«Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира «Свойства полезных ископаемых»
методическая разработка по природоведению на тему

Акимова Наталья Владимировна

Творческая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_razrabotka_akimovoy_3.1.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира «Свойства полезных ископаемых»

(УМК  «Школа 2100», 3класс)

Выполнила:  Акимова Н.В., учитель начальных классов,

МБ ОУ «СОШ №31»

Группа 22-2

Научный руководитель:

Демчук Н.А., к.п.н, доцент кафедры начального и дополнительного образования

МАОУ ДПО ИПК

                                        

Новокузнецк, 2014

Содержание

Страницы

1.

Введение

С. 3 - 5

2.

Основная часть

Проект урока по окружающему миру

«Свойства полезных ископаемых»

С. 6 - 10

3.

Заключение

С. 11

4.

Список литературы

С. 12

1. Введение

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».   

Л.Н. Толстой

 В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
        Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности.

Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).
      Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
      Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности.
      Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, — будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова,  «процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно — деятельностный» подход в образовании!».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.  Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе :

 формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет окружающий мир помогает реализовывать  задачи:

1) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

2) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

II. Проект урока окружающего мира (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Тема урока:  Свойства полезных ископаемых                

Цели:        

- образовательная:  создание условий для формирования способа   изучения свойств полезных ископаемых;

-развивающая: развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

- воспитательная: формирование коммуникативной культуры.

 

 Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, карта «Полезные ископаемые»; предметные картинки: «Добыча каменного угля», фломастеры,

исследовательская карта , карточки с условными знаками полезных ископаемых, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

                                                   ХОД   УРОКА

  I. Эмоциональный настрой

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

- Нас ждёт много интересной работы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтоб на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится.

II. Актуализация знаний учащихся. Мотивация

2.1 Беседа

- Чтобы человеку построить дом, что необходимо иметь? (песок, цементизвестняк); 

- Чтобы сделать машины, станки, необходимы ( медь, алюминий) ;

- Из чего делают трубы, рельсы? ( чугун, сталь)

- Как мы назовём это одним словом? (полезные ископаемые)

- Почему их называют полезными ископаемыми? ( Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь).

 Учитель: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

            Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

             Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

   - Назовите из предложенных значков, обозначающих полезные ископаемые те, которые вы знаете, что добывают в нашем регионе?   (,,,,,,,,,,);

- Что вы о них знаете? (каменный уголь горит, дает человеку тепло, лекарства, пластмассу)

  - Из железной руды (машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы) и т.д.;

- На какие группы делятся  полезные ископаемые  из тех, что мы назвали  

  • твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли);
  • жидкие (нефть, минеральные воды);
  • газовые (горючие газы, гелий, метан).
  • горючие (уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы);
  • рудные (руды горных пород, графит, асбест);
  • нерудные (неметаллические и негорючие полезные ископаемые: песок, гравий, глина, мел, известняк, различные соли. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни).  

 - Почему их разделили на  такие группы? ( от того, где они пригождаются);

 - Значит, они  обладают какими- то свойствами, которые человек знает и нуждается в них.

- Ребята! А вы бы хотели узнать: Как ищут горные породы?  Как  их добывают? Где и как человек использует горные породы и минералы? Как надо охранять полезные ископаемые?

- Ребята! Мы знаем, что каменный уголь является топливом, а только для этого его используют? А какими ещё свойствами он обладает? Знаете? А хотите узнать?

 III. Формулировка темы и целеполагание.

 3.1. Беседа

     Эта планета солнечной системы,   имеет шарообразную форму,  окружена воздушной оболочкой.  Поверхность ее – горы, равнины, овраги.  На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри   (в недрах)   –   ?

– Что нам предстоит сегодня узнать?

(Что находится в недрах Земли,  о богатствах Земли).

- Попробуйте  сформулировать тему сегодняшнего урока

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Прочитайте тему урока. “Свойства полезных ископаемых”

 3.2. Игра с буквами.

– Чтобы узнать, какие  полезные ископаемые будем подробно рассматривать,  необходимо собрать их названия из букв.

( На  магнитной  доске буквы в  свободном  порядке. Дети  собирают  из букв слова: каменный уголь, нефть, глина.)

 – Теперь более конкретно предположите, о чем пойдет речь на уроке ( О каменном  угле, нефти, глине)

Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

-  Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.

– Назовите свойства  известных вам полезных ископаемых.

 3.3.  Создание учебной ситуации

 – В жизни людей  полезные  ископаемые играют важную роль.

Каменный уголь называют «черным алмазом. Хотя если сравнивать уголь и алмазы, то, несмотря на то, что стоимость алмазов, по сравнению с углем очень высока, но все же пользы больше от каменного угля.

Если закончатся запасы алмазов, человечество сможет пережить данный кризис, поскольку есть много других драгоценных металлов и камней, которые смогут заменить алмазы. А альтернативы каменному углю на данный момент еще не найдено.

   -  Какой проблемный вопрос встает перед нами?

(Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?)

IV.Физкультминутка

V. Познавательная деятельность                                      

 

 5.1. Работа в группах.

Вспомните правила работы в группе. 

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

У  каждой группы есть «Лист юных исследователей» для  наших с вами записей.

     

 Порядок работы:

- Прочитайте план работы и распределите обязанности в группе: Исследователи -  те, кто анализируют текст и конкретизируют ответ;

Хронометрист - тот, кто следит за временем;

Эксперт - тот, кто заносит результат в таблицу;

Научный консультант - делает сообщение и предъявляет результат работы

                                                 

На доске план:

  1. Изучить свойства каменного угля (1 группа), нефти (2 группа), глины (3 группа).  
  2. Найти информацию о применении.
  3.  Заполнить таблицу.                      

- Сейчас каждая группа будет изучать свойства своего полезного ископаемого. Но для начала давайте вспомним о технике безопасности при работе с данным полезными ископаемыми: исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот. На стол расстелите сухие салфетки, а после работы вытрите руки влажными салфетками.

План работы

- У вас на столах лежит каменный уголь, пробирка с нефтью, глина.

- Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Молоток, гвоздь, стаканы с водой, лупа)

  1. Возьмите кусочек полезного ископаемого. Рассмотрите его с помощью лупы. Какого оно цвета? Понюхайте.
  2. Постучите по нему молотком, прочертите гвоздём. Что происходит?
  3. Опустите в стакан с водой. Что наблюдаете?

     4. Результаты занесите в таблицу.

Название полезного ископаемого______________________________________

Твёрдое или жидкое __?_______ ______________________________________

Цвет _?____________________________________________________________

Запах_?____________________________________________________________

Твёрдое или рыхлое (или пластичное)__________________________________

Тяжелее, легче воды _?______________________________________________

Растворимость___?_________________________________________________

Другие свойства_? Какие?______________________________________        _____        

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________________

                                   

Выводы:

1 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о каменном угле.

2 ГРУППА  рассказывает свои наблюдения о нефти.

3 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о глине.

VI.  Первичное закрепление                                

 6.1.  Работа по учебнику с.49

- Прочитайте текст и  ответьте на вопросы.

- Для чего необходимо топливо?

- Какие виды топлива вы знаете?

- Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?

- Почему сейчас не отапливают древесиной?

- Что заменило дрова?

                                                                           

VII. Итог урока .Рефлексия.

 - Что нового о полезных ископаемых вы сегодня узнали на уроке? основные свойства каменного угля :твёрдый, черный,  блестящий, оставляет следы при надавливании , не имеет запаха, тяжелее воды

- Какая у нас была цель?  Достигли мы её?

 - Сравните гипотезы и выводы. Какие гипотезы мы подтвердили?

 7.1.  Самооценка.

- Что вам было интересно на уроке?

- Где вам было трудно?

- Пришлось ли вам удивиться сегодня на уроке? Чему удивились?

 VIII. Домашнее задание (по выбору):

  1. Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :

- Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит,  

  известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?

2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:

- большинство полезных ископаемых – жидкие;

- места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.

3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)

3. Заключение

   На уроке по теме «Свойства полезных ископаемых»  обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

        Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебные вопросы способствовали организации посильного поиска нужной информации в различных источниках и  в тоже время опирались на  жизненный опыт ребят.

       Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Выполняемые групповые задания   способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, аргументировано доказывали свой выбор, делали выводы. Большое внимание уделялось отработке умению находить необходимые сведения в тексте и преобразовывать текст, умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе, работе своей группы, работе других групп.

        Интенсивность урока была оптимальной, с учётом  психолого - возрастных  особенностей обучающихся третьего класса. Ребятам было на уроке комфортно, чувствовали они себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах.  В групповой работе ребята учились договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат.

        Учебное время  использовалось эффективно, запланированный объём заданий  выполнен.

4.   Список  литературы:

  1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к  мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .
  3. Миронов,  А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах  [Текст]: методическое пособие / А. В. Миронов. – М. : Педагогическое сообщество России, 2002. – 189 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  5. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс.М.:ВАКО», 2008, .-(В помощь школьному учителю).
  6. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников Издательство «Учитель» 2011 г.
  7.  Плешаков А.А. Мир вокруг нас 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2005 г.
  8. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990
  9. Шатилова М.Ю, Селезнёва Н.И., Ильина Н.И. и др. Проектирование в начальной школе Издательство «Учитель» 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Урок «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые».

Урок проходит в форме путешествия по материку Африка. Изучение рельефа и его особенностей ведется различными способами и формами усвоения материала. Это работа в парах, групповая работа. Работа с испо...

Урок в 5 классе "Полезные ископаемые. Металлы"

Презентация к уроку биологии в 5 класс по теме "Полезные ископаемые. Металлы". Автор : Лобачева Е.В....

Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"

Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире.  Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, ...

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Полезные ископаемые.Металлы"

Презентация в помощь учителю и обучающимся при изучении темы "Полезные ископаемые.Металлы" на уроке природоведения в 5 классе...

Урок географии по теме "Полезные ископаемые" 6 класс

В 6 классе по программе Домогацких Е.М. выделен 1 урок на тему "Поелзные ископаемые". Он проводится после урока "Горные породы". Эта тема вызывает у ребят большой интерес и ее хорошо сочетать с практи...