Конспект урока "Экологическая безопасность". 3 класс
план-конспект урока по природоведению на тему

Голенцова Наталья  Васильевна

Конспект урока по природоведению "Экологическая безопасность". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologicheskaya_bezopasnost.docx239.65 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное казенное образовательное  учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат).

                        ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО  ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.

               

 

                                                         

         

                                         

                                              Учитель начальных классов

                              Голенцова Наталья Васильевна.

Тема урока: Экологическая безопасность- 3 класс

 

Цели: познакомить детей с терминами «Экология», «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;

доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье;

Научить выполнять правила  личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.

Оборудование: бытовой фильтр, ТСО - компьютер (презентация), условные знаки, карточки для индивидуальной работы, карточки с дифференцированными заданиями,

                                             Ход урока:

I. Организационный момент

           

Добрый день,

Добрыйчас!
Какярадавидетьвас.
Другнадругапосмотрели
Итихонечковсесели
.                                                                                                                    -Кгостямповернулись,                                                                                                                          и все дружно  улыбнулись .

 

- Сядьте правильно. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.

- А теперь представьте, что вы - цветок, а ваши ладошки - бутоны. Откройте глазки…

(видеофрагмент) Приложение 1 

 Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.

- Какое настроение вызывает у вас это цветок?

- Давайте постараемся его сохранить на весь урок.

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

-Чтобы в полной мере усвоить новое, получить удовольствие от урока, проверить свои знания, мы будем подниматься вверх по ступенькам.

Первая ступень:

«Народный календарь». Сегодня 6 февраля. Февраль месяц зимний, холодный с вьюгами и метелями, но солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать, от того февраль в народном календаре получил название - месяц бокогрей. Дни становятся длиннее, дело к весне идет.

Народные приметы о феврале.

  " Февраль сшибает рог зиме"

  "В феврале зима с весной встречаются "

  "У февраля два друга - друг метель и подруга вьюга.

Вторая ступень:

«Проверка знаний.»

 На прошлом уроке мы с вами говорили об опасности для жизни, которую несёт в себе молния.

1). Вспомним, что такое гроза и  чего нельзя делать во время грозы. (3 слайд)

Гроза – это красивое и впечатлительное явление природы. Но гроза несёт огромную опасность: это удары молний.

Во время грозы нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

Нельзя купаться во время грозы;

Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом). Эти предметы притягивают молнию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Если гроза застала нас в открытом месте, можно спрятаться в какой-нибудь сухой яме, траншее, можно в зарослях кустарника.

Ежегодно в мире от молний погибают около 3 тыс. человек.  

2.Сообщение об опасных растениях. 

Ещё вам на дом было задано приготовить небольшие сообщения об ядовитых растениях и грибах.(4 -10 слайды) Приложение 2

  • майский ландыш

белена

  • дурман

красный мухомор

бледная поганка

3.Каких опасных животных вы знаете?

 презентация об опасных животных- 11- 14 слайды

Если вас всё – таки  укусил клещ или змея, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там могут по – настоящему помочь.

а) Сообщение темы и цели урока.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (открыли глаза) Это – Земля. 

- Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.(15 слайд)

 И третья ступень – узнай новое.  

                                                                                                                                  Ребята, недавно я услышала интересный разговор.                                                     – Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболеласьголова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

– Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Экология – это наука о доме, Земле).

«В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – наука». Слайд 16

– Что же такое экология?

Экология – это наука о доме. (Хором вместе учитель и дети).

– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).

Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля.

– Итак, тема нашего урока «Экологическая безопасность». Слайд 17

– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность.

Составление  схемы «Цепь загрязнения».

–А  сейчас мы узнаем, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм.

– У вас на партах лежат домики с окошечками и карточки со словами. Давайте прочитаем эти слова (Слайд 18).

–Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на окно домика. Начнём приклеивать с нижнего ряда, поднимаясь вверх. Обратите внимание, в ряду три окна, значит, ответ ваш должен быть из трёх слов.

– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).

Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.                                      – Проверим. (Слайд 19)                                                                                                        – Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).

Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.

– Проверим. (Слайд 19) 

– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).

Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.                             – Проверим. (Слайд 19)

Ребята, обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ» - это путь по которому движутся загрязняющие вещества.

– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. (Сл.20) 

– Молодцы, ребята! Мы с вами составили «Цепь загрязнения»

Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека. Воздух вода, продукты питания.(21-22 слайд)                                                                           Как вы думаете, чистую ли воду мы пьем?

Рассмотрим этот вопрос  подробнее.

ВОДА

В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой её не назовёшь. Какое - то количество вредных веществ в ней остаётся. К тому же на станции очистки воды её обычно обрабатывают хлором – хлорируют. Это делают для уничтожения опасных бактерий. Но хлор вреден и для человека. Он остаётся в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра. 

Бытовой фильтр (показать).

А сейчас давайте посмотрим фильм о воде.

(фильм о воде) Приложение 2.

Что является источником загрязнения воды?                                                                               Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей, выбросы в воду - фото- 23 слайд

Физкультминутка.

ВОЗДУХ

- Как происходит загрязнение воздуха?

Презентация о воздухе- 24 слайд

1. Автомобиль занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух.  Из автомобилей вырываются клубы ядовитого газа. Поэтому никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем.(25 слайд)

2.Курение. Если у вас дома кто – нибудь курит, попросите не делать  этого в квартире. Дым сигарет – опасный загрязнитель воздуха. (26 слайд)

3. Промышленные предприятия  - котельные, заводы и фабрики.           Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа.  Над промышленной  частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. (27 с)

4. Продукты питания.

А сейчас посмотрите  на картинку и скажите, как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ         28 – 29 слайды

Ребята, надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит себя и своё здоровье. И каждому человеку необходимо соблюдать                                                                                     ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

– ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды. (30 слайд)

Составление памяток «Правила ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».

И вот нам прислали телеграмму с «Правилами экологической безопасности». А почтальон  попал под дождь и некоторые слова в ней исчезли. Он просит вашей помощи. Давайте поможем восстановить текст телеграммы и узнаем правила экологической безопасности. Вы согласны? (Слайды 31-32)

– У вас на партах лежат тексты с телеграммой (Приложение 3). Возьмите их. Положите перед собой. (Слайд 33) 

– Внизу у вас есть слова - помогайки. Прочитаем их хором.

– А теперь, прочитайте текст и е восстановите правила экологической безопасности, вставляя необходимые по смыслу слова. (Самостоятельная работа.)

– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.                                   – Читаем восстановленный вами текст телеграммы по цепочке. (Коллективная проверка.)  (Слайд 34)                                                                             Молодцы, ребята, теперь и вы,  знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.

А сейчас посмотрим фильм «как прекрасен этот мир»,  полюбуемся природой, которую мы должны беречь и охранять. Приложение 3

С каким настроением смотрели фильм? Почему?

−Давайте смотреть дальше.

(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)

 Как изменилось у вас настроение? Почему?

(выслушиваются ответы детей).

− Произошло нарушение экологии.

– Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её.

– Человек сам наносит вред природе.

– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.)

ПОМНИ! Загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но возможно, и вы сами.   Слайд 31

А сейчас поиграем в игру, которая называется, защити планету.

«Защити планету».

Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением - поднимаете живую цветущую планету. Если нет -  умирающую нашу Землю.

  • Ломать ветки деревьев для костра.
  • Убирать за собой мусор в лесу.
  • Перед уходом хорошо затушить огонь.
  • Нарвать букет из полевых цветов.
  • Ловить птенчиков и детенышей зверей.
  • Подкармливать птиц.
  • Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.
  • Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.

- Если мы будем выполнять все эти правила, то с лица Земли никогда не исчезнут ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы.

IV. Итог урока.                                                                                                        Сегодня мы с вами познакомились с новыми понятиями. Какими? (Ответы детей.) (Слайды 37-39) Экология, экологическая безопасность, цепь загрязнения.                                                                                                                    – А ещё сегодня мы составили правила экологической безопасности.                         А сейчас посмотрим нашу русскую природу. (40-49 слайды)                                        – Ребята, вам понравились картины русской природы?                                                – Мне тоже.                                                                                                                                     – Как прекрасна земля и на ней человек, если он правильно себя ведёт.                                       – Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье. 

Природа–это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.                                                   Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете
.                                                                            Откройте дневники, запишите домашнее задание.51 слайд.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока безопасности

Урок безопасности в 5 классе...

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

План-конспект урока "Безопасность в сети Интернет"

Урок разработан в рамках проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Разработку можно использовать для учащихся средних школ, а также студентов 1, 2 курсов СПО....

Конспект урока 7 класс Правила безопасной работы на электроточиле

Конспект урока по столярному делу с инструкцией по Правилам безопасной работы на электроточиле...

Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"

Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"...

Конспект урока «Безопасность на дорогах!», 6 класс

Конспект урока «Безопасность на дорогах!», 6 класс Spotlight...