"Путешествие в страну цветов" 5 класс. Природоведение.
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Открытое занятий для родителей учащихся 5 класса. Время проведения весна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Путешествие в страну цветов.

 Звучит фрагмент музыки  П. И. Чайковского  из балета «Щелкунчик»-  

« Вальс цветов».

Учитель: Ребята! Вы наверное уже поняли, что у нас сегодня необычный урок…Начался он  с очень красивой музыки. А  знаете ли вы, что это за мелодия? Кто её автор? Где её можно услышать? Раз у нас сегодня всё так необычно, то давайте немного пофантазируем. Итак, мы в прекрасном сказочном саду…(звучит тихая музыка).  Вы не Маши, Кати, Алёши, а чудесные маленькие цветочки, которые растут на  4 клумбах. Я не учитель, а садовник…

-Дорогие мои цветочки, скажите, пожалуйста, какую грубую ошибку допустил садовник? Почему?

Правильно! У нас на клумбах встретились цветы, растущие в разное время года. Но мы  ведь в сказке, а там возможны разные чудеса, которых нам, порой так не хватает в жизни! Давайте, исправим ошибку садовника, посадим цветочки на те клумбы, где они должны расти…

(На  столах, которые объединены в 4 группы, стоят карточки с названием времён года. Ребятам предлагается быстро рас сортироваться по времени года, когда цветёт растение, которое они представляют. Стол с названием «зима» могут занять комнатные и экзотические растения.)

Маленькая экскурсия в страну цветов. Цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота! Трудно себе представить, как обеднел бы мир, если исчезли бы из него цветы, сотворённые природой и руками человека.

С древних времён цветы являются нашими постоянными спутниками, сопровождают самые торжественные и скорбные события  жизни. Они - символ уважения, любви, верности и вечной памяти.

Разные народы в разные эпохи и  времена имели свои излюбленные приёмы и формы цветочных украшений.

Наши предки славяне встречали весну пёстрыми венками. У народов Индии, Бирмы и др. восточных стран

До наших дней сохранился обычай украшать живописными гирляндами своих героев и победителей. На Древних египетских рисунках женщины изображены с цветами. У древних греков  излюбленным украшением был цветок. В древнем Риме венками украшали гостей на многочисленных пирах и празднествах.

Ну а теперь давайте познакомимся с нашей сказочной страной. У нас всё необычно: небо такое

красивое и чистое, как будто поле васильков и на этом поле рассвело солнце – цветок подсолнечника.

Подсолнечник: Я пришёл к вам как красивый цветок. Меня высаживали на клумбах. Затем мои семена стали выращивать на огородах для лакомства. В степи мои стебли использовали вместо дров.

И только в середине ІХ века догадались выжимать из моих семечек масло. На родине, в Северной Америке, я по сей день сорняк. Меня можно увидеть повсюду, в лесах и на болоте, на мусорных кучах и заброшенных железнодорожных путях. Я могу  быть не только жёлтым,

но и красным. Стебли мои тоже  бывают разными: и стоячие и стелющиеся, как арбузная плеть.

Агроном Колокольчиков вывел новый сорт доселе невиданный, и теперь американцы покупают у нас мои семена. Да и многие из них вообще считают, что моя родина Россия и что в Америке я никогда не рос! Кто я?

Василёк: Много было в старину  этих растений на полях. Крестьяне с ними боролись, выпалывали, потому, что  он и мешали расти льну и ржи, снижали урожаи. Однако на него особенно не сердились

и даже любили его, на всяких праздниках плели из этих растений венки и делали другие украшения. Прошло время, и учёные выяснили, что немного этих растений не вредит, а даже полезны.

Мои цветки очень необычной и  красивой формы. Словно маленькие воронки-кулёчки с зазубренными краями, расположились вокруг головки цветка. Из этих лепестков  получают стойкую голубую и синюю краску. Издавна красивый рисунок цветка используют вышивальщицы. Мы не все синие. В Средней Азии в степях растут мои братья с серебристыми листьями и с корзинками  пурпурных цветков. Кто я? У

Учитель: Необычайно  красив наш сказочный сад во все времена. А вспомните, как мы радуемся, когда видим первые весенние цветы!

Одуванчик : Я невелик. Тонкий стебелёк, десяток листьев розеткой, золотая корзинка и всё…! А сколько радости весной! Чуть потеплеет, и всюду, словно маленькие солнышки, зажелтеют мои Цветы и на лугах, и на газонах, и в садах и на огородах. Я сорняк. У меня летучие семянки-пушинки, которые, покружив в воздухе, медленно опускаются на землю. В любом месте может приземлиться лёгкий парашютик, а весной здесь появиться жёлтый цветок. Меня можно встретить по всему земному шару. У меня более 100 различных братьев и сестёр всех видов. Я – лекарственное растение, мои целебные свойства известны уже давно. Если сломать мой стебель, то из него выльется капелька млечного сока. Этим соком можно быстро снять боль и опухоль. Если случайно укусит пчела, надо только приложить стебелёк к укушенному месту. Кто Я?

Учитель: За весной следует лето – самое теплое и, наверное, самое благоухающее время года. Это время  цветения  «царицы цветов».

Роза: Я - царица цветов. Но произошла я от скромного кустарника - шиповника. Самые лучшие, красивые и крупные экземпляры шиповника столетие за столетием отбирали и высаживали цветоводы. Белые, жёлтые и красные цветы заиграли тысячами оттенков в новых сортах. В Японии вывели один мой сорт. Который меняет цвет от освещения: днём она ярко- красная, вечером - белая! В Индии сложили легенду о том, что богиня красоты родилась из моего бутона. В средние века наградой королям служил мой цветок усыпанный бриллиантами. Как же зовут царицу цветов?

Учитель: И вот приходит осень.…В садах разними красками пестрят необыкновенно красивые и необычные цветы…

Георгин: А я прибыл из Мексики, лет 200 тому назад. Привезли меня ради сладких клубней, которые в Мексике выращивали для еды, а не ради соцветий. Европейские садоводы начали улучшать невзрачные цветы и вскоре появились мои цветы всех оттенков.…Это так ошеломило публику, что в мою честь ежегодно стали устраивать шумные праздники. Увы, популярность моя была недолгой. Цветы мои очень быстро вяли. Помог мне один случай. Один рассеянный мой любитель по оплошности сунул меня в банку с разведённым уксусом, и я простоял у него целую неделю. Назвали меня в честь работающего в России  учёного- ботаника Георги. Как меня зовут?

Учитель: Смотрите, кто это к нам идёт? Не уже ли это поэт Цветик?

Цветик: Посмотрите, как похожи

               На лугу ромашки

               Белые рубашки

                             На одном стебельке-

                             Близнецы-двойняшки

                              На  другом сразу три,

                               Близнеца  тройняшки

                                      А это ромашка - однашка

                                       Скучаешь, наверно, бедняжка?

Учитель: Милые цветочки, а сейчас мои помощники по саду Лютиков и Чистякова  загадают цветочные загадки. (Загадки можно сделать в виде ромашки на которую  будет ссылаться поэт

Цветик. На каждом лепестке будет написано по загадке, а ведущие по очереди будут загадывать их.)

Загадки

  1. Плод у травки сложный, да притом и ложный

       А то, что в нём ложное, - вкуснее чем пирожное.   (Земляника)

  1. Белым шариком пушистым, я красуюсь в поле чистом

        Дунул лёгкий ветерок –и остался стебелёк.             (Одуванчик)

  1. Прекрасная красавица, боится лишь мороза

В букете всем нам нравится, какой цветочек?            (Роза)

  1. Знакома с детства каждому их белая рубашка

С серёдкой ярко-жёлтой, что за цветок?                   (Ромашка)

5.     Красна, сладка, душиста

       Растёт низко к земле близко.                   (Земляника)

6.     Стоит Антошка на одной ножке

        Где солнце станет, туда и глянет.          (Подсолнечник)

  1. Две ноты, буква, мягкий знак.

Всё- куст, его вы без труда  найдёте в парках и садах.     (Сирень)

Учитель: Молодцы! Всё знают! А вы знаете, как у нас узнают время или прогноз погоды? Конечно, с помощью цветов! Давно известно, что некоторые цветы «засыпают и просыпаются» в определённое время дня или ночи. Наши специалисты- цветоводы составили цветочные часы, которые показывают точное время и никогда не ломаются! Не ломаются у нас и приборы, которые указывают изменения погоды. Ведь это те же цветы! Обыкновенный огонёк – сорт бальзамина (который есть почти в каждом доме) или как его ещё называют Ванька - мокрый. Если ожидается хорошая погода, то сочный стебель Ваньки сух, а ежели

непогода, то с Ваньки капает  вода. Более подробно о живых барометрах вам расскажет метеоролог Пион.

Пион: Прослушайте, пожалуйста, и запомните, как можно предсказать погоду по растениям.  

-Заметил, на траве ранним утром росу - смело отправляйся в поход: дождя не будет;

-Цветки полевого вьюнка, мокрицы, ноготков (календулы) широко открыты, – быть ясному дню;

-Если белая кувшинка, полевой вьюнок, мальва, клевер, одуванчик, фиалка закрыли свои венчики –берегись дождя;

-Поникает перед дождём ботва моркови (не путать с не политой морковью);

-Предчувствуя приближение дождя, сильно пахнут сирень, душистый горошек, жимолость…

Растения могут сказать нам о погоде за  несколько месяцев вперёд.

-Большой урожай рябины к холодной зиме, а много желудей на дубе к тёплой.

-Высокий бурьян к снежной зиме.

-Осенью расцвели шиповник, горох на грядке к долгой тёплой осени.

-А вот если подзадержались в лесу грибы. Вспомните: «поздний гриб - поздний снег» , не скоро ещё   земля покроется пушистым белым снегом.

 Видите сколько необычного в нашем растительном  мире! Есть у нас и диковинные растения.

Росянка: Знаете ли вы растения, поедающие насекомых? Это растения – хищники. В мире таких растений до 500 видов. Одно из них - росянка. Она очень маленькая. Вы вряд ли её заметите. Оно растёт и у нас. Посмотрите на него, на листочках поблёскивают мельчайшие капельки. Насекомые принимают их за воду, но попадаются в ловушку, из которой уже не выбираются. Это не вода, а густая  липкая, тягучая слизь, которая начинает перевариваться так, как пища в желудке у животных.

Учитель: Действительно, сколько интересного в нашей сказочной стране.… А вы знаете, какой цветок самый большой в мире? Давайте послушаем. 

Раффлезия: Какой цветок  самый большой на свете? Это живущий на острове Суматра цветок величиной до 2 м. – раффлезия Арнольди. Это очень редкий цветок. Он не имеет ни стеблей, ни листьев, ни настоящих корней. Только 5 огромных мясистых грязно-розовых лепестков. Но самым необычным в этом цветке является его мерзкий запах, привлекающий насекомых, питающихся падалью. Это растение-паразит. А достигает он своих размеров за счёт питания соком других растений. Как же размножается этот диковинный цветок? Липкие семена раффлезии, так же как семена подорожника, прилипают к ногам животных и переносятся ими с растения на растение.  

Учитель: Видите, растения могут быть очень разными: маленькими и большими, благоухающими и пахнущими не очень приятно. Да! Растений так много и они очень отличаются друг от друга. Ну, а

что наша страна сказок? Как там дела? Никто не заболел и как лечить больного? У нас нет больниц и горьких лекарств. Лекарства от всех болезней рядом с домом, на огороде, в цветнике, на лугу, а лекарь - растения и цветы. Простудился - пожалуйте принять кленового соку с парным молоком или отвару из цветов заячьей капустки, голова заболела - втягивайте в нос сок плющихи, прыщ вскочил на носу - выпей-ка настоя из анютиных глазок.

Но это ещё не все чудеса. Пользуемся мы растениями для поддержания соей привлекательности.

Модницы золотят свои кудри ромашкой. Лечебные маски для лица делаем тоже из цветов. А чем мы

питаемся? Конечно цветами. Повар Фикус познакомит вас с  нашим меню на сегодня

Фикус: Итак, сегодня на обед:

  1. Щи щавельные
  2. Салат из медуницы и одуванчика
  3.   Жаркое овощное, украшенное зеленью
  4.  Чай заваренный и настоянный на зверобое, липе, смородине и на десерт варенье из лепестков роз.

Учитель:  После такого вкусного и питательного обеда можно и поучаствовать в конкурсе

Конкурс  «Знаете ли вы их?» (учитель показывает карточки или открытки, а ребята называют цветок или растение.)

Замечательно! Какие умненькие деточки. Где же их так научили?

Обучаются они не в школах, а в цветниках. Для нас они бутончики, и после того как  освоят цветоводство и садоводство - главные предметы для нас, и ряд специальных предметов: «Искусство составления букетов», «Искусство дарить цветы», « Экибана»…наши бутончики получат дипломы зрелого цветка. Так наши сегодняшние бутончики выпустили газету, с которой я надеюсь, вы уже познакомились или ещё познакомитесь. Потрудились они и над украшением нашего класса-цветника. Посмотрите, какие превосходные цветы вырастили... и, если вам ещё неизвестны их названия, вы можете прочитать их. А, если вы захотите больше узнать о цветах, то  наша выставка книг поможет вам в этом.

На полке с книгами вы увидите книгу, которую мы называем «Волшебной книгой». Почему волшебной нам расскажет хранитель этой книги господин Чертополохов.

Чертополохов: В нашей стране, к сожалению,  встречаются  злые, безжалостные люди, которые уничтожают цветы за их необычные и красивые цветы, но мы любим цветы и не позволяем , чтобы они совсем исчезли. Для этого в  нашей сказке существует «Волшебная книга». И стоит лишь записать исчезающий цветок в эту книгу, да приложить усилия - цветок вновь будет радовать человеческий взгляд.

Давайте пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

                                          Салод Вургуна.  

Учитель: Спасибо всем бутончикам за активное участие!  Давайте попробуем стать настоящими цветами. Сейчас мы с вами проверим свои знания.

Конкурс №1 Учитель называет букву, а ребята называют цветы, которые с неё начинаются.

Например,  буква «Л» - лилия, ландыш, левкое, лютик и др.

Конкурс №2 Песни о цветах. Кто вспомнит больше песен о цветах. Можно усложнить задание: назвать также букву, с которой должен называться цветок или учитель  начинает песню, а ребята заканчивают. (Для более сложных заданий необходима предварительная подготовка.)

Конкурс №3: Угадай, что за цветок?

КАМ, ЗОРА, ДИГЛАОЛУС, ЯЛИЛИ, ОТОЛС, РОГОШЕК, РАСТА, ПАНТЮЛЬ, МОЗАМИ.

Литература

  1. Я познаю мир: Дет. Энцикл.; Растения. / Сост. Л.А. Багрова; Москва АСТ 1999

2.Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.; Педагогика-Пресс, 1995.

 3.Луканкина В. К. Основные организационные формы экологического воспитания школьников. М. 1988.

4.Трайдак Д. И. Книга для чтения по ботанике.

5.Верзилин Н. М. Учитель по ботанике. М.; 1984.

6.Никишов А. И. И др. Внеклассная работа по биологии. М.; Просвещение 1980.

7. КитаеваЛ. А. Цветы для букета. М.; Московский рабочий. 1989.

8. ЯковлевВ. А.,   Спирин Л. Ф. Активные формы и методы обучения биологии М.; Просвещение 1992.

9.Павлова Н. Загадки цветов Ленинград. Детская литература 1977.

10. Корабельников В.А. Краски природы. М.; Просвещение 1989.

11.Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.; Просвещение 1991.

12.Павлова Н. Жёлтый, белый, лиловый. Детская литература 1966.

13.Смирнов А. Цветок солнца. М.; Малыш.1989.

14.Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагерею М.;

Агропромиздат. 1988.

15.ВахромееваМ. Г., Павлов В. И. Растения Красной книги СССР.М.; Педагогика 1990.

16.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.; Просвещение 1991.

17. Дитрих А.,  Юрмин Г. и др. Почемучка М.; Педагогика. 1990.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...

Путешествие в страну Математики (игра - путешествие) (4 класс) коррекционная школа

Цель: совершенствование вычислительных навыков.Задачи: - развивать логическое мышление;-продолжать работу над развитием связной речи учащихся;- прививать познавательный интерес к математике...