Методическая разработка урока «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве»
план-конспект урока по праву (10 класс)

Урок в рамках преподавания права в профильном классе.  Основной целью урока является  формирование у обучаемых  представления  о таких понятиях как «форма защиты гражданских прав» и «условия возникновения юридической ответственности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

«Защита гражданских прав и ответственность

в гражданском праве»

Цель урока: 

Дать представление обучаемым о таких понятиях как «форма защиты гражданских прав» и «условия возникновения юридической ответственности».

Задачи урока: 

  • раскрыть понятия формы и способов защиты гражданских прав;
  • выделить признаки гражданско-правовой ответственности;
  • рассмотреть виды судов гражданской юрисдикции;
  • отрабатывать полученные знания применимо к юридическим ситуациям;
  • формировать гражданские качества обучаемых.

Оборудование: 

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация Power Point .

Основные понятия: 

  • гражданское право;
  • гражданско-правовая ответственность;
  • формы и способы защиты гражданских прав.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение темы урока.

Учебная задача.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте решим  задачу. Посетитель магазина разбил товар.

Вопрос: «Кто несет юридическую ответственность за нанесенный ущерб?».

Задача учителя – наводящими вопросами направить рассуждения обучаемых на понятие «защиты».

На интерактивную доску выводится тема «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве».

Слайд №1.

Вопрос: «Защита гражданских прав и юридическая ответственность – это один из признаков норм права.  Кто назовет их?».

Обучаемые должны назвать следующие признаки:

  • общеобязательность,
  • мера свободы,
  • формальноопределенность,
  • гарантированность государством.

(заранее отпечатанные признаки вывешиваются на стенде)

Вопрос: «К какому из названных признаков может быть отнесена тема сегодняшнего урока?».

Обучаемые должны назвать признак «гарантированность государством».

Сегодня на уроке в ходе изучения новой темы  нам предстоит решить следующие вопросы:

1. Способы защиты своих гражданских прав.

2. Условия возникновения  юридической  ответственности.

Раскрывать тему мы будем на основе докладов и в процессе  самостоятельного   изучения материала при решении юридической ситуации.

Доклад №1

На интерактивную доску выводится слайд № 2:  «Способы и формы защиты».

(Обучаемые  делают  записи)

Доклад №2

На интерактивную доску выводится слайд № 3: «Формы защиты».

Доклад № 3

На интерактивную доску выводится слайд № 4: «Условия юридической ответственности».

По окончании докладов внимание обучаемых переводится на раздаточный материал.

Перед вами на столах находятся папки с материалами к практической работе:

  1. Индивидуальные задания для решения спора по гражданскому праву.
  2. Материал по содержанию урока.
  3. Задания для подведения итога Вашей деятельности в ходе урока (рефлексия).

Индивидуальные задания:

№ 1. Судья. Назвать состав гражданского правонарушения. На основании иска потерпевшего вынести решение.

№ 2. Эксперт. На основании полученной на уроке информации, выбрать способ и форму защиты для истца и ответчика. Определить условия наступления юридической ответственности.

№3. Ответчик. Обосновать аргументы защиты. Дать определение понятия «гражданско-правоваяответственность». Перечислить признаки.

№ 4. Истец. Назвать состав правонарушения. Составить исковое заявление.

Ответы обучаемых должны быть примерно следующими:

Эксперт.

Форма защиты: судебная.

Способ защиты: Способ защиты выбирается судом в зависимости от характера нарушенного права (имущественное, неимущественное и допущенного нарушения права). Способы защиты прав предусмотрены в статье 12 ГК РФ. Одним из них, весьма существенным способом, является восстановление положения, которое существовало до нарушения права.

Есть и такой способ защиты гражданских прав, как возмещение убытков.

Может быть предусмотрен и такой способ защиты, как штраф.

Кроме этого, он может потребовать возмещение морального вреда. Под моральным вредом понимается причинение физических или нравственных страданий гражданину.

Ответчик.

Гостиница возражала против иска, ссылаясь на то, что Лебедев находился в общем номере и в соответствии с распоряжением администрации гостиницы, должен был сдать свои вещи в камеру хранения, работающую в гостинице круглосуточно. В указанном распоряжении говорится также, что администрация не несёт ответственности за пропажу из номеров гостиницы вещей, не сданных в камеру хранения. Это распоряжение вывешено в гостинице на видном месте, и Лебедев не мог не знать об установленных в гостинице правилах. Представитель гостиницы, в свою очередь, сослался на п. 31 «Правил проживания в гостиницах города», утвержденных главой администрации города, в котором сказано, что «гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение».

Судья.

Назвать состав гражданского правонарушения. На основании какой статьи.

Какое решение должен вынести суд?

  • Гражданский Кодекс РФ.
  • Часть 1. Статья 925. Хранение в гостинице


1. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей.

Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте.

2. Гостиница отвечает за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.

3. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.

4. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.

5. Правила настоящей статьи соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях.

  1. Подведение итогов.

В завершении урока ответим на некоторые вопросы.

Вопросы: «Тема урока, способы  защиты, формы защиты,  признаки гражданско-правовой ответственности,  условия привлечения к юридической ответственности?».

Обучаемые должны назвать:

Тема: Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве.

Способы: Восстановление положения, которое существовало до нарушения права, возмещение убытков, штраф, возмещение морального вреда.

Формы: Судебная и самозащита.

Признаки гражданско-правовой ответственности: Имущественный характер, ответственность одинакова за одинаковые нарушения, носит компенсационный характер.

Условия привлечения к юридической ответственности: Противоправность деяния, наличие вреда (убытков), причинная связь между деянием и убытками, вина причинителя.

Рефлексия:

Техника «Синквейн».

Техника «Рефлексивная мишень».

Анкета «А напоследок я скажу».

Анкета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Защита окружающей среды»

«Защита окружающей среды» на основе УМК М.З. Бибалетовой «Enjoy English-5». Этот урок является итоговым уроком во втором разделе учебника «Ты - лучший друг планеты». Методическое значение предлагаемой...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

Методическая разработка по обществознанию для 10 класса (базовый уровень). Раздел "Право"

В последние 10-15 лет произошли кардинальные изменения в общественном, политическом, экономическом устройстве страны.Сегодня, как никогда остро, общество нуждается в распространении юридических знаний...

Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры среди обучающихся "Мои права" (круглый стол)

В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное на...

Методическая разработка по теме «Наркомания и уголовная ответственность»

Методическая разработка по теме «Наркомания  и уголовная  ответственность»...

Методическая разработка ОТКРЫТЫЙ УРОК по основам безопасности жизнедеятельности Тема: «Гражданская оборона»

Методическая разработка ОТКРЫТЫЙ УРОК  по основам безопасности жизнедеятельности  Тема: «Гражданская оборона»...