Рабочая программа по природоведению 5 класс.
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Рабочая программа по природоведению 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass..doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

 .

Рабочая программа

по природоведению 5 класс

                                                         составлена учителем биологии

                                                          Комаровой М.Д.


Пояснительная записка

   Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по природоведению (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236),  примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.).

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану  для 5  класса предусматривает обучение в объёме 0.3 часа в неделю (всего за год 11 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.

Особенности организации учебного процесса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области природоведения, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по природоведению составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Введение

7

1

6

Размножение живых организмов.

11

2

9

Взаимодействие живых организмов

5

1

4

Питание живых организмов

15

1

14

Дыхание организмов

5

2

3

Многообразие живого мира

13

2

11

Жизнь в сообществах. Экосистема.

10

2

9

Резервное время

2

0

2

Итого

68

11

57

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на 2 ступени  образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций:

  1. Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.
  2. Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
  3. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
  4. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
  5. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  2. Поиск необходимой информации в справочных изданиях; использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.
  3. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики.
  1. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой, химией, астрономией, экологией.

      При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устные и письменные зачетные работы.

итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

формы: устные и письменные зачетные работы.

 Формы занятий

1. групповые консультации

2. зачет

Формы  и методы проведения зачета:

1. Тест.

2. Письменный зачет.

3. Устно-индивидуальный опрос.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., дораб.- М.:«Вентана-Граф», 2000г.

а также методических пособий для учителя:

Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2002;

дополнительной литературы для учителя:

Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен

знать:

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы
  1. их простейшую классификацию
  1. отдельные методы изучения природы
  1. основные характеристики погоды
  1. факторы здорового образа жизни
  1. экологические проблемы своей местности и пути их решения

уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности
  2. узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных
  3. определять название растений и животных с использованием атласа- определителя
  4. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  5. указывать на модели положение Солнца и  Земли в Солнечной системе;
  6. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  7. описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  8. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  9. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  10. использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  11. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  12. кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;
  13. использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  14. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  15. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;  следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными  растениями, домашними животными;
  5. оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Средства обучения.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
  2. Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;
  3. Глобус.

3. Технические средства обучения

  1. Ноутбук;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экран проекционный;
  4. Микроскоп.

4 Учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.

5. Натуральные объекты

Коллекции, образцы:

  1. Гербарии

Основное содержание:

1. Введение:

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

Основные понятия: Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.

Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа».

2. Размножение живых организмов.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного и двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление- условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

Основные понятия: Однополые и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.

Лабораторная работа: « Строение семени фасоли».

3. Взаимодействие живых организмов.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды.  Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник – жертва», «паразит – хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Основные понятия: Экология – наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

4. Питание живых организмов.

Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии. Питание хищников, паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание, как способ добывания энергии.  Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании живых организмов.

Основные понятия: Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии.

Растения – созидатели органического вещества. Животные и человек – потребители  органического вещества. Вода – растворитель. Нитраты.

5. Дыхание организмов.

Наличие кислорода – необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка – целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка- единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

6. Многообразие живого мира.

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь а лесах, пустыне, водоеме, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие – условие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия: Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Шесть царств: Простейшие. Бактерии. Вирусы. Растения. Животные. Грибы. Характеристика различных сред обитания. экологические факторы.

7. Жизнь в сообществах. Экосистема.

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов сообществе. Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Основные понятия: Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.


Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.


                                                               

                                                                                 

Тематическое планирование на 2011-2012 учебный год.

Предмет: Природоведение

Класс: 5  

 

Учитель:  Комарова Мария Дмитриевна

Количество часов в год –  11

Количество часов в неделю -0.3

 

Лабораторных работ -2

Зачетов – 4

 Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений  6-9 классы . Составитель В. С. Кучменко М.: Дрофа 2004г

 

Учебник: Т.С. Сухова,  В.И. Строганов. Природа. Введение в биологию и экологию.  М.: «Вентана-Граф» , 2000 г.


урока

                     Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

1.Введение – 1 час.

1

Введение. Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа».

Комбинированный урок

§ 1-5

2. Размножение живых организмов – 2 часа.

2

Размножение живых организмов. Размножение животных.

Изучение нового материала

§ 6-7

3

Размножение растений. Обоеполые растения.  Переселение растений. Лабораторная работа № 2 « Строение семени фасоли».

Комбинированный урок

§ 8-11

Зачет № 1  по теме «Размножение живых организмов».

Контроль ЗУН.

3. Взаимодействие живых организмов -1 час.

4

Приспособленность живых организмов к условиям среды. Роль растений в жизни человека и животных.

Комбинированный урок.

§ 13-14

4. Питание живых организмов – 1 час.

5

Питание растений и животных.  Питание паразитов.

Комбинированный урок.

§ 17-26

Зачет № 2 по темам: «Взаимодействие и питание живых организмов».

Контроль ЗУН.

5. Дыхание организмов – 2 часа.

6

Дыхание организмов.

Комбинированный урок.

§ 28-30

7

Обобщающий урок по темам « Размножение, питание и дыхание организмов».

Обобщающий урок.

Подготовка к зачету.

Зачет № 3 по теме: «Дыхание организмов».

Контроль ЗУН.

6. Многообразие живого мира – 2 часа.

8

Классификация живых организмов.

Комбинированный урок.

§ 34-38

9

Среда обитания. Обитатели воды, суши, почвы и организма.

Комбинированный урок.

§ 39-43.

7. Жизнь в сообществах. Экосистема – 2 часа.

10

Жизнь в сообществах. Экосистема. Человек и природа.

Лекция с элементами беседы.

§ 44-48

11

Обобщающий урок по темам «Многообразие живого мира. Жизнь в сообществах. Экосистема».

Обобщающий урок.

§ 34- 47.

Зачет № 4 по темам: «Многообразие живого мира. Жизнь в сообществах. Экосистема».

Контроль ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...