема: "Подросток и закон". 9 класс...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию "Мы- за здоровый образ жизни".

Цель: подвести учащихся к осознанному отказу от курения, употребления алкогольных напитков, наркотиков, основанному на знаниях о вредных последствиях; дать понятие преимущество крепкого здоровья и его...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственны...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию на тему "Знатоки права"

Мероприятие по правовому воспитанию направлено на формирование правовой культуры у воспитанников....

Внеклассное мероприятие "Азбука правовой культуры"

Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида с целью систематизации знаний об основных правах ребенка.Данное мероприятие может использоваться в р...