"Жизнь древних славян".
план-конспект урока по природоведению на тему

Голенцова Наталья  Васильевна

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизнь древних славян».

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Автор УМК: А.А.Плешаков

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о жизни древних славян, быте, внешнем виде и верованиями славян.

Задачи:

          Обучающие: сформировать у учащихся представление о жизни древних  славян; познакомить с внешним видом, бытом, верой славян.

          Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой; расширять словарный запас учащихся.

          Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

     Метапредметные - организовать обмен мнениями.

          Формирование познавательных УУД:

          ученик научится или получит возможность научиться: самостоятельно  формулировать познавательную цель, решать

          проблемы поискового  характера, находить необходимую информацию, анализировать ее,  выделять главное,

          структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, рефлексировать  процесс и результат своей деятельности.

          Формирование регулятивных УУД:

          урок позволяет обеспечить организацию учащимися своей учебной  деятельности: целеполагание, как постановку учебной задачи,  определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий, прогнозирование результата  и уровня усвоения знаний, контроль в форме сравнения  результата с заданным эталоном и внесение необходимых корректив в случае расхождения с образцом, осознание качества усвоения.

          Формирование коммуникативных УУД:

     каждый ученик получает возможность проявить инициативу, сотрудничая при поиске и сборе информации;  в случае возникновения  конфликта найти способ его разрешения;  управлять поведением партнера, владеть монологической и диалогической речью, выражая свои мысли.

     Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока:

          Медиапроектор,  презентации, карточки, компьютер, Энциклопедия истории России, историческая, физическая карты, наглядно-иллюстрационный материал (Боги славян, орудия труда, жилище), карточки с заданиями для тестирования. Книги, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь, тест.

           Тип урока: открытие нового знания 

           Форма проведения: урок-исследование.

           Формы и методы работы: фронтальная,  групповая, частично- поисковая

Ход урока:

1. Орг. момент.   (Создание ситуации успеха)

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю России

Интересно изучать.

II. Проверка знаний и умений учащихся.

Постановка темы и цели урока.

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. А зовут меня Наталья Васильевна. Мы с вами откроем первую страничку истории Отечества, отправимся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались. Чтобы узнать к какому народу отправимся, разгадайте кроссворд. СЛАЙД 1.

Вопросы:

1) Наука о прошлом (история)

2) Имя богини – покровительницы истории (Клио)

3) Большое животное, на которое охотились древние люди (мамонт)

4) Отрезок времени в 100 лет (век)

5) Страна, которая подарила миру Олимпийские игры (Греция)

6) На берегах какой реки возникло Египетское государство (Нил)

7)Наука, которую называют "наукой лопаты" (археология).

–Прочитайте ключевое слово? (славяне)

- Какая будет тема урока?

- Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни древних славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их, составьте вопросы по данной теме.

- Посмотрите на вопросы: Кто? Какие? Где? Как? Чем?            СЛАЙД 2.

- Что бы вы хотели узнать о славянах?

- Кто такие славяне?

-Какие они были?

- Где жили?

- Как жили?

- Чем занимались?

Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.   СЛАЙД 3.

(Чтение эпиграфа на доске) Звучит музыка, на фоне которой произносится эпиграф урока.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

                            Н. Кончаловская

(Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)

          И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

III. Изложение нового материала.

  1. В то далекое время, на территории нашей страны росли бескрайние леса, были топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Давным-давно эти края населяли древние славяне. Они были нашими предками.
  2. У нас все готово к путешествию во времени. Итак, отправляемся! 

Сели все правильно, закройте глаза, опустите голову на руки.

Имитация полета на машине времени.  Учитель  зажигает свечу, вешает карту. СЛАЙД 4.


Медленно откройте глаза и осмотритесь вокруг. Мы с вами оказались в далеком прошлом, полторы тысячи лет назад, когда по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Висла, Дон на большой лесной равнине поселились славяне.

 4. Работа с картой учебника «Расселение древних славян» стр. 35 

- Откройте учебники на странице 35, что вы видите? (карту)  Такая же карта как и у меня на доске.     Что с помощью нее мы  узнаем? (расселение древних славян)  

- Давайте рассмотрим  карту.

  Жили славяне племенами.

- Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие   племенные объединения делятся славяне?  (перечисление - восточные славяне, западные славяне, южные славяне).    

 - Какое из племен занимало наибольшее пространство? (восточные славяне). 

- О восточных славянах мы и будем дальше с вами разговаривать.

Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы. Восточные славяне селились привольно. Места хватало всем. К ним относились следующие племена: словене, кривичи, полочане, вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняне.       

-  Как вы думаете, что объединяло эти племена?

- Племена объединяли язык, обычаи, занятия.

5. Сообщение учителя.

- А теперь поговорим о том, какие были славяне по характеру, какими качествами обладали.

- Давайте послушаем короткий диалог отца и сына.

Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты):

  - Надо оставить немного гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.

Сын отвечает.

  -Отец, зачем ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос надолго.

Отец:

Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

- О каком качестве характера говорит этот поступок? (гостеприимство)

6. Работа с учебником

           Прочитайте первый абзац на странице 36 и скажите, какими еще были славяне (крепкими, выносливыми, готовыми к неожиданностям)

7. Занятия древних славян

-А сейчас нам предстоит выяснить, чем  занимались жители племени.

- Давайте  рассмотрим  картинки на экране. СЛАЙД  5, 6, 7, 8.

 - У каждого из вас лежит карточка «Занятие древних славян».

 - Впишите в лист занятия славян – мальчики занятия мужчин, девочки – занятия женщин.

Предполагаемые ответы детей:

Занятия мужчин

выходили на охоту

ловили рыбу

 пахали землю

рубили дрова

добывали мед диких пчел

шили обувь

Занятия женщин

готовили пищу

пряли пряжу

ткали полотно

шили одежду

 сеяли

ухаживали за огородом и полем

-Итак, чем занимались мужчины славяне? (дети называют занятия мужчин, которые вписали)

- Чем занимались женщины?

Славяне занимались сбором меда, это занятие ещё называется - Бортничество  

Изготовление  глиняной посуды – Гончарное дело 

Рыболовство – ловили рыбу гарпуном и сетями.

  Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Земледелие было самым главным занятием. Труд был очень тяжелый. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.

 Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль.

Скотоводство. Детенышей  некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

- А так же занимались славяне строительством.

                                                         ЖИЛИЩЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

- И сейчас мы с вами тоже  будем строителями. Из данных деталей мы создадим жилище древних славян.

- Кто первым желает начать строительство?

- Рассмотрите дом, в котором жили славяне. Чем отличается он от тех домов, которые вы знаете? (Эти дома на метр были углублены в землю)

- Какой материал использовали для строительства жилища? (Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой.)

- Использовались стёкла? (стекол не было окошки на ночь закрывали досками, травой  или соломой.) 

- Как вы думаете уютно ли было в таком доме? (Конечно же нет. Там было всегда прохладно и темно, а в дожди очень сыро) 

-А теперь заглянем внутрь жилища. СЛАЙД 9.

- Что мы там видим? (В углу находилась печь.)

- Из чего она была сложена, как вы думаете? (из камней и глины). 

- Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей.

- Ещё что видите? (деревянную лавку, звериная шкура весит)

- А как вы думаете для чего эта шкура? В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами. Зачем они были нужны?

- Правильно - это были постели.

- Посудой служили глиняные горшки, миски, сковороды. СЛАЙД 10.

- Посмотрите на картинку СЛАЙД 11 и скажите, какое  место выбирали славяне для поселения?  (селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.)

– Почему выбирали именно такие места? (орошение почвы, и занятие рыболовством.)

- Как они защищали свои селения от врагов? Они ставили вокруг своих поселений частокол. Частокол строился из крепких брёвен.

                                                                  ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

- Сейчас мы с вами выясним, чем же питались древние славяне? У меня в корзине лежит много продуктов питания. Вы подходите ко мне , берёте из корзины продукт и отвечаете питались этим славяне или нет. (капуста, морковь, свёкла, картофель, кофе, сахар, майонез, ягоды, грибы, орехи, рыба, мясо, молоко, чипсы, хлеб.)

- Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания.

- Это часть продуктов которыми питались древние славяне.

- Рассмотрите иллюстрацию с изображением охотника-славянина (учебник стр.36).

- Чем он охотился?

- Нож, топор, рогатина.

- Для чего нужна была  рогатина? Рогатина— тяжёлое копьё  охоты на крупного зверя. 

ОДЕЖДА ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым невзгодам, зною и холоду. Предположите, во что они были одеты и обуты. У каждого из вас на парте лежит разная  одежда, обувь, украшения.

 Выберите то, в чём  ходили древние славяне. (работаем в паре)

- Сверим ваш выбор с правильными ответами.

- Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов и пояса. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также украшенное вышивками.  СЛАЙД  12, 13, 14.

- Основной обувью были лапти своего плетения. СЛАЙД 15.

-Из чего плели лапти.

-Лапти  плели из древесной коры.

-Очень важное открытие было совершено ещё  в конце прошлого века русским археологом А.А.Спицыным, когда в Восточной Европе было раскопано много славянских курганов. Оказалось, что славянские женщины в Средние века носили разные украшения – височные кольца, крепившиеся к волосам у виска, кольца украшенные ромбами, перстни, бусы, подвески. СЛАЙД 16.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПОД СЛАВЯНСКУЮ МУЗЫКУ)

-Ребята, мы продолжаем наше путешествие. И я думаю, что вам интересно узнать о древних славянах еще больше нового и интересного.

- А сейчас давайте посмотрим сюжет, каким богам покланялись славяне и что просили у богов.

ПРОСМОТР СЮЖЕТА. СЛАЙД 17.

- Каким богам покланялись славяне? ( Перун - бог грома и молнии. Ярило – бог солнца.)

- Что они просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

- Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от гнева богов? (Они обращались к богам с молитвами, с просьбами и благодарностью, приносили им жертвы (дары богам).

ДУХИ, БОЖЕСТВА ПРИРОДЫ

- Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами.  Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках – Русалки.

- Сообщения о домовом, лешем, водяном. 

- Кто подготовил сообщения о домовом?

                                                                Домовой. СЛАЙД 18.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нём людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

- Кто дополнить желает?

                                                                  Леший. СЛАЙД 19.

"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым  огнем.  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

-

                                                             Водяной. СЛАЙД 20.

 Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого  старика, с рыбьим хвостом, длинной  зелёной бородой. Глаза у него большие, с ладонь величиной, и красные, а нос - как сапог, не меньше.  Говорят, что он любит подниматься по ночам в полнолуние, сидеть на прибрежных камнях и расчёсывать бороду.

- Как вы думаете, почему славяне верили в духов?  

(Люди не могли объяснить причины неудач, в занятиях рыбной ловлей, охотой, а также в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов). 

РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.

 - Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и выполните задание №3 самостоятельно.

- Проверяем. Какие же фантастические существа и почитаемые животные были у древних славян? Зачитайте.

                                                         СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ.

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

- Как вы думаете, какие это праздники? Масленица, Иван Купала.

- Что вы знаете об этом празднике?

МАСЛЕНИЦА. СЛАЙД 21, 22, 23.

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Слышали праздник «Иван-Купала»?

- Что вы знаете об этом празднике?

                                                                           ИВАНОВ ДЕНЬ. СЛАЙД 24, 25.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, пели песни в честь Солнца. Девушки гадали. Они плели венки и пускали их по реке. Если венок зацепится за что-то недалеко – значит, девушка выйдет замуж на родной стороне. Если уплывёт – значит, жених будет издалека. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем песнями входили в реку и купались. 

Учитель: –  Сохранились ли до наших времен какие-либо древнеславянские  праздники?

- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:

Давайте поиграем, повторяем за мной.

«Барашеньки крутороги».

Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)

По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),

По степям бродили (ходьба на носочках),

На дудочке играли (на дудочке играем),

Ваню потешали (улыбаются, строя «рожицы» друг другу)

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

  1. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

  Книжная выставка – рекомендуемая литература.

- Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке, в библиотеке или сходить в музей. А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста. Тест лежит у каждого на парте.

                                                        ТЕСТ (СЛАЙД № 26, 27) 

Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

Обменяйтесь листочками с товарищем по парте, проверяем. На доске ответы.(если нет ошибок поставьте  5, одна ошибка 4, две ошибки 3, ну а если 3 ошибки, то  нужно ещё поработать по этой теме.

- Наше путешествие подошло к концу.  Пора возвращаться в ХХI век.
Я включаю машину времени, а вы положите руки на парту, голову на руки, закройте глаза.

Звучит музыка, гасится свечка.
Ну, вот вы и дома. Понравилось вам путешествие? Попробуйте оценить свою работу по опорным словам: СЛАЙД  28.

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне запомнилось…

Большое спасибо вам ребята за урок. Вы  молодцы!  Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы. Мне хочется отметить тех, кто особенно активно работал…это ……5

– Остальные ребята, я думаю, обязательно нас порадуют своими ответами на следующем уроке.

 Домашнее задание. Рабочая тетрадь с. 13 №1.  Учебник стр. 34 - 39



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - игра " Древние славяне"

Игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях....

Игра, посвящённая древнерусскому быту "Быт древних славян"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории.  Основана на экспонатах из экспозиции школьного музея "Уголок русской избы"....

Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».

Урок по теме: «Жизнь древних славян».    Урок  с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...

«Жизнь и быт древних славян. Первые киевские князья»

Повторительно-обобщающий урок-игра по теме: "Древняя Русь" для обучающихся 6 класса. Представленный материал может использоваться при проведении внеклассного мероприятия в рамках предметной недели....

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...