обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему "Питание живых организмов"
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме

Казначеева Зинаида Анатольевна

Открытый урок по теме "Питание живых организмов" включает разнообразные задание и сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:
«Питание  живых организмов»

Задачи урока: 

  1. Обучающие: 
  1. повторить  знания учащихся о  способах питания живых организмов;
  2. закрепить понятие об автотрофах и гетеротрофах, травоядных животных, хищниках и паразитах;
  3. показать отличия  в питании автотрофов и гетеротрофов;
  4. осуществить контроль за усвоением материала по теме.
  1. Развивающие: 
  1. развивать умения систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
  2. учить формулировать задачи урока.
  1. Воспитательные: 
  1. формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
  2. формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
  3. формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
  4. прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Тип урока: урок повторения и обобщения  знаний.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация, задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Объявление темы урока, определение и формулирование  задач урока учащимися.

Слайд 1.

Давайте подумаем,  что нам нужно сделать на уроке?

  1.  вспомнить способы питания

   животных и растений;

  1.  запомнить основные вопросы темы;
  2.  проявить свои знания и умения.

  1. Повторение и обобщение знаний.

Вы, наверное, слышали, что наши предки – древние славяне – были язычниками и поклонялись языческим богам. Одним  из  самых почитаемых был Дажьбог-Солнце. Солнцу поклонялись не только славяне, но и многие другие народы в пору язычества. Мы до сих пор печем на Масленицу  блины – символ Солнца. Недаром мы  радуемся солнечной погоде, ученые установили, что зимой малое количество солнечного света вызывает  у многих депрессию – ухудшается настроение, падает работоспособность.

Рассердилась Туча, что люди так любят Солнце, радуются ему на протяжении тысячелетий, даже потемнела от зависти и злости, и решила Солнце спрятать от людей. Взяла и закрыла его собой.

Слайд 2.

Можно ли на Земле обойтись без Солнца? Почему?

Вы можете выручить Солнце, освободить его от Тучи, выполнив задания.

Задание 1. Сейчас вам предстоит отгадать загадки и заполнить  клетки кроссвордов. Они  не совсем обычные и содержат ключевые слова, которые вы сможете прочесть только разгадав кроссворды .

Слайд 3.

К

З

     

П

А

З

К

Е

С

К

С

О

О

Р

М

И

Б

Л

С

О

Б

Р

Л

С

Г

Д

Т

Г

Е

Т

Е

Р

О

Т

Р

О

Ф

Ы

К

И

С

О

О

С

О

Т

Е

Я

Ж

А

Н

Р

О

Б

И

С

А  

В

Т

О

Т

Р

О

Ф

Ы

П

Е

В

Р

Л

Ь

 П

А

О

С

О

Л

Е

К

А

К

А

И

У

М

Н

Х

Н

Л

В

Р

О

Н

С

А

А

У

Ь

А

Д

З

Т

Т

Х

А

А

  1. Расселась  барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

  1. На сучках висят шары –

Посинели от жары.

  1. Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки.

  1. Длинные иглы, сама высока,

Крона стремится моя в облака.

Я и зимой зеленым зелена.

Как моё имя, ребята? …

  1. Длинный корень, сам колючий –

Я  сорняк весьма живучий.

Попаду на огороды,

Вам прибавлю я работы.

  1. Раскололся тесный домик

На  две половинки,

И  посыпались в ладони

Бусинки-дробинки

  1.  Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков –

Столько беленьких жильцов.

  1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

  1. Золотая голова

Велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

  1. Жертву не подстерегает,

А, как волки, догоняет.

 Кошка, но не леопард,

Быстроногий зверь … .

  1. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

— Подходи, кто очень смел.

  1. Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту.

  1. Под лавками, под полками

Лежит мешок с иголками.

  1. Надели коняшки

Морские тельняшки.

  1. Очень много силы в нём,

Ростом он почти как дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Тысячу лет рос.

  1. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? …

  1. Выгоняли рога

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком.

  1. Есть в реке работники:

Ни столяры, ни плотники,

А выстроят плотину –

Хоть пиши картину.

  1. Он ночной охотник ловкий,

Добычу ловит со сноровкой.

Глаза, как плошки, нос крючком.

Он, ребята, вам знаком?

  1. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.

Что же означают ключевые слова, открывшиеся в кроссвордах?

Автотрофы – живые организмы, производящие органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы – организмы, использующие для питания готовые органические вещества.

Давайте вспомним,  как происходит процесс пищеварения у животных. Посмотрите на схему и поясните её.

Слайд 3.

Животные – это гетеротрофы. Какие группы животных можно выделить по способам питания?

Растительноядные или травоядные, хищники, паразиты.

Задание 2. Давайте посмотрим видеосюжеты и попробуем определить, к каким группам относятся животные-герои этих сюжетов.

Видеосюжеты

Задание 3. Проблемное.

Растения кормят всех животных, даже хищных, но хищники не питаются травой. Каким образом растения кормят хищников?

В природе  существуют  цепи питания. Давайте попробуем составить такие цепи.

Задание 4. Составить цепи питания.

А как же питаются сами растения?

Они производят органические вещества из неорганических. Давайте вспомним, что им для этого нужно.

Задание 5. Кроссворд  «Фотосинтез»

                                     3

у

г

        4

                       2

л

с

        1

х

е

в

в

л

к

е

ф

о

т

о

с

и

н

т

е

з

д

р

с

а

о

л

ф

ы

и

й

л

л

  1. Это вещество всасывают корни из почвы.
  2. Зеленое вещество, содержащееся в зеленых частях растений.
  3. Газ, поглощаемый растениями из воздуха.
  4. Энергия Солнца, необходимая растениям для  производства органических веществ.

Ключевое слово, означающее процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, протекающий с участием хлорофилла в зеленых частях растений на свету.

Давайте сделаем выводы из того, что мы с вами вспомнили, увидели и сделали.

Итак,  на какие две группы делятся живые организмы в зависимости от того, каким образом они получают органические вещества?

  1. Автотрофы производят органические вещества из неорганических. Гетеротрофы потребляют готовые органические вещества.

Откуда животные получают органические вещества?

Как питаются растения?

  1. Животные получают органические вещества от растений. Растения производят органические вещества в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды.
  2. В процессе фотосинтеза используется солнечная энергия.

Как вы думаете, заслуженно ли поклонялись Солнцу наши предки?

III. Рефлексия

– Я буду рада, если вы закончите одно из предложений:

  1. Больше всего мне понравилось …
  2. Сегодня я поняла, что  …
  3. Главным на уроке для меня было …

 IV. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Выполнить задания 1-9 на с. 102, §21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Питание живых организмов» Что нам нужно сделать на уроке? вспомнить способы питания животных и растений; запомнить основные вопросы темы; проявить свои знания и умения.

Слайд 3

к а п у с т а с л и в а т о м а т с о с н а о с о т г о р о х п о д с о л н у х к а р т о ф е л ь т ы к в а г е п а р д з м е я к и т е ж з е б р а с л о н с т р е к о з а к о р о в а б о б р ф и л и н р ы с ь

Слайд 15

Растения кормят всех животных, даже хищных, но хищники не питаются травой. Каким образом растения кормят хищников?

Слайд 18

1в о д а с в е т ф о т о с и н т е з 3 2 4 1

Слайд 19

у г 4 2 л с 1 х е в в л к е ф о т о с и н т е з д р с а о л ф ы и й л л

Слайд 21

Выводы : Автотрофы производят органические вещества из неорганических. Гетеротрофы потребляют готовые органические вещества. Животные получают органические вещества от растений. Растения производят органические вещества в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды. В процессе фотосинтеза используется солнечная энергия.

Слайд 23

Больше всего мне понравилось … Сегодня я поняла, что … Главным на уроке для меня было …

Слайд 24

Домашнее задание задания 1-9 на с. 102, §21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)

Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)...

УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"

Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...

Тест по природоведению 5 класс В. Пакулова Тема "Организмы"

Тест с одним и несколькими вариантами ответов поможет провести проверочную работу по усвоению материала учебного курса "Природоведение" 5 класс В. Пакулова Тема "Организмы"...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...

Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"

Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"...

Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"

Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"...