Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: "С кем дружит ель?"
методическая разработка по природоведению по теме

Галеоттинова Елена Николаевна

Цель урока: создание условий для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком. Урок способствует формированеию умений:    1) выдвигать гипотезу и обосновывать доказательсто своего предположения в процессе анализа учебной информации; 2) оформлять результаты в виде плаката; 3) рецензировать творческую работу одноклассников; через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_kem_druzhit_el.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Новобатайская СОШ № 9

Урок по окружающему миру

во 2 классе

на тему:  

«С кем дружит ель?»

Подготовила и провела:

Галеоттинова Елена Николаевна

Тема: «С кем дружит ель

Цель и задачи: создание условий для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком; способствовать формированию умений: 1) выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации; 2) оформлять результаты работы в виде плаката; 3) рецензировать творческую работу одноклассника; через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения:

  1. Плешаков А.Л. Мир вокруг нас: Учебник для II класса четырехлетней начальной школы.
  2. Таблицы по ознакомлению с окружающим миром (таблица «С кем дружит ель?»)
  3. Самодельные учебные пособия: кукла Лесовичок; конверт с заданиями для самостоятельной работы; карточки-тесты с дополнительной информацией; карточки-инструкции; треугольники зеленого цвета для познавательной игры «Узнай новое о ели».
  4. Бумага, трафаретные линейки, фломастеры.

Ход урока

I. Запуск проекта.

На этом этапе учащиеся готовят рабочее место, находят пару. Учитель знакомит с темой урока, определяет пары, проверяет готовность к уроку.

II. Планирование работы.

В гости к детям приходит Лесовичок. Он приносит задания для самостоятельной работы, задание № 1 — для первой нары, задание № 2 — для второй.

Задание № 1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Задание № 2. Какую ель лучше нарядить на праздник — живую или искусственную? Почему?

(Урок проходит перед Новым годом, поэтому выполнение этого задания связано с жизнью села, в котором мы живем.)

У первой пары объем материала больше, поэтому он предназначен для учащихся с большим темпом чтения.

Учащиеся знакомятся с заданиями, анализируют проблему, пытаются обсуждать поставленные вопросы и выясняют, что для полного ответа на вопрос у них мало информации.

III. Определение уровня готовности к поисковой работе.

Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рис. на стр.139 учебника.

- Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Используйте дополнительный материал с листа, рассмотрите таблицу на доске.

  1. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос.
  2. Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего).
  1. Попробуйте нарисовать плакат.

Инструкция для группы 2.

1. Какую елку лучше нарядить на праздник — живую или искусственную? Почему? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами учебника на стр.138.

  1. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос.
  2. Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего).

4. Попробуйте нарисовать плакат.

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

Учитель выдает бумагу, фломастеры, трафаретные линейки.

  1. Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание.

Информация для группы 1.

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.

Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2.

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зеленая. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живет до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей.

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

  1. Структурирование информации.

Учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации.

Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

VI. Обмен информацией.

На этом этапе происходит объединение пар (групп) с одинаковым заданием для обмена полученными наработками и выбора выступающего.

Лесовичок проводит физкультминутку и познавательную игру.

Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет треугольник зеленого цвета. Всего треугольников 4. Они находятся у доски в горизонтальном положении:

∆ ∆ ∆ ∆

С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели.

Высота взрослого дерева 30-40 м.

Толщина ствола достигает 1 м.

Хвоя держится на дереве 7-9 лет.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прикрепляют треугольники один под другим, составляя елочку:

  1. Оформление результатов работы.

    Отдохнув, учащиеся рисуют плакат. Один ученик готовится отвечать на поставленный вопрос и рассказать о том, почему именно такой плакат они решили нарисовать. Другой помогает. При необходимости на помощь приходит учитель.

  1. Экспертиза проекта.

    Учащиеся представляют свою работу.

Лесовичок внимательно их слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос: «С кем дружит ель?» — учащиеся делают вывод, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Лесовичок благодарит всех за урок и оставляет в подарок нарядную искусственную елочку.

IX. Рефлексия

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем:

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Чему я научился сегодня?

- Какое главное дело мы сделали?

На уроке недостаточно времени, чтобы окончательно оформить плакат, поэтому учащиеся представляют только его схематичное изображение. Работа над плакатом должна быть обязательно завершена, поэтому учащиеся сами решают, как это сделать. Это может быть один общий плакат или два. Содержание может соответствовать наброску, сделанному на уроке, или быть новым. Работа над плакатом завершается во внеурочное время. Затем плакат вывешивается в классе, чтобы все радовались результатам своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающему миру в начальной школе. Тема:"Изготовление инструкционных карт" направленна на реализацию проекта"100% детей ОВЗ,включенных в систему дистанционного обучения"

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающиму миру  в начальной школе.   Тема: "Изготовление инструкционных карт" направленна на реализ...

План конспект урока по окружающему миру.1 класс

Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой  природы....

Конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (3 класс) по теме: "Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии"

Химия - непростой предмет, с этим мало кто будет спорить. Познавательно и в то же время привлекательно для учащихся начальной школы начать знакомство с данным предметом еще при изучении окружающего ми...

Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"

Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х...

Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)

Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития  силы голоса на основе яв...