Программа мероприятий по профилактике террористической и экстремистской деятельности
методическая разработка по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antiterror.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа мероприятий
по профилактике террористической и экстремистской деятельности среди обучающихся общеобразовательной школы на учебный год с учётом возможного перехода на дистанционное обучение.
Подготовила: учитель ОБЖ
I квалификационной категории
Новикова Алина Вадимовна
Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации. В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. В связи с эпидемиологической ситуацией, возникшей в нашей стране, и возможным переходом на дистанционное обучение ранее реализуемые программы противодействию террористической и экстремистской деятельности среди обучающихся школы возникла необходимость перестроить для возможности их дальнейшей реализации. Данная программа мероприятий на учебный год может быть использована и при очном, и при дистанционном обучении. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и терроризма. Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки обучающихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами. В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Программа мероприятий по профилактике террористической и экстремистской деятельности среди обучающихся общеобразовательной школы с учётом возможного перехода на дистанционное обучение призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Цель программы: организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи программы:
- Формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
- Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
- Достижение необходимого уровня правовой культуры учащихся как основы толерантного сознания и поведения.
- Общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.
- Повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма.
- Проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской и террористической деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.
- Использование Интернета в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы информации, направленной на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера.
- Организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму.
- Повышение занятости молодёжи во внеурочное время.
Ожидаемые результаты программы:
∙ Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
∙ Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
∙ Противодействие проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.
∙ Повышение уровня компетентности обучающихся образовательного учреждения в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды и противодействия экстремизму.
Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:
∙ проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, и профилактике экстремизма и терроризма;
∙ проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
∙ проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в районных и городских мероприятиях и акциях;
∙ организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.
Механизм реализации программы:
Программа мероприятий рассчитана на учебный год и содержит следующие этапы:
1 этап |
| Июнь – август |
2 этап | - проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности; - реализация системы мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий; - мониторинг реализации программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий | Сентябрь - май |
3 этап | - обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы; - целеполагание на основе обобщенного опыта на новый учебный год. | Май - июнь |
Примерный перечень мероприятий, включенных в программу
- Проведение в школе конкурсов и мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма. Увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 100%.
- Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (круглые столы, диспуты, встречи и др.) Увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 100%.
- Реализация проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи (интерактивные тренинги, диспуты, конкурсы) Увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 100%.
- Проведение мониторинга правовой грамотности обучающихся. Увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 100%.
- Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей. Создание буклетов, памяток.
- Проведение родительского лектория, по вопросам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму. Повышение правовой грамотности родительской общественности.
- Участие представителей школы в мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах и иных мероприятиях), направленных на профилактику экстремизма в подростковой среде. Повышение правовой грамотности обучающихся, педагогов, родительской общественности.
Ожидаемые результаты программы
- Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
- Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
- Противодействие проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.
- Совершенствование форм и методов работы по профилактике проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации.
Примерный перечень мероприятий с обучающимися и их родителями с открытой возможностью выбора темы по профилактике экстремизма, терроризма, формированию атмосферы межэтнического согласия и толерантности в рамках очного и дистанционного обучения.
№ | Мероприятие | Время проведения |
Участие в городских мероприятиях по профилактике экстремизма и терроризма | 5-11 классы в течение года | |
Проведение разъяснительной работы с обучающимися по предупреждению экстремизма с участием представителей правоохранительных органов. | ||
Размещение на сайте школы материалов по толерантному воспитанию. | ||
Распространение памяток по обеспечению безопасности детей. | ||
Выставка – хроника в библиотеке школы | ||
Классные часы по профилактике экстремизма и терроризма. | ||
Организация и проведение родительских собраний , классных часов по профилактике проявлений экстремизма и асоциального поведения среди учащихся связанных с противодействием экстремизму: | ||
Декада информационнопросветительских мероприятий, направленных на противодействие терроризму, экстремизму, фашизму (День памяти Беслана, День памяти жертв фашизма, беседы по профилактике экстремизма) | ||
Неделя безопасности | ||
Единый день безопасности в Интернете. | ||
Выставка листовок «Как не стать жертвой преступления» | ||
Конкурс плакатов | ||
День единения народов. Классный час | ||
Вовлечение обучающихся в кружки, секции. | ||
Уроки обществознания, ОБЖ, посвященные антитеррористической и антиэкстримистской направленности. | ||
Мониторинг социальных сетей | ||
Классные часы, беседы. | ||
Подборка фильмов, посвященных антитеррору | ||
Разработка буклетов, совместно со старшеклассниками о противодействии терроризму |
Пример дистанционного мероприятия по профилактике террористической и экстремистской деятельности среди обучающихся общеобразовательной школы.
Беседа с учениками старшей школы «Почему мы об этом говорим?»
(при дистанционном обучении возможно использование различных платформ, например, платформы ZOOM)
Время проведения – 45 минут
Дополнительная подготовка: до проведения классного часа трём учащимся необходимо подготовить сообщение-презентацию о террористических актах (3 минуты):
- Беслан, 1.09.2004г.;
- Санкт- Петербург, 3 апреля 2017 г.; (метро)
- Санкт- Петербург, 27 декабря 2017 года. (магазин)
Этап | Деятельность | Время |
1 | Организационный момент. (Просмотр видеоролика) (https://www.youtube.com/watch?v=0FfZTo_EC58) Постановка проблемы: мы часто встречаем подобные социальные видеоролики. Что они стараются донести до нас? Какую проблему мы можем сформулировать? Почему данная проблема актуальна? | 3 мин |
2 | Основная часть. Обратимся к новейшей истории. Послушаем выступления ваших одноклассников. (сообщения-презентации учеников) Мы сейчас вспомнили всего три террористических акта, которые произошли на территории РФ. Чем они похожи? Чем отличаются? (обратите внимание на место действия, причины, последствия, чем опасны для нас). Давайте сформулируем, что называют терроризмом, какие виды терроризма существуют. Слово "террор" в переводе с латыни означает "ужас". Террористы - это жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас, вселить в нас страх. В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, вы знаете, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей. Большой город может встретить нас недружелюбно: угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Как обезопасить себя от того или иного вида терроризма? Дайте рекомендации. Проверим себя. (Просмотр видеоролика) https://www.youtube.com/watch?v=wMI_-Pb1oMY Особую угрозу нам могут причинить террористы, ведь они злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Они способны организовывать взрывы и убийства. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, взрослых, стариков. Себя преступниками они не считают. . Но террористов не нужно бояться. С ними борются специальные подразделения, правительства всех государств. Против терроризма сегодня - весь мир, люди всех национальностей, стран и континентов. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Кто же нас сможет защитить? https://www.youtube.com/watch?v=7SpoKtvlIxE Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. Задача разведчиков - определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность. Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. Но чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом - терроризмом. У людей, работающих в Национальном Антитеррористическом Комитете, мало свободного времени и практически нет выходных. Они выбрали эту нелегкую профессию для того, чтобы мы могли жить спокойной, привычной для нас жизнью: ходить в школу, на работу, встречаться с друзьями, путешествовать… Но, если террористам все же удается осуществить свои грязные замыслы, например, захватить в заложники детей в школе или взорвать жилой дом - НАК становится единой командой, где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду. | 30 мин |
3 | Закрепление материала беседы. Давайте сформулируем правила «Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора»
| 5 мин |
4 | Подведение итогов. (Просмотр видеоролика) https://www.youtube.com/watch?v=X__GJAvZ4_M Террористов не нужно бояться, ведь наш страх делает их только сильнее! Но необходимо будь внимательным и бдительным! Беречь свое здоровье и здоровье ваших близких! Помните, жизнь – одна, и её, как компьютерную игру, заново не начнёшь! | 7 мин |
Список используемых источников:
- https://www.mchs.gov.ru/
- http://nac.gov.ru/
- http://www.iro.yar.ru/
- http://www.kirov.spb.ru/sc/274/docs/prog_profextr.pdf ГБОУ СОШ №274
- https://infourok.ru/
- https://www.youtube.com/watch?v=wMI_-Pb1oMY
- http://www.uatk.ru/upload/iblock/bec/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА ГБОУ СОШ №684 НА 2012- 2015 ГГ.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией обществе...
ОБЖ_10класс_14_Профилактика террористической деятельности
Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы....
ОБЖ_10класс_16_Принципы и направления противодействию террористической и экстремистской деятельности
Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы....
Мероприятия по недопущению участия несовершеннолетних в экстремистской деятельности
Профилактические меры...
Памятка родителям по профилактике вовлечения подростков в деятельность запрещённых религиозных объединений, экстремистских движений и террористических организаций
Правила по снижению риска попадания ребенка в запрещённые религиозные, террористические организации и экстремистские движения...
Программа профилактики экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершеннолетних на 2016-2021 годы
Эта программа по профлактике экстремистской деятельности предназначена для МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"...
Профилактика экстремистской деятельности в образовательном учреждении
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполно...