Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Павленко Наталья Рафиковна

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о созидательной и разрушительной работе воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«МБОУ  СШ № 4»

г. Щекино Тульской области

Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе.

урок по природоведению в 5 классе

                Разработала:

                                                                                           учитель биологии

                                                                                           высшей категории

                        Павленко Наталья

                                                                                           Рафиковна

           

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся со свойствами воды как растворителя, научить приготавливать раствор соли в воде и взвесь мела в воде, формирование знаний о созидательной и разрушительной работе воды в природе.

Развивающие: развитие мыслительных операций анализа и синтеза, развитие познавательной активности посредством работы с книгой и таблицами, научить делать выводы; развитие творческих способностей, развитие речи.

Воспитательные: воспитание патриотизма (путем использования регионального компонента), формирование у школьников экологической культуры, не позволяющей приносить вред природе путем загрязнения водоемов.

Оборудование:

Компьютер, презентация, проектор, глобус, колба с водопроводной водой, колба с «серебряной» водой, лотки, баночки с мелом, баночки с солью, ложечки, стаканчики с водой, бутылка с минеральной водой «Краинская», раздаточный материал (Лабораторная работа № 4 «Приготовление раствора соли и взвеси мела в воде», таблица «Работа воды в природе»), салфетки.              

На доске записана дата проведения урока и домашнее задание.

        Ход урока

I Орг. момент

II Изучение нового материала:

1. Учитель              Есть просто храм.

              Есть храм науки.

              А есть еще природы храм-

              С лесами, тянущими руки

              Навстречу Солнцу и ветрам.

              Он свят в любое время года,

              Открыт для нас в жару и стынь,

              Входи сюда,

              Будь сердцем чуток,

              Не оскверняй её святынь!

Сегодня, ребята, мы с Вами снова входим в храм ПРИРОДЫ!

Закройте глаза, прослушайте отрывок и скажите какие ассоциации возникают у Вас с этим звуком? Звучит отрывок «Журчание воды». Верно и сегодня мы с Вами продолжим изучать воду и узнаем о её новых свойствах. 6 групп учащихся класса провели исследования воды и о результатах своих изысканий они сейчас нам расскажут.

2. Выступление учащихся

(на доске проекции иллюстрирующие каждую группу учащихся)

1. Географы (исследовали  состав вод Мирового океана)

2. Химики (исследовали свойства питьевой воды в г.Щекино при помощи учащийся 11 класса Леоновой Елены)

3.Юные натуралисты (исследовали дистиллированную воду)

4.Экологи (исследовали серебряную воду, демострируют опыт, заложенный ранее)

5.Биологи (исследовали содержание  воды в организме человека и растений)

6.Диетологи (исследовали минеральную воду «Краинскую» на содержание солей и углекислого газа)

На магнитной доске вывод (бумажные заголовки) Чистой воды в природе нет.

3. Учитель  Мы с Вами выяснили, что вода-это растворитель и тема сегодняшнего урока - Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе. Для того чтобы выяснить, что такое раствор мы выполним  Лабораторную работу  № 4 Приготовление раствора соли и взвеси мела в воде. Сравните результаты опытов с солью и мелом. В выводе ответьте: «Что такое раствор? Чем раствор отличается от взвеси?» Вопросы записаны в заданиях. Чтобы Вам было легче вспомните последнюю Лабораторную работу и определение диффузии. Вывод может зачитывать 1 учащийся от группы. Вывод запишите на выданном листе. Но сначала давайте вспомним правила техники безопасности.

4.Ученики  рассказывают инструктаж по ТБ.

5. Учитель Хорошо.

6. Выполнение работы по инструкции учителя.

Лабораторная работа  № 4

«Приготовление раствора соли и взвеси мела в воде».

Цели: научиться приготавливать раствор и взвесь, научиться работать с лабораторным оборудованием.

Оборудование: лоток, 2 стаканчика с водой, баночка № 1 с солью, баночка № 2 с мелом.

Ход работы

1.Придвиньте к себе лоток с реактивами.

2.Возьмите стаканчик с водой и баночку № 1. Зачерпните ложечкой соль. Насыпьте соль в стакан с водой и перемешайте ложечкой. Что Вы наблюдаете? Что произошло с солью?

3.Возьмите второй стаканчик с водой и баночку № 2. Зачерпните ложечкой мел. Насыпьте его в стакан с водой, перемешайте ложечкой. Что произошло с мелом? Что Вы наблюдаете?

4. Сравните результаты опытов с солью и мелом. Чем раствор отличается от взвеси? Что такое раствор?

Вывод:        

7. Учитель выслушивает ответы групп учащихся и вывешивает вывод на магнитной доске

Раствор- жидкость, содержащая посторонние вещества, которые в ней равномерно распределены.

8. Учитель Молодцы! Теперь возьмите листочки с таблицами и, используя текст учебника, & 23  ответьте на вопрос: «Какую созидательную и разрушительную работу производит вода в природе?» Ответы записываем в таблице с заданиямив в две колонки.

Созидательная работа воды

Разрушительная работа воды

9. Учитель выслушивает ответы учащихся и вывешивает на доске вывод

Работа воды в природе может быть созидательной и разрушительной.

10.Учитель Скажите, а нуждается ли вода в охране? Почему?

 III Домашнее задание Напишите небольшое сочинение

& 23 сочинение на тему «Значение воды в природе и жизни человека».

 IV Закрепление

Учитель

1. Скажите, ребята, что нового мы сегодня изучали на уроке?

2. Наблюдая иллюстрации на доске ребята характеризуют каждый слайд и разделяют на созидательную и разрушительную работу.

3. Вывод учащихся, используя тезисами на доске.

 V Итог урока. Выставление оценок.

Учитель Спасибо, дети, за работу.



Предварительный просмотр:

   Лабораторная работа № 4

Приготовление раствора соли и взвеси мела в воде.

Цели: научиться приготавливать раствор и взвесь, научиться работать с лабораторным оборудованием.

Оборудование: лоток, 2 стаканчика с водой, баночка № 1 с солью, баночка № 2 с мелом.

        Ход работы

  1. Придвиньте к себе лоток с реактивами.
  2. Возьмите стаканчик с водой и баночку № 1. Зачерпните ложечкой соль. Насыпьте соль в стакан с водой и перемешайте ложечкой. Что Вы наблюдаете? Что произошло с солью?
  3. Возьмите второй стаканчик с водой и баночку № 2. Зачерпните ложечкой мел. Насыпьте его в стакан с водой, перемешайте ложечкой. Что произошло с мелом? Что Вы наблюдаете?
  4. Сравните результаты опытов с солью и мелом. Чем раствор отличается от взвеси? Что такое раствор?

Вывод:        



Предварительный просмотр:

 Чистой  

природе

воды в

нет



Предварительный просмотр:

   Раствор  –    

содержащая

жидкость,

посторонние

вещества,   ко

равномерно

торые в  ней

распределены



Предварительный просмотр:

   Работа    

природе

воды   в

может

быть  сози

и   разруш

дательной

ительной



Предварительный просмотр:

Заполните таблицу, ответив на вопрос:

Какую разрушительную и созидательную работу производит вода в природе?

Ответ напишите в две колонки.

Созидательная работа воды

Разрушительная работа воды

Домашняя работа

Напишите небольшое сочинение на тему «Значение воды в природе и жизни человека».

Заполните таблицу, ответив на вопрос:

Какую разрушительную и созидательную работу производит вода в природе?

Ответ напишите в две колонки.

Созидательная работа воды

Разрушительная работа воды

Домашняя работа

Напишите небольшое сочинение на тему «Значение воды в природе и жизни человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воды в природе.5 класс

Это карточка - задание для учащихся 5 класса. которая импользуется на уроке по теме "Работа воды в природе" Карточка содержит задание творческого характера (загадки. пословицы, ребусы) и задания для с...

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Электронная презентация к уроку химии в 8 классе по теме: "Вода - растворитель. Растворы"

Электронная презентация может быть использована при проведении уроков химии в 8 классе по всем рекомендованным  на сегодняшний день авторским линиям учебников. Гиперссылки данной презентации позв...

Презентация к уроку "Вода-растворитель. Работа воды в природе"

Презентация может использоваться на уроках Окружающего мира, Биологии и Географии. За презентацию к уроку природоведения  Павленко Н.Р. награждена Дипломом 2 степени ИМЦ "Олимп" ощеросс...