Рабочая программа
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Сафронова Марина Вячеславовна

по природоведению 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_kl.docx82.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное образовательное учреждение                                                                         «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                              Утверждено:                                       Рассмотрено                                  Зам. директора                                          Директор школы                                на педагогическом совете                     по УВР ____ (Родина Л. И.)                      ______ (Пузикова Т.В.)                     протокол №1 от 30. 08. 12 г.  

                                                                                                                                               

Рабочая программа по природоведению 5 класса

Учитель: Сафронова М.В.

2012-2013 уч.год.

                                                                         Структура программы

Стандарт основного общего образования по природоведению.

Пояснительная записка.  

  Учебно-методический комплект.                                                                                                                                                        

Требования к уровню подготовки учащихся.

Основное содержание тем.

Примерные тестовые и контрольные работы.

Календарно-тематическое поурочное планирование.



СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ


Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И   ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Опыт практической деятельности

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. 

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,                         программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему базисному учебному плану 2012года, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс»,  М., «Дрофа» 2007-10г.

        Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

        Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для

изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

        Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

        Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

          Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. 

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».                                                                                                         2.Областной закон «Об образовании Ростовской области».                                                                                          3.Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.                                                                                                                                                     4. Приказ Минобразования «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004 г. № 1089.                                                                                                                                                                                                       5.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. М.: «Дрофа», 2009 г.                             

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен                                                                                                               знать/понимать:

о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

строение  живой клетки (главные части);

царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Основная литература:

 1.Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2008.

 2.Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2009.

 3.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2004 (рабочая тетрадь для учителя);

 4.Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Методическая литература:

Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя.   - М.: Дрофа, 2005.

 Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.

Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

         

Содержание                                                                                                                                                                                                     70 часов (2 часа в неделю)

                                                                                         Введение (2 часа)

           Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают

природу.

Вселенная (6 часов)

          Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры

звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

        Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

        Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

        Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

        Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

          №1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них

экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

          №2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

Строение и свойства веществ (11 часов)

          Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких

и газообразных тел.

        Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

        Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

        Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений  природы в повседневной жизни.

        Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

            №3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Электрические явления (4 часа)

           Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические разряды в природе. Электрический ток. Управление электрическим током. Электростанции. Электрификация.

         Демонстрация опытов по электризации тел путем трения, с электрофорной машиной, с электроскопом.

Воздух (6 часов)

           Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение

воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

           Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

           Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с

высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

        Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

        Значение воздуха в природе. Охрана воздуха

        

        Демонстрация модели флюгера (определение  направления ветра с помощью модели флюгера).

        Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторная работа

            №4.          Описание погоды за месяц.

Вода (7 часов)

               Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

                Вода – растворитель. Растворимые  и нерастворимые вещества. Растворы в

природе.

        Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Горные породы (5 часов)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий,

галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

        Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

        Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные  работы

№5 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их

свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими

свойствами.

Почва (4 часа)

          Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

          Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

           Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

           Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Организмы (7 часов)

          Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни

организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

        Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

        Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

        Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

        Причины сокращения организмов.

        Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Растения (6 часов)

      Характерные признаки растений.  Растения цветковые и нецветковые. Цветковые

Растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые  растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

        Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

        Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

        Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные  работы

        №6. Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах.

        .

        №7. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на

прорастание семян культурных растений.                                                                                                                              

№8.Определение названий растений с помощью атласа-определителя

Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких,

охраняемых и ядовитых).

Грибы (2 часа)

      Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

№9.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них.

Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

        Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

        Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.    Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

        Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

№10. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

     

Человек, его здоровье и безопасность жизни (3часа)

       Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные

привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

        Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы,

ливней, под градом и др.)

        Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

                Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы

№11. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития

с возрастными нормами.                                                                                                                                                                   

№12-14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Резерв – повторение и обобщение (2 часа)

      В тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с  распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.  

       В рамках преподавания курса природоведения могут  быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением  отдельных разделов  курса природоведения  необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс (учебник). М.: Дрофа, 2002  ;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.: Дрофа,2002;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);

Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

       Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.                                                                                                                                                                                                          

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

                                                 Тест по теме «Вселенная»                                                                    Критерии оценки:                                                                                 8б- «2»    9-10 б – «3»    11-12 – «4»   13-14б – «5»                                            Выберите один правильный ответ(1б).

1. Звезды - это:

а)        обломки планет;

б)        раскаленные газовые тела шарообразной формы;

в)        маленькие планеты;

г)        естественные спутники планет.

2. Смена дня и ночи происходит на Земле оттого, что:

а)        Земля вращается вокруг Солнца;

б)        ось Земли наклонена;

в)        Земля вращается вокруг своей оси;

г)        Земля освещается Солнцем.

3 Орбита - это:

а)        воображаемая траектория движения Земли вокруг Солнца;

б)        ось, вокруг которой вращается Земля;

в)        воображаемая линия, условно делящая земную поверхность
на две половины.

4. Луна это                                                                                                         а) спутник Земли;  б) небесное тело;  в) маленькая звезда.

        5.        Солнце - это:

а)        планета;

б)        спутник Земли;
в) звезда.

6.        Солнечная система состоит из:

а)        планет и метеоритов;

б)        Солнца и звезд;

в)        планет, астероидов, естественных спутников, метеоритов и
комет.

7.        В состав Солнечной системы входят:

а)        8 планет,

б)        10 планет;

в)        9 планет.

8.        Ближе всего к Солнцу:

а)        Меркурий;

б)        Сатурн;

в)        Венера;

г)        Юпитер.

9.        По третьей орбите вокруг Солнца вращается:

а)        Венера;

б)        Земля;

в)        Плутон;

г)        Луна.

10.        Смена времен года происходит на планете:

а)        Венера;

б)        Марс;

в)        Нептун;                                                                                                                                                                                                                                                     г) Сатурн                                                                    

            Часть В. (2б)  Установите соответствие между объектами природы и их признаками                                                                 Объекты природы:                                                                                                                                                                                                                        1. Солнце                                                                                                                                                                                                                                                2. Планета                                                                                                                                                                                                                                         3. Астероид                                                                                                                                                                                                      4. Луна                                                                                                                                                                                                                                                 5. Земля

Признаки объектов:

а)        поверхность покрыта кратерами;

б)        совершает один оборот вокруг Солнца за 365 дней;

в)        гигантский пылающий газовый шар;

г)        светятся отраженным солнечным светом;

д)        малая планета.

1

2

3

4

5

Если   вы   согласны   с  утверждением,   отвечайте «да», если  не согласны - «нет»:

Кометы состоят из сгустков твердых частиц и газа.

Метеориты состоят из кристалликов льда.

Атмосфера - это озоновый слой.

Компас используется для наблюдения звездного неба.

В високосном году 365 дней.

Тестовая работа по теме «Строение и свойства вещества»                                                                                                                       Критерии оценки: 6б. – «2» 7-9б – «3» 10-12б – «4»  13-15б – «5»

Выполнение тестов. Выберите один правильный ответ.  (1б)                                                                    1. Твердые тела:                                                                                                                                                                                 а) способны сохранять неизменными форму и объем;                                                                                                                                        б) не способны сохранять неизменными форму и объем.

2. Жидкости:

а)        способны сохранять объем;

б)        не способны сохранять объем;

в) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.                                                                                                                                                                                                                3.        Газы:

а)        способны сохранять форму и объем;

б)        способны сохранять объем, но не способны сохранять форму;

  в) способны принимать форму того сосуда, в котором они        находятся.

4.        К органическим веществам относятся:

а)        вода;      б) соли;         в) углеводы.

5.        К простым веществам относится:
  а) кислород;       б)        вода;            в)        углекислый газ.

6.        К сложным веществам относятся:
а) озон;         б) кислород;                     в) азот;                          г) белки.

7.        Вещества, образованные атомами одного вида, называют:
а) сложными;

  б) простыми;

в)        неорганическими;

г)        органическими.

8.        Сложное вещество образовано:

а)        атомами одного химического элемента;

  б) атомами разных химических элементов.

9.        К физическим явлениям относится:
 а) таяние сосульки;

б)        набухание почек;

в)        перегнивание листьев.

10.        К химическим явлениям относится:

 а) медленное окисление в живых организмах;

б)        гроза;

в)        ветер.

11. Выпишите в таблицу, распределив по соответствующим колонкам, следующие слова: свинец, свист, рельс, ракета, алюминий, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мед, самолет, мел.

Тела

Вещества

Явления

12. Заполните схему:

Разнообразие веществ

_/  \_

     _/\_    

Решение задач.

Задача 1. Облака - это тот же туман, но находящийся высоко в воздухе над земной поверхностью. Как образуются облака?

Задача 2. Для чего проветривают помещение после уроков?

Задача 3. Почему если на человеке загорелось платье, на него надо сразу же набросить одеяло, пальто или другую плотную одежду.

Тест по теме « Воздух. Вода».                                                                                                                                                                     Критерии оценки:                                                                                                                                                                                                                    4б – «2»                  5-6б – «3»                 7-8б – «4»                       9-10б – «5»

                                                                                                                                                                                                               Выберите правильный ответ (1б)                                                                                                                                             1.Какую оболочку Земли образует вода:                                                                                                                                          а) литосферу   б) гидросферу  в) биосферу  г) атмосферу                                                                                               2.Передача тепла от более нагретой части тела к менее нагретой, называется                                          а)теплоемкостью     б) теплопередачей     в) теплопроводностью                                                                                                                                                                                  3. Пар – это                                                                                                                                                                                                          а) газ прозрачный и невидимый  б)капельки воды в воздухе  в)белое облако                                                                 4.При охлаждении вода                                                                                                                                                                        а) расширяется, ее объем увеличивается                                                                                                                                               б) сжимается, ее объем уменьшается                                                                                                                         в)замерзает                                                                                                                                                                                 5.При переходе из жидкого состояния в твердое вода                                                                                                           а) увеличивает свой объем                                                                                                                                                                                                                  б) уменьшает свой объем                                                                                                                                                                                                                           в) не изменяет свой объем                                                                                                                                                                                                                  6.Жидкость, содержащую посторонние вещества, которые                                                                                                                   равномерно в ней распределены, называют                                                                                                                                              а)взвесью       б) смесью         в) раствором                                                                                                                                                                   Выберите несколько правильных ответов (2б)                                                                                                                                            7. Выберите свойства, характерные для воды                                                                                                                                        а)  прозрачность                                                                                                                                                                                                                                                         б) текучесть                                                                                                                                                                                                                                                              в) плохая теплопроводность                                                                                                                                                                                                                    г) твердость                                                                                                                                                                                                                                                                                     д) плохой растворитель                                                                                                                                                                                                                            8.Соотнесите работу воды                                                                                                                                                                                         1)Разрушительная                   А)Среда обитания для организмов                                                                                      2) Созидательная                     Б)Наводнения                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                      В)Размыв почвы                                                                                        

                                                      Г) Для прорастания семян                                                                                                                            

                                                     Д) Образование оврагов и пещер.          

   Тест по теме «Горные породы».                                                                                                                                                 Критерии оценки:                                                                                                                                                                                                                    7б – «2»                  8-10б – «3»                 11-13б – «4»                       14-16б – «5»                                                                                                                          Выберите один правильный ответ.(1б)                                                                                                                                  

1.К внутренним оболочкам Земли относится                                                                                                                               а) атмосфера       б) гидросфера       в) ядро, мантия, земная кора       г) биосфера                        2.Магматические горные породы сформировались из                                                                                                       а) расплавленной магмы                                                        б) обломков древних пород                                                     в) магматических и осадочных пород                                 г) в результате выветривания                                3.Осадочные горные породы сформировались из                                                                                                             а) расплавленной магмы                                                        б) обломков древних пород                                                                    в) магматических и осадочных пород                                 г) в результате выветривания         4.Метаморфические горные породы сформировались в результате                                                                          а) оседания обломков древних пород                                б) извержения вулканов                                                               в) действия высокой температуры и давления                 г) выветривания                                                                                5.К обломочным горным породам относят                                                                                                                         а) гранит                  б) мрамор                в) щебень                 г) известняк                                                                             6.Тела природы, которые возникли в результате естественных процессов, происходящих в земной коре, называют                                                                                                                                                                                                     а) горными породами          б) минералами              в) металлами             г) продуктами выветривания                                                                                                                                                                   7.Все горные породы и минералы, которые использует человек, называют                                                               а) полезными ископаемыми      б) металлами       в) продуктами выветривания           г) рудами                                         8.К рудам черных металлов относят                                                                                                                                           а) магнитный железняк        б) медный колчедан       в) боксит                  г) свинцовый блеск                                  9.К цветным металлам относят                                                                                                                                                       а) железо                      б) алюминий                              в) чугун                                 г) сталь                                                                10.Черные металлы в отличие от цветных  металлов                                                                                                                а)  блестят          б)  имеют цвет                       в) плавятся                   г) притягиваются магнитом             11.Разделите предложенные горные породы:                                                                                                                            гранит, мрамор, известняк, мел, базальт, кварцит, гравий, гипс, галька    на соответствующие группы:                                                                                                                                                А) Магматические        Б) Осадочные            В) Метаморфические             Г) Обломочные.                      12.Соотнесите полезные ископаемые и группы                                                                                                          1)медный колчедан                                                                                        А) Рудные                                                2)боксит                                                                                                              Б) Нерудные                                                                                                                                                                                                                                                                3) нефть                                                                                                                                                                                             4)песок                                                                                                                                                                                  5)бурый железняк                                                                                                                                                                                  6) каменная соль                                                                                                                                                            13.Выберите природные факторы, которые разрушают горные породы                                                                                а) солнечные лучи   б) живые организмы   в) деятельность человека   г) ветер   д)давление    е) вода                                                                                                                                                                           14.Выберите свойства, характерные для металлов                                                                                        а)хрупкость                     б)твердость                      в)ковкость                   г)плохая теплопроводность                        д)тягучесть                       е) хорошая теплопроводность и электропроводность          ж)блеск                                   з) не имеют блеска         и)плавятся                       к) не плавятся                                                                                                                                                

Дайте краткий ответ.                                                                                                                                                                          15.Ножи и ножницы делают из стали, а не из железа. Как вы думаете почему?                                                             16. Как человек использует горные породы?                                                                                                                            

Тестовая работа по теме «Организмы».                                                                                                          Критерии оценки:                                                                                                                                                                                                                    4б – «2»                  5-7б – «3»                 8-10б – «4»                       11-13б – «5»                                                                                                                                                                                                                                   Часть А. Выберите  правильный ответ(1б):

1.        К телам живой природы относятся:
а) вода;

б)паук;

в)        береза;

г)        почва.

2.        Свойствами живых организмов являются:
а) питание и дыхание;

б)электропроводность;

в)        горение;

г)        растворимость.

3.        Живым организмам для дыхания необходим:
а) углекислый газ;

б)кислород; в) азот.

4.        Питание - это:

а)        поступление в организм углекислого газа;

б)        поступление в организм кислорода;

в)        получение организмом необходимых для жизнедеятельности
веществ из окружающей среды;

г)        освобождение организма от ненужных веществ.

           5.        Размножение свойственно:
         а) всем телам природы;                                                                                                                                                                                                                                                      б) телам неживой природы;                                                                                                                                                                            в) только живым организмам.

Часть В.(1-2б)                                                                                            6.Закончите предложение:

Микроскоп - это        прибор.

 Впервые рассмотрел клетки под микроскопом        .

Клетка состоит из        .

Главная часть клетки -        .

Ткань - это        .

          6) Орган - это        .

7. Установите правильную последовательность:

Ткань

Орган

Клерка

Организм                                                                                                                                                                                                                                                                                                              8.  Установите   принадлежность   факторов   среды к той или иной группе:

Факторы среды        Группы факторов среды

Температура        а) факторы неживой природы

Свет        б) факторы живой природы

Влажность

Микроорганизмы

Человек

Растения

Животные

1

2

3

4

5

6

7

9.Установите   соответствие   между   организмами и особенностями их строения.

Организмы        Особенности строения

1. Вирусы        а) одноклеточные

Бактерии

Амеба

Хламидомонада

Дождевой червь

Бабочка

Папоротник

1

2

3

4

5

6

7


б)        многоклеточные

в)        неклеточные

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                 Тематическое планирование курса «Биология» 5 класс (70 ч)

Название раздела

и темы

К-во

ча-сов

Тема урока

Дата прове-дения

Дом.зад.

Тип урока

Лаб.

работы

Основные

понятия темы

Умения и навыки

Оборудование

Введение

2

1. Природа живая и неживая.

4.09

Стр.5-9

тела живой и неживой природы картины

2. Человек и природа.

5.09

Экс-курсия

Тема 1. Вселенная.

6

1.Звездное небо.

11.09

§1

лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-игра, урок-путешествие.

Звезды, созвездия, ось Земли, Северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое вращение Земли, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, Луна, Солнце, Солнечная система, звезды, планеты, кометы, метеоры, метеориты.

Выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради, делать сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал учебника и дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли.

фотографии, рисунки. карты, атласы таблицы             " Планеты Солнечной системы"

глобус, компас, фотографии Земли физическая карта полушарий, фотографии Земли, глобус

2. Земля – наш дом.

12.09

§2

Лаб. раб.№1

3. Оболочки Земли.

18.09

§ 3

4. Луна – спутник Земли.

19.09

§4

5. Солнце – источник света. Солнечная система.

25.09

§5

Лаб. раб.№2

6. Вселенная. Обобщающий урок. Тест по теме «Вселенная»

26.09

Повт.§1-5

Тема 2. Строение и свойства вещества.

11

1. Тела и вещества.

2.10

§6

Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-игра, урок-путешествие.

Вещества, состояние веществ, свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, смеси, молекулы, атомы, химический элемент, химический

знак, движение молекул, диффузия в газах, сила притяжения, простые и сложные вещества, органические и неорганические вещества, физические и химические явления, горение, топливо, окисление, дыхание.

Выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради, составлять рассказы, сообщения, используя ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Иметь представление о строении молекул некоторых веществ.

вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии

Колба, стакан, вода, ластик, пружина, пластилин, возд. шарик

железо, сера, вода, сахар

модели молекул веществ

2. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

3.10

§7

Лаб. раб. №3

3. Вещества и смеси.

9.10

§8

4. Молекулы. Атомы. Элементы.

10.10

§9

5. Движение частиц вещества.

16.10

§10

6. Взаимодействие частиц.

17.10

§11

7. Разнообразие веществ.

23.10

§12

8. Физические и химические явления.

24.10

§13

9. Горение.

30.10

§14

10. Окисление.

31.10

§15

11. Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Тест по теме «Строение и свойства вещества»

13.11

Повт. §6-15

Тема 3. Электрические явления

4

1. Электризация тел. Электрические заряды.

14.11

конспект

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ.

Электризация тел, электрические заряды, проводники электрического тока, изоляторы, электрический разряд, молния, молниеотвод, электрические, станции, генератор.

Выполнять сообщения рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Оборудование для опытов фотографии электростанций

2. Электрический разряд. Молния.

20.11

конспект

3. Электрический ток.

21.11

конспект

Электрические станции на службе у человека.

27.11

конспект

Тема 4. Воздух.

6

1. Воздух – смесь различных газов.

28.11

§16

лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок- путешествие.

Состав воздуха, примеси, вес и давление воздуха, атмосферное давление, барометр, температура воздуха, снеговая линия, облака, осадки, ветер, флюгер, погода.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

схема "состав воздуха"

оборудование для опытов

барометр

2. Свойства воздуха.

4.12

§17

3. Вес воздуха и атмосферное давление.

5.12

§18

4. Изменение давления воздуха с высотой.

11.12

§19

5. Погода.

12.12

§20

Лаб. раб. №4

6. Воздух, его значение в природе и жизни человека.

18.12

Повт. §16-20

Тема 5. Вода.

7

1. Три состояния воды.

19.12

§21

Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-путешествие, групповая работа.

Три состояния воды, теплопроводность. Туман, пар, сжатие и расширение воды, кипение воды, плавление льда, раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

лабораторное оборудование и реактивы

2. Тепловое расширение воды.

25.12

§22

3. Температура кипения и плавления льда.

26.12

4. Вода – растворитель.

15.01

§23

5. Работа воды в природе.

16.01

§23

6. Обобщающий урок по темам «Воздух» и  «Вода».

22.01

Повт. §16-23

7. Контроль знаний по темам «Воздух» и  «Вода».

23.01

Контроль знаний и умений по темам.

тест

Тема 6. Горные породы.

5

1. Внутреннее строение Земли. Горные породы.

29.01

§24

Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ.

Лаб. раб. №5

Внутренние оболочки Земли, горные породы, минералы, выветривание, виды горных пород, руды, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

коллекции горных пород и минералов обломочные горные породы, фотографии, рисунки коллекции металлов, нерудных полезных ископаемых

2. Разрушение горных пород.

30.01

§25

3. Полезные ископаемые. Металлы

5.02

§26

Лаб. раб.№6

4. Охрана недр.

6.02

Повт. §24-26

5. Тестовая работа по теме «Горные породы»

12.02

Контроль знаний и умений по теме

тест

Тема 7. Почва.

4

1. Образование почв и их разнообразие.

13.02

§27

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ,

Структурная и бесструктурная почва, почвенный горизонт, кислые почвы, солончаковая почва, капилляры, органические и неорганические удобрения, эрозия почв.

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу,  ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

образцы различных почв, физическая карта России таблицы елового леса, луга

2. Состав и свойства почвы. Уход за почвой.

19.02

§28-29

3. Почва и растения.

20.02

§30

4. Разрушение почв.

26.02

§31

Тема 8. Организмы.

7

1. Организм и его свойства.

27.02

§32

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ,

урок-игра, урок-путешествие.

Организм, среда обитания, факторы среды, экология. приспособленности организмов. относительный характер приспособленности, лупа, микроскоп. оболочка, цитоплазма. ядро, одноклеточные организмы. неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы.

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

гербарный материал, муляжи, лупа, микроскоп микропрепарат клетки

2. Среда обитания организмов. Экология.

5.03

§33

3. Увеличительные приборы.

6.03

§34

4. Клеточное строение организмов. Ткани.

12.03

§35

5. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

13.03

§35

6. Обобщающий урок по теме «Организмы».

19.03

Повт. §32-35

7. Тестовая работа по теме «Организмы»

20.03

Контроль знаний и умений по теме

тест

Тема 9. Растения.

6

1. Признаки растений.

2.04

§36

лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-игра.

Признаки растений, пигмент, хлорофилл, фотосинтез, растения цветковые и нецветковые, органы цветкового растения, ядовитые растения, культурные растения, центры происхождения культурных растений.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

таблицы, гербарии образцы культурных растений комнатные растения

2. Разнообразие растительного мира.

3.04

§37

Строение цветковых растений.

9.04

§38

Лаб. раб. №7

4. Дикорастущие растения. «Зеленая аптека».

10.04

§39

Лаб. раб. №8

5. Красная книга растений.

16.04

§40

6. Многообразие культурных растений.

17.04

§41

Тема 10. Грибы.

2

1. Разнообразие грибов.

23.04

§42

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ

Одноклеточные и многоклеточные грибы, шляпочные, плесневые грибы. грибы-паразиты. ядовитые грибы

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

таблицы и муляжи грибов

2. Шляпочные грибы.

24.04

§43

Лаб. раб. №9

Тема 11. Живот ные.

5

1. Признаки животных.

30.04

§44

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ.

Животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные. среды обитания, сельскохозяйственные животные, животноводство.

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме..

коллекции, муляжи, чучела

2. Условия жизни и многообразия диких животных.

7.05

§45

3. Значение диких животных и их охрана.

8.05

§46

Лаб. раб. №10

4. Домашние животные.

14.05

§47

5. Связи живого и неживого.

15.05

§48

Пищевые связи, цепи питания.

Тема 12. Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

3

1. Человек и окружающая среда.

21.05

§49

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ

Лаб. раб. №11

Система органов, факторы среды обитания человека, функция, первая помощь при ушибах, растяжении связок, при кровотечениях; вредные привычки, алкоголь, наркомания.

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, Интернет, создавать презентации. Проводить наблюдения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

таблицы, рисунки

2. Как беречь свое здоровье и жизнь?

22.05

§50

Лаб. раб. №12-14

3. Вредные привычки и их предупреждение.

28.05

§51

Резерв

2

29.05

итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...