рабочая программа по природоведению В.М.Пакулова
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Рабочая программа разработана с учетом современных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу составлена в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. «Природа. Неживая и живая» 5 класс   авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.

Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 14 тем, которые рассматривают вопросы:

- строения Вселенной, строения и свойств вещества, свойств воды, воздуха, горных пород, почвы,  разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных, связь живого и неживого.

- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.

Цели и задачи курса: - овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-        гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;        

-        установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

            - подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины,   здравоохранения

        Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

       Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

         Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены     лабораторные     работы,     экскурсии,     демонстрации опытов, проведение  наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на  личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В данный УМК входит учебник «Природа. Неживая и живая» 5 класс   авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.

Содержание программы.(68 часов)
             Введение (2 ч)

      Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.                                                                                                                                                                                                            

      Зачем и как изучают природу.

Задачи темы: ознакомить детей с содержанием, формами деятельности, средствами обучения; нарисовать перспективу изучения окружающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и действенность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными растениями на своих огородах, учебно-опытном участке, подготовить простейшие опыты, которые могут провести дети как в школе, так и дома; продолжить традицию начальной школы — ведение фенологических наблюдений и дневников наблюдений.

Вселенная (5 ч)

 Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой   Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и   движение. Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.  Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).   Луна — спутник Земли.  Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их  движение. Освоение космоса. Наблюдение за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

1.Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.

2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.

Задачи темы: сформировать знания о Солнечной системе, ее составе. Познакомить учащихся со спутником Земли — Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом, картой, ориентироваться на местности

 Строение и свойства вещества (11 ч)
         Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Вещества чистые и смеси.  Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.                        Простые и сложные вещества. Явления природы.

Электрические явления (3 часа)

Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и  химические явления. Химические реакции. Использование человеком физических и  химических явлений природы в повседневной жизн

   Демонстрация

Электризация тел путем трения.

Лабораторные работы

Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Задачи темы: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия: молекулы, атомы, элементы. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о физических и химических явлениях в природе.

Воздух (7ч)

      Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха.  Атмосферное давление. Барометр.. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.    

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.                        Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).

Наблюдения:  систематические фенологические и ежедневные за погодой;  за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни.

Лабораторные работы

1. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

2. Описание погоды за месяц и сезон.

Задачи темы: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов
осадков, образования ветра, его работу в признаках ее предсказания.  Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с мероприятиями по охране воздуха  от  загрязнения.

Вода (4 часа)

 Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

  Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.    Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.      

Экскурсия

       Изучение работы текучих вод и  ветра.

Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.

Горные породы (4 ч)

 Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

 Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы

1.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

2. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Задачи темы: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и разнообразии горных пород, об их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями выветривание, обломочные горные породы, руда, рудные и нерудные полезные ископаемые, черные и цветные металлы, свойства металлов.

Почва (5ч)

 Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности,  почв с разной структурой.

Задачи темы: углубить знания учащихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.

Организмы (6 ч)
          Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда   обитания, факторы среды обитания.

 Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.  Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.  Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.        

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного  материала.        

 Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание   наблюдаемых растений и животных по плану.

Задачи темы: обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.

 Растения (6 ч)

 Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.                                                                                                                                                    

 Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

 Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.                                                    

 Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана  растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные   и др.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, за   приспособлением к различным условиям размножения.

Лабораторная работа.

Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение   названия   растений с помощью атласа-определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание  семян культурных растений.

Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения, научить учащихся ставить простейшие опыты по выявлению условий прорастания семян и пользоваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распространенные дикорастущие, лекарственные, ядовитые и охраняемые растения своей местности.

Грибы (2 ч)
    Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа.

      1. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых  грибов.

Задачи темы: познакомить с представителями особого царства природы — грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека. Научить учащихся узнавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.

Животные (5 ч)

        Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни.  Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной, и почвенной среде обитания.  Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги.  Охрана диких животных.        Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за животными в природе.

Лабораторная работа

1. Узнавание наиболее распространенных животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых, ядовитых видов)с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Задачи темы: продолжить развитие знаний о животных, об их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Научить учащихся узнавать животных своей местности.

Природа едина (2 ч)  

   Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

   Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Задачи темы: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе.

Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (3 ч)

   Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)  Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливня, под градом и др.)  Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной  нагрузки.

Лабораторные работы

Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными   нормами.

Овладение простейшими способами первой помощи при травмах.

Задачи темы: познакомить учащихся с взаимоотношениями организма человека с окружающей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружающей человека среды и их влиянии на организм человека: солнечных ударах, обморожении, переохлаждении, ожогах и т. п., о приемах оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, о вредных привычках и их предупреждении. Сформировать умения определять показатели развития своего организма и оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях и кровотечениях.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Введение

2

2

Вселенная

5

3

Строение и свойства вещества

11

4

Электрические явления

3

5

Воздух

7

6

Вода

4

7

Горные породы

4

8

Почва

5

9

Организмы

6

10

Растения

6

11

Грибы

2

12

Животные

5

13

Природа едина

2

14

Человек. его здоровье и безопасность жизни.

3

15

Закрепление и обобщение

3

Итого:

68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Знать:

        отличия живой природы от неживой;

        строение, свойства тел неживой и живой природы;

        явления неживой и живой природы;

        связь живого и неживого;

        образование ветра, осадков;

        состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;

        основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование    

              человеком;

        состав и свойства почвы; многообразие растений и животных, условия их  

              жизни, использование человеком;

        место и роль человека в природе;

        меры по охране неживой и живой природы.

             Уметь:

         вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха;

определять направление ветра и облачность, виды осадков;

делать записи условными обозначениями в дневниках;

определять высоту полуденного солнца над горизонтом;

ориентироваться по солнцу, по местным признакам;

самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;

выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на   учебно-опытном участке;

ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.


Литература

Для учителя:

  • Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой, Н. В Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». - М: Дрофа, 2007.
  • Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2007.
  • Тимофеева Л. Л. «Уроки природоведения к учеб. В. Н. Пакуловой, Н. В. Ивановой

 «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл.»

Для учащихся:

  • Энциклопедия для детей. Т 3. География / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.
  • Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.
  • Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001.
  • Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2007.

Интернет сайты и ссылки :

  • FLORANIMAL - растения и животные   http://www.floranimal.ru/
  • Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c18f9c03-c7d3-1f36-55ea-baec59269170/?
  •   http://vostlit.narod.ru/index.htm-roomplants.virtualave.net/  -  справочник комнатных растений
  • http://www.9151394.ru/projects/bio/statji/mixcope/index.ahtml  про микроскоп
  • http://learnbiology.narod.ru/  интересная информация
  • http://www.floranimal.ru/lists/p.html  все о животных по алфавиту и о растениях От Мышки до слона
  • http://www.kozlenkoa.narod.ru/lessons/index.htm  медиа-уроки
  • www.canislupus.ru/  - сайт о волках
  • http://www.audit-moscow.ru/great.html  великие мудрости жизни
  • http://evolution.powernet.ru/history/  История развития на Земле
  • http://www.sci.aha.ru/ALL/e3.htm  продолжительность жизни животных
  • http://www.rcio.rsu.ru/webp/works/works.htm#12  работы скачать
  • http://tambov.fio.ru/vjpusk/vjp043/rabot/31/karta.html  открытые уроки
  • http://www.udel.edu/Biology/ketcham/microscope/  микроскоп
  • http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000335/0001825G.htm  фотосинтез
  • http://livingthings.narod.ru/  энциклопедия птицы
  • http://luzhok.ru/encyclop/garden/annual/  - Энциклопедия растений
  • http://roomplants.virtualave.net/  - справочник комнатных растений

Календарно-тематическое планирование уроков

«Природа неживая и живая» 5 класс

№ п\п\

Тема урока

Дата проведения

Введение.

Изучение природы. Что такое природоведение?

7.09

Методы изучения природы.

8.09

Вселенная.
Звезды на небе.

14.09

Земля- наш дом.

15.09

Луна – естественный спутник Земли.

21.09

Оболочки Земли.

22.09

Солнечная система.

28.09

Строение и свойства веществ.
Тела и вещества.

29.09

Строение твердых, жидких и газообразных тел.

5.10

Вещества чистые и смеси.

6.10

Молекулы. Атомы. Элементы.

12.10

Движение частиц вещества.

13.10

Взаимодействие частиц.

19.10

Разнообразие веществ.

20.10

Физические , химические вещества.

26.10

Горение.

27.10

Окисление.

2.11

Строение и свойства веществ.

11.11

Электрические явления.
Электризация тел. Электрические заряды.

16.11

Электрический разряд. Молния.

18.11

Электрический ток.

23.11

Воздух. Воздух – смесь газов. Атмосфера – Воздушная оболочка.

23.11

Состав воздуха.

25.11

Свойства кислорода и углекислого газа.

30.11

Характеристика состояния атмосферы. Вес воздуха и атмосферное давление.

2.12

Изменение давления воздуха с высотой. Движение воздуха. Ветер.

7.12

Осадки. Погода. Климат.

9.12

Загрязнение воздуха. Охрана воздуха.

14.12

Что такое гидросфера? Свойства воды. Три состояния воды.

16.12

Тепловое расширение воды.

21.12

Вода -растворитель.

23.12

Значение воды в природе.

28.12

Горные породы.
Внутреннее строение Земли.

13.01

Горные породы и минералы.

18.01

Разрушение горных пород.

20.01

Полезные ископаемые. Металлы.

25.01

Почва.
Почва, ее образование. Разнообразие почв.

27.01

Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

1.02

Уход за почвой.

3.02

Влияние почвы на растения, влияние растений на почву.

8.02

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

10.02

Организмы.
Организм. Свойства живых организмов, биологические явления.

15.02

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

17.02

Знакомство с увеличительными приборами.

22.02

Клетка. Строение растительной клетки.

24.02

Клеточное строение организмов.

1.03

Обобщающий урок. Организмы.

3.03

Растения.
Признаки растений.

8.03

Растения цветковые и нецветковые.                                                                                                                                                    

10.03

Цветковые растения, их органы.

15.03

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений.

17.03

Охрана растений, растения Красной книги.

5.04

Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные   и др.

7.04

Грибы.
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

12.04

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые.

14.04

Животные.
Характерные признаки животных.

19.04

Дикие животные и условия их жизни.  

21.04

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека.

26.04

Животные Красной книги.

Охрана диких животных.

28.04

Домашние животные, условия их жизни.

3.05

Природа едина.
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

5.05

Сезонные явления в природе.

10.05

Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

Образ жизни человека и его здоровье.

12.05

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях.

17.05

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

19.05

Подготовка исследовательских проектов по теме «Красная книга растений»

24.05

Подготовка исследовательских проектов по теме «Красная книга животных»

26.05

Защита исследовательских проектов

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой

«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/   Протокол № 1   от   « 29» августа 2012г....

Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой

«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/   Протокол № 1   от   « 29» августа 2012г....

рабочая программа по природоведению в 5 классе к учебнику Пакуловой

Рабочая программа учебного курса по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику Пакуловолй, Н.В. Ивановой составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...

Рабочая программа по природоведению 5 класс В.М. Пакулова

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению 5 класс . Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы основного общего образования по природоведению 5 класс.Авторы:   В.М. Пакулова, Н.В. Иванова....

Рабочая программа по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.

В данной рабочей программе отражено: количество часов на изучение курса природоведения - 68 за учебный год, количество практических и лабораторных работ, название работ, количество экскурсий по програ...