Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс коррекционная школа 8 вида. Программа составлена на основе программы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Просвещение, 2001.
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме

Дзызенко Елена Григорьевна

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс коррекционная школа 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Просвещение, 2001.

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических и исторических знаний. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.

Цели:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-   развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-   применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи:

-        расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

-        обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно – практической и продуктивной деятельности;

-        систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

-        уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

-        улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

-                пропаганда здорового образа жизни, предупреждение появления вредных привычек и формирование необходимых санитарно-гигиенических навыков.

- Коррекционная задача: учить наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Настоящий  курс  рассчитан  на  68 часов. 2 часа в неделю. 1 час –федерального компонента учебного плана; 1час- регионального компонента.

Количество часов по четвертям.

 1 четверть

   2 четверть

   3 четверть

  4 четверть

год

15 часов

17 часов

21 час

15 часов

68 часов

Содержание учебного предмета.

Наименование разделов учебной программы

 Планируемые результаты к каждому разделу программы

Система оценки планируемых результатов выраженная в видах и формах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов. В показателях уровня успешности уч-ся- «хорошо, отлично»

Перечень лабораторных  и практических работ, экскурсий

Направления проектной деятельности учащихся

Использование резерва учебного времени

1. Окружающий

   нас мир

Знать: название города, домашний адрес и адрес школы;

Уметь: называть конкретные предметы и явления окружающей обстановки;

-

Текущий контроль.

Тематический  контроль.

Экскурсия по местности

Практическая работа по теме: «Наблюдение за явлениями природы»

 

2.Сезонные  

   изменения

 Знать:  явления природы в разные времена года;

Уметь: устанавливать простейшие связи между обитателями природы; связно пояснять проведенное наблюдение; самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила безопасности и поведения на природе;

Текущий контроль.

Тематический контроль

 

Промежуточный контроль

Экскурсия «Красавица осень»

Проверочная работа по теме:  «Сезонные изменения в природе»

Практическая работа по теме: « Изготовление  знаков погоды,

опорные схемы»

Практическая работа  по теме:

«Изготовление календаря природы»

Практическая работа по теме:

« Кормушка»

3.Наша страна

Знать: где располагается наша страна, как называется столица, чем занимается население страны, природные богатства, правила поведения в природе;

Уметь: показать на карте страну,  назвать полезные ископаемые; проводить наблюдения и делать элементарные выводы с помощью педагога;

Текущий контроль.

Тематический контроль.

Промежуточный контроль

Практическая работа по теме: «Физическая карта России»

Практическая работа по теме: « Работа с картой Амурская область»

Проверочная работа по теме: « Наша страна»

4.Природа

   нашей Родины.

Знать:  явления природы в разные времена года;

Уметь: устанавливать простейшие связи между обитателями природы; самост-но делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила безопасности и поведения на природе;

Текущий контроль

Тематический контроль

Промежуточный контроль

Экскурсии

Проверочная работа по теме:

 « Неживая природа»

Практическая работа по теме: « Виды почв»

Практическая работа по теме:

« Изготовление подвижного макета термометра»

практическая работа по теме:

«Коллекция полезных ископаемых»

5. Охрана  

    здоровья

    человека

Знать: название частей тела;  правила личной гигиены;

Уметь: соблюдать правила личной гигиены;  

Текущий контроль

Тематический контроль

Промежуточный контроль.

Практическая работа по теме: «Правила гигиены»

Проверочная работа по теме:

«Охрана здоровья человека»

6.Охрана

   природы и

   экологии

Знать: правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

Уметь: соблюдать правила поведения в природе;

Текущий контроль

Тематический контроль

Промежуточный контроль

Экскурсия

Проверочная работа по теме: « Охрана природы»

.

7.Труд  на

    пришкольном

    участке

   

Знать: правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

Уметь: соблюдать правила поведения в природе;

Текущий контроль

Тематический контроль

Итоговый  контроль.

Практическая работа на клумбе.

Календарно-тематическое планирование.

Дата  проведения урока

Раздел учебной программы по предмету, кол-во часов.

Тема урока

 Темы  контрольных, практических, лабораторных работ.

Количество часов, отведённых на освоение программного материала.

Основные виды учебной деятельности.

  1. Окружающий нас мир

 ( 3 часа)

  3 часа

1.Дом, в котором мы живём. Наша школа.

1

Регулятивные, коммуникативныеспециально-предметные

2.Домашний адрес. Адрес школы.

1

Регулятивные, коммуникативныеспециально-предметные

3.Природа нашей местности вокруг нас.

Экскурсия

1

Регулятивные, коммуникативныеспециально-предметные

2.Сезонные изменения в природе (15 часов)

15 часов

                                       

                                         

1.Календарь природы.

практическая работа  по теме:

 «Изготовление календаря природы»

1

Регулятивные, коммуникативныеспециально-предметные

2. Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха)

Практическая работа по теме:

 « Изготовление  знаков погоды,

опорные схемы»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

3. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года .Смена времён года

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

4. Осень (ранняя, золотая, поздняя). Экскурсия в природу с целью наблюдения сезонных изменений в природе. Признаки осени.

экскурсия

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

5. Осенние изменения в жизни растений и животных.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

5. Человек и природа осенью. Подготовка к зиме.

Проверочная работа по теме:  «Сезонные изменения в природе»

1

Регулятивные, коммуникативныеспециально- предметные

6 Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная) Признаки зимы..

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

7. Зимние изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой.

 Практическая работа по теме:

« Кормушка»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

8. Человек и природа зимой. Зимние праздники и развлечения.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

9. Весна (ранняя, поздняя) Признаки весны.

Человек и природа весной. Весенние заботы и праздники человека.

экскурсия

1

Регулятивные

коммуникативные

10. Весенние изменения в жизни растений и животных.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

11. Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое) Признаки лета.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

12.  Растения и животные летом.

экскурсия

1

Регулятивные

коммуникативные

13. Уход человека за растениями летом. Летние праздники.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

14.Самая короткая ночь и  длинный  день в году. Летнее солнцестояние.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

15. Времена года в жизни человека.

  Контр.работа по теме:

« Времена года»

1

Регулятивные, коммуникативныеспециально- предметные

  1. Наша страна.

( 6 часов)

6 часов

1. Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население.

практическая работа по теме: «Физическая карта России»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

 2. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы  (музеи, театры, площади  исторические и культурные памятники, парки,  улицы)

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

3. Транспорт  в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси)

1

 

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

4. Города нашей Родины. Золотое кольцо России.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

5. Город  Благовещенск -наш областной центр.

Практическая работа по теме: « Работа с картой Амурская область»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

6. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный)

Проверочная работа по теме: « Наша страна»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

  1. Природа нашей страны.

 ( 31 час)

Неживая природа  (10часов)

Живая природа

(21 час)

31 час

  1. Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

Экскурсия

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

 2. Почвы: песчаная, глинистая, плодородная, неплодородная

практическая работа по теме:

« Виды почв» рассматривание

коллекции образцов почв.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

3. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

 4.Вода в природе: моря и океаны.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

 5. Свойства воды. Значение воды для человека

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

6. Свойства воды. Значение воды для человека

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

7. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер-движение воздуха.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

 8. Температура воздуха. Знакомство с термометрами.

практическая работа по теме: « Изготовление подвижного макета термометра»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

9. Полезные  ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мрамор, нефть, газ, каменная соль.

практическая работа по теме:

«Коллекция полезных ископаемых»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

10. Неживая природа в жизни человека.

Проверочная работа по теме:

 « Неживая природа»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

11. Живая природа. Растения леса. Лиственные и хвойные деревья.

экскурсия

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

12. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. Кустарнички: брусника, черника.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

13. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать -и -мачеха, мох.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

14. Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Практическая работа по теме:

« Растения леса»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

15. Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан)

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

16. Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей.        

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

17. Насекомые леса (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи)

Практическая работа по теме:

« Животные леса»

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

18. Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

19. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника – клубника.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

20. Животные сада: птицы, насекомые, земноводные-лягушки, жабы.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

21. Растения  огорода:  овощи (картофель, капуста, морковь, свекла,  помидор, огурец, кабачок,  горох).

Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.

Экскурсия

1

коммуникативные познавательные

22. Друзья и враги огородных растений. Уход за культурными растениями.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

23. Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза)

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

24. Вредители полей: суслик, полевая мышь. Хомяк, насекомые и их личинки.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

25. Растения луга – травы: клевер, колокольчик, мятлик, тимофеевка.  Использование  лугов человеком.

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

26. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки.), птицы, звери (крот, полевка, кузнечик)

1

Понавательные,коммуникативные специально-предметные

27. Растения  болота:  травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения (клюква, морошка

Экскурсия

1

Коммуникативные познавательные

28. Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

 Растения водоёмов(водоросли и цветковые) кувшинка ,кубышка, рогоз и др.

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

29. Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи. Растительный и животный мир Амурской области.

1

Регулятивные познавательные

специально-предметные

30. Многообразие живой природы.

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

31. Растения и животные в жизни человека

 контр. работа  по теме: « Живая природа»

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

 5.Охрана здоровья человека

     ( 7 часов)

 1 Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

2. Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

3. Внутренние   органы:  головной и спинной мозг,  сердце,  легкие, желудок, кишечник,  печень, почки, мышцы,  скелет (позвоночник, череп, конечности)

1

Регулятивные специально-предметные

4. Органы чувств.

1

 Регулятивные специально-предметные

 5. Значение правильной осанки для здоровья человека

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

6. Правильные  питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных)

Практическая работа по теме: «Правила гигиены»

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

7. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Вред курения и употребления алкоголя.

Здоровье человека.

Проверочная работа по теме:

«Охрана здоровья человека»

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

  1. Охрана  природы и экологии

 ( 4 часа)

1 Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов.

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

2. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира.

Экскурсия

1

Коммуникативные познавательные специально-предметные

3.Растения и животные, занесённые в « Красную книгу»

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

4. Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Проверочная работа по теме:

« Охрана природы»

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

  1. Труд на  пришкольном участке

 ( 2 часа)

1. Весенняя обработка почвы на клумбах.

Посев и посадка растений на школьные клумбы.

Практическая работа на клумбе.

1

Регулятивные познавательные специально-предметные

2. Обобщающий урок «Стань природе другом

Итоговая контр. работа  по теме: « Природа нашей страны»

1

Коммуникативные познавательные

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование

Количество

1

Печатные и демонстрационные пособия

        Программы для  5-9 классов специальных (коррекционных)  учреждений VIII вида: Сб.1. – Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС 2001год под редакцией В. В. Воронковой

         Я познаю мир: Детские энциклопедии: Птицы, Животные, География, / под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

         Электронные уроки и тесты // Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы» //ЗАО «Новый диск», 2006

Интерактивная энциклопедия «Мое тело» // ЗАО «Новый диск».

Л.Колвин и Э.Спиэр Энциклопедия «Живой мир»// М., «Росмэн», 2000

Я познаю мир: Детские энциклопедии: Птицы, Животные, География, / под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

2

Технические средства обучения (средства ИКТ);

Мультимедийная доска

Компьютер

Мультимедийный проектор

3

Цифровые образовательные ресурсы

Презентации

4

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Физическая карта России

Физическая карта полушарий Земли

Таблицы.

5

Натуральные объекты

Глобус Земли

Компасы

Термометры

Секундомеры

Муляжи

Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Гербарные экземпляры растений.

Учащиеся   должны уметь:

•        называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

•        связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

•        выполнять рекомендуемые практические работы;

•        соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

•        соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

•        обобщенные и конкретные названия предметов и явлений

природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

•        расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

•        основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

•        основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Програм...

Календарно - тематическое планирование в 1 классе коррекционной школы VIII вида (1 полугодие)

Календарно - тематическое планирование в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Календарно-тематическое планирование для 2 класса коррекционной школы VIII вида (надомное обучение) 8 часов в неделю.

Календарно-тематическое планирование составлено по  «Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» Москва, «Просвещение...

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...