Рабочая программа по природоведению 5 класс
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме

Рабочая программа разработана по учебнику В.М.Пакуловой и Н.В.Ивановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie_5_klass_.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 131»

 «Согласовано»

Руководитель МО

___________ Т.А.Цирина

Протокол № _14__ от

«_28_»__июня____2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________Ю.С.Чернопятова

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 131

_______________ Р.Н.Губина        

Приказ № ______от

«_____»___________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

на 2013-2014 учебный год

  Класс   5 А, Б

                                                          Учитель  Т.А.Цирина

                                                                 Количество часов по программе 70

                                                 по учебному плану школы  70

                                                             35  учебных недель, в неделю 2 ч.

                         

 Рабочая программа      

                                                                        составлена в соответствии с требованиями

                                                                           Федерального компонента государственного стандарта СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)  

ПО    ПРИРОДОВЕДЕНИЮ (стандарт I поколения 2004 года)

Пояснительная записка

1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа по  природоведению составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

2.Федеральный компонент государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

3. Региональный базисный учебный план для государственных муниципальных       общеобразовательных учреждений Новосибирской области,  реализующих программы общего образования,  на 2013-2014 учебный год (Приказ  МОН НО от 5.07.2013 г. № 1724. Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год). 

4. Примерная программа основного или среднего (полного) общего образования по биологии. (Автор – составитель Г.М.Пальдяева Сборник нормативных документов: Биология. Примерные программы по биологии. К комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника. Издательство «Дрофа»,2009 год или сайт Министерства образования Российской Федерации www1.ed.gov.ru)

5. Учебный план МБОУ СОШ №131 на 2013-2014 учебный год

Программа основана на стандартах первого поколения 2004 года.

 Цель:

  • Освоение знаний о многообразии объектов  и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  • Овладение  начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • Воспитание положительного эмоционального отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

                           Требования к уровню подготовки учащихся

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях/(на 2 - 3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

•измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

Учебное и учебно-методическое обеспечение

               ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова,       Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Рабочая тетрадь. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова,          Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. «Природоведение. Природа. Неживая и живая». 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой .           – М.: Дрофа, 2007.
  2. «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

Оборудование:

           глобус,

          таблица « Внутренне строение Земли»,

          карта полушарий.

диски с  мультимедийным материалом для уроков;

мультимедийный проектор;

экран;

компьютер;

серия таблиц,

муляжи,

коллекции,

микроскоп, микропрепараты,

тестовый материал,

раздаточный материал.

Виды контроля

Итоговый: итоговое тестирование

промежуточный

лабораторные работы 15

тестовые работы 6

Тематическое планирование

Количество часов 70

Лабораторных опытов 15

Основные блоки и темы

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

примечание

1.

Введение

2 часа

2.

Вселенная

6 часов

3.

Строение и свойства вещества

11 часов

4.

Воздух

9 часов

5.

 Вода

4 часа

6.

Горные породы

4 часа

7.

Почва

4 часа

8.

Организмы

6 часов

9.

Растения

7 часов

10.

Грибы

2 часа

11.

Животные

5 часов

12.

Ваши любимые растения и животные

3 часа

13.

Природа едина

3 часа

14.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

4 часа

Итого:

Всего:

70 часов

Разделы, темы, уроки.

Наглядные и практические методы

Лабораторные и практические занятия

Элементы содержания.

Планируемые результаты освоения материала.

      Введение - 2 часа

1.

Человек и природа.

Демонстрация тел неживой и живой природы, картин, таблиц с изображением различных тел природы

Разнообразие природы, воздействие человека на природу

Знать понятия природа живая и неживая, тела природы, явления. Уметь работать с текстом учебника.

2.

Как изучают  природу.

Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года

Взаимосвязь живой и неживой природы

Знать понятия: метод, наблюдение, эксперимент, измерение.

Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции.

1. Вселенная - 6 часов

3.

Звёзды на небе.

Демонстрация фотографий, рисунков, карт, атласов звездного неба.

Лабораторная работа № 1. Работа с картой, звёздной картой, атласами, глобусом и т. д.

Звёзды, созвездия, Полярная звезда; Большая Медведица и Малая Медведица, яркость звёзд.

Знать понятия: тела природы, явления природы.

Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

4.

Земля – наш дом.

Демонстрация глобуса, компаса; работа с картой, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушария.

Лабораторная работа № 2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды, местных признаков.

Ось Земли, Северное полушарие, Южное полушарие, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли.

Знать понятия: Северное полушарие, Южное полушарие, орбита. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

5.

Оболочки Земли.

Демонстрация глобуса, физической карты полушарий, фотографий Земли.

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

Знать понятия: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

6.

Луна – естественный спутник Земли.

Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода.

Луна – спутник Земли, кратеры, лунные фазы.

Знать понятия: спутник Земли, кратеры, лунные фазы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

7.

Солнце – вечный огонь Вселенной. Солнечная система.

Демонстрация таблицы «Планеты Солнечной системы», наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20 числах каждого месяца.

Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты.

Знать понятия: звезда, Солнечная система, кометы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

8.  

Обобщающий урок по теме «Вселенная».

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением небесных тел. Демонстрация глобуса, компаса, физической карты полушарий

Солнечная система, её состав;

 Солнце – звезда, ближайшая к Земле;

Планета Земля, её расположение в Солнечной системе; смена дня и ночи; времён года на Земле.

Знать основные понятия темы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

2. Строение и свойства вещества -  11 часов

9.

Тела и вещества.

Демонстрация веществ в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Демонстрация опыта: три состояния воды.

Лабораторная работа № 3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.

Вещества, состояния веществ. Твёрдое вещество, жидкое и газообразное. Свойства веществ.

Знать понятия: твёрдое, жидкое и газообразное вещество, свойства веществ. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

10.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Демонстрация упругости и пластичности тел.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Деформация, упругость, пластичность.

Знать понятия: Свойства твёрдых тел, жидкостей, газов. Деформация, упругость, пластичность. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

11.

Вещества и смеси.

Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смесей.

Вещества, смеси.

Знать понятия: вещества, смеси. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

12.

Молекулы. Атомы. Элементы.

Демонстрация моделей молекул различных веществ. Демонстрация  опытов, рассмотренных в учебнике.

Молекулы, свойства молекул; атомы; химические элементы и химические знаки.

Знать понятия: молекула, атом, химический элемент, химический знак. Уметь объяснить строение вещества.

13.

Движение частиц вещества.

Демонстрация опыта, доказывающих диффузию в газах и жидкостях.

Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. Скорость диффузии.

Знать понятия: движение частиц, диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. Скорость диффузии. Уметь объяснить явление диффузии.

14.

Взаимодействие частиц.

Демонстрация опыта взаимодействия между молекулами в жидкостях.

Сила притяжения. Условия притяжения.

Знать понятия: сила притяжения. Условия притяжения. Уметь объяснить  условия притяжения.

15.

Разнообразие веществ.

Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ. Демонстрация органических и неорганических веществ.

Простые вещества. Сложные вещества. Вещества неорганические и органические. Состав клеток человеческого тела.

Знать понятия: органические и неорганические вещества. Уметь объяснить чем они отличаются друг от друга.

16.

Физические и химические явления.

Демонстрация опытов: физические и химические явления.

Физические и химические явления природы.

Знать понятия: физические и химические явления. Уметь объяснить чем они отличаются друг от друга.

17.

Горение.

Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива.

Горение, его значение. Топливо: твёрдое, жидкое и газообразное. Способы тушения горящих веществ.

Знать понятия: топливо, твёрдое, жидкое и газообразное. Уметь перечислить способы тушения огня.

18.

Окисление.

Демонстрация тел, подверженных медленному окислению.

Окисление, медленное окисление, дыхание.

Знать понятия: окисление, медленное окисление, дыхание. Уметь объяснить , чем они отличаются.

19.

Строение и свойства вещества (обобщающий урок)

Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ, неорганических и органических веществ.

а) строение веществ: молекулы, атомы, элементы;

б) разнообразие веществ: простые, сложные, органические, неорганические.

в) явления природы: физические, химические.

Знать понятия: строение веществ, молекулы, атомы, элементы. Уметь объяснить разнообразие веществ.

3. Воздух - 9часов

20.

Воздух – смесь различных газов.

Демонстрация схемы «Состав воздуха».

Состав воздуха, примеси.

Знать понятия: состав воздуха, примеси. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

21.

Свойства воздуха.

Демонстрация опытов, показывающих свойства воздуха; модель духового ружья.

Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком.

Знать понятия: воздух сжимаем и упруг. Уметь объяснить свойства воздуха.

22.

Вес воздуха и атмосферное давление.

Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес. Демонстрация опыта с газетой и линейкой.

Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон.

Знать понятия: вес воздуха, давление воздуха. Уметь объяснить зависимость веса воздуха от высоты.

23.

Изменение давления воздуха с высотой.

Демонстрация барометра, демонстрация опыта Торричелли.

Лабораторная работа № 4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой)

Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, барометр.

Знать понятия: атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления. Уметь объяснить изменение плотности воздуха с высотой.

24.

Нагревание воздуха.

Демонстрация теплопроводности  воздуха.  

Нагревание атмосферного воздуха от поверхности Земли. Воздух – плохой проводник тепла и холода.

Знать, воздух – плохой проводник тепла и холода. Уметь объяснить явление нагревания атмосферного воздуха от поверхности Земли.

25.

Изменения температуры воздуха с высотой.

Работа с картой, определение местонахождения  гор со снежными вершинами.

Изменение температуры воздуха с высотой, снеговая линия, облака, осадки и их виды.

Знать понятия: снеговая линия, облака, осадки и их виды. Уметь объяснить изменение температуры воздуха с высотой.

26.

Ветер.

Демонстрация модели флюгера и определение направления ветра. Демонстрация опыта, доказывающего движение воздуха (опыт со свечами)

Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе.

Знать понятия: флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе. Уметь объяснить ветер и причины его образования.

27.

Погода и её предсказание.

Практические методы работы с дневниками наблюдений за погодой.

Лабораторная работа № 5. Описание погоды за месяц и сезон.

Погода, признаки погоды своей местности. Предсказание погоды.

Знать понятие: предсказание погоды. Уметь объяснить особенности погоды своей местности.

28.

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. (обобщающий урок)

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха.

Состав воздуха, свойства воздуха, погода, её предсказание, охрана воздуха.

Знать основные понятия пройденной темы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

4. Вода - 4часа

29.

Три состояния воды.

Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла.

Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, свойства твёрдой воды, туман, пар.

Знать понятия: теплопроводность, свойства твёрдой воды, туман, пар. Уметь объяснить почему жидкая вода – плохой проводник тепла.

30.

Тепловое расширение воды.

Демонстрация опыта, доказывающего тепловое расширение воды.

Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре  4° С.

Знать понятия: охлаждении и расширение воды.  Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

31.

Вода – растворитель. Работа воды в природе.

Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер.

Раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана.

Знать понятия: раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Уметь объяснить значение воды в природе.

32.

Использование воды человеком. Охрана воды.

Демонстрация рисунков с изображением различных водоёмов.

Причины загрязнения воды, безотходные технологии, очистные сооружения, законы об охране природы.

Знать причины загрязнения воды. Уметь объяснить понятие безотходные технологии.

5. Горные породы -4часа

33.

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

Демонстрация схемы внутреннего строения Земли.

Лабораторная работа №  6 Описание минералов и горных пород и определение их свойств.

Внутренние оболочки Земли; горные породы. Происхождение горных пород, минералы.

Знать понятие: оболочки Земли, горные породы. Уметь объяснить происхождение горных пород.

34.

Разрушение горных пород.

Демонстрация обломочных горных пород. Демонстрация опыта, доказывающего расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие при охлаждении.

Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных горных пород человеком.

Знать понятие: выветривание; обломочные горные породы. Уметь объяснить использование обломочных горных пород человеком.

35.

Полезные ископаемые. Металлы.

Практические методы.

Лабораторная работа № 7 Ознакомление с местными полезными ископаемыми.

Руда, руды чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые.

Знать понятия: руда, руды чёрных и цветных металлов. Уметь объяснить свойства металлов.

36.

Экскурсия. Изучение работы текучих вод и ветра.

Демонстрация работы ветра, продуктов выветривания.

Разрушительная и созидательная работа воды и ветра.

Знать понятия: работа воды и ветра, продукты выветривания. Уметь объяснить разрушительная и созидательная работа воды и ветра.

6. Почва - 4часа

37.

Образование почв и их разнообразие.

Демонстрация физической карты России, образцов различных почв.

Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы.

Знать понятия: структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы. Уметь объяснить образование почвы.

38.

Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли.

Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы.

Неорганические вещества почвы, органические вещества почвы; солончаковая почва; капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения.

Знать понятия: неорганические вещества почвы, органические вещества почвы. Уметь объяснить понятия: солончаковая почва; капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения.

39.

Влияние растений на почву.

Демонстрация таблиц елового леса, луга.

Влияние почвы на растения, влияние растений на почву.

Знать понятия: еловый лес, луга. Уметь объяснить влияние почвы на растения, влияние растений на почву.

40.

Разрушение почв.

Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки.

Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения – защитники почвы, человек – защитник почвы.

Знать понятия: Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия. Уметь объяснить способы защиты почвы.

7. Организмы  - 6 часов

41.

Организм и его свойства.

Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация опыта: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

Организм, свойства живых организмов.

Знать понятия: организм. Уметь объяснить свойства живых организмов.

42.

Где живут организмы.

Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса.

Среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология.

Знать понятия: среда обитания, факторы среды обитания. Уметь объяснить факторы неживой и живой природы.

43.

Экскурсия в природу. Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды.

Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу и других биогеоценозах.

Разнообразие организмов, их приспособленность к среде обитания и её относительность.

Знать понятия: приспособленность к среде обитания и её относительность. Уметь объяснить разнообразие организмов.

44.

Увеличительные приборы.

Демонстрация лупы, микроскопа.

Лупа, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, клетка.

Знать понятия: лупа, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, клетка. Уметь объяснить правила обращения с приборами.

45.

Строение организмов.

Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекции насекомых, муляжей грибов, микропрепарат клетки.

Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро; одноклеточные организмы, неклеточные организмы; ткань, орган, многоклеточные организмы.

Знать понятия: клетка, оболочка, цитоплазма, ядро; организмы. Уметь объяснить понятия: одноклеточные организмы, неклеточные организмы; ткань, орган, многоклеточные организмы.

46.

Организмы (обобщающий урок)

Демонстрация таблиц с изображением грибов, растений, животных.

Организм, его свойства, среда обитания, факторы среды, строение организмов.

Знать понятия пройденной темы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

8. Растения - 7часов

47.

Признаки растения.

Демонстрация комнатных растений и гербарных образцов.

Общие признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез.

Знать понятия: признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез. Уметь работать с гербарными образцами растений.

48.

Разнообразие растительного мира.

Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений.

Лабораторная работа № 9 Определение названий растений с помощью атласа - определителя.

Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения. «Одомашнивание» дикорастущих растений».

Знать понятия: растения цветковые и нецветковые. Уметь работать с гербарными образцами растений.

49.

Строение цветковых растений.

Практические методы работы.

Лабораторная работа № 8 Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.

Органы цветкового растения, функции органов цветкового растения.

Знать понятия: органы цветкового растения. Уметь объяснить функции органов цветкового растения.

50.

Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека».

Демонстрация рисунков и гербариев дикорастущих лекарственных растений.

Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений, аптекарские огороды, ядовитые растения.

Знать понятия: дикорастущие   растения. Уметь объяснить многообразие дикорастущих растений.

51.

Красная книга растений.

Демонстрация слайдфильма «Охрана растений», Красной книги.

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения.

Знать понятия: Красная книга растений. Уметь перечислить растения, находящиеся под угрозой исчезновения.

52.

Многообразие культурных растений.

Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур и их изображений.

Лабораторная работа № 10  Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие.

Знать понятия: овощные, зерновые, плодовые, технические культуры. Уметь объяснить их разнообразие.

53.

Экскурсия. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности

Знать понятия: редкие, ядовитые, лекарственные, дикорастущие виды. Уметь наблюдать разнообразие живых организмов.

9. Грибы - 2часа

54.

Разнообразие грибов.

Демонстрация белой плесени на продуктах, демонстрация зелёной плесени.

Лабораторная работа № 11 Узнавание наиболее распространённых в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов.

Знать понятия: грибы одноклеточные и многоклеточные. Уметь объяснить питание грибов и их значение.

55.

Шляпочные грибы.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов. Грибы- двойники.

Знать понятия: шляпочные грибы. Уметь объяснить строение шляпочных грибов.

10. Животные  - 5часов

56.

Признаки животных.

Демонстрация животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов.

Многообразие животных по способу питания. Клетчатка.

Знать понятия: клетчатка. Уметь объяснить многообразие диких животных.

57.

Условия жизни и многообразие диких животных.

Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных.

Условия жизни и многообразие диких животных; животные одноклеточные и многоклеточные; позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных.

Знать понятия: условия жизни диких животных. Уметь объяснить многообразие диких животных.

58.

Значение диких животных и их охрана.

Демонстрация Красной книги кинофильма о животных.

Значение животных в природе. Значение животных для человека.

Знать понятия: Красная книга животных. Уметь объяснить значение животных в природе и для человека.

59.

Животные своей местности.

Лабораторная работа № 12 Узнавание различных видов животных своей местности с использованием коллекций, рисунков и муляжей.

Многообразие животных своей местности.

Знать понятия: животные своей местности. Уметь объяснить значение животных в природе и для человека.

60.

Домашние животные.

Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных.

Сельскохозяйственные животные. Животноводство.

Знать понятия: сельскохозяйственные животные. Уметь объяснить значение животных  для человека.

11. Ваши любимые растения и животные - 3часа

61.

Растения в вашем доме.

Демонстрация разнообразия комнатных растений.

Лабораторная работа № 13 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями.

Значение комнатных растений. Разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Уход за комнатными растениями.

Знать понятия: экологические группы растений. Уметь объяснить правила ухода за комнатными растениями.

62.

Животные в вашем доме.

Демонстрация книг и таблиц с изображением различных пород собак и кошек.

Лабораторная работа № 14 Составление рекомендаций по уходу за домашними животными.

Домашние животные. Породы собак: служебные, декоративные.

Знать понятия: породы собак: служебные, декоративные. Уметь объяснить правила ухода за домашними животными.

63.

Ваш аквариум.

Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных.

Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума.

Знать понятия: аквариумные растения и животные. Уметь объяснить правила ухода за обитателями аквариума.

12. Природа едина -3 часа

64.

Связи живого и неживого.

Демонстрация таблиц с изображением цепей питания живых организмов.

Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое.

Знать понятия: пищевые связи – цепи питания. Уметь объяснить, что такое пищевые сети.

65.

Мы в ответе за природу.

Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе.

Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе.

Знать понятия: взаимосвязь в природе. Уметь объяснить правила поведения в природе.

66.

Любите природу и помогайте ей. (обобщающий урок)

Демонстрация таблиц и рисунков по охране природы.

Человек и окружающая среда.

Знать понятия пройденной тем. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни – 4 часа.

67.

Человек и окружающая среда.

Демонстрация таблиц и рисунков по способам оказания первой помощи при травмах.

Лабораторная работа № 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Система органов, физические, химические, биологические факторы природы. Солнечные, тепловые удары, травмы.

Знать понятия: солнечные, тепловые удары, травмы. Уметь объяснить правила оказания первой помощи при травмах.

68.

Как сберечь своё здоровье и жизнь.

Демонстрация таблиц и рисунков по правилам поведения в природе.

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и т. д.)

Знать понятия: опасные природные ситуации. Уметь объяснить правила поведения человека в опасных природных ситуациях.

69.

Вредные привычки и их предупреждение.

Демонстрация таблиц и рисунков по вредным привычкам человека.

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков, никотин, алкоголь, наркомания.

Знать понятия: вредные привычки. Уметь объяснить вредных привычек для здоровья человека.

70.

Итоговое занятие.

Демонстрация фильма о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни.

Знать понятия пройденной тем. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...